Бюджетно-налоговая политика – как составная часть финансовой политики (Финансы, денежное обращение и кредит, Московский Финансово-Юридический Университет)
Введение 3
Раздел 1. Теоретические аспекты реализации бюджетно-налоговой политики, как составной части финансовой политики 6
1.1. Сущность и роль бюджетно-налоговой политики в финансовой системе 6
1.2. Виды бюджетно-налоговой политики 8
1.3. Цели и основные инструменты бюджетно-налоговой политики государства 9
Раздел 2. Анализ современной бюджетно-налоговой политики России 13
2.1. Анализ и оценка инструментов реализации современной бюджетно-налоговой политики России 13
2.2 Исследование проблем современной налоговой политики РФ 15
2.3 Оценка бюджетно-налоговой политики РФ за 2018-2020гг. 21
3. Перспективные направления реализации бюджетно-налоговой политики 28
3.1 Совершенствование механизма бюджетно-налоговой политики, как составной части финансовой политики 28
Заключение 31
Список использованных источников 35
Обоснование выбора темы и её актуальность. Актуальность темы исследования определяется высоким уровнем неопределенности в перспективном состоянии экономической безопасности Российской Федерации. Растущие угрозы экономической безопасности страны проявляются в различных сферах: уровне жизни домохозяйств, активности предприятий, динамике цен, диспропорциях развития отраслей экономики, государственных финансах. Одной из сфер, особенно подверженных влиянию современных тенденций развития экономики, является налоговая компонента экономической безопасности. Посредством реализации своих функций налоговая система страны играет важнейшую роль в обеспечении финансовыми ресурсами государственных политик, стимулировании экономического роста. Курсовая работа посвящена анализу тенденций бюджетно-налоговой политики Российской Федерации. Выводы, сделанные в работе, в которых отражены приоритетные проблемы развития экономики, могут найти практическое применение при решении проблем стимулирования экономического роста с использованием ее инструментария.
Степень изученности проблемы. Вопросы бюджетно-налоговой политики государства характеризуются сравнительно высокой степенью изученности. В работах российских и зарубежных авторов поднимается проблематика связи уровня налоговой нагрузки и темпов экономического развития, бюджетных расходов как инструмента стимулирования роста спроса в экономике. В публикациях в периодических изданиях затрагиваются вопросы эффективности современной бюджетно-налоговой политики страны, ее роли в стимулировании экономического роста. В то же время, незаслуженно мало внимания уделяется тому факту, что в ретроспективе 2018–2020 гг. бюджетно-налоговая политика страны несёт в себе признаки одновременно и стимулирующей и сдерживающей, в особенности – в части роста налоговой нагрузки (повышения НДС, НДФЛ по вкладам свыше определенной суммы, акцизов). Подобное развитие ситуации не отражает реальные потребности экономических субъектов в создании условий для ускоренного экономического роста и требует дополнительного исследования.
Целью исследования является характеристика роли бюджетно-налоговой политики как инструмента макроэкономического регулирования национальной экономики.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
- изучить сущность бюджетно-налоговой политики в системе государственных политик;
- дать характеристику инструментов и сфер применения бюджетно-налоговой политики с позиции влияния на экономику;
- выявить и обобщить приоритеты бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на современном этапе;
- проанализировать тенденции развития экономики Российской Федерации с позиции влияния бюджетно-налоговой политики;
- выявить и обобщить проблемы использования бюджетно-налоговой политики как инструмента регулирования экономики Российской Федерации - предложить рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой политики для ускорения экономического роста .
Объектом исследования является бюджетно-налоговая политика государства.
Предметом исследования выступает современная и перспективная роль бюджетно-налоговой политики в макроэкономическом регулировании национальной экономки.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам налоговой, финансовой, бюджетной политик государства, финансовой безопасности. В качестве информационной базы использованы материалы Министерства финансов, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, публикации Банка России.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения (общий объём 36 с., 5 рисунка, 6 таблицы), списка использованной литературы и приложений.
1. В работе рассмотрена сущность бюджетно-налоговой политики в комплексе политик государства. Бюджетно-налоговая политика является элементом финансовой и экономической политик, реализующим их цели и задачи в плоскости специфических объектов управления – бюджетной и налоговой систем государства. Роль налогов как инструмента регулирования экономики и социальной сферы, заключается в том, что они представляют собой принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.
2. Изучен инструментарий бюджетно-налоговой политики. Целями бюджетно-налоговой политики является цели государственного развития в финансовой сфере, а достигаются они посредством применения инструментов влияния на экономическое равновесие на макро- и мезо-уровнях. Указанные инструменты проявляются в широкой совокупности прямых и косвенных инструментов воздействия на финансовую систему государства в бюджетной и налоговой сфере. В рамках одного из методологических подходов к описанию механизмов государственной бюджетно-налоговой политики, она находит выражение в управлении мультипликаторами сбалансированного бюджета, а также налоговым мультипликаторов и мультипликаторов расходов бюджета. Использование государством бюджетных расходов и налоговой нагрузки в качестве инструмента антициклического регулирования, антикризисной политики, а также решения задач стимулирования экономического роста.
3. В работе рассмотрены приоритеты бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на современном этапе. Выбрано три основных вектора рассмотрения. Во-первых, декларируемые приоритеты финансовых властей, отраженные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики страны на плановый бюджетный период. Во-вторых, реально наблюдаемые параметры бюджетно-налоговой политики страны в части уровня налоговой нагрузки, роли налогов в бюджетной системе. В-третьих, объективные потребности экономического роста с позиции влияния на них бюджетно-налоговой политики. Декларируемые приоритеты бюджетно-налоговой политики достаточно позитивны с точки зрения снижения налоговой нагрузки для предприятий малого и среднего бизнеса. Повышение налоговой нагрузки на физические лица через обложение налогом банковских вкладов видится спорной мерой. Позитивно стоит оценивать усиление налоговой нагрузки на движение капитала из офшорных центров. По-прежнему высок остается объем налоговых расходов в отношении нефтегазового сектора. Реально наблюдаемые параметры бюджетно-налоговой политики страны в части уровня налоговой нагрузки, роли налогов в бюджетной системе указывают на повышение роли налогов в структуре доходов всех бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Значимую роль в этом сыграло повышение НДС в 2018 г.
4. Анализ тенденций развития экономики Российской Федерации с позиции влияния бюджетно-налоговой политики демонстрирует высокую потребность в применении бюджетно-налоговой политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста. Не решены задачи модернизации основных фондов в промышленности, диверсификации структуры экспорта, развития наукоемких производств и, в целом, повышения производительности труда в промышленности.
5. Дана характеристика основных проблем использования бюджетно-налоговой политики как инструмента регулирования экономики Российской Федерации. В качестве одной из основных проблем выделена угроза снижения налогового потенциала бизнеса и населения на фоне кризисных процессов в экономике и наблюдаемых усилий финансовых властей по усилению налоговой нагрузки. Другой проблемой является высокий уровень теневой занятости, снижающий эффективность использования инструментов бюджетно-налоговой политики как в части пополнения бюджетов, так и в части создания стимулов экономического роста.
Высокий уровень теневой занятости решено рассматривать в качестве индикатора признания экономическими агентами избыточного уровня налоговой и административной нагрузки, не соответствующего ожидаемым выгодам от ведения легальной деятельности. Находящиеся в теневом секторе экономические агенты не попадают в сферу применения инструментов бюджетно-налоговой политики, тем самым снижая их эффективность. В том числе речь идёт о стимулирующих мерах. Аналогичным индикатором является и рост количества экономических и налоговых преступлений.
Спорный с точки зрения использования бюджетно-налоговой политики как инструмента регулирования экономики Российской Федерации характер носит и рост налоговой и административной нагрузки на бизнес. Причины подобного роста вполне очевидны: приоритет бюджетного над налоговым компонентов политики. С другой стороны, решая оперативные задачи пополнения бюджета, государство создаёт предпосылки торможения экономического роста в дальнейшем, не способствуя выходу населения из теневого сектора экономики, улучшению финансового состояния малого и среднего бизнеса.
6. В качестве обобщающего вывода о состоянии бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на современном этапе сформулированы следующие выводы. Во-первых, в долгосрочной ретроспективе сохраняются проблемы в эффективности налоговых стимулов как фактора роста экономики. Во-вторых, в средне- и краткосрочной ретроспективе рост налоговой нагрузки на население и бизнес отражает попытку компенсировать падение нефтегазовых доходов как источника пополнения доходной части бюджетов. При условии высокого налогового потенциала и высокой устойчивости бизнеса подобные шаги не были бы угрожающими, но в кризисных для экономики условиях государству, напротив, целесообразно снижать уровень налоговой нагрузки и повышать бюджетные расходы, направляемые через контрактную систему на повышение деловой активности малого и среднего бизнеса.
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах // СПС Консультант
2. Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период"
3. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (утв. Минфином России) // СПС Консультант
Монографии:
1. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / А. С. Нешитой. — 12-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. — 310 c.
2. Курченко, Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. — М.: Дашков и К, 2018. — 252 c.
Публикации периодической печати:
1. Адеева, М.Ю. Налоговая безопасность региона в структуре его финансовой и экономической безопасности / М. Ю. Адеева / В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 125–129.
2. Белова, Е.Л., Солярик, М.А. Налоговое администрирование как особый инструмент обеспечения экономической безопасности России / Е. Л. Белова, М.А. Солярик // Калужский экономический вестник. 2017. - № 1. - С. 3–6.
3. Болатаева, А.А., Булкаева, Р.А., Джагаева, В.С. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Известия. - 2017. - № 6. - С. 41–45.
4. Буркальцева, Д.Д., Домбровская Е. К. Налоговая система: функции в системе общественных отношений // В сборнике: Финансовые рынки и инвестиционные процессы Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 45–47.
5. Гончаренко, Л.И., Малис, Н.И. Некоторые аспекты совершенствования налоговой политики России в кризисных экономических условиях / Л. И. Гончаренко, Н.И. Малис // Казанский экономический вестник. - 2015. - № 1 (15). - С. 5–11.
6. Дабагян А.А., Холодникова Д. А. К вопросу об экономической безопасности России: проблема коррупции // Наука сегодня: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 140–142.
7. Игонина Л. Л. Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики: ретроспективный и целеориентированный подходы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. № 28 (265). С. 2–10.
8. Кудреватых Н.В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6–2. С. 253–261.
9. Миронова, О.А. Основы и взаимосвязь категорий "экономическая безопасность" и "налоговая безопасность" / О. А. Миронова, М.С. Шемякина // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (28). С. 125–131.
10. Митюрникова, Л.А., Ревякина Т. Ю. Налоговая система как основной регулятор развития налогового потенциала государства (сравнительный анализ налоговых систем Канады, России, Японии) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 5. - С. 26–35.
11. Пансков, В.Г. Настройка российской налоговой системы: необходимость, проблемы, пути решения / В.Г. Пансков // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – С.4.
12. Поклонова, Е.В., Азизова С. С. Налоговая система РФ: современное состояние и тенденции развития // Достижения вузовской науки. - 2017. - № 29. - С. 170–176.
13. Сечняк А.А. Бюджетно-налоговая политика: категориальный анализ в современной экономической науке / В книге: IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ" Сборник тезисов научных работ. Финансово-экономический научный совет. 2015. - С. 106–110.
14. Терентьева, Т.О., Куртсеитова, Л.Т. Анализ влияния повышения НДС на покупательную способность российского потребителя / Т. О. Терентьева, Л. Т. Куртсеитова // Global and Regional Research. 2019. Т. 1. № 2. С. 433–438.
15. Тернопольская, Г.Б., Тютюрюков, Н.Н. Налоговые инструменты поддержки граждан и бизнеса в постпандемический период / Г.Б. тернопольская, Н.Н. Тютюрюков // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. № 3. С. 290–297.
16. Трибунская, Т.Ю. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ // Вестник магистратуры. - 2017. - № 6–1 (69). - С. 79–81.
Ресурсы Интернета:
1. Разъяснение Минфина России "Об уплате НДФЛ с процентных доходов по вкладам" // СПС Консультант - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349090/
2. Минфин России [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/conbud/
3. Годовой отчет Банка России за 2019 год / Банк России [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/27873/ar_2019.pdf
4. Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации // Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/conbud/
5. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России/ Портал правовой статистики Российской Федерации - http://crimestat.ru/analytics
6. Corporate Tax Rates around the World, 2019 / Tax Foundation [Электронный ресурс] // URL: https://taxfoundation.org/corporate-tax-rates-around-the-world-2019/