Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатаций транспортных средств (ст.264 УК РФ) (Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления)

Работа №117983

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

уголовное право

Объем работы36
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
1.1 Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
1.2 Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 9
Глава 2. Проблемные аспекты и особенности квалификации составов преступлений, предусмотренных статьями 264-264.3 УК РФ 15
2.1 Проблемы, возникающие при квалификации преступлений по ст. 264 УК РФ 15
2.2 Особенности квалификации преступлений по ст. 264.1 УК РФ 20
2.3 Особенности квалификации преступлений по ст. 264.2 УК РФ 25
2.4 Особенности квалификации преступлений по ст. 264.3 УК РФ 28
Заключение 31
Список использованных источников 34

С учетом интенсивного развития различных технологий и активным техническим развитием в целом транспорт стал играть очень важную роль в жизни всего человечества, включая население Российской Федерации. При этом, к безопасности транспортных средств и их эксплуатации стали предъявляться требования, нарушение которых может повлечь не только административную ответственность, но и уголовную. Причем, в последние годы были криминализированы некоторые деяния, ранее относившиеся к административным правонарушениям, например, управление транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, и ранее подвергнутыми административным наказаниям за аналогичные деяния.
На современном этапе для уголовной политики России одними из важнейших являются проблемы, связанные с обеспечением безопасности участников дорожного движения. Учитывая же, что обязательным условием, позволяющим безопасно функционировать транспорту, является соблюдение установленных правил каждым из участников движения, любое нарушение подобных правил может стать причиной причинения тяжкого вреда здоровью либо гибели людей.
Итак, актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в России аварийность на дорогах по-прежнему остается на высоком уровне, а ее последствия становятся тяжелым бременем для экономики страны. Во-вторых, постоянно увеличивающееся количество транспорта намного опережает развитие соответствующей транспортной инфраструктуры, в связи с чем ситуация с аварийностью только ухудшается и, как следствие, от государства требуются дополнительные организационные, экономические и правовые меры.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с регламентацией уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются положения Уголовного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, монографическая, научная, учебная и специальная юридическая литература по данной проблематике, а также материалы судебной практики.
Цель работы заключается в исследовании и обобщении теоретических положений и выявлении проблемных аспектов в сфере регламентации уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
 исследовать понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
 дать уголовно-правовую характеристику нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
 выявить проблемы, возникающие при квалификации преступлений по ст. 264, 264.1, 264.2 и 264.3 УК РФ.
Теоретическую основу исследования составили работы Г.Г. Атояна, М.В. Афанасьева, А.И. Бельского, В.И. Жулева, А.В. Кудряшова и других авторов.
Методологическую базу исследования представляет общенаучный диалектический метод познания явлений и процессов. Кроме того, применялись формально-логический и системно-структурный методы.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, разделенные на шесть параграфов, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем основные выводы.
С учетом объекта классификация преступлений, которые входят в главу «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», выглядит следующим образом:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, ст. 264, ст. 264.1, ст. 264.2, ст. 264.3, ст. 266, ст. 267.1, ст. 268 УК РФ);
2) преступления, непосредственно не связанные с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263.1, 267, 270-271.1 УК РФ).
Для правильной квалификации преступных деяний по ст. 264 УК РФ необходимо установление объективных и субъективных признаков. Следователи в постановлениях о привлечении в качестве обвиняемых и в обвинительных заключениях, а судьи – в приговорах обязаны указывать, какие именно правила дорожного движения, а также эксплуатации транспортных средств были нарушены виновными лицами, в чем конкретно выразились данные нарушения, и состоят ли они в причинной связи с наступившими преступными последствиями, кроме того, должны излагаться механизмы ДТП.
Проанализировав проблемы, возникающие при квалификации преступлений по ст. 264 УК РФ, мы пришли к выводу о том, что в санкции ч. 6 ст. 264 УК РФ в случаях причинения смерти пьяными водителями двум и более лицам необходимо помимо лишения свободы предусмотреть и лишение права управления транспортным средством не на три года (как сейчас), а на более длительные сроки с конфискацией автомобилей как орудий убийства. Полагаем, что подобная мера будет вполне справедливой, а самое главное, она будет эффективно работать в части предупреждения этих опасных для общества уголовно наказуемых деяний.
Также в целях повышения эффективности мер уголовно-правовой политики государства, направленных на противодействие дорожно-транспортным происшествиям, следует скорректировать пределы уголовно-правовых санкций с учетом той реальной опасности, которую представляют уголовно наказуемые нарушения правил дорожного движения, а также эксплуатации транспортных средств.
При этом, необходимо приведение правоприменительной практики в исследуемой сфере к единообразию, ведь какими бы прекрасными не были законы, в результате необоснованного, неверного или искаженного их применения желаемый эффект никогда не будет достигнут.
Кроме того, по нашему мнению, в ст. 264 УК РФ целесообразно вернуть ответственность за причинение вреда здоровью человека средней тяжести, поскольку этот вред граничит с тяжким вредом, когда потерпевшему причиняются травмы, серьезно влияющие на его здоровье.
Причинение вреда здоровью или причинение смерти потерпевшему при совершении автоаварии лицом, управлявшим автомобилем в значительной степени опьянения, следует признавать, по нашему мнению, совершенным с косвенным умыслом, а не по неосторожности. Косвенный умысел на убийство человека в данном случае при совершении автоаварии нужно признавать с момента, когда пьяный сел за руль источника повышенной опасности.
Говоря об особенностях квалификации преступлений по ст. 264.1 УК РФ, следует выделить следующие проблемы:
- отсутствие в норме срока после первого наказания, а также непризнание транспортного средства орудием преступления;
- в правоприменительной практике при обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ сложилась определенная концепция, согласно которой водитель, который был пойман в состоянии опьянения второй раз, усиленно пытается уйти от уголовной ответственности;
- неоднократность совершения в конкретный срок;
- управление именно транспортным средством, которое предлагается считать орудием преступления.
Таким образом, мы видим, что при квалификации преступного деяния, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, на практике возникает довольно много проблемных вопросов, требующих дальнейшего научного осмысления.
Проанализировав составы преступлений, предусмотренных статьями 264.2 и 264.3 УК РФ, хочется отметить, что к эффективности данных норм отношение скептическое, что во многом обусловлено низкой оценкой эффективности применения ст. 264.1 УК РФ, а также тем обстоятельством что преступность деяния ставится в зависимость не от качественных признаков, а от фактической частоты совершения непреступных деяний и вдобавок от наличия официальной реакции в виде наложения административного взыскания. Да, в отношении некоторых лиц административные меры не совсем эффективны и, может быть, и необходимо применять более строгие меры уголовного характера, но тогда стирается грань между преступлением и правонарушением.
Тем не менее, хочется надеяться, что введение и применение этих норм сможет повлиять на уменьшение количества нетрезвых водителей и водителей, грубо нарушающих правила дорожного движения.



1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. №50. Ст. 4873.
4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 24.10.2022) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №47. Ст. 4531.

Материалы судебной практики
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 №25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. №2.
6. Постановление Верховного суда Удмуртской Республики от 18.04.2017 по делу №4а-172/2017. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.03.2023).
7. Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 27.09.2017 по делу №33-4639/2017. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.03.2023).
8. Приговор Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 01.08.2019 по делу №1-67/2019. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 07.03.2023).
9. Приговор Малоярославского районного суда Калужской области от 02.06.2021 по делу №1-101/2021. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 07.03.2023).
10. Приговор Калининского районного суда Тверской области от 02.03.2022 по делу №1-45/2022. URL: https://sudrf.ru (дата обращения: 07.03.2023).

Научная и учебная литература
11. Атоян Г.Г. Уголовно-правовой анализ преступлений, затрудняющих нормальное функционирование транспортных средств // Смальта. 2019. №1. С. 12-14.
12. Афанасьев М.В. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2018. 23 с.
13. Бельский А.И., Ягодин Р.С. Проблемы правоприменения положений статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Российский следователь. 2019. №9. С. 20-23.
14. Жулев В.И. Транспортные преступления. Комментарий законодательства. М.: Спарк, 2019. 190 c.
15. Кафиатулина А.В. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами (ст. 264.2 УК РФ) // Уголовная политика и правоприменительная практика. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. СПб., 2022. С. 278-284.
16. Козун А.В. Вопросы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) // В сборнике: Актуальные проблемы правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Омск, 2018. С. 532-562.
17. Кудряшов А.В. Проблемы эффективности уголовного наказания за нарушение правил дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 3. №1. С. 84-86.
18. Петров Е.Е. Общая характеристика преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы права и управления. Петрозаводск, 2019. С. 129-138.
19. Сальмаер Т.Э., Иваньков А.В. К вопросу о субъекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // NovaUm.Ru. 2018. №12. С. 184-186.
20. Самойлюк Н.В. К вопросу о видах преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // В сборнике: Новейшие достижения и успехи развития юриспруденции. Краснодар, 2019. С. 11-14.
21. Сердюк Л.В. Безопасность эксплуатации транспорта, охрана общественного порядка и защита личности // Lex russica. 2018. №11. С. 126-134.
22. Сидоренко Э.Л. Гуманизация уголовного законодательства сквозь призму системного анализа // Мировой судья. 2019. №11. С. 18-22.
23. Симакина И.А., Антонов А.А., Шкеля О.В. и др. О привлечении к ответственности за повторное управление транспортными средствами лиц, лишенных права управления // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2022. №4. С. 227-231.
24. Шерпеева А.З. Вопросы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Актуальные вопросы современной науки и практики. Материалы III Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 45-49.

Интернет-ресурсы
25. Данные статистики Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 07.03.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ