Методика расследования взяточничества
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 7
1.1 История развития взяточничества 7
1.2 Криминалистическая характеристика взяточничества 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 23
2.1 Особенности возбуждения уголовного дела 23
2.2 Планирование первоначального этапа расследования 27
2.3 Особенности тактики отдельных действий 43
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ПУТИ РЕШЕНИЯ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 7
1.1 История развития взяточничества 7
1.2 Криминалистическая характеристика взяточничества 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 23
2.1 Особенности возбуждения уголовного дела 23
2.2 Планирование первоначального этапа расследования 27
2.3 Особенности тактики отдельных действий 43
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ПУТИ РЕШЕНИЯ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность темы. В условиях XXI века, коррупция в целом, и взяточничество в частности, является предметом повышенного общественного внимания и изучения различными областями права. Проблема коррупции в органах власти приобрела широкомасштабный и системный характер, именно поэтому коррупция является одним из самых глобальных социально - негативных явлений.
Наиболее опасной формой проявления коррупции является взяточничество. Это объясняется тем, что взяточничество (дача взятки, посредничество во взятки или получение взятки) является одним из наиболее опасных коррупционных преступлений наказуемых не только в Российской Федерации, но и во многих странах мира.
Борьба с данным преступлением вот уже многие годы не теряет своей актуальности. В последнее время взяточничество приобрело не просто масштабный характер, но и стало обыденным, привычным явлением в жизни общества. К сожалению, ни одна государственная управленческая система не свободна от взяточничества, и определенную опасность она представляет в уголовно-исполнительной системе.
Согласно положениям Федерального закона «О противодействии коррупции» получение взятки представляет собой одно из проявлений коррупции. В свою очередь коррупция, представляет собой правовую проблему, в равной мере касающуюся как любого гражданина государства в отдельности, так и государственной власти в целом. Для государственного аппарата данная проблема приобрела особое значение, т.к. наиболее негативным последствием ее нерешенности выступает утрата законодательством своего первоначального социального назначения. В обозначенных условиях законодательство не исполняет функции направленной на обеспечение законных прав и интересов членов общества, а применяется в как средство для удовлетворения нужд отдельных членов общества, что ведет к обесцениванию его значения и восприятию людьми права как пустую формальность.
В современных условиях данное преступление занимает доминирующую позицию в системе коррупционных преступлений. Так, в 2007 году в РФ было зарегистрировано 3420 преступлений по ст. 290 УК РФ, в 2008 г. - 3680, в 2009 г. - 4126, в 2010 г. - 5468, в 2011 г. - 7856 преступлений, в 2012 г. - 5980, в 2013 г. - 6947, в 2014 г. - 6576, в 2015 г. - 9148, в 2016 г. - 5980, в 2017 г. - 6123 факта получения взятки .
Обозначенные цифры показывают, что эффективность уголовно-правовых мер воздействия на получателей взятки является недостаточной, на основании чего коррупционные преступления, представляют собой одну из серьезнейших угроз государственной безопасности РФ; данный вид преступности приобрел не просто угрожающие масштабы, страшнее, что он стал обыденным, привычным явлением, которое угрожает устойчивому развитию страны.
Вопросы квалификации и расследования взяточничества рассматривали такие авторы как: Н.С. Александрова, М.В. Баранчикова, В.Н. Борков, Е.А. Загрядская, О.С. Капинус, В.В. Качалов, М.В. Костенников, Г.А. Майстренко, Д.В. Мирошниченко, О.С. Поздеева, Т.А. Сахарова, А.Н. Тарбагаев, К.Б. Токтосунов, Е.Ю. Уткина, В.Ф. Щепельков, П. Яни, С.А. Яшков и др.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе расследования получения взятки.
Предметом исследования выступают нормы, устанавливающие особенности и методики расследования получения взятки.
Целью настоящего исследования выступает анализ криминалистической характеристики получения взятки, определение проблем расследования взяточничества и поиск путей их решения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историю развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за получение взятки;
- рассмотреть криминалистическую характеристику взяточничества;
- проанализировать особенности возбуждения уголовного дела;
- рассмотреть особенности планирования первоначального этапа расследования;
- рассмотреть особенности тактики отдельных действий;
- выявить проблемы расследования взяточничества и предложить пути их решения.
Методологической базой исследования следующие методы исследования: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Уголовный кодекс РФ, иные российские законы и нормативно-правовые акты, постановления и определения высших судебных инстанций.
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких авторов как Н.А. Бабий, Г.А. Василевич, Б.В. Волженкин, А.И. Добродей, Б.Д. Завидов. Б.В. Здравомыслов, А.И. Клим, А.И. Лукашев, В.В. Мороз, Э.С. Саркисова и др.
Исходя из целей и задач построена структура работы, которая состоит из введения, трех глав, разбитые на параграфы, заключения и список используемой литературы.
Наиболее опасной формой проявления коррупции является взяточничество. Это объясняется тем, что взяточничество (дача взятки, посредничество во взятки или получение взятки) является одним из наиболее опасных коррупционных преступлений наказуемых не только в Российской Федерации, но и во многих странах мира.
Борьба с данным преступлением вот уже многие годы не теряет своей актуальности. В последнее время взяточничество приобрело не просто масштабный характер, но и стало обыденным, привычным явлением в жизни общества. К сожалению, ни одна государственная управленческая система не свободна от взяточничества, и определенную опасность она представляет в уголовно-исполнительной системе.
Согласно положениям Федерального закона «О противодействии коррупции» получение взятки представляет собой одно из проявлений коррупции. В свою очередь коррупция, представляет собой правовую проблему, в равной мере касающуюся как любого гражданина государства в отдельности, так и государственной власти в целом. Для государственного аппарата данная проблема приобрела особое значение, т.к. наиболее негативным последствием ее нерешенности выступает утрата законодательством своего первоначального социального назначения. В обозначенных условиях законодательство не исполняет функции направленной на обеспечение законных прав и интересов членов общества, а применяется в как средство для удовлетворения нужд отдельных членов общества, что ведет к обесцениванию его значения и восприятию людьми права как пустую формальность.
В современных условиях данное преступление занимает доминирующую позицию в системе коррупционных преступлений. Так, в 2007 году в РФ было зарегистрировано 3420 преступлений по ст. 290 УК РФ, в 2008 г. - 3680, в 2009 г. - 4126, в 2010 г. - 5468, в 2011 г. - 7856 преступлений, в 2012 г. - 5980, в 2013 г. - 6947, в 2014 г. - 6576, в 2015 г. - 9148, в 2016 г. - 5980, в 2017 г. - 6123 факта получения взятки .
Обозначенные цифры показывают, что эффективность уголовно-правовых мер воздействия на получателей взятки является недостаточной, на основании чего коррупционные преступления, представляют собой одну из серьезнейших угроз государственной безопасности РФ; данный вид преступности приобрел не просто угрожающие масштабы, страшнее, что он стал обыденным, привычным явлением, которое угрожает устойчивому развитию страны.
Вопросы квалификации и расследования взяточничества рассматривали такие авторы как: Н.С. Александрова, М.В. Баранчикова, В.Н. Борков, Е.А. Загрядская, О.С. Капинус, В.В. Качалов, М.В. Костенников, Г.А. Майстренко, Д.В. Мирошниченко, О.С. Поздеева, Т.А. Сахарова, А.Н. Тарбагаев, К.Б. Токтосунов, Е.Ю. Уткина, В.Ф. Щепельков, П. Яни, С.А. Яшков и др.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе расследования получения взятки.
Предметом исследования выступают нормы, устанавливающие особенности и методики расследования получения взятки.
Целью настоящего исследования выступает анализ криминалистической характеристики получения взятки, определение проблем расследования взяточничества и поиск путей их решения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историю развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за получение взятки;
- рассмотреть криминалистическую характеристику взяточничества;
- проанализировать особенности возбуждения уголовного дела;
- рассмотреть особенности планирования первоначального этапа расследования;
- рассмотреть особенности тактики отдельных действий;
- выявить проблемы расследования взяточничества и предложить пути их решения.
Методологической базой исследования следующие методы исследования: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Уголовный кодекс РФ, иные российские законы и нормативно-правовые акты, постановления и определения высших судебных инстанций.
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких авторов как Н.А. Бабий, Г.А. Василевич, Б.В. Волженкин, А.И. Добродей, Б.Д. Завидов. Б.В. Здравомыслов, А.И. Клим, А.И. Лукашев, В.В. Мороз, Э.С. Саркисова и др.
Исходя из целей и задач построена структура работы, которая состоит из введения, трех глав, разбитые на параграфы, заключения и список используемой литературы.
Основные выводы по работе содержат следующие положения:
Исторический анализ уголовной ответственности за получение взятки показал, что:
- на протяжении исторического развития менялась объективная сторона преступления, т.к. в связи с изменением социально-политических и экономических условий менялись также формы и виды взяточничества;
- круг квалифицирующих признаков также постоянно расширялся;
- круг субъектов на протяжении всего времени имел тенденцию к конкретизации и развитию формулировки «должностного лица»;
- наказуемость деяния также претерпевала изменения, имея тенденция к появлению больших штрафов как альтернативы лишению свободы;
- крупный и особо крупный размер взятки изменялся в сторону увеличения суммы.
Получение взятки - формальный по конструкции объективной стороны состав преступления.
Взяточничество на любом этапе исторического развития сопровождает государственный аппарат. Масштабы этого явления находятся в прямой зависимости от государственного аппарата, а также действующего на тот период политического режима.
Как было выяснено в первой главе особенностью взяточничества в России является его историческая предрасположенность и необычайная распространённость.
Можно выделить ряд причин, по которым возникает взяточничество:
1) Низкая заработная плата труда должностных лиц;
2) Уровень коррупции зависит от стабильности общества. Во время войн, революций, кризисов он резко возрастает;
3) Уровень жизни населения. Коррупция охватывает более бедные страны, где нет стабильность в обществе, в экономике.
Проанализировав работу можно сделать ряд логических выводов и предложений:
-упростить процедуру документооборота в стране;
-повысить профессиональный уровень лиц, которые занимают публичные должности;
- снизить прямое взаимодействие между чиновниками и гражданами. Для этого необходимо разработать систему получения услуг с использованием специальных электронных средств;
- необходимо провести более четкое разграничение между понятиями «подарок» и «взятка». Для этого необходимо внести некоторые изменения в ФЗ «Об основах государственной службы РФ». За основу нужно использовать статью гражданского законодательства, которая регламентирует получение подарка государственным служащим. Несомненно, четкость нормативных разъяснений закона на прямую зависит от четкого понимания смысла законодательных формулировок;
- было бы целесообразно разделить на самостоятельные составы само получение взятки и посредничество в получение взятки. Современное законодательство не рассматривает фактическое участие посредника во взяточничестве двух преступлений, таких как получение взятки и дача взятки, то есть здесь на лицо идеальная совокупность преступлений, в одном действии содержатся признаки преступлений, предусмотренных двумя самостоятельными статьями Уголовного Кодекса.
- в связи с тем, что закон не содержит понятия минимального размера предмета взятки, считаем целесообразным дополнить примечание 1 к ст. 290 УК следующим содержанием: «взяткой следует считать любое вознаграждение (независимо от его стоимости), если дача взятки происходит с целью добиться выполнения должностным лицом конкретных действий в интересах взяткодателя»;
- ужесточить уголовное наказание за совершение коррупционных преступлений.
Таким образом, в настоящем исследовании нами были рассмотрены основные вопросы, касающиеся законодательного закрепления состава и ответственности за получение взятки. Рассмотренные проблемы являются животрепещущими. К сожалению, в рамках настоящего исследования мы не можем осветить все проблемные вопросы, однако предложенные нами пути решения изученных проблем могут оказаться полезными не только с теоретической точки зрения, но и для правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
В связи с этим, для эффективного расследования взяточничества на первоначальном этапе и далее необходимо:
- установить статус должностного лица, его компетенцию, круг его полномочий и служебных обязанностей, ближайшее окружение, возможных соучастников;
- установить обстоятельства совершения преступления, характер действия (или бездействия) должностного лица, характер и тяжесть наступивших последствий, причинную связь между действиями должностного лица и наступившими последствиями, систематический характер преступной деятельности;
- провести тщательную проверку и оценку совокупности полученных доказательств.
Поскольку коррупционные преступления совершаются, как правило, должностными лицами со значительным объемом полномочий в определенных сферах деятельности, соучастниками преступлений которых могут быть сотрудники правоохранительных органов и иные влиятельные лица, то серьезным препятствием для объективного и всестороннего расследования уголовных дел является активное противодействие уголовному преследованию. Следователю необходимо своевременно принять соответствующие меры по нейтрализации такого противодействия.
Исторический анализ уголовной ответственности за получение взятки показал, что:
- на протяжении исторического развития менялась объективная сторона преступления, т.к. в связи с изменением социально-политических и экономических условий менялись также формы и виды взяточничества;
- круг квалифицирующих признаков также постоянно расширялся;
- круг субъектов на протяжении всего времени имел тенденцию к конкретизации и развитию формулировки «должностного лица»;
- наказуемость деяния также претерпевала изменения, имея тенденция к появлению больших штрафов как альтернативы лишению свободы;
- крупный и особо крупный размер взятки изменялся в сторону увеличения суммы.
Получение взятки - формальный по конструкции объективной стороны состав преступления.
Взяточничество на любом этапе исторического развития сопровождает государственный аппарат. Масштабы этого явления находятся в прямой зависимости от государственного аппарата, а также действующего на тот период политического режима.
Как было выяснено в первой главе особенностью взяточничества в России является его историческая предрасположенность и необычайная распространённость.
Можно выделить ряд причин, по которым возникает взяточничество:
1) Низкая заработная плата труда должностных лиц;
2) Уровень коррупции зависит от стабильности общества. Во время войн, революций, кризисов он резко возрастает;
3) Уровень жизни населения. Коррупция охватывает более бедные страны, где нет стабильность в обществе, в экономике.
Проанализировав работу можно сделать ряд логических выводов и предложений:
-упростить процедуру документооборота в стране;
-повысить профессиональный уровень лиц, которые занимают публичные должности;
- снизить прямое взаимодействие между чиновниками и гражданами. Для этого необходимо разработать систему получения услуг с использованием специальных электронных средств;
- необходимо провести более четкое разграничение между понятиями «подарок» и «взятка». Для этого необходимо внести некоторые изменения в ФЗ «Об основах государственной службы РФ». За основу нужно использовать статью гражданского законодательства, которая регламентирует получение подарка государственным служащим. Несомненно, четкость нормативных разъяснений закона на прямую зависит от четкого понимания смысла законодательных формулировок;
- было бы целесообразно разделить на самостоятельные составы само получение взятки и посредничество в получение взятки. Современное законодательство не рассматривает фактическое участие посредника во взяточничестве двух преступлений, таких как получение взятки и дача взятки, то есть здесь на лицо идеальная совокупность преступлений, в одном действии содержатся признаки преступлений, предусмотренных двумя самостоятельными статьями Уголовного Кодекса.
- в связи с тем, что закон не содержит понятия минимального размера предмета взятки, считаем целесообразным дополнить примечание 1 к ст. 290 УК следующим содержанием: «взяткой следует считать любое вознаграждение (независимо от его стоимости), если дача взятки происходит с целью добиться выполнения должностным лицом конкретных действий в интересах взяткодателя»;
- ужесточить уголовное наказание за совершение коррупционных преступлений.
Таким образом, в настоящем исследовании нами были рассмотрены основные вопросы, касающиеся законодательного закрепления состава и ответственности за получение взятки. Рассмотренные проблемы являются животрепещущими. К сожалению, в рамках настоящего исследования мы не можем осветить все проблемные вопросы, однако предложенные нами пути решения изученных проблем могут оказаться полезными не только с теоретической точки зрения, но и для правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
В связи с этим, для эффективного расследования взяточничества на первоначальном этапе и далее необходимо:
- установить статус должностного лица, его компетенцию, круг его полномочий и служебных обязанностей, ближайшее окружение, возможных соучастников;
- установить обстоятельства совершения преступления, характер действия (или бездействия) должностного лица, характер и тяжесть наступивших последствий, причинную связь между действиями должностного лица и наступившими последствиями, систематический характер преступной деятельности;
- провести тщательную проверку и оценку совокупности полученных доказательств.
Поскольку коррупционные преступления совершаются, как правило, должностными лицами со значительным объемом полномочий в определенных сферах деятельности, соучастниками преступлений которых могут быть сотрудники правоохранительных органов и иные влиятельные лица, то серьезным препятствием для объективного и всестороннего расследования уголовных дел является активное противодействие уголовному преследованию. Следователю необходимо своевременно принять соответствующие меры по нейтрализации такого противодействия.
Подобные работы
- Расследование взяточничества
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Методика расследования дачи и получения взятки
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Особенности методики расследования взяточничества
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Методика расследования должностных преступлений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Анализ прокурором материалов уголовного дела о взяточничестве, поступивших с обвинительным заключением
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - Расследование преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Расследование взяточничества
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



