Введение 9
Глава 1. Теоретические основы маркетинга 13
1.1 Товарная политика 15
1.2 Ценообразование 22
1.3 Продвижение товаров 26
Глава 2. Общая характеристика рынка кофеен г. Томска 32
2.1 Тенденции развития рынка общественного питания в г. Томске 32
2.2 Анализ конкурентов 36
2.3 Анализ ассортиментных характеристик конкурентов 38
2.4 Сравнение конкурентов по ценовым показателям 46
2.5 Анализ политики распределения конкурентов 49
2.6 Политика продвижения конкурентов 52
Глава 3. Анализ результативности маркетинговой деятельности кафе «Dolce» 57
3.1 Характеристика кафе «Dolce» 57
3.2 Организационная структура управления кафе 58
3.3 Комплексный анализ кафе «Dolce» по системе 4 p 60
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности кафе
«Dolce» 69
Глава 4. Анализ корпоративной социальной ответственности кафе «Dolce» 75
4.1 Элементы корпоративной социальной ответственности кафе «Dolce» 75
4.2 Программы КСО на примере кафе «Dolce» 75
Заключение 83
Список публикаций студента 86
Список используемых источников 87
Приложение А. Основные показатели деятельности предприятий розничной торговли и
общественного питания на территории города Томска 90
Приложение Б. Сети представителей Traveller’s coffee 92
Приложение В. Оценка глубины ассортимента кофеен по группе кофе 93
Приложение Г. Сравнительный анализ цен ассортимента основных конкурентов 96
Приложение Д. SWOT-Анализ приоритетных конкурентов 99
Приложение Е. STEP-анализ факторов внешней макросреды кафе «Dolce» 102
Приложение Ж. Товарная политика приоритетных конкурентов 103
Приложение З. Сбытовая политика приоритетных конкурентов 104
Приложение И. Анкета владельца клубной карты 106
Приложение К. Дизайн меню «Dolce» 107
Приложение Л. Разработанный дизайн страницы «Домашняя пицца» и «Коно-Пицца» 1 08
В современных условиях почти невозможно представить успешно функционирующее предприятие, которое не использовало бы в своей работе инструменты маркетинга. В свою очередь маркетинг является одной из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т. п.
Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. Профессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений.
Применение маркетинга дает возможность предприятию приспособиться к условиям изменчивой окружающей среды и занять выгодную конкурентную позицию, выделить свой товар из общей массы аналогичных продуктов, сделать его более привлекательным в глазах потребителя.
Успех на рынке определяет покупательское предпочтение, его выбор. Этому в решающей степени способствует хороший маркетинг. Именно малые и средние предприятия часто не имеют возможности своевременно реагировать на трудности реализации. С другой стороны, они очень быстро ощущают, что значит не суметь приспособиться к новым требованиям в условиях меняющегося рынка. Маркетинг предлагает этим предприятиям многочисленные варианты действий для выхода из затруднительного положения.
Объектом исследования является кафе «Dolce». Предметом исследования является маркетинговая политика, применяемая в заведении общественного питания г.Томска.
Кафе «Dolce» существует на рынке г.Томска 3 года. За данный промежуток времени количество заведений общественного питания стремительно выросло. Это и обуславливает необходимость усовершенствования маркетинговой политики по выбранному заведению.
Выпускная квалификационная работа состоит из 4-х глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы маркетинга: основные понятия и определения маркетинга, обозначена роль и необходимость маркетинга на предприятии.
Во второй главе представлен анализ рынка кофеен г. Томска, подробно проведены следующие анализы: анализ конкурентов, анализ ассортиментных характеристик конкурентов, произведено сравнение конкурентов по ценовым показателям, а также выполнен анализ политики распределения конкурентов и политики продвижения конкурентов, в ходе которых выявлены тенденции развития рынка общественного питания в г. Томске.
В третьей главе представлен анализ результативности маркетинговой деятельности кафе «Dolce», дана характеристика предприятия, проанализирована структура и состав персонала компании, выполнен комплексный анализ кафе «Dolce» по концепции 4 р, предложены рекомендации по управлению маркетинговой политикой предприятия.
В четвертой главе подробно проанализирована социальная ответственность кафе «Dolce», определена роль предприятия и основные принципы работы с заинтересованными сторонами. Оценены затраты и результаты программ, проведенных компанией. Сделаны выводы.
Цель данной работы - разработка рекомендаций по улучшению маркетинговой политики предприятия на примере кафе «Dolce». Для планируемого достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) выявлены теоретические аспекты маркетинговой политики;
2) проанализирована тенденцию развития рынка общественного питания в г. Томске;
3) выявлены основные конкуренты кафе «Dolce»
4) проанализированы ассортиментные характеристики конкурентов;
5) проведен сравнительный анализ компании с конкурентами по ценовым показателям;
6) проанализирована политика распределения конкурентов;
7) проанализирована политика продвижения конкурентов;
8) проанализирована результативность маркетинговой деятельности кафе «Dolce»;
9) выявлены недостатки маркетинговой политики предприятия
10) разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой политики.
Теоретическая и практическая значимость работы связана с тем, что проведенное маркетинговое исследование, включающее в себя вышеописанные задачи, имеет практическую направленность и его результаты могут быть внедрены как в предприятии «Dolce», так и в других аналогичных предприятиях.
В процессе исследования проводились анализ специализированной литературы, самостоятельно собранного материала, анкетирование и устный опрос в форме интервьюирования, статьи из научно-практических изданий, интернет-ресурсы сайтов.
Проведенный анализ комплекса маркетинга кафе «Dolce», а также внешней среды позволит дать рекомендации по усовершенствованию маркетинговых инструментов, а их внедрение, в свою очередь, благоприятно скажется на рыночных показателях этого заведения.
В целом, данный анализ позволяет получить общую информацию о состоянии рынка кофеен в г. Томске с точки зрения степени жесткости конкуренции и глубины удовлетворения спроса на услуги кофеен; выявить конкурентов - лидеров томского рынка, определить сегменты потребителей услуг кофеен, сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию маркетинговой политики.
Кафе «Dolce» - сравнительно молодое, развивающееся предприятие, которое на сегодняшний день ещё не полностью показало себя на конкурентоспособном рынке кофеен г. Томска. Ныне работающая команда сотрудников проделала огромный труд по развитию предприятия.
На данный момент заведение нельзя назвать лидером среди аналогичных заведений г.Томска, и необходима непрерывная работа, связанная с маркетинговой политикой предприятия.
Цели и задачи, поставленные в работе выполнены. В частности, проведено исследование, разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности кафе «Dolce».
Выявление сильных и слабых сторон существующей маркетинговой политики необходимо для выработки дальнейших мероприятий по ее модификации, используя выявленные плюсы в качестве устранения возникших минусов.
В данном отчете представлен анализ сложившейся конкурентной ситуации на рынке кофеен г. Томска по состоянию на июнь 2016 г. Он был осуществлен путем сбора информации (опросы, мониторинг мнений интернет-аудитории, маркетинговая разведка, анализ первичных и вторичных источников информации) о большинстве присутствующих на рынке кофейнях.
Была рассмотрена деятельность прямых и потенциальных конкурентов кафе «Dolce» - «ШоколадЪ», «Буланже», «ProCofe», «Traveler’s coffee», «Кофейный зал Киномакс» и других представителей рынка в области ассортиментной политики. Были сравнены цены и подсчитано среднее отклонение цен конкурентов. Кроме того, подверглась анализу деятельность конкурентов в области политики распределения, что дало возможность выявить наиболее популярные районы города для размещения кофеен.
Также в данной работе проведены такие исследования, как:
• Оценка глубины ассортимента кофеен по группе кофе;
• Сравнительный анализ цен ассортимента основных конкурентов;
• SWOT-Анализ приоритетных конкурентов;
• STEP-анализ факторов внешней макросреды кафе «Dolce»;
• Товарная политика приоритетных конкурентов;
• Сбытовая политика приоритетных конкурентов.
В процессе работы была составлена анкета владельца клубной карты, разработан дизайн страницы «Домашняя пицца» и «Коно-Пицца».
Вся собранная и проанализированная информация была основой для предоставления рекомендаций кафе «Dolce» в Томске. Рекомендации касались следующих маркетинговых направлений:
• ценовой политики;
• политики распределения;
• политики продвижения.
К сожалению, успех кафе «Dolce» зависит от такого большого количества причин, что их невозможно рассмотреть в данном отчете. Это обусловлено и достаточно сильной конкуренцией со стороны лидеров рынка, и возможной изменчивостью моды на кофейни, а также капризностью томского потребителя. Однако, в целом можно сказать о достаточно благоприятных перспективах развития данного вида бизнеса, в том числе в Томске, при условии внимательного и разумного подхода к делу в области покупки оборудования, поддержания высокого качества кофе и блюд, обучения персонала и других направлений.
Данный отчет предполагает погрешность около 25 %, которая в первую очередь может относиться к ценовым и ассортиментным показателям, к результатам бенч-маркетинга (результаты обхода кофеен экспертом могут быть субъективными). В целом же разнообразие источников информации и методов исследований обеспечивают высокую достоверность предоставленной информации.
Таким образом, тема дипломной работы раскрыта, достигнуты задачи, соответствующие цели работы.
1. Бердышев, Сергей Николаевич. Секреты эффективной интернетрекламы : практическое пособие / С. Н. Бердышев. — Москва: Дашков и К, 2010. — 120 с.: ил. — Библиогр.: с. 119-120.
2. Васильев, Геннадий Анатольевич. Рекламный маркетинг : учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — Москва: Вузовский учебник, 2010. — 276 с. — Вузовский учебник. — Библиогр.: с. 267-273.
3. Дубровин, Игорь Александрович. Поведение потребителей : учебное пособие / И. А. Дубровин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2010. — 312 с.: ил. — Литература: с. 311.
4. Дункан, Джордж. Прямой маркетинг : пер. с англ. : практическое пособие / Дж. Дункан. — Москва: Проспект, 2006. — 496 с. — Библиогр.: с. 435-442.
5. Департамент потребительского рынка Администрации Томской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pr.tomsk.gov.ru
6. Котлер, Филип. Маркетинг менеджмент : экспресс-курс : пер. с англ. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 480 с.: ил. — Классический зарубежный учебник. — Библиогр. в примеч.:. — ISBN 978-5-91180-092-5.
7. Котлер, Филипп. Маркетинг менеджмент : учебник : пер. с англ. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — 12-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 816 с.: ил. — Классический зарубежный учебник. — Литература: с. 794-799. — Имен. указ.: с. 800. — Предм. указ.: с. 801-806. — Указатель фирм и торговых марок: с. 807-814. —
8. Кофейня-кондитерская Буланже области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bulange.tomsk.ru
9. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / Л. В. Микитина, Т. С. Селевич; ТПУ. - Томск: Изд-во ТПУ, 2011. - 120 с.
10. Мамонтов, Андрей А. Практический PR. Как стать хорошим PR- менеджером. Версия 3.0 / А. А. Мамонтов. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
11. Маркетинг и исследования рынков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.list/ru/catalog/11137/2/sort2.html
12. Маркетинг, реклама, продвижение товаров и услуг (учебное пособие), часть 2 / Томск: Изд-во ООО «Скан», 2012. - 42 с.
13. Мтвралашвили, Георгий Иосифович. Прибыльный ресторан: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим / Г. И. Мтвралашвили. — СПб.: Лидер, 2010. — 256 с.
14. Носова, Надежда Сергеевна. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы / Н. С. Носова. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2010. — 256 с. — Стратегия успешного бизнеса. — Литература: с. 254-255.
15. Официальнвый портал МО «ГОРОД ТОМСК» области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/admin.tomsk.ru
16. Официальны сайт «Traveller’s coffee» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.travelerscoffee.ru
17. Официальны сайт «Dolce» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dolce70.ru
Официальный сайт «ProCofe »http://procofe70.ru
18. Планирование маркетинговых исследований на предприятии
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.shortway.to/feww/lib/lib8.htm
19. Российский бизнес-телеканал области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru
20. Скрынникова, Ирина Анатольевна. Маркетинг в сфере услуг : учебное пособие для вузов / И. А. Скрынникова. — Москва: Изд-во МГУ, 2012. — 203 с.: ил. — Библиогр.: с. 187-189.
21. Шарков, Феликс Изосимович. Интегрированные коммуникации. Реклама, паблик рилейшнз, брендинг : учебное пособие для вузов / Ф. И.
Шарков; Международная академия бизнеса и управления ; Институт современных коммуникационных систем и технологий. — Москва: Дашков и К, 2011. — 324 с. — Библиогр.: с.320-324. — Словарь понятий: с. 240-319.
22. Щепилова, Галина Германовна. Основы рекламы : учебник / Г. Г. Щепилова, К. В. Щепилов. — Москва: Юрайт, 2012. — 521 с.: ил. — Бакалавр. — Библиогр. в конце гл. — Глоссарий: с. 480-490.
23. Юрасов, Алексей Владимирович. Интернет-маркетинг / А. В. Юрасов, А. В. Иванов; под ред. А. В. Юрасова. — Москва: Горячая линия- Телеком, 2011. — 246 с.: ил. — Библиогр.: с. 242-244. — Глоссарий: с. 215241.