Формирование этнической толерантности старшеклассников в процессе преподавания общественных дисциплин
|
Введение 3-12
Глава 1. Теоретический анализ исследований проблемы этнической толерантности в науке 13
1.1. Историко-философский аспект понятия «толерантность» и
«этнотолерантность» 13-20
1.2. Психолого-педагогический аспект понятия «толерантность» и
«этнотолерантность» 20-31
1.3. Психологическая характеристика особенностей старшего школьника 31-36
1.4. Психолого-педагогические условия формирования толерантности в
старшем школьном возрасте 36-49
Выводы по первой главе 49-50
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности у старшеклассников 51
2.1. Организация и методы исследования 51-58
2.2. Определение уровня проявлений этнической толерантности у
старшеклассников 58-67
2.3. Организация работы по формированию этнической толерантности
у старшеклассников 67-83
2.4. Анализ полученных результатов 84-91
Выводы по второй главе 91-92
Заключение 92-93
Библиографический список 94-99
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ исследований проблемы этнической толерантности в науке 13
1.1. Историко-философский аспект понятия «толерантность» и
«этнотолерантность» 13-20
1.2. Психолого-педагогический аспект понятия «толерантность» и
«этнотолерантность» 20-31
1.3. Психологическая характеристика особенностей старшего школьника 31-36
1.4. Психолого-педагогические условия формирования толерантности в
старшем школьном возрасте 36-49
Выводы по первой главе 49-50
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности у старшеклассников 51
2.1. Организация и методы исследования 51-58
2.2. Определение уровня проявлений этнической толерантности у
старшеклассников 58-67
2.3. Организация работы по формированию этнической толерантности
у старшеклассников 67-83
2.4. Анализ полученных результатов 84-91
Выводы по второй главе 91-92
Заключение 92-93
Библиографический список 94-99
Приложение
Актуальность проблемы. В современных условиях социальной и экономической нестабильности, поляризации общества, размывания нравственных ориентиров, необходимых для взаимопонимания и позитивного взаимодействия между странами и представителями различных народов, активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания молодого поколения в духе толерантности и этнотолерантности. Эта особая задача государственной важности становится главной для всего образовательного пространства России.
Возросшее количество конфликтов, участившиеся акты насилия и террористические акты подтолкнули к принятию международных документов в области воспитания толерантности и противодействию интолерантности подрастающих поколений.
В мировом сообществе имеются множество документов («Всеобщая Декларация прав человека» 1948 года; «Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации» 1963 года; ««Декларация принципов толерантности» 1995года), которые подчеркивают необходимость разработки новых законов для обеспечения равенства для всех групп людей и отдельных членов общества. В РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг. Данные нормативно-правовые документы определила основные принципы действующей Конституции Российской Федерации и концепции развития образования на 2016-2020 годы.
Таким образом, обсуждение понятия толерантности становится неотъемлемым аспектом межнационального взаимодействия, как в глобальном сообществе, так и в России. Стремление к толерантности в условиях полиэтничности, разнообразия и взаимовлияния национальных культур и этнических общностей выступает главным принципом и бесспорным гарантом стабильности во всех сферах жизни страны
Истоки нетерпимости всегда берут начало в невежестве и страхе перед неизвестным - чужими конфессиями, культурами, народами, традициями, представления о которых образуются в обществе. В связи с этим в поликультурном пространстве развитие этнической толерантности личности становится приоритетной проблемой образования. И, конечно, ведущая роль в решении принадлежит школе.
В последнее десятилетие отечественные ученые активно разрабатывают проблемы межэтнической толерантности и поликультурного образования. Среди этих работ особо нужно выделить работы А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, Р.Р. Валитовой, Б.С. Гершунского, В.М. Золотухина, А.В. Мудрика, В.С. Собкина и др. В этих исследованиях рассматриваются различные аспекты этничности, этнического самосознания, особенности формирования этнической толерантности в общеобразовательной школе. Особый прорыв в исследовании этой проблемы был сделан в результате Целевого конкурса Российского гуманитарного научного фонда 2011 года «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» (11-36-05007). В этой коллективной монографии подробно раскрыта методология, историко-эволюционные истоки, а также механизмы толерантности и этнотолерантности. Представленные данные показали широкий диапазон исследований, раскрывающих данную проблему, ее содержательные характеристики, условия формирования, ее значение и роль в системе межэтнических отношений. Но при этом отмечается, что еще есть вопросы, которые недостаточно раскрыты и требуют скорейшего исследования, например, в области законодательной и социальной сфер, сфере образования, языковой политики и др.
Определением смыслов понятий «толерантность» и «этническая толерантность» в психолого-педагогических науках занимались такие отечественные и зарубежные исследователи:
- в области психологии С.Богнер, Б.С. Гершунский, Н.М. Лебедева, Е.И. Шлягина, В.И. Шпунов;
- в области педагогики Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Ф. Ушинский, Л.Н. Толстой, Г.Г. Маслова, Т.В. Свитенко, Г.В. Палаткина.
Осмыслением содержания поликультурного образования занимались такие исследователи, как А.Г. Асмолов, Г.Д. Дмитриев, П.В. Степанов, В.В. Шалин, а разработкой методических рекомендаций и пособий для осуществления педагогической деятельности: Б.Э. Риэрдон, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Т.В. Болотин.
Изучением характеристик старшего школьного возраста: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, А.К. Маркова, М.Р. Гинзбург, Е.Е. Сапогова.
В процессе исследования педагогических условий сложились три теоретических подхода:
- личностно-ориентированный (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова);
- этнокомпетентностный (Т.В. Поштарева, В.И. Гуров);
- институциональный (Л.В. Строганова, Е.М. Аджиева).
В продолжение этого, можно отметить, что проведенный анализ исследований показал, что в сфере образования имеются интересные подходы по формированию этнотолерантности во внеурочной деятельности учащихся и в системе дополнительного образования. В тоже время почти не раскрыты широкие возможности учебной деятельности, где каждый учебный предмет может стать условием формирования этнической толерантности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы формирования у старшеклассников этнической толерантности как ценного личностного образования, являющегося составляющим компонентом патриотического и гражданского воспитания школьников;
- недостаточной разработанностью проблемы формирования этнической толерантности в условиях учебно-профессиональной деятельности старшеклассников.
На основании теоретического анализа особенностей современной российской ситуации межэтнического взаимодействия, изучения практики различных образовательных учреждений в формировании этнической толерантности детей и молодежи, можно выявить следующие противоречия:
- между декларируемой необходимостью формирования этнической толерантности у старшеклассников и недостаточной теоретической разработанностью содержания и характера организации данного процесса в учебной деятельности учащихся;
- между тем, что в социальных общностях старшеклассников присутствуют носители различных культур и традиций, но не все его члены способны проявлять терпимость и тактичность, правильно воспринимать ценности культур других народов, что вызывает интолерантное поведение;
- между пониманием и осознанием педагогов значимости формирования этнической толерантности в старших классах и недостаточным владением способами и методами организации этого процесса в образовательном учреждении на уроках различных дисциплин.
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогической науке, а также выявленные противоречия стали основой для выбора темы исследования: «Формирование этнической толерантности у старшеклассников в процессе преподавания общественных дисциплин».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему уроков по истории и обществознанию, направленную на формирование этнической толерантности у учеников 10-11 классов.
Объект исследования: процесс формирования этнической толерантности у старшеклассников.
В соответствии с целью, предметом и объектом выдвинута гипотеза исследования.
Гипотеза исследования: в процессе преподавания общественных дисциплин в старших классах общеобразовательной школы возможно формирование этнической толерантности при наличии следующих психолого-педагогических условий:
- уточнения сущности понятия «этническая толерантность» старшеклассника;
- включение комплекса активных форм, методов и средств в систему уроков истории и обществознания, направленных на повышение когнитивного уровня этнической толерантности;
- построение содержания системы уроков истории и обществознания, направленных на формирование этнической толерантности с учетом возрастных новообразований личности старших школьников;
- методическое обеспечение процесса формирования этнической толерантности у старшеклассников в учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме
этнотолерантности и условий ее формирования в ранней юности;
2. Выявить уровень проявления этнической толерантности у старшеклассников;
3. Разработать систему уроков по истории и обществознанию, способствующую успешному формированию этнической толерантности у учеников 10-11 классов;
4. Апробировать предложенную программу и проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Психолого-педагогическое наблюдение;
3. Психодиагностические методы;
4. Экспериментальные методы;
5. Методы математической статистики.
Теоретическую основу исследования составляют:
- положение о культурно-исторической обусловленности формирования психики и сознания человека Л.С.Выготского;
- теория деятельностного подхода к развитию А.Н. Леонтьева;
- положения о толерантности как готовности принять чужих такими, какие они, выстраивать взаимодействие на основе соглашения А.Г. Асмолова, В.М. Золотухина, А.И. Козлова, А.В. Мудрик и др.
Основные этапы исследования:
На первом этапе «теоретическом» (сентябрь - октябрь 2015 года) осуществлялся анализ разработанности проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической, социологической, исторической литературы по теме исследования; определялся научный аппарат и экспериментальная база исследования; обобщался научный материал, были подобраны методики констатирующего эксперимента.
На втором этапе «опытно-экспериментальном» (ноябрь 2015 года - май 2017 года) проводилась проверка гипотезы исследования; разрабатывалась и апробировалась система уроков по истории и обществознанию, направленная на формирование этнической толерантности у старшеклассников.
На третьем этапе «обобщающем» (март - май 2017 года) проводились систематизация, обработка и осмысление результатов исследования, его обобщение и описание; уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.
Экспериментальной базой исследования является МБУ «Гимназия №77», г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 42 старшеклассника в возрасте 16-18 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этническая толерантность старшеклассников рассматривается как нравственное качество личности, определяющееся уважительным отношением к мыслям, традициям, религиям, те. культуре людей различной национальной принадлежности, пониманием и принятием чужой культуры, стремлением развивать отношения с другими этническими общностями, при этом сохраняя и оберегая собственную этническую культуру.
2. Комплекс активных форм, методов и средств формирования этнической толерантности на уроках истории и обществознания основывается на возрастных особенностях психического развития ранней юности. Он включает в себя: 1) диалоговые формы (круглые столы, дискуссии, семинары и т.д.) 2) разнообразные игровые формы (игра- реконструкция, деловые игры, имитационные игры) 3) проект как форма обучения (стендовые проекты, презентации, подготовка выступлений).
3. Система уроков по «Истории», «Обществознанию», «Истории России в диалоге культур» представляет собой четыре тематических блока: 1) понятия «народность», «народ», «нация», «этнос»; 2) этнический конфликт: исторический и социальный смысл; 3) когнитивные смыслы толерантности и этнотолерантности; 4) этнотолерантный XXI век: ожидания и перспективы.
4. Необходимость исторического обеспечения процесса формирования этнической толерантности предполагает компонент дидактических пособий для учителя и учащихся, разработанный с учетом возрастных особенностей и специфики преподаваемого предмета.
Научная новизна исследования состоит в следующем: определены потенциальные возможности уроков истории и обществознания в процессе формирования уровня этнической толерантности; обосновании и разработке педагогической системы, основанной на взаимосвязи трех дисциплин «История», «Обществознание» и «История России в диалоге культур»
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в теорию целостного учебно-воспитательного процесса и заключается в необходимости формирования этнической толерантности в урочной деятельности при преподавании учебных дисциплин.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система уроков по истории и обществознанию с выделением содержания материала, имеющего этнотолерантный характер и используемый для формирования мировоззрения и толерантных установок, так необходимых для толерантного поведения и взаимодействия. Результаты исследования могут использоваться учителями - предметниками для разработки своих формирующих программ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия» № 77.
Основные положения докладывались на межрегиональной конференции «История материальной и духовной культуры народов России и Европы: опыт преподавания» (октябрь 2016).
По итогам исследования опубликовано 9 работ, из них 5 статей.
Структура диссертационной работы: введение, две главы, в каждой главе по 4 параграфа, заключения, список используемой литературы (61), 10 таблиц, 11 рисунков, 4 приложения.
Возросшее количество конфликтов, участившиеся акты насилия и террористические акты подтолкнули к принятию международных документов в области воспитания толерантности и противодействию интолерантности подрастающих поколений.
В мировом сообществе имеются множество документов («Всеобщая Декларация прав человека» 1948 года; «Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации» 1963 года; ««Декларация принципов толерантности» 1995года), которые подчеркивают необходимость разработки новых законов для обеспечения равенства для всех групп людей и отдельных членов общества. В РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг. Данные нормативно-правовые документы определила основные принципы действующей Конституции Российской Федерации и концепции развития образования на 2016-2020 годы.
Таким образом, обсуждение понятия толерантности становится неотъемлемым аспектом межнационального взаимодействия, как в глобальном сообществе, так и в России. Стремление к толерантности в условиях полиэтничности, разнообразия и взаимовлияния национальных культур и этнических общностей выступает главным принципом и бесспорным гарантом стабильности во всех сферах жизни страны
Истоки нетерпимости всегда берут начало в невежестве и страхе перед неизвестным - чужими конфессиями, культурами, народами, традициями, представления о которых образуются в обществе. В связи с этим в поликультурном пространстве развитие этнической толерантности личности становится приоритетной проблемой образования. И, конечно, ведущая роль в решении принадлежит школе.
В последнее десятилетие отечественные ученые активно разрабатывают проблемы межэтнической толерантности и поликультурного образования. Среди этих работ особо нужно выделить работы А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, Р.Р. Валитовой, Б.С. Гершунского, В.М. Золотухина, А.В. Мудрика, В.С. Собкина и др. В этих исследованиях рассматриваются различные аспекты этничности, этнического самосознания, особенности формирования этнической толерантности в общеобразовательной школе. Особый прорыв в исследовании этой проблемы был сделан в результате Целевого конкурса Российского гуманитарного научного фонда 2011 года «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» (11-36-05007). В этой коллективной монографии подробно раскрыта методология, историко-эволюционные истоки, а также механизмы толерантности и этнотолерантности. Представленные данные показали широкий диапазон исследований, раскрывающих данную проблему, ее содержательные характеристики, условия формирования, ее значение и роль в системе межэтнических отношений. Но при этом отмечается, что еще есть вопросы, которые недостаточно раскрыты и требуют скорейшего исследования, например, в области законодательной и социальной сфер, сфере образования, языковой политики и др.
Определением смыслов понятий «толерантность» и «этническая толерантность» в психолого-педагогических науках занимались такие отечественные и зарубежные исследователи:
- в области психологии С.Богнер, Б.С. Гершунский, Н.М. Лебедева, Е.И. Шлягина, В.И. Шпунов;
- в области педагогики Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Ф. Ушинский, Л.Н. Толстой, Г.Г. Маслова, Т.В. Свитенко, Г.В. Палаткина.
Осмыслением содержания поликультурного образования занимались такие исследователи, как А.Г. Асмолов, Г.Д. Дмитриев, П.В. Степанов, В.В. Шалин, а разработкой методических рекомендаций и пособий для осуществления педагогической деятельности: Б.Э. Риэрдон, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Т.В. Болотин.
Изучением характеристик старшего школьного возраста: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, А.К. Маркова, М.Р. Гинзбург, Е.Е. Сапогова.
В процессе исследования педагогических условий сложились три теоретических подхода:
- личностно-ориентированный (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова);
- этнокомпетентностный (Т.В. Поштарева, В.И. Гуров);
- институциональный (Л.В. Строганова, Е.М. Аджиева).
В продолжение этого, можно отметить, что проведенный анализ исследований показал, что в сфере образования имеются интересные подходы по формированию этнотолерантности во внеурочной деятельности учащихся и в системе дополнительного образования. В тоже время почти не раскрыты широкие возможности учебной деятельности, где каждый учебный предмет может стать условием формирования этнической толерантности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы формирования у старшеклассников этнической толерантности как ценного личностного образования, являющегося составляющим компонентом патриотического и гражданского воспитания школьников;
- недостаточной разработанностью проблемы формирования этнической толерантности в условиях учебно-профессиональной деятельности старшеклассников.
На основании теоретического анализа особенностей современной российской ситуации межэтнического взаимодействия, изучения практики различных образовательных учреждений в формировании этнической толерантности детей и молодежи, можно выявить следующие противоречия:
- между декларируемой необходимостью формирования этнической толерантности у старшеклассников и недостаточной теоретической разработанностью содержания и характера организации данного процесса в учебной деятельности учащихся;
- между тем, что в социальных общностях старшеклассников присутствуют носители различных культур и традиций, но не все его члены способны проявлять терпимость и тактичность, правильно воспринимать ценности культур других народов, что вызывает интолерантное поведение;
- между пониманием и осознанием педагогов значимости формирования этнической толерантности в старших классах и недостаточным владением способами и методами организации этого процесса в образовательном учреждении на уроках различных дисциплин.
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в психолого-педагогической науке, а также выявленные противоречия стали основой для выбора темы исследования: «Формирование этнической толерантности у старшеклассников в процессе преподавания общественных дисциплин».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему уроков по истории и обществознанию, направленную на формирование этнической толерантности у учеников 10-11 классов.
Объект исследования: процесс формирования этнической толерантности у старшеклассников.
В соответствии с целью, предметом и объектом выдвинута гипотеза исследования.
Гипотеза исследования: в процессе преподавания общественных дисциплин в старших классах общеобразовательной школы возможно формирование этнической толерантности при наличии следующих психолого-педагогических условий:
- уточнения сущности понятия «этническая толерантность» старшеклассника;
- включение комплекса активных форм, методов и средств в систему уроков истории и обществознания, направленных на повышение когнитивного уровня этнической толерантности;
- построение содержания системы уроков истории и обществознания, направленных на формирование этнической толерантности с учетом возрастных новообразований личности старших школьников;
- методическое обеспечение процесса формирования этнической толерантности у старшеклассников в учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме
этнотолерантности и условий ее формирования в ранней юности;
2. Выявить уровень проявления этнической толерантности у старшеклассников;
3. Разработать систему уроков по истории и обществознанию, способствующую успешному формированию этнической толерантности у учеников 10-11 классов;
4. Апробировать предложенную программу и проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Психолого-педагогическое наблюдение;
3. Психодиагностические методы;
4. Экспериментальные методы;
5. Методы математической статистики.
Теоретическую основу исследования составляют:
- положение о культурно-исторической обусловленности формирования психики и сознания человека Л.С.Выготского;
- теория деятельностного подхода к развитию А.Н. Леонтьева;
- положения о толерантности как готовности принять чужих такими, какие они, выстраивать взаимодействие на основе соглашения А.Г. Асмолова, В.М. Золотухина, А.И. Козлова, А.В. Мудрик и др.
Основные этапы исследования:
На первом этапе «теоретическом» (сентябрь - октябрь 2015 года) осуществлялся анализ разработанности проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической, социологической, исторической литературы по теме исследования; определялся научный аппарат и экспериментальная база исследования; обобщался научный материал, были подобраны методики констатирующего эксперимента.
На втором этапе «опытно-экспериментальном» (ноябрь 2015 года - май 2017 года) проводилась проверка гипотезы исследования; разрабатывалась и апробировалась система уроков по истории и обществознанию, направленная на формирование этнической толерантности у старшеклассников.
На третьем этапе «обобщающем» (март - май 2017 года) проводились систематизация, обработка и осмысление результатов исследования, его обобщение и описание; уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.
Экспериментальной базой исследования является МБУ «Гимназия №77», г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 42 старшеклассника в возрасте 16-18 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этническая толерантность старшеклассников рассматривается как нравственное качество личности, определяющееся уважительным отношением к мыслям, традициям, религиям, те. культуре людей различной национальной принадлежности, пониманием и принятием чужой культуры, стремлением развивать отношения с другими этническими общностями, при этом сохраняя и оберегая собственную этническую культуру.
2. Комплекс активных форм, методов и средств формирования этнической толерантности на уроках истории и обществознания основывается на возрастных особенностях психического развития ранней юности. Он включает в себя: 1) диалоговые формы (круглые столы, дискуссии, семинары и т.д.) 2) разнообразные игровые формы (игра- реконструкция, деловые игры, имитационные игры) 3) проект как форма обучения (стендовые проекты, презентации, подготовка выступлений).
3. Система уроков по «Истории», «Обществознанию», «Истории России в диалоге культур» представляет собой четыре тематических блока: 1) понятия «народность», «народ», «нация», «этнос»; 2) этнический конфликт: исторический и социальный смысл; 3) когнитивные смыслы толерантности и этнотолерантности; 4) этнотолерантный XXI век: ожидания и перспективы.
4. Необходимость исторического обеспечения процесса формирования этнической толерантности предполагает компонент дидактических пособий для учителя и учащихся, разработанный с учетом возрастных особенностей и специфики преподаваемого предмета.
Научная новизна исследования состоит в следующем: определены потенциальные возможности уроков истории и обществознания в процессе формирования уровня этнической толерантности; обосновании и разработке педагогической системы, основанной на взаимосвязи трех дисциплин «История», «Обществознание» и «История России в диалоге культур»
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в теорию целостного учебно-воспитательного процесса и заключается в необходимости формирования этнической толерантности в урочной деятельности при преподавании учебных дисциплин.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система уроков по истории и обществознанию с выделением содержания материала, имеющего этнотолерантный характер и используемый для формирования мировоззрения и толерантных установок, так необходимых для толерантного поведения и взаимодействия. Результаты исследования могут использоваться учителями - предметниками для разработки своих формирующих программ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия» № 77.
Основные положения докладывались на межрегиональной конференции «История материальной и духовной культуры народов России и Европы: опыт преподавания» (октябрь 2016).
По итогам исследования опубликовано 9 работ, из них 5 статей.
Структура диссертационной работы: введение, две главы, в каждой главе по 4 параграфа, заключения, список используемой литературы (61), 10 таблиц, 11 рисунков, 4 приложения.
В процессе теоретического и экспериментального исследования сформулированная гипотеза подтвердилась, были решены поставленные задачи.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, одной из приоритетных тенденций образования сегодня, прописанных в нормативно-правовых документах Р.Ф., является развитие поликультурной личности. Особое значение приобретают уроки обществоведческого цикла, а именно «История» и «Обществознание». На современном этапе «История» и «Обществознание» выступают как средство, способствующее развитию этнической толерантности старшеклассников, раскрывающее новые возможности для организации урочной деятельности.
Исследования российских и зарубежных научных деятелей раскрывают понятие толерантность и этническая толерантность, рассматривая вопрос в исторической ретроспективе и с психолого-педагогических позиций.
Во-вторых, прежде чем разрабатывать систему уроков, были проведены диагностические мероприятия по выявлению уровня сформированной этнической толерантности у старшеклассников. В качестве основы исследования была использована диагностическая карта, включающая в себя методики:
1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Солдатовой Г.У., Шайгерова Л.А.
2. Шкала социальной дистанции Э. Богардуса
3. Типы этнической идентичности Г.У. Солдатова, С.В.Рыжова
Исходя из полученных результатов были сделаны следующие выводы, что уровень исследуемого качества находится на среднем и низком уровнях.
В-третьих, для формирования этнической толерантности у старшеклассников в ходу урочной деятельности была разработана система уроков. Система уроков, разработанная на основе трех учебных дисциплин «История», «Обществознание» и «История России в диалоге культур» была 90
реализована на базе МБУ «Гимназия» № 77 в 11 -х классах. В исследовании доказывается эффективность предложенных разнообразных форм и методов работы с обучающимися, формирующих гражданскую идентичность, патриотизм и терпимое отношение к «другим».
В-четвертых, в ходе проверки результатов разработанной системы уроков была использована та же диагностическая карта, что и на этапе констатирующего эксперимента. Согласно анализу полученных результатов доказана эффективность предлагаемых форм и методов. Большинство старшеклассников уверенно проявили средний и высокий уровень сформированности этнотолерантности.
Таким образом, результаты эксперимента показали положительную динамику сформированости этнической толерантности при условии использования предлагаемой системы уроков.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, одной из приоритетных тенденций образования сегодня, прописанных в нормативно-правовых документах Р.Ф., является развитие поликультурной личности. Особое значение приобретают уроки обществоведческого цикла, а именно «История» и «Обществознание». На современном этапе «История» и «Обществознание» выступают как средство, способствующее развитию этнической толерантности старшеклассников, раскрывающее новые возможности для организации урочной деятельности.
Исследования российских и зарубежных научных деятелей раскрывают понятие толерантность и этническая толерантность, рассматривая вопрос в исторической ретроспективе и с психолого-педагогических позиций.
Во-вторых, прежде чем разрабатывать систему уроков, были проведены диагностические мероприятия по выявлению уровня сформированной этнической толерантности у старшеклассников. В качестве основы исследования была использована диагностическая карта, включающая в себя методики:
1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Солдатовой Г.У., Шайгерова Л.А.
2. Шкала социальной дистанции Э. Богардуса
3. Типы этнической идентичности Г.У. Солдатова, С.В.Рыжова
Исходя из полученных результатов были сделаны следующие выводы, что уровень исследуемого качества находится на среднем и низком уровнях.
В-третьих, для формирования этнической толерантности у старшеклассников в ходу урочной деятельности была разработана система уроков. Система уроков, разработанная на основе трех учебных дисциплин «История», «Обществознание» и «История России в диалоге культур» была 90
реализована на базе МБУ «Гимназия» № 77 в 11 -х классах. В исследовании доказывается эффективность предложенных разнообразных форм и методов работы с обучающимися, формирующих гражданскую идентичность, патриотизм и терпимое отношение к «другим».
В-четвертых, в ходе проверки результатов разработанной системы уроков была использована та же диагностическая карта, что и на этапе констатирующего эксперимента. Согласно анализу полученных результатов доказана эффективность предлагаемых форм и методов. Большинство старшеклассников уверенно проявили средний и высокий уровень сформированности этнотолерантности.
Таким образом, результаты эксперимента показали положительную динамику сформированости этнической толерантности при условии использования предлагаемой системы уроков.
Подобные работы
- Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Формирование толерантности и позитивных стереотипов
поликультурного взаимодействия на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Условия формирования толерантности у обучающихся 10-11 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - СТУДЕНЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Становление гражданской идентичности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



