Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российское присутствие в Африке: проблемы и перспективы экономического сотрудничества (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)

Работа №117933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Причины взаимной заинтересованности России и Африки в сотрудничестве 9
1.2. Возвращение России в Африку в XXI веке 18
1.3. Россия и другие игроки на африканском континенте 26
2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АФРИКИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 39
2.1. Формы сотрудничества России и Африки освоении природных ресурсов 39
2.2. Перспективы развития несырьевого экспорта России в Африку 51
2.3. Военно-техническое сотрудничество в области поставок военной техники и вооружения России с африканскими странами 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79

Современные процессы глобализации, развитие рыночных экономических систем, рост их открытости и прозрачности, достижения научно-технического прогресса, международное разделение труда – это лишь некоторые факторы, стимулирующие создание новых внешнеэкономических и внешнеполитических контактов государств. География партнерства неустанно расширяется в поисках новых рынков сбыта и объектов инвестирования. Помимо этого, взаимозависимость мирохозяйственных связей ведет к тому, что отставание одного субъекта тормозит развитие всей системы мировой экономики. Осознание данного факта привело к тому, что некогда забытые и обделенные части земного шара стали равноправными участниками международных отношений. В их число входит и Африка.
Континент, развитие которого было существенно заторможено колониальной системой, спустя десятки лет начал рассматриваться как полноценный участник мировых процессов. Невозможно игнорировать те глобальные проблемы, с которыми континент не справится в одиночку. Невозможно не заметить и тот потенциал, который несут в себе африканские природные ресурсы, самое быстрорастущее население мира, формирующиеся рынки потребления и источники сырья. Однако если раньше крупные державы обеспечивали себе подчинение силой, в одностороннем порядке эксплуатировали африканские страны, то на данном этапе речь идет о выстраивании взаимовыгодных партнерских отношений. Это важный стратегический шаг, способный обеспечить всестороннее усиление международных позиций.
Во времена СССР было предпринято немало усилий, чтобы установить тесные связи с африканскими народами. Однако после его распада все контакты практически сошли на нет. Современной России, чья интеграция в мировую экономику становится с каждым годом все глубже и увереннее, кажется невозможным игнорировать потенциал, который несет в себе африканский континент. Африка – это не только возможность выхода на новые рынки, развития несырьевого экспорта, обеспечения национального производства всеми видами сырья, это еще и альтернативное сотрудничество в условиях санкций и западной конкуренции.
Таким образом, актуальность выбранной темы связана с новым витком развития российско-африканского сотрудничества. С начала 2000-х годов Россия пытается создать условия для успешного взаимодействия двух сторон как на государственном уровне, так и на уровне бизнес-структур. Особым толчком в установлении более тесных контактов с африканским континентом стало вступление Южно-Африканкой Республики в БРИКС в 2011 году. ЮАР вошла в объединение с четким намерением представлять в своем лице интересы всего континента. С тех пор на ежегодных саммитах обязательно присутствуют представители других африканских государств, что используется Россией как возможность диверсифицировать свои контакты на континенте. На сегодняшний день подписывается множество соглашений между крупными и мелкими фирмами, создаются механизмы сближения правовой базы, составляются договоры и стратегии сотрудничества с отдельными странами, ведется активный обмен опытом в научно-технической сфере. Происходящие возможно в том числе и благодаря деловым форумам, первый из которых имел место в 2011 году, а последний – в 2019 году. Все эти действия говорят о высокой степени заинтересованности России и африканских стран в развитии всесторонних связей, интенсификации имеющихся областей сотрудничества, высоком уровне доверия. Кроме того, ввиду общего усиления роли Африки на международной арене, заинтересованности в ней великих держав назрела необходимость проведения исследования для выявления состояния, проблем и перспектив сотрудничества России с континентом. Это поможет понять, насколько эффективны осуществляемые действия и насколько выгодно данное направление внешней политики в целом.
Объектом исследования является российско-африканское сотрудничество.
Предметом исследования выступает экономический аспект сотрудничества России со странами Африки в XXI веке.
Цель исследования заключается в выявлении места и роли африканского континента во внешнеэкономических связях России.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
- показать причины взаимной заинтересованности России и Африки в сотрудничестве;
- проанализировать возобновление африканского вектора политики России в 2000-е годы;
- охарактеризовать Россию в сравнении с другими игроками на африканском континенте;
- раскрыть формы сотрудничества России и Африки в освоении природных ресурсов;
- показать перспективы развития несырьевого экспорта России в страны Африки;
- рассмотреть военно-техническое сотрудничество в области поставок военной техники и вооружения России с африканскими странами.
Для изучения выбранной темы были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, дедукция и индукция. Они способствовали систематизации материала, выделению ключевых аспектов сотрудничества, а также помогли проследить взаимосвязь отдельных элементов и сделать общие выводу по состоянию двусторонних отношений. В работе присутствует и специальный метод исследования: был проведен SWOT-анализ относительно развития несырьевого экспорта России в страны Африки. Данный метод способствовал выявлению сильных и слабых сторон российской стороны, ее возможностей и присутствующих угроз на пути расширения деятельности. В ходе анализа удалось рассмотреть определенный потенциал развития несырьевого неэнергетического экспорта России в африканском направлении. Получилось выявить способы преодоления существующих рисков, определить перспективные сферы сотрудничества.
Информационную базу исследования составили источники на русском и иностранных языках. Было обнаружено множество работ российских ученых-африканистов и экономистов по вопросу сотрудничества России и Африки. Наиболее часто встречаются статьи и монографии таких авторов, как И.О. Абрамова [5], Т.Л. Дейч [8], Е.Н. Корендясов [12], О. Кулькова [32], С.Ф. Кузьмин [13], А.М. Васильев [30]. Прежде всего, стоит выделить статьи И.О. Абрамовой, которая является Директором Института Африки РАН. Так, в одной из ее последних работ в соавторстве с доктором экономических наук, Фитуни Л.Л., был рассмотрен потенциал африканского континента в стратегии развития российской экономики [5]. С точки зрения авторов, Россия недостаточно использует возможности африканского континента. Комплексный подход к сотрудничеству, подразумевающий наличие четкой стратегии, механизмов государственной поддержки и специализированных институтов, позволит России завоевать устойчивые позиции на континенте.
В связи с активизацией африканского направления во внешней политике РФ с 2019 года наблюдается публикация ряда аналитических докладов. Особый интерес представляет доклад Российского совета по международным делам, в котором дается комплексная оценка состояния, проблем и перспектив сотрудничества России-Африки [6]. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» предлагает ознакомиться с возможной стратегией «возвращения» России в Африку [9]. Аналитические материалы были также подготовлены для Госдумы в рамках Форума развития парламентаризма [18]. Они содержат рекомендации по законодательному обеспечению торгово-экономического сотрудничества, гармонизации правовых баз двух сторон. Отдельного упоминания заслуживают обзоры внешнеполитической деятельности МИД РФ [39]. На официальном сайте министерства ежегодно публикуются отчеты о проделанной работе по каждому региону мира. В них содержится информация о государственных визитах, подписанных соглашениях, объемах гуманитарной помощи, проведенных мероприятиях.
Важную роль в исследовании сыграли официальные сайты крупнейших российских компаний: Лукойл [41], Газпром [44], АЛРОСА [40], РУСАЛ [42] и т.д. При рассмотрении российско-африканского сотрудничества в сфере освоения природных ресурсов данные источники предоставили информацию о текущих двусторонних проектах.
Благодаря иностранным информационным источникам были найдены последние статистические данные. В частности, стоит выделить ежегодные отчеты экспертов ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию): Отчет 2019 года по экономическому развитию в Африке [68] помог узнать ключевых экспортеров и импортеров африканского континента, списки дефицитных и профицитных товаров, а также специализацию каждого африканского субрегиона, Отчет ЮНКТАД 2018 года по миграции в Африке [67] содержит прогнозы по увеличению численности населения на континенте, Доклад о мировых инвестициях 2019 года [76] имеет информацию о крупнейших инвесторах на африканском континенте и странах с благоприятным инвестиционным климатом. Узнать больше о континенте позволяют непосредственно африканские источники. Например, Повестка Африканского Союза 2063, объединяя в себе голос всех 55 стран, отражает ценности, на основе которых Африка строит партнерские отношения [65]. Другими источниками статистки послужили сайты Еврокомиссии [69] и Всемирного банка [74]. Они стали основой для анализа деятельности других крупных держав на африканском континенте.
Для изучения масштабов сотрудничества Африки с Китаем использовались данные SAIS China Africa Research Initiative, подготовленные Институтом Джона Хопкинса [66]. Последние исследования включают в себя информацию по состоянию торговли КНР и Африки, объемам китайских кредитов африканским странам, инвестиционным проектам и перспективным сферам сотрудничества. Сравнить восточную и западную модели выстраивания отношений со странами Африки представилось возможным благодаря публикации Белого Дома о Новой стратегии США в Африке от 2018 года [72]. Основой для последнего пункта работы стал отчет независимого Стокгольмского института исследования мира [75], в котором демонстрируются последние тренды на рынке вооружений. Там указаны крупнейшие экспортеры и импортеры военной техники, ключевые партнеры отдельных регионов и тенденции к увеличению или сокращению закупок.
Структуру ВКР определили цели и задачи исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и двух приложений.
Предполагаемые результаты исследования: Африка считается стратегически важным партнером для России, всестороннее укрепление партнерства с которым несет в себе выгоды для двух сторон, однако масштабы экономического сотрудничества продолжают оставаться незначительными. Несмотря на активизацию внешнеполитической деятельности в этом направлении, на ежегодный рост товарооборота, увеличивающиеся инвестиции, Россия не может составить конкуренцию другим игрокам на континенте. Для национальной экономики африканский вектор остается второстепенным, при этом сфера освоения природных ресурсов будет еще долгое время считаться более приоритетной, чем развитие несырьевого экспорта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанной работы были проанализированы российско-африканские отношения в XXI веке, а также рассмотрены проблемы и перспективы экономического сотрудничества сторон. Достижению поставленной цели исследования способствовало выполнение следующих задач.
В первую очередь, были показаны причины взаимной заинтересованности России и Африки в сотрудничестве. Причины можно разбить на несколько групп: исторические, политические, демографические, экономические. Исторические связаны с наличием позитивного опыта взаимодействия СССР со странами Африки и надеждой на восстановление прежних масштабов сотрудничества. Политические строятся на общем видении общечеловеческих ценностей и миропорядка и отражают возможность сторон использовать друг друга для более результативного продвижения своих инициатив на международном уровне. Демографические причины отражают потенциал африканского континента в формировании крупных рынков сбыта, человеческого капитала, увеличивающегося спроса на новые виды промышленной продукции. Экономические причины для России заключаются в нехватке отдельных видов стратегически важных ресурсов, необходимости диверсификации структуры экспорта и его географии. Африка же обладает нужными для России видами сырья, однако нуждается в инвестициях и инфраструктуре для эффективного ведения торговли, а также испытывает дефицит многих видов промышленных товаров и оборудования. В итоге, все эти различные причины имеют одну природу: они базируются на сильной взаимодополняемости России и Африки.
Анализ возобновления африканского вектора в российский внешней политике в 2000-е годы показал, что главным толчком для этого послужила утрата доступа ко многим видам природных ресурсов, обеспеченность которыми ранее происходила за счет поставок из союзных республик. Период 2006-2009 годов можно назвать поворотным: именно тогда было положено начало официальным визитам, появился новый специальный представитель Президента РФ по связям с лидерами африканских государств, а российский бизнес в лице крупнейших компаний стал приобретать активы африканских предприятий по разработке природных месторождений.
Важным этапом налаживания партнерских связей с регионом стало вступление ЮАР в БРИКС в 2011 году, а Саммит и Экономический форум «Россия-Африка» в октябре 2019 года в Сочи окончательно ознаменовало «возвращение» России в Африку. За десятилетний период (2009–2019) удалось удвоить такие важнейшие показатели, как товарооборот, количество двусторонних встреч лидеров, количество африканских студентов в РФ и объем предоставляемой гуманитарной помощи. Таким образом, наращивание российского присутствия на континенте неустанно растет.
В процессе исследования удалось охарактеризовать и других крупных игроков в африканском регионе. Выяснилось, что наибольшими масштабами сотрудничества с континентом отличаются Китай, Европейский Союз, США и Индия. Их различают модели выстраивания отношений с Африкой. Восточный подход отличается гибкостью и открытостью: ни Индия, ни Китай не предъявляют политических требований в обмен на инвестиции. Они охотно делятся технологиями и списывают долги. Западная модель подразумевает сопровождение экономической помощи политическими условиями, усиление присутствия посредством размещения контингента войск, а также вытеснение любых конкурентов с континента.
Россия же не может считаться крупным торговым партнером и инвестором Африки. Нельзя причислить ее подход и к какой-либо из упомянутых моделей. Ввиду долгого перерыва в отношениях показатели сотрудничества остаются на низком уровне. Также это объясняется общим экономическим потенциалом государства: уровень развития экономики России явно ниже, чем у заявленных игроков, поэтому наращивание сотрудничества идет поступательно, с опорой на имеющиеся возможности.
В ходе проведенного исследования были раскрыты формы сотрудничества России и Африки в освоении природных ресурсов. Деятельность России на континенте была рассмотрена с точки зрения освоения топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уран) и добычи твердых полезных ископаемых (бокситы, марганцевая руда, алмазы). Среди представителей российского нефтегазового бизнеса на континенте были выделены такие компании, как «Лукойл», «Газпром», «Татнефть», «Роснефть». В круг их работ входит геологоразведка, добыча нефти, газа, конденсата, строительство трубопроводов и иной вспомогательной инфраструктуры. «Росатом» ведет активную деятельность по разработке урановых месторождений, успевая осуществлять при этом и научно-техническое сотрудничество. «РУСАЛ» обеспечивает 60% своих потребностей алюминия в Гвинее, а «Ренова» занимает ключевые позиции по добыче марганца на крупнейших месторождениях пустыни Калахари. «АЛРОСА» добывает и обрабатывает алмазы в Анголе, Зимбабве и Ботсване, что позволяет ей поддерживать лидерские позиции на мировом алмазном рынке.
В итоге российско-африканское партнерство в сфере освоения природных ресурсов затрагивает и национальные, и частные корпоративные интересы. Имеющиеся проекты служат базой для долгосрочного присутствия на континенте, при этом представители российского бизнеса не только нацелены на экспорт, но и активно занимаются созданием рабочих мест для африканского населения на своих предприятиях, вкладываются в местную инфраструктуру. Наблюдается и постепенный отход от традиционных северных партнеров в пользу работы южнее Сахары.
Благодаря проведенному SWOT-анализу были показаны перспективы развития несырьевого экспорта России в страны Африки. Сначала были выявлены наиболее многообещающие отрасли сотрудничества: химическая промышленность, машиностроение, кредитно-финансовая отрасль, образовательные и информационные услуги и технологии. Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции по поставкам зерна на континент. Углубление сотрудничества по данным направлениям видится наиболее перспективным в развитии несырьевого экспорта. Помимо этого, открываются возможности по расширению географии поставок. На данный момент в кругу партнеров превалируют североафриканские государства и ЮАР, однако компании уже активно продвигаются южнее Сахары. Развитие несырьевого экспорта способно оказать компенсирующее воздействие на торговлю России в условиях санкций и закрытых западных направлений с высокими барьерами для входа. К наиболее важным перспективам относится переход на национальные валюты или общие платежные системы в расчетах, а также создание общих зон свободной торговли.
Наконец, было рассмотрено военно-техническое сотрудничество России со странами Африки в области поставок военной техники и вооружения. Выяснилось, что Россия считается крупнейшим поставщиком по данному направлению, которое одновременно является единственным, где ей удалось занять лидерские позиции в условиях международной конкуренции. Россия обеспечивает себе преимущества не только за счет экспорта продукции военного назначения, но и за счет экспорта услуг по ее обслуживанию. Крупнейшими импортерами российской военной техники считаются Египет, Алжир, Ангола, Уганда, Эфиопия, Нигерия. На стыке военно-технического и научно-технического аспекта находятся отношения с Южной Африкой. Россия видит в данной области сотрудничества стратегическую задачу по получению статуса экспортера безопасности, который складывается за счет работы дипломатии, оказания гуманитарной помощи и непосредственно поставок вооружения и военной техники.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что африканский континент занимает второстепенные позиции во внешнеэкономических связях России. На данном этапе сотрудничества России стоит сосредоточить и углубить свою деятельность на уже традиционном направлении – добыче природных ресурсов, где российский бизнес обеспечивает как собственные, так и национальные интересы, а африканские страны получают дополнительные инвестиции для развития инфраструктуры. Потенциал несырьевого экспорта в страны Африки достаточно высок, однако требует от государства дополнительной поддержки, способной выражаться в активизации экономической дипломатии, создании преференциальных режимов торговли, финансово-кредитной помощи. Особый упор в несырьевом неэнергетическом экспорте следует сделать на машиностроительный комплекс в связи с его конкурентоспособностью на африканских рынках.
Африканский вектор требует от государства комплексного подхода. Закрепление имеющихся результатов, целей и задач сотрудничества, способов преодоления возникающих проблем необходимо обозначить в отдельном документе, стратегии относительно деятельности России в Африке, а также посредством создания специализированного института по работе со странами континента. Данные меры станут основой для структурной модернизации российской внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, обеспечат качественное расширение присутствия в африканском регионе.



1. Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14.12.1960) // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml
2. Распоряжение Президента РФ №78-рп «О специальном представителе Президента Российской Федерации по связям с лидерами африканских государств» от 20.02.2006 // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102104961 (дата обращения 15.04.2020).
3. Распоряжение Правительства РФ №1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 10.05.2020).
4. Указ Президента РФ №640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30.11.2016 // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010045.pdf (дата обращения 17.04.2020).
Монографии, статьи из научных и специальных периодических
изданий
5. Абрамова И., Фитуни Л. Потенциал африканского континента в стратегии развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – №9. – С. 24-35.
6. Африка-Россия+: достижения, проблемы, перспективы: совместный доклад Российского совета по международным делам (РСМД) и СОЮЗА «Африканская деловая инициатива» (АДИ) Доклад № 53/2020 / А.В. Кортунов [и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2020. – 60с.
7. Брагина Е.А. Индия-Африка: торговля и инвестиции в XXI веке // Контуры глобальных трансформаций. – 2018. – №5. – С.182-199.
8. Дейч Т.Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? // Контуры глобальных трансформаций. – 2018. – №5. – С.119-141.
9. Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай» Возвращение России в Африку: стратегия и перспективы / Балытников В. [и др.]. – М., 2019. – 39.
10. Забелла А.А. Африка во внешнеполитическом курсе КНР // Вестник РУДН: всеобщая история. – 2017. - №9(4). – С. 341-352.
11. Коновалов И., Шубин Г. Современная Африка: войны и оружие – М.: Издательство «Социально-политическая мысль»», 2012. – С. 476.
12. Корендясов Е.Н. Российско-африканские отношения на новом старте // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. – №2. – С. 203-213.
13. Кузьмин С.Ф. Россия и Африка в XXI веке // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2013. – №1. – С. 54-58.
14. Маслов А. Что нужно России в Африке // Стратегия России. – 2007. – №3. – С. 13-17.
15. Подоба З.С. Экспортная специализация России в странах Африки // Контуры глобальных трансформаций. – 2019. – №3. – С. 109-128.
16. Равняго А.С. Концептуальные подходы США в отношении Африки // Вестник МГЛУ. Общественные науки. – 2018. – №2. – С. 100-109.
17. Российско-африканские отношения в условиях глобализации / Дейч Т.Л. [и др.]. – М., 2009. – 146.
18. Россия-Африка: аналитические материалы международного форума «Развитие парламентаризма» / Маслов А.А. [и др.]. – М., 2019. – С. 37.
19. Сидорова Г., Федотов В. Африка и Россия: сотрудничество с перспективой // Международная жизнь. – 2010. – №5. – С. 14-20.
20. Томберг Р.И. Российский нефтегазовый бизнес в Африке // Вестник МГИМО. – 2011. – №3. – С. 102-107.
21. Шубин В.Г. ЮАР в БРИКС: последняя по очереди, но не по важности // Вестник международных организаций. – 2015. – №2. – С. 229-247.
Электронные ресурсы
22. Базикова И. Военно-техническое сотрудничество КНР со странами Африки и позиции России на африканском рынке вооружений // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-knr-so-stranami-afriki-i-pozitsii-rossii-na-afrikanskom-rynke-v/ (дата обращения 17.04.2020).
23. Дегтерев Д. Кооперация Юг-Юг: вместе сильнее // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/kooperatsiya-yug-yug-vmeste-silnee/ (дата обращения 10.04.2020).
24. Директор ФСВТС: Российское оружие возвращается в Африку // Интерфакс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.interfax.ru/interview/629828 (дата обращения 17.04.2020).
25. Информационно-аналитический центр «Минерал» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mineral.ru/Facts/world/150/451/index.html (дата обращения 17.04.2020).
26. Кадомцев А. Укрепление России и Китая в Африке все больше тревожит запад // Международная жизнь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/22021 (дата обращения: 10.04.2020).
27. Китай предоставит Африке $60 млрд инвестиций и кредитов // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5517347 (дата обращения: 11.04.2020).
28. Компетенции Российской Федерации // Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://export.economy.gov.ru/#/home/project/37 (дата обращения 17.04.2020).
29. Корендясов Е. Россия наступает на рынки вооружений и военной техники в Африке // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-nastupaet-na-rynki-vooruzheniy-i-voennoy-tekhniki-v-afrike/ (дата обращения 01.05.2020).
30. Корендясов Е., Васильев А. Российско-африканские отношения через десять лет: новый старт // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-afrikanskie-otnosheniya-cherez-desyat-let-novyy-st/ (дата обращения 17.04.2020).
31. Крюков Э. Взаимоотношения России и Африки: история, современность, перспективы // ИА Красная весна [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/article/vzaimootnosheniya-rossii-i-afriki-istoriya-sovremennost-perspektivy (дата обращения: 10.04.2020).
32. Кулькова О. Африка и ЕС: в преддверии четвертого совместного саммита // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/afrika-i-es-v-preddverii-chetvertogo-sovmestnogo-sammita/ (дата обращения: 11.04.2020).
33. Кулькова О. Что Россия может предложить Африке // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-rossiya-mozhet-predlozhit-afrike/ (дата обращения 17.04.2020).
34. Лошкарев И. Экспорт безопасности: как России вернуться в Африку и не сделать ошибок // РБК [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/politics/28/10/2019/5db2af989a79479e5bc37eeb (дата обращения 10.04.2020).
35. Лузин П. Африканский проект «Росатома» // Riddle [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ridl.io/ru/afrikanskij-proekt-rosatoma/ (дата обращения 17.04.2020).
36. ЛУКОЙЛ и «Татнефть» собрались за границу // Коммерсантъ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3422889 (дата обращения 17.04.2020).
37. Международный форум «Армия-2020» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rusarmyexpo.ru/ (дата обращения 05.05.2020).
38. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/739/ (дата обращения 17.04.2020).
39. Обзоры внешнеполитической деятельности МИД РФ // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mid.ru/activity/review (дата обращения 17.04.2020).
40. Официальный сайт «АЛРОСА» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alrosa.ru/ (дата обращения 17.04.2020).
41. Официальный сайт «Лукойл» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lukoil.ru/Company/BusinessOperation/GeographicReach?wid=widrR4ZjOGisUgnsycwAYz88A (дата обращения 17.04.2020).
42. Официальный сайт «РУСАЛ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusal.ru/ (дата обращения 17.04.2020).
43. Официальный сайт «ФосАгро» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://phosagro.ru/ (дата обращения 20.04.2020).
44. Официальный сайт Gazprom EP International [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazprom-international.com/ru/operations/ (дата обращения 17.04.2020).
45. Официальный сайт Рособоронэкспорт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://roe.ru/ (дата обращения 01.05.2020).
46. Подведены итоги первого Саммита и Экономического форума Россия-Африка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://roscongress.org/news/podvedeny-itogi-pervogo-sammita-i-ekonomicheskogo-foruma-rossija-afrika-roskongress-prodolzhit-rabotu-na-afrikanskom-treke-v-period-do-sledujuschego-foruma/ (дата обращения 17.04.2020).
47. Почему Россия через тридцать лет возвращается в Африку // Российская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/03/pochemu-rossiia-cherez-tridcat-let-vozvrashchaetsia-v-afriku.html (дата обращения 17.04.2020).
48. Развитие общего и несырьевого неэнергетического экспорта России I полугодие 2018 г. // Российский экспортный центр [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/upload/iblock/f52/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%202018%20I%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB.%20(%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F).pdf (дата обращения 17.04.2020).
49. Роль России в решении проблем Африки к югу от Сахары // Официальный сайт МИД РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mid.ru/rol-rossii-v-resenii-problem-afriki-k-ugu-ot-sahary- (дата обращения 17.04.2020).
50. Роснефть и партнеры начали работу на шельфе Мозамбика // НефтьКапитал [Электронный ресурс] Режим доступа: https://oilcapital.ru/news/abroad/28-10-2019/rosneft-i-partnery-nachali-rabotu-na-shelfe-mozambika (дата обращения 20.04.2020).
51. Российские экономические проекты в Африке. Досье // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/info/3237697 (дата обращения 17.04.2020).
52. Российские эксперты оружия объявили 2019-й «годом Африки» // РИА [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20190122/1549695082.html (дата обращения 01.05.2020).
53. Российский статистический портал [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru-stat.com/ (дата обращения 17.04.2020).
54. Россия – Африка: общий взгляд в 2030 год // Официальный сайт экспертного доклада [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ravision2030.com/doclad (дата обращения: 07.04.2020).
55. Россия включилась в борьбу за Африку // РБК [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.rbc.ru/politics/22/10/2019/5d5be92b9a794730930998b5 (дата обращения 17.04.2020).
56. Саммит Россия-Африка // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61893 (дата обращения 17.04.2020).
57. Сидорова Г., Федотов В. Африка и Россия: сотрудничество с перспективой // Международная жизнь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/246 (дата обращения: 10.04.2020).
58. Сотрудничество Юг-Юг // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/events/southcooperationday/ (дата обращения 17.04.2020).
59. Торговля России со странами Африки в 2019 году // Внешняя торговля России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-05/torgovlya-rossii-so-stranami-afriki-v-1-kv-2019-g/ (дата обращения: 07.04.2020).
60. Хетагуров А. Военно-техническое сотрудничество России: государства Африки // РСМД [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/geopolitics-arms-market/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-gosudarstva-afriki/ (дата обращения 05.05.2020).
61. Что изменилось в российской торговле оружием в 2016 году // Лента.ру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/01/06/armstrade (дата обращения 05.05.2020).
62. African Economic Outlook 2019 // African Development Bank [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/2019AEO/AEO_2019-EN.pdf (дата обращения 17.04.2020).
63. African Growth and Opportunity Act [Электронный ресурс] Режим доступа: https://agoa.info/bilaterals/agreements.html (дата обращения 17.04.2020).
64. African Natural Resources Center (ANRC) Strategy (2015-2020) // African Development Bank Group [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Generic-Documents/African_Natural_Resources_Center%E2%80%99s_Strategy_for_2015-2020.pdf (дата обращения 17.04.2020).
65. Agenda 2063. The Africa We Want // African Union Commission [Электронный ресурс] Режим доступа: https://au.int/sites/default/files/documents/36204-doc-agenda2063_popular_version_en.pdf (дата обращения 17.04.2020).
66. China-Africa Research Initiative // John Hopkins School of Advanced International Studies [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sais-cari.org/data-china-africa-trade (дата обращения 17.04.2020).
67. Economic Development in Africa 2018. Migration for structural Transformation // UNCTAD [Электронный ресурс] Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/aldcafrica2018_en.pdf (дата обращения 17.04.2020).
68. Economic Development in Africa. Report 2019 // UNCTAD [Электронный ресурс] Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/aldcafrica2019_en.pdf (дата обращения 17.04.2020).
69. Eurostat. Your key to European statistics [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:African_export_and_import_shares_with_main_partners,_2018.png (дата обращения 17.04.2020).
70. Fiscal Policy for Financing Sustainable Development in Africa. Economic Report on Africa 2019 // UN Economic Commission for Africa [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.uneca.org/sites/default/files/PublicationFiles/era-en-final-web.pdf (дата обращения 17.04.2020).
71. Kalika A. Le «grand retour» de la Russie en Afrique? // IFRI. Centre russe [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/kalika_russie_afrique_2019.pdf (дата обращения 10.05.2020).
72. Remarks by National Security Advisor Ambassador John R. Bolton on The Trump Administration’s New Africa Strategy // The White House [Электронный ресурс] Режим доступа: (дата обращения 17.04.2020).
73. The Buenos Aires Plan of Action // Special Unit for TCDC, New York [Электронный ресурс] Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B-buqyoV0jpSMm1OVEZYU2hNTWc/view (дата обращения 17.04.2020).
74. The World Bank Data [Электронный ресурс] Режим доступа: https://data.worldbank.org/region/sub-saharan-africa (дата обращения 17.04.2020).
75. Trends in International Arms Transfers 2019 // Stockholm International Peace Research Institute [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sipri.org/publications/2020/sipri-fact-sheets/trends-international-arms-transfers-2019 (дата обращения 17.04.2020).
76. World Investment Report 2019 // UNCTAD [Электронный ресурс] Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2019_en.pdf (дата обращения 17.04.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ