Введение 3
1. Понятие «этностереотип» в современной науке: формирование и развитие 4
2. Классификации этностереотипов в лингвистике и культурологии 12
3. Этностереотипы, характеризующие народы Азии, по материалам российских СМИ 18
Заключение 30
Список литературы 31
Актуальность темы работы. Этнические стереотипы играют важную роль в современном культурном обмене. Этнические стереотипы создают общее представление об определенных этнических группах. Этнические стереотипы влияют на симпатию и антипатию к различным народам. В глобализированном мире все чаще возникают межэтнические конфликты, некоторые из них даже носят военный характер. Межэтническое взаимодействие неуклонно растет благодаря высоким темпам миграции и укреплению культурных и экономических связей между странами. Для построения дружественных межэтнических отношений необходимо уделять внимание изучению этнических стереотипов.
В формировании этнических стереотипов участвуют языковое и этническое сознание и самосознание, поэтому этностереотипы важно изучать сквозь призму языка.
Цель работы – анализ употребления наречий по-азиатски в российских СМИ как маркеров этностереотипов носителей русского языка.
Задачи работы:
1. Исследовать формирование и развитие понятия «этностереотип» в современной науке.
2. Разобрать существующие в лингвистике и культурологии классификации этностереотипов.
3. Выявить этностереотипы, характеризующие народы Азии, по материалам Интегрума(Intergrum.ru).
Таким образом, в зарубежной науке понятие «стереотип» начало употребляться в 1920-е гг. Этнические стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов. Понятие «этностереотип» начало формироваться в российской науке в 1980-1990-е гг. Под этностереотипом мы понимаем обобщенные и упрощенные эмоционально окрашенные представления о какой-либо этнической группе людей, выраженные при помощи языковых средств – этнонимов, топонимов, антропонимов и эмоционально окрашенной лексике.
В современной науке распространено несколько классификаций этнических стереотипов. Во-первых, по направленности этностереотипы делятся на автостереотипы, гетеростереотипы и контрстереотипы. Во-вторых, по объему содержания этностереотипы делятся на макростереотипы и микростереотипы (гендерные, территориальные и т.д.). В-третьих, по эмоциональной окраске этностереотипы делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные.
Анализ наречий по-азиатски в российской прессе показал, что среди носителей русского языка существуют схожие этностереотипы об азиатских народах. Корейцы и японцы показаны как трудолюбивые и высокотехнологичные люди, соблюдающие свои традиции. Китайцы демонстрируются как трудолюбивые и собранные люди. Вьетнамцы и монголы напротив показаны как достаточно ленивые и бедные люди. Наиболее ярким объединяющим для азиатских народов этностереотипом является их приверженность традициям. Этностереотипы носителей русского языка о японцах и корейцах отличаются положительной коннотацией, о китайцах – амбивалентностью, о вьетнамцах и монголах – скорее отрицательной коннотацией.