Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (Московский университет им. Витте)

Работа №117892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61 «Дружба»».
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста. Возрастной диапазон 5-6 лет.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность понятия связная речь в современных психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Специфика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Потенциал психолого-педагогических условий формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1 Диагностика первоначального уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2 Система работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста31
2.3 Оценка эффективности проделанной работы по повышению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
3.1 Психолого-педагогические рекомендации педагогам по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста 44
3.2 Психолого-педагогические рекомендации родителям по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе. Наряду с этим в Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.
В соответствии с этим в ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте».
Речевое развитие детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л.А. Венгера, А.Р. Лурии. Можно говорить об определенной педагогической культуре, которая развивалась на серьезной научной основе. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.Н. Леонтьева, А.Г. Арушановой, Е.А. Смирновой. Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду разрабатывались З.А. Гриценко, А.А. Леонтьев и др.
Как отмечает З.А. Гриценко, развитие всех сторон речи, в том числе и связной, происходит не только в самостоятельной деятельности детей и в процессе свободной игровой деятельности, но и в ходе непосредственной образовательной деятельности речевого развития, которая в соответствии с ФГОС ДО проходит всегда в игровой форме.
На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями.
Таким образом, развитие речи дошкольника – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.
Цель исследования – теоретически и практически обосновать процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагаю, что процесс формирования связной речи будет более эффективным, если:
1. Выявить специфику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Будет подобран комплекс психолого-педагогических условий.
Методы исследования:
 теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение полученных данных;
 эмпирические: диагностические методы, педагогический эксперимент, метод качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61 «Дружба»».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных объективных результатов содержит решение проблемы, касающейся развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (3 с.), 3 глав (глава 1 –18 с., глава 2 – 20 с., 3 глава – 6 с.), заключения (2 с.), списка литературы (41 источник), 2 приложений. Текст бакалаврской работы содержит 6 рисунков, 10 таблиц. Общий объем работы - 60 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2013.
2. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. - М.: Логос, 2017. - 304 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 256 с.
4. Алиева Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. - М.: Академа, 2017. - 223 с.
5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М.: Владос, 2015. - 280 с.
6. Бабнева В.М. Роль связной речи в успешности обучения / В.М. Бабнева // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2020.- № 16. - С. 110-111.
7. Безрукова О.А Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект: Методическая разработка с тестовыми заданиями, Иллюстративное приложение к тестовым заданиям, CD-диск с протоколами обследования речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Каисса, 2018. - 86 с.
8. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер и др. - М.: Педагогика, 2016. - 224 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 2016. - 275 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2017. - 421 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 309 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 366 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 244 с.
14. Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухова // Дефектология. - 2017. - №6. - 5 с.
15. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2016. - 188 с.
16. Горячев М.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие / М.Д. Горячев и др. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2018. - 187 с.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2021. - 177 с.
18. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2018. - 85 с.
19. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: ЮНИТИ-ПРЕСС, 2017. - 129 с.
20. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 2021. - 189 с.
21. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2021. - №5. – 56-64 с.
22. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет / Л.В. Красильникова. - М.: Сфера, 2021. - 199 с.
23. Лебедева Л.М. Повышение результативности профессиональной деятельности педагогов на основе использования современных образовательных технологий / Л.М. Лебедева // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2019. - №2. - 65-67 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2003. - 233 с
25. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтье. -М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
26. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2020. - 293 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. - 234 с.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов н/Д, 2018. - 211 с.
29. Макарова И.В. Педагог – психолог. Основы профессиональной деятельности / И.В. Макарова, Ю.Г. Крылова. - Самара: М.: «Бахрах» , 2018. - 288 с.
30. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2016. - 592 с.
31. Мишина И.Н. Использование современных образовательных технологий по развитию речи младших школьников / И.Н. Мишина // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2019. - №2. - С. 79-82.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Просвещение, 2019. - 167 с.
33. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М.: Книга, 2020. - 211 с.
34. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: "Питер", 2013. - 654 с.
35. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности / О.С. Рудик. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 200 с.
36. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин / Е.А. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2021.- №9. – С.43-48.
37. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2021. - 210 с.
38. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольников / О.С. Ушикова. - М.: Мир, 2018. - 202 с.
39. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М.: АРКТИ, 2015. - 55 с.
40. Чуракова, Р.Г. Концептуальные основы и программы: Концепция системы «Предшкола нового поколения» / Р.Г. Чуракова. - М.: Академ книга, 2020. - 189 с.
41. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Голос, 2018. - 386 с.



1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2013.
2. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. - М.: Логос, 2017. - 304 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 256 с.
4. Алиева Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. - М.: Академа, 2017. - 223 с.
5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М.: Владос, 2015. - 280 с.
6. Бабнева В.М. Роль связной речи в успешности обучения / В.М. Бабнева // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2020.- № 16. - С. 110-111.
7. Безрукова О.А Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект: Методическая разработка с тестовыми заданиями, Иллюстративное приложение к тестовым заданиям, CD-диск с протоколами обследования речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Каисса, 2018. - 86 с.
8. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер и др. - М.: Педагогика, 2016. - 224 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 2016. - 275 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2017. - 421 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 309 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 366 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 244 с.
14. Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухова // Дефектология. - 2017. - №6. - 5 с.
15. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2016. - 188 с.
16. Горячев М.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие / М.Д. Горячев и др. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2018. - 187 с.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2021. - 177 с.
18. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2018. - 85 с.
19. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: ЮНИТИ-ПРЕСС, 2017. - 129 с.
20. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 2021. - 189 с.
21. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2021. - №5. – 56-64 с.
22. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет / Л.В. Красильникова. - М.: Сфера, 2021. - 199 с.
23. Лебедева Л.М. Повышение результативности профессиональной деятельности педагогов на основе использования современных образовательных технологий / Л.М. Лебедева // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2019. - №2. - 65-67 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2003. - 233 с
25. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтье. -М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
26. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2020. - 293 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. - 234 с.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов н/Д, 2018. - 211 с.
29. Макарова И.В. Педагог – психолог. Основы профессиональной деятельности / И.В. Макарова, Ю.Г. Крылова. - Самара: М.: «Бахрах» , 2018. - 288 с.
30. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2016. - 592 с.
31. Мишина И.Н. Использование современных образовательных технологий по развитию речи младших школьников / И.Н. Мишина // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2019. - №2. - С. 79-82.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Просвещение, 2019. - 167 с.
33. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М.: Книга, 2020. - 211 с.
34. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: "Питер", 2013. - 654 с.
35. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности / О.С. Рудик. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 200 с.
36. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин / Е.А. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2021.- №9. – С.43-48.
37. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2021. - 210 с.
38. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольников / О.С. Ушикова. - М.: Мир, 2018. - 202 с.
39. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М.: АРКТИ, 2015. - 55 с.
40. Чуракова, Р.Г. Концептуальные основы и программы: Концепция системы «Предшкола нового поколения» / Р.Г. Чуракова. - М.: Академ книга, 2020. - 189 с.
41. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Голос, 2018. - 386 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ