Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты регулирования деятельности природных заповедников 11
1.1 Понятие и задачи государственных природных заповедников 11
1.2 Особенности правового регулирования и функционирования государственных природных заповедников 21
1.3 Контроль за нарушением правового режима государственных природных заповедников 38
Глава 2 Анализ правового регулирования деятельности государственного природного заповедника «Олёкминский» 43
2.1 Общая характеристика государственного природного заповедника «Олёкминский» 43
2.2 Правовой режим заповедника 51
2.3 Организация охраны заповедника 55
2.4 Анализ судебной практики государственного природного заповедника «Олёкминский» 60
Глава 3 Совершенствование правового регулирования деятельности государственных природных заповедников 76
3.1 Предложения по совершенствованию законодательства о государственных природных заповедниках 76
3.2 Организационно-правовой механизм (правоприменительные механизмы) совершенствования законодательства о государственных природных заповедниках 81
Заключение 93
Список используемой литературы и используемых источников 97
Приложение А Сертификат участника конференции 106
Приложение Б Основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования 107
Россия является страной с самым большим в мире объемом природных ресурсов, объектов и ландшафтов. Поэтому особенностями нашего национального менталитета является потребительское, порой небрежное и попустительское отношение к этому природному разнообразию. Общество и производство потребляет эти блага, не задумываясь о последствиях.
Пагубная деятельность общества и производства, представляющая собой хищническое отношение к природной среде, является угрозой жизни и существования не только окружающей природной среды и ее объектов, но человечеству в целом, как части этой природы. Это означает, что для сохранения жизни на земле требуется повсеместное участие в этом процессе каждого члена нашего общества в каждом уголке нашей планеты.
Механизмом регулирования отношений в области взаимодействия общества и природы с целью ее сохранения для будущих поколений, рационального использования и защиты является институт экологического права. Экологическим правом закрепляются и регламентируются основные отношения в области жизнедеятельности человека на земле.
Экологическое право имеет гуманитарный характер и универсальное значение. Основной формой человеческого применения природы является потребление природных ресурсов и защита окружающей среды.
Экологическое право, как институт и как отрасль права характеризуется, тем, что оно, в отличии от других отраслей права возникло гораздо позже. Значит на сегодняшний день процессы уточнения, корректировки и развития данной отрасли права проходят интенсивно и являются актуальными и необходимыми.
Следует отметить, что в последнее время такой категории объектов экологического права как государственные природные заповедники отводится слишком мало внимания. Заповедники необходимы, особенно сейчас, когда непрерывным ходом протекают интенсивные процессы урбанизации, технологизации общества и природы.
Заповедники сегодня являются практически единственными территориями, сохранившими участки нетронутой природы. Строгое сохранение норм дикой природы соответствующей территории и ландшафта заповедной зоны служит также индикатором, эталоном для сравнения и анализа антропогенных изменений природы на других территориях, позволяющих понять направления изменений в природной среде под влиянием человеческой деятельности и найти способы наиболее разумного и рационального применения ее богатства.
Попытки изменения и улучшения природоохранного законодательства, норм экологического права предпринимаются государством, обществом и всеми субъектами экологических правоотношений непрерывно. Но, в связи с тем, что экологический прогресс происходит, и он так же важен для успешного развития государства и общества, как и экономика, связан с ней, влияет и зависит от нее, то актуальность темы правового регулирования и общей характеристики природных заповедников не вызывает сомнений.
Объектом исследования являются административные отношения, возникающие в области экологического права, а также механизмы регулирования правоотношений в процессах функционирования государственных природных заповедников (ГПЗ).
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие правовой режим государственных природных заповедников.
Цель исследования - разработка предложений по совершенствованию правового регулирования осуществления деятельности заповедника «Олёкминский».
Задачи исследования:
• выявить закономерности становления заповедничества, института экологического права в области регулирования деятельности заповедников;
• установить понятия, функции и задачи заповедников;
• определить правовое регулирование деятельности заповедников;
• исследовать нормы современного законодательства РФ, осуществляющих правовое регулирование деятельности заповедников;
• рассмотреть особенности правового регулирования деятельности ГПЗ «Олёкминский» и связанных с ним судебных разбирательств, решений органов государственной власти РФ и судебно-арбитражные дела;
• выявить основные проблемы регулирования деятельности ГПЗ «Олёкминский» и определить меры по их разрешению;
• разработать предложения по совершенствованию законодательства о государственных природных ресурсах.
Методологическую основу диссертационного исследования составил диалектический метод правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, обоснованность результатов, достигается за счет комплексного применения таких методов, как общенаучный метод познания, дедукции, индукции, анализа, а также специальные методы научного исследования, традиционно-правовой метод, системно-структурный метод, исторический, формально-юридический.
Теоретическая основа исследования: учебные пособия, научные взгляды, научные статьи, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, положения в области административного права и процесса, государственного управления и других наук, представленные в трудах таких авторов, как Н. Ю. Лукьянченко, О. Р. Саркисов, Е. Л. Любарский, А. М. Красницкий, Е. А. Котляров, А. Х. Азбуков, В. Б. Степаницкий, Ф. Р. Штильмарк, А. Е. Дмитриев, Т. В. Злотников, Н. Б. Лагуткина, Г.В. Алексеев и многие другие.
Нормативная база исследования: новая редакция Конституции РФ, законодательство федерального, регионального и местного уровня, регулирующее отношения в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти разных уровней, а также Положения о государственных природных заповедниках в РФ, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Положение о «Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Олёкминский»», КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ, Федеральный закон «О животном мире», Лесной кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Водный кодекс РФ, и многие другие источники права и нормативно-правовые акты. Решения и постановления арбитражных судов РФ различных инстанций, аналитические данные СМИ, касающиеся вопросов и инцидентов государственных природных заповедников и конкретного исследуемого заповедника «Олёкминский», составили эмпирическую базу диссертационного исследования.
Степень разработанности темы. В советский период результаты исследований правового режима государственных заповедников отражены в работах многих авторов, однако следует отметить наиболее важные: Л. Я. Окороковой («Правовой режим государственных заповедников»), В. Г. Емельяновой («Законодательство о заповедниках, заказниках и памятниках природы»), С. А. Деминой («Правовые формы охраны природно-заповедного фонда») и Н. Д. Красилича («Организационно-правовые вопросы охраны природно-заповедного фонда»).
Научные труды С. С. Чернушенко («Правовой режим особо охраняемых природных территорий») и А. С. Кротика («Правовые проблемы организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения») «содержат концепцию правового регулирования особо охраняемых природных территорий». Первый ученый сделал упор на теорию правового регулирования ООПТ всех уровней (местного, регионального и федерального значения), не уделив детальному анализу правового режима заповедник ов должного внимания. А. С. Кротик предметно изучил вопросы функционирования и организации заповедников, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения. А. Н. Щеколодкин в своем труде «Правовые проблемы охраны и использования объектов животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях» исследовал общие вопросы правового регулирования в сфере охраны и использования объектов природной среды на особо охраняемых природных территориях.
Выдающейся специалист в области исследования заповедного дела - Феликс Робертович Штильмарк. «Его труды: монография «Историография отечественных заповедников», содержит комплексное исследование развития заповедного дела в России, докторская диссертация «Эволюция представлений о заповедности» исследует причины эволюции понятия заповедности, ее последствия и перспективы развития заповедников. В многочисленных статьях данного ученого освещены проблемы этих природных территорий и пути их решения.» Некоторым итогом всей многолетней трудоемкой работы Феликса Робертовича Штильмарка явилась книга - сборник избранных трудов автора под названием «Заповедное дело России: теория, практика, история» охватившая практически все вопросы устройства и деятельности ГПЗ и их систем.
Научная новизна исследования определяется поставленными целями и задачами, теоретическим осмыслением и комплексной оценкой современного состояния правового регулирования деятельности государственных природных заповедников, его роли в механизме охраны природы рассматриваемых территорий, а также полученными в результате выводами. В магистерской диссертации осуществлен анализ современных проблем правового регулирования деятельности государственных природных заповедников, а также выдвинуты предложения по улучшению законодательства.
Практическая значимость магистерской диссертации определяется выводами и предложениями, направленными на эффективное правовое регулирование в области экологического законодательства. В исследовании представлено собственное мнение, теоретический анализ, предложения и выводы по исследуемому вопросу. Эти данные могут способствовать совершенствованию правового регулирования деятельности государственных природных заповедников, развитию дальнейших научных исследований в области экологического законодательства, природоохранного законодательства, а также стать направляющим вектором в процессе законотворчества органов государственной власти в целях улучшения нормативной базы, регулирующей проблемы ООПТ и заповедников.
Изложенные в магистерской диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы:
• в научных исследованиях направленных на разработку теоретических аспектов конституционного и административного права в связи с решением вопросов административно-правового регулирования в области экологического законодательства;
• в практической работе различных органов управления: государственных, муниципальных и общественных;
• в актуализации теоретического содержания различных юридических дисциплин, в частности «Экологического права».
Результаты выпускной квалификационной работы были доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Молодые учёные России» (7 декабря 2020 года) и опубликованы в сборнике научных статей: Верхотурова Е. В. Правовое регулирование природных заповедников // Молодые учёные России: сборник статей IV Всероссийской научно - практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - с. 169-171 (Сертификат участника в Приложении А).
В качестве основных положений, выносимых на защиту, выделим следующие:
а) Анализ современной нормативно-правовой базы в сфере экологического права и законотворчества об особо охраняемых природных территориях показал противоречие между теоретическим, законодательно закрепленным значением понятия «заповедник» и практической реализацией мер по предотвращению каких-либо видов деятельности на территории заповедника, каким-либо образом нарушающих естественное течение природных процессов и механизмов, то есть основополагающих доктрин заповедного дела как наиболее строгой формы точечной охраны природы.
б) Рассмотрено правовое регулирование и общая характеристика государственных природных заповедников.
В законодательстве Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях нет четкого упоминания о том, что ГПЗ являются «особо охраняемыми природными территориями». Однако указано, что они являются учреждениями, юридическими лицами. Такое несоответствие приводит к нарушению принципов «сохранения», «охраны» таких объектов, «построения отношений по факту действий, запрещаемых на территории заповедников, и препятствующих достижению целей данных особо охраняемых природных территорий, мешает образованию новых заповедников, дает возможность осуществлять в них деятельность, вмешивающуюся в процесс природных процессов» [19, с.7].
Решением данной проблемы может стать нормативное признание государственных природных заповедников компонентами природной среды, возложение ответственности по охране и правовому регулированию таких территорий на специальные природоохранные организации, которые будут руководствоваться в своей деятельности экологическим кодексом.
в) В связи с исторически сложившимся особым бессрочным регулирование деятельности ом, придающим заповедникам особую значимость, и не приветствием современного законодателя этой позиции, возникает необходимость в поиске решения данной проблемы, которая может заключаться в фиксации на законодательном уровне обязанности органов, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, «осуществлять восстановительные работы нарушенных природных объектов».
г) Установлено, что совершенствование законодательства должно осуществляться с учетом и на базе закрепления в нем основополагающих понятий заповедного дела, таких как «заповедный режим» и «правовой режим». Термин «правовой режим» ГПЗ предлагается рассматривать как совокупность «нормативно закрепленных правил, регулирующих охрану и применение всех природных объектов и комплексов, находящихся в границах заповедников, в том числе растительный и животный мир, воздушное пространство над землей и воздух, недра, реки и другие водные объекты» [19, с.5]. «Заповедный режим» можно определить как институт норм права, устанавливающих табу на нарушения естественных природных процессов и комплексов ГПЗ.
Структура магистерской диссертации: страниц - 111, разделы - введение, главы (3), параграфы (9), заключение, список использованных источников (74 наименования) и приложения (А, Б).
По результатам изучения теоретических аспектов регулирования деятельности природных заповедников, анализа правового регулирования деятельности государственного природного заповедника «Олёкминский» и разработки мер по совершенствованию регулирования деятельности природных заповедников в работе были сделаны следующие выводы.
Во-первых, сфера правового регулирования охраны окружающей среды, как и любая другая динамично развивающаяся сфера социальной жизни, «настолько многообразна, что невозможно предусмотреть все оттенки ее проявления, все жизненные обстоятельства, с которыми необходимо связать наступление юридических последствий» [17, с. 55; 27, с. 17.]. Нельзя также не учитывать, что возможности человека в познании закономерностей развития естественных экологических систем на современном этапе объективно ограничены, в связи с чем в экологическом праве нередко появляются дефектные правовые конструкции (например, конструкция правового механизма возмещения вреда, причиненного окружающей среде), обусловленные ошибочными теоретическими представлениями о возможном и должном поведении участников экологических отношений.
Во-вторых, экологическое право — это относительно молодая отрасль российского права, которая сформировалась лишь к концу 20 в., существенно обновилась в начале 21 в. и продолжает модернизироваться в современный период. «При этом отметим, что не всегда реформирование экологического законодательства носит системный характер. В таких условиях обеспечить правильное, единообразное и эффективное применение судами экологического законодательства затруднительно. »
В-третьих, одним из факторов, способствующих появлению не только многочисленных законотворческих ошибок в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, но и ошибок в правоприменении, является высокая интенсивность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды на протяжении последних трех десятилетий. Результатами обозначенных ошибок нередко становятся дефекты в правоприменительных актах, актах толкования, которые усиливают негативные проявления неудачных нормативных правовых моделей в области охраны окружающей среды, разрушают юридическую основу для устойчивого функционирования эколого-правовых норм, рассчитанных на ту или иную форму реализации.
В-четвертых, современное экологическое право в значительной мере формировалось под влиянием естественных наук и их представителей, преувеличивающих роль закона в регулировании общественных отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды. Это привело к тому, что для рассматриваемой отрасли права «особенно характерно смещение в сторону декларативных “излишеств”. В силу новизны природоохранных проблем, различных объективных, а чаще субъективных причин эта отрасль права оказалась особенно расплывчатой, «неправовой» в смысле размытости и слабости предписаний, забегания в ряде случаев вперед, оценки желаемого в качестве сущего, действительного. Так, за чуть более чем десятилетний период, прошедший со дня принятия Федерального закона «Об охране окружающей среды», в него более двадцати раз вносились изменения. Почти так же динамично модифицировался Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и многие другие законодательные нормативные правовые акты, регламентирующие сферу охраны окружающей среды [2, с. 3]. Обозначенная особенность отразилась на качестве эколого-правовой материи, которая характеризуется наличием значительного количества правовых неопределенностей, отсылочных и бланкетных норм, норм, устанавливающих необоснованно широкие пределы усмотрения для субъектов правоприменительной деятельности.
В-пятых, высокая степень разнородности предмета эколого - правового регулирования (общественные отношения по поводу охраны водных объектов, земель, лесов, атмосферного воздуха, недр и т. д.) и объективная сложность в установлении и поддержании экологического правопорядка способствуют тому, что в процессе принятия и реализации правовых решений допускаются ошибки. Не исключены в данном случае и ошибки в судебных решениях.
В-шестых, экологические правоотношения, складывающиеся «в связи с необходимостью юридического обеспечения решения новых цивилизационных задач, возникших перед человечеством в эпоху глобального экологического кризиса, содержат в себе принципиально иные цели правового регулирования, потребовавшие создания новых ценностных ориентиров и регулятивных механизмов» [7, с. 56]. К сожалению, пока еще в арсенале национального экологического права недостаточно даже правовых средств, необходимых для реализации уже получивших свое юридическое закрепление цели и задач государственной экологической политики, национальных принципов охраны окружающей среды. Недостаточность юридических средств реализации эколого-правовых предписаний приводит к повышению частоты возникновения спорных ситуаций в сфере охраны окружающей среды, расширению поля для юрисдикционной деятельности судов.
В-седьмых, рост экологических правонарушений и, как следствие, распространенность судебных споров по вопросам применения экологического законодательства часто обусловлены качеством социальной среды, в которой реализуются эколого-правовые предписания, уровнем развития гражданского общества. Так, незрелость гражданского общества замедляет рост позитивной ответственности членов социума, способствует распространению правового нигилизма, что в конечном счете усложняет процесс формирования у участников экологических правоотношений мотива правомерного поведения, так необходимого для обеспечения эффективной реализации норм экологического права.
Экологическое право РФ, так же, как и в других странах [72, с. 2; 74, с. 340], в 21 веке продолжает развиваться в области законотворчества, правоприменения, высшего образования и научных исследований. Наша задача - способствовать этому развитию.
Природный заповедник — это территория суши и/или моря, специально предназначенная для защиты биологического разнообразия, природных и культурных ресурсов и управляемая законными или другими эффективными способами. Заповедники выполняют множество функций. Они необходимы для сохранения биоразнообразия и предоставления многих жизненно важных экосистемных услуг, таких как защита водосборных бассейнов и почв, защита человеческих сообществ от стихийных бедствий.
Заповедники предназначены для выполнения трех взаимодополняющих и взаимоусиливающих функций: Сохранение - способствовать сохранению полной иерархии биоразнообразия, включая ландшафты, экосистемы, виды и генетические вариации; Развитие - способствовать экономическому и человеческому развитию, которое является социально-культурным и экологически устойчивым; Логистика - для поддержки исследований, мониторинга, образования и обмена информацией по местным, национальным и глобальным вопросам сохранения и развития.
Как охраняемые районы земли и прибрежной среды, природные заповедники призваны решить задачи сохранения биоразнообразия, стремления к экономическому и социальному развитию и поддержания культурных ценностей.
1. Алексеев, Г.В. Правовой режим особо охраняемых природных территорий / Т.Е. Сиволап, Г.В. Алексеев // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2007. - № 36. - С. ИЗ- 119., с. 114
2. Боголюбов С.А. О возможностях экологического права // Журнал российского права. 2000. № 11. С. 3.
3. Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник для академического бакалавриата / С.А. Боголюбов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 304 с., с. 263
4. Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник для бакалавров / под ред. С.А. Боголюбова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 431 с., с. 390-391
5. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды) / М.М. Бринчук. - Минск: Веды, 2018. - 259 с., с. 77
6. Бринчук, М.М. Экологическое право / М..М. Бринчук. - М.: Зерцало, 2010. - 672 с., с. 121
7. Васильева М. И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. № 2/3 (специальный выпуск).С. 56.
8. Введенин, Н.Н. Экологическое право / Н.Н. Введенин. - М.: Новый юрист, 2015. - 212 с., с. 70;
9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ : принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года : одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Москва, 2020.
10. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2019. 844 с.
11. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2018. - 888 с., с. 253
12. Гринь, Е.А. Правовые меры охраны режима заповедников / Е.А. Гринь // сб: Пути оптимизации научных исследований материалы XI (LI) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. - 2014. - С. 3233. , с. 32
13. Гришина, В.В. Развитие законодательства Российской Федерации о землях особо охраняемых природных территорий / В. В. Гришина // Молодой ученый. - 2017. - № 40 (174). - С. 18-20., с. 19
14. Дёжкин, В.В. Основы биологического природопользования: учебное пособие / В.В. Дёжкин, Л.В. Попова. - Москва: Этера, 2014. - 310 с., с. 96
15. Дмитриев, А.Е. Экологическое право. Общая часть: учебное пособие / А.Е. Дмитриев. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. - 112 с., с. 204-205.
...