Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психологической безопасности личности в образовательной среде школы 12
1.1 Понятие психологической безопасности личности 12
1.2 Сущность и структура понятия безопасной образовательной среды 23
1.3 Условия обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде 36
Глава 2 Экспериментальная работа по повышению уровня психологической безопасности личности в образовательной среде школы 48
2.1 Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 48
2.2 Проектирование психолого-педагогической программы развития профессионально-личностных качеств педагогов, способствующих повышению уровня психологической безопасности личности в образовательной среде школы 62
2.3 Контрольный этап эксперимента 71
Заключение 87
Список используемой литературы 91
Приложение А План-конспект занятия «Мы все разные и каждый из нас уникален» 99
Современная система отечественного образования одна из самых активно развивающихся сфер жизни общества. Изменения происходят в нескользких направлениях - разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий; поиск эффективных методов мониторинга качества образования. Все эти направления актуальны для России, так как формируют ее информационную и экономическую безопасность, инновационную основу развития.
Вместе с тем открытым остается вопрос о роли педагога в происходящих изменениях. Например, внедрение новых образовательных технологий невозможно без творческого поиска педагога, его интереса к инновационной педагогической деятельности, стремления качественно улучшить учебный процесс. Все это позволяет переосмыслить личные качества педагога, проблемы реализации его творческого потенциала и восприятия им своего статуса.
Актуальность исследования на теоретическом уровне обусловлена тем, что большинство исследователей, описывают психологическую безопасность с точки зрения защищенности от опасностей, в то время как реализация педагогом своего творческого потенциала, стремление к развитию профессионально-личностных качеств, интерес и готовность изучать и внедрять в практику педагогические инновации невозможны без стремления педагога к самореализации. Поэтому необходимо изучение психологической безопасности с точки зрения самореализации педагога.
С практической точки зрения, педагогическая деятельность, связана с большим количеством психогенных факторов, отрицательно влияющих на эмоциональное состояние учителя. Особенную актуальность это приобретает в связи с последними событиями, связанными с эпидемиологической обстановкой.
С социальной точки зрения, актуальность работы обусловлена тем, что общество и государство предъявляют к профессиональной деятельности педагога такие требования как умение организовывать учебный процесс, обладать высоким уровнем предметных знаний, владеть современными информационными технологиями, проводить воспитательную работу с детьми и их родителями, постоянно повышать уровень квалификации и многое другое. Это приводит к тому, то учителя могут испытывать психологический дискомфорт, чувство паники и общей неудовлетворенности собой и своей профессией. Все это не может не отражаться на качестве учебного процесса. Следовательно, рассмотрение проблемы психологической безопасности является важным и актуальным.
Психологическая безопасность учителя не может быть ограничена только проблемой самочувствия и самооценки, эмоциональной готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности. Здесь важно обратить внимание на анализ образовательной среды, в которой разворачивается учебный процесс и непосредственное выполнение учителем своих обязанностей.
Образовательная среда школы также может представлять собой угрозу безопасности учителя — агрессивное поведение со стороны коллег и родителей, насилие с их стороны, угрозы и преследование в социальных сетях, дискриминация по полу и национальности.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ большое внимание уделено обеспечению безопасности образовательного процесса в условиях образовательного учреждения, подчеркивая, что в основе работы образовательных учреждений должны быть использованы «Конвенция о правах ребенка», конституционные права человека. Продолжает эту тенденцию закон «Об образовании в Российской Федерации» 2020 г. В соответствии с ним права участников образовательных отношений, в первую очередь детей, а, следовательно, и право на безопасность образовательной среды являются приоритетными для государства.
Под безопасностью образовательной среды понимается в первую очередь психологическую безопасность ребенка. Эта точка зрения рассмотрена в работах И. А. Баевой, Т. С. Кабаченко, [10], [33]. Психологическая безопасность - это уважение личности ребенка, его потребность в положительных эмоциях, составляющих внутреннюю мотивацию на обучение. С точки зрения О. А. Елесеевой, психологическая безопасность тесно связана с «субъективным благополучием» школьников, с их самооценкой [27, с. 135].
Г. В. Грачев выделяет информационно-психологическую безопасность образовательной среды, которая становится особенно актуальна в условиях дистанционного обучения. Она выражается в том, что информация должна соответствовать возрастным особенностям школьников и носить конструктивный характер [23].
Анализ законодательства и литературы по проблеме психологической безопасности образовательной среды выявил существенные недостатки:
• в центре внимания исследователей и законодателя находится безопасность ребенка, а не учителя;
• большинство исследователей понимают под психологической безопасностью защиту от опасностей, а не препятствие к самореализации педагога;
• теоретические и практические основы формирования безопасной образовательной среды, а также система работы с педагогами недостаточно разработаны, но при этом количество требований, предъявляемых к педагогу со стороны государства и общества возрастает.
Указанные недостатки определили противоречия, которые необходимо разрешить в ходе исследовательской работы:
• на теоретическом уровне: большинство исследователей, описывают психологическую безопасность с точки зрения защищенности от опасностей, в то время как возможен и другой характер описания - с позиции самореализации педагога;
• на практическом уровне: возросшие требования, предъявляемые обществом к личности и качеству работы педагога, сочетаются с недостаточной разработанностью: теоретических и практических основ формирования безопасной среды учреждения среднего общего образования, обеспечивающей выполнение данных требований; системы работы с педагогами по обеспечению психологической безопасности их личности.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования: как повысить уровень психологической безопасности личности педагога в образовательной среде?
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: повышение уровня психологической безопасности личности в образовательной среде.
Цель исследования: повысить уровень психологической безопасности личности педагога в условиях образовательного процесса на основе развития личностных качеств педагогов.
Объект исследования: образовательная среда общеобразовательной организации.
Предмет исследования: повышение уровня психологической безопасности личности педагога на основе проектирования авторской психолого-педагогической программы.
Гипотеза исследования. Уровень психологической безопасности личности в условиях образовательной среды школы повысится, если:
• выявлены психологические условия, обеспечивающие наличие профессионально-личностных качеств по обеспечению психологической безопасности педагога в образовательной среде;
• спроектирована и реализована психолого-педагогическая программа развитию профессионально-личностных качеств педагога, лежащих в основе психологической безопасности личности
• проведена экспериментальная работа по повышению уровня психологической безопасности личности.
Задачи исследования:
• на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы и изучения опыта педагогических коллективов образовательных учреждений, уточнить сущность и структуру следующих понятий: психологическая безопасность личности педагога в образовательной среде школы, безопасная образовательная среда, профессионально-личностные качества педагога и условия обеспечения психологической безопасности в образовательной среде;
• спроектировать и реализовать на практике психолого-педагогическую программу по развитию профессионально-личностных качеств педагогов, лежащих в основе психологической безопасности личности;
• организовать и провести экспериментальную работу, направленную на повышение уровня психологической безопасности личности педагога в образовательной среде школы;
• проанализировать результаты и подвести итоги экспериментальной работы, направленной по повышению уровня психологической безопасности личности педагога в образовательной среде школы.
Теоретической и методологической основой исследования стали следующие концепции:
• концепция компонентов психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (И.В. Абакумова [1], Л.И. Антонова [9], И. А. Баева [10], В.Т. Ганжин [21], П.Н. Ермаков [28], Ю.П. Зинченко [31], Н.А. Лызь [43]);
• концепция феномена психологической безопасности личности и безопасности образовательной среды (К.А. Абульханова-Славская [4], Б.Г. Анаьев [7], А.В. Брушлинский [17], В.Н. Мясищев [53]);
• концепция гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили [6], В.С. Библер [13], Г.И. Вергелес [18], В.П. Зинченко [31]);
• теории психологической безопасности педагога (П. Н. Ермаков [26], К. В. Дрозд [26], Е. В. Воронин [20]).
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступило муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение г. о. Тольятти «Школа №86». В исследовании принимали участие 46 педагогов в возрасте от 21 до 60 лет. Исследование проводилось с использованием следующих диагностических инструментов: методика исследования самоотношения, авт. С.Р. Пантилеев (МИС) [57], шкала психологического благополучия, авт. К. Рифф [84].
Этапы исследования. Исследовательская работа велась в течение двух лет (2019 -2021 года) и состояла из трех этапов.
Первый этап (2019 - 2020 гг.) - проанализирована научно-методическая литературы и имеющиеся психолого-педагогическая практика по задачам психологической безопасности личности педагога в образовательной среде школы, установлена основная проблема исследования, сформулирована его цель, задачи, гипотезы, уточнен понятийный аппарат. Содержательно раскрыта тема повышения психологической безопасности личности педагога в образовательной среде школы.
Второй этап (2020-2021 гг.) - проведена экспериментально-опытная работа. На базе анализа научной литературы по теме исследования выявлены профессионально-личностные качества педагога и психологические условия, обеспечивающие увеличение уровня психологической безопасности личности педагога, критерии оценки психологической безопасности, описана ее структура, характеристики компонентов, реализованы запланированные мероприятия по увеличению психологической безопасности личности педагогов в образовательной среде школы, на базе разработанных критериев и характеристик, проведена оценка действенности мероприятий, сопровождающаяся фиксацией и анализом результатов.
Третий этап (2021г.) - обобщены результаты работы, проделанной на предыдущих этапах, уточнена и установлена логика изложения материала, описаны итоги экспериментально-опытной работы, уточнены теоретические и практические выводы, исследовательская работа подготовлена к защите.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• уточнены сущность и структура понятий: психологически безопасная образовательная среда, психологическая безопасность личности, профессионально-личностные качества педагога и условия обеспечения психологической безопасности в образовательной среде;
• спроектирована авторская психолого-педагогическая программа.
Личное участие автора состоит в изучении и тщательном анализе психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, написании статей, подготовке сообщений и докладов по текущим результатам исследования, проектировании и реализации психолого-педагогической программы, проведении экспериментальной работы по исследованию и повышению уровня сформированности профессионально-личностных качеств педагогов.
Практическая значимость результатов исследования: спроектирована авторская психолого-педагогическая программа, направленная на развитие профессионально-личностных качеств, лежащих в основе психологической безопасности личности, «Путь к себе» и внедрена в практику работы общеобразовательного учреждения МБУ «Школы №86». Авторская психолого-педагогическая программа может быть использована в образовательных учреждениях различных ступеней образования.
Достоверность результатов обеспечена методологически обоснованной логикой исследования, соответствием методов диагностики предмету и задачам исследования, возможностью повторения эксперимента с сохранением его результатов, свидетельствующих об эффективности разработанной программы улучшению психологической безопасности учителя.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в 2 публикациях автора:
• «Психологическая поддержка педагога, осуществляющего инновационную деятельность». Научное отражение №1 (19) 2020, ISSN печатной версии 2500-1655
• «Психологическая безопасность педагога в условиях школы» Инновационные научные исследования. №12-2(2) Декабрь 2020, ISSN печатной версии 2525.
Сообщения и доклады по текущим результатам исследования обсуждались на внутривузовских конференциях: «Студенческие дни науки в ТГУ».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущностью понятия «психологическая безопасность личности» педагога в образовательной среде является способность противостоять неблагоприятным факторам и сохранять устойчивость и возможность эффективного функционирования. В структуру психологической безопасности личности: аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Под аффективным компонентом понимается эмоциональная устойчивость и способность противостоять внешним и внутренним воздействиям. Когнитивный компонент - это наличие сведений о возможных опасностях и угрозах, а также способах совладания с ними или минимизации их последствий. К поведенческому компоненту относится способность планировать свою деятельность и организовать свое поведение таким образом, чтобы обеспечить себе психологическую безопасность.
2. Профессионально-личностные качества педагога, лежащие в основе психологической безопасности образовательной среды это:
• педагогическая направленность - это наличие интереса к педагогической деятельности и личности самих обучающихся;
• педагогическая компетентность - проявляется в способности к квалифицированному решению педагогических задач, возникающих в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности педагога;
• педагогическая гибкость — гармоничное сочетание психологических характеристик, которые обеспечивают разнообразие и адекватность проявляемых реакций и осуществляемых действий во внешней действительности, с одной стороны, и во внутреннем плане, с другой.
3. Психологические условия, обеспечивающие наличие профессионально-личностных качеств, лежащих в основе психологической безопасности педагога в образовательной среде: положительное самоотношение, под которым понимается отношение личности к себе, осознание собственной ценности, которое выражающееся в чувстве самоуважения и обеспечивает личности стабильное развитие; самоанализ, это способность к рефлексии, то есть анализу произошедших событий, оценке своего поведения и возможных реакции на события внешнего мира; саморегуляция - способность управлять собственным поведением и эмоциональными реакциями.
4. Повышение уровня сформированности профессионально-личностных качеств, лежащих в основе психологической безопасности педагогов обеспечено развитием у педагогов положительного самоотношения, навыков самоанализа и саморегуляции.
5. Авторская психолого-педагогическая программа «Путь к себе» направлена на развитие профессионально-личностных качеств педагогов, лежащих в основе психологической безопасности личности, посредством предоставления знаний и формирования навыков в области поведения, психической деятельности, рефлексии, общения, саморегуляции, формирования адекватной самооценки.
Система современного российского образования одна из самых активно развивающихся сфер жизни общества. Изменения происходят в нескольких направлениях, актуальных для нашей страны в связи с формированием ее информационной и экономической безопасности. Роль педагога в происходящих изменениях имеет ключевое значение. Так же, как и в создании психологически безопасной среды. Однако, прежде, чем сделать безопасной образовательную среду для обучающихся, преподаватель сам должен обладать профессионально-личностными качествами, обеспечивающими его психологическую безопасность.
Сущностью понятия психологическая безопасность личности является способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в частности с психотравмирующими воздействиями, сопротивляться деструктивным внешним и внутренним воздействиям, что отражается в переживании своей защищенности или незащищенности в конкретной жизненной ситуации [10]. Психологическая безопасность считается самодостаточным свойством, которое может меняться с течением времени, его природа зависит от ситуации.
В структуру психологической безопасности входят следующие компоненты: аффективный, когнитивный и поведенческий.
Аффективный компонент включает эмоциональные реакции и чувства субъекта. Когнитивный компонент подразумевает мысли и логические выводы субъекта. Поведенческий компонент означает намерение вести себя определенным образом.
Успешно существовать и развиваться личность может только при наличии психологически безопасной образовательной среды, так как, согласно исследованиям А. Маслоу, безопасность является одной из базовых потребностей человека [44].
Сущностью понятия психологически безопасная образовательная среда является свобода образовательной среды от проявлений психологического насилия во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создает референтную значимость среды и обеспечивает психическое здоровье участников учебновоспитательного процесса.
В структуру психологически безопасной образовательной среды входит: референтная значимость, психологическая защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении, отказ от психологического насилия, диалог, сотрудничество, психологически здоровая личность.
Компонентами психологически безопасной образовательной среды можно назвать: формирование субъект-субъектных отношений; сотрудничество, как совместную деятельность, общение и взаимопонимание, взаимную поддержка; субъектность и диалогизация отношений; становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности.
Рассмотрим профессионально-личностных качеств, лежащие в основе психологической безопасности личности педагога и условия их формирования: педагогическая направленность - это компонент характеризующийся наличием интереса к самим обучающимся; педагогическая компетентность - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы; педагогическая гибкость - гармоничное сочетание двух психологических характеристик: изменчивость, спонтанность.
К психологическим условиям, обеспечивающим наличие этих качеств, можно отнести: развитое самосознание, включающее самопознание (безопасный тип личности); положительное самоотношение (самоуважение, аутосимпатия), т. е. устойчивое отношение педагога к себе, которое определяет отношение педагога к участникам образовательного процесса и характер взаимодействия с ними; наличие навыков саморегуляции (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние), т. е. умение понимать и регулировать свои психические процессы: эмоции, поведением, поступки и состояния.
Для разработки теоретических и практических основ формирования безопасной среды школы, а также системы работы с педагогами по обеспечению психологической безопасности их личности, была проведена экспериментальная работа, включающая 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Экспериментальной базой стало муниципальное образовательное учреждение «Школа №86» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 46 педагогов в возрасте от 21 до 60 лет.
Показателями психологической безопасности личности стали: самоотношение (критерии данного показателя: отношение к собственной личности, отношения с другими людьми), самоанализ (критерии: осмысленность жизни, сознание собственных целей, стремление к личностному росту), саморегуляция (критерии: самоконтроль, управление окружением, психологическое благополучие).
Целью констатирующего этапа эксперимента, стало определение уровня сформированности личностных качеств, лежащих в основе психологической безопасности педагогов.
Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что для большинства испытуемых, 67%, 30 испытуемых, характерен средний уровень, для 15%, 7 испытуемых характерен высокий уровень, низкий уровень присущ 18%, 9 испытуемых.
На этапе формирующего эксперимента, целью которого стало развитие профессионально-личностных качеств педагогов, была разработана авторская психолого-педагогическая программа «Путь к себе», направленная на развитие психологической устойчивости, коммуникативных навыков и готовности к педагогической деятельности. Программа представлена в виде 4 разделов, каждый из которых направлен на определённый вид деятельности.
Данная программа рассчитана на 1 год и содержит 36 часов. Занятия проходили один раз в неделю. Программа состоит из 3 блоков, которые логически связаны между собой: мотивационный, информационный, формирующий.
В структуру программы включены 5 разделов: знакомство, творчество во всем, мастер общения, нет конфликтам и плохому настроению, психологическая культура и самооценка.
На этапе контрольного эксперимента оценивалась эффективность реализации программы формирующего эксперимента через выявление уровня сформированности личностных качеств, лежащих в основе психологической безопасности педагогов. Результаты исследования показали, высокий уровень характерен для 22% респондентов, что на 7% больше чем до проведения формирующего эксперимента. Средний уровень характерен для 62%, это на 5% меньше чем показатель констатирующего эксперимента Низкий уровень характерен для 15%, это на 3 % меньше. Результаты эксперимента показали, что наблюдается положительная динамика в повышении уровня сформированности профессионально-личностных качеств педагога, лежащих в основе психологической безопасности.
Гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования решены, авторская психолого-педагогическая программа для педагогов успешно реализована. Перспективным направлением видится расширение сферы исследования в области психологической безопасности личности.
1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов н/Д : Ростовский университет, 2003. 478 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Альма Матер, 2006. 698 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 2007. 230 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
5. Алешин В. Н. Психологическая служба системы образования. Вып. 4. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. СПб., 2000. 202 с.
6. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Гуманно-личностный подход к образованию. М. : Амрита, 2019. 312 с.
7. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. В 2х т. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб. : Санкт-Петербургский университет, 2007. 546 с.
8. Андреева Н. В. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: настольная книга руководителя. М. : Айрис- пресс, 2005. 248 с.
9. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. О роли понимания старшими школьниками феномена толерантности для формирования представлений о семье // Объединенный научный журнал. 2006. № 3. С. 23-28.
10. Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. № 2. С. 184-190.
11. Балюкова И. Б., Секретарева К. Л. Роль индивидуально-психологических характеристик в формировании психологически безопасной образовательной среды//Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 65-71.
12. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М. : Прогресс, 1986. 422 с.
13. Библер В. Л. Диалог о диалогике // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 139-150.
14. Битянова М. Р., Порошинская Л. Г., Ясвин В. А. Качество образовательных условий: механизмы проектирования, экспертизы и оценки. М. : Московский центр качества образования, 2010. 159 с.
15. Блинова В. Л. Взаимосвязь готовности педагога к саморазвитию и способов его поведения в трудных жизненных ситуациях // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 4 (22). С. 279-284.
...