Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №117846

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование временной перспективы и мотивации
личности в позднем юношеском возрасте 7
1.1. Временная перспектива личности представителей юношеского
возраста 7
1.2. Мотивационные особенности профессионального и личностного
становления личности юношеского возраста 15
1.3. Возрастная динамика временной перспективы личности 26
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационных детерминант
временной перспективы личности в позднем юношеском возрасте 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 44
2.3. Рекомендации по формированию временной перспективы личности 63
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список используемой литературы 70

Актуальность данного исследования исходит из противоречий современной ситуации, которая сложилась в российском обществе. Связано это, прежде всего, с тем, что время не стоит на месте. Время идет, а мы - люди - развиваемся как личности и развиваем все вокруг нас. За последние десятилетия прошел ряд реорганизаций в перестройке процессов экономики, управления государством и т.д. Изменения привычного порядка приводят за собой изменения в отношениях со временем. Темп жизни ускорился, и все чаще человек сталкивается с тем, что времени постоянно не хватает, а потребность в выполнении определенной деятельности у личности сохраняется. Растет мобильность общества в целом, что приводит за собой допустимость смены временной перспективы личности, к примеру, преобразование динамики, или возникновение трансформации из одного паттерна в другой. Сложно в это поверить, но в наше время можно все чаще наблюдать и проблему избытка времени. На самом деле все это связано с индивидуальным восприятием времени каждой личностью. От индивидуального восприятия времени уже давно построен «мостик» к проблеме распоряжения временем и его планирования.
Временной аспект жизни, который отражает каждая личность, называется временной перспективой. Понятие «временной перспективы» стали часто использовать после того, как в 1939 г. Л. Франк опубликовал работу, описывающую «жизненное пространство» личности, которое включает прошлое, настоящее и будущее. К. Левин трактовал временную перспективу как видение личности своего прошлого или будущего в своем настоящем и делал предположение, что когнитивная деятельность и эмоции в прошлом или будущем способны оказывать влияние на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем, и кроме того на стремления в будущем.
Несмотря на значимость конструкта временной перспективы личности, изучений в данной области совсем не много. Во-первых, отсутствует теоретическое единство в подходе к этой проблеме. Одни исследователи заостряют свое внимание на эмоциональной составляющей прошлого или будущего, другие же сосредотачиваются на временной доминантности или на нахождение в прошлом или будущем, а третьи опираются на связанность между прошлым, настоящим и будущим, временной сопоставленностью и иными гранями временной перспективы.
Во-вторых, средства, используемые для измерения временной перспективы, обладают рядом недостатков. Они или сложны в плане применения и не имеют конкретной процедуры анализа полученных результатов, или оказываются одномерными и не способны охватить всю временную перспективу.
Некоторые исследователи отмечают, что временная ориентация личности в силах влиять на её мысли и способы поведения и полагают, что временную ориентацию, установки и переживания вполне можно рассматривать как устойчивые черты личности (К. Левин, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, Ж. Нюттен и др.)
Считается, что осмысление времени начинается в подростковом и юношеском возрастах, когда происходит самоопределение личности, и юноши и девушки задумываются о своей будущей жизни, строят на нее планы уже самостоятельно без помощи взрослых. Прошлое и будущее личности оказывает влияние на жизнь в настоящем, на деятельность личности.
Строя планы на будущую жизнь, личность занимается планированием, строит цели. Определение цели, как известно, напрямую связано с мотивацией личности. Составляющие мотивации, в свою очередь, отражают степень глубины, структуру, насыщенность временной перспективы. Мотивировать человека на деятельность может как его прошлое, так и будущее. Что касается прошлого, то, по мнению, Ф. Зимбардо, оно может быть либо позитивным, либо негативным. Позитивное прошлое, означает, что у человека присутствуют в памяти светлые моменты и чувства, касающиеся данного отрезка жизни, такая направленность мотивирует личность сохранять тот жизненный комфорт в настоящем времени. Негативное прошлое, наоборот, окрашивает память человека мрачными воспоминаниями, и они могут мотивировать личность на улучшение качества жизни в настоящем и будущем отрезках.
Но в большей степени, пространством для мотивации личности в настоящем является будущее. Протяженность будущего личности зависит от ее потребностей, мотивов, ориентаций на жизнь.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между временной перспективой и направленностью мотивации, ее детерминантами.
Объект исследования: временная перспектива и мотивационные детерминанты.
Предмет исследования: психологические особенности временной перспективы и мотивации личности в позднем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: ведущая ориентация составляющих временной перспективы (прошлое, настоящее и будущее)взаимосвязана с мотивационными детерминантами, такими как: цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, Локус контроля - Я, Локус контроля - Жизнь и осмысленность жизни, также ведущая ориентация составляющих временной перспективы взаимосвязана с направленностью мотивации (мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач).
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические подходы к проблеме исследования;
- подобрать методы и методики исследования;
- выявить составляющие временной перспективы, связанные с мотивационными детерминантами;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методологическая основа исследования.
Положения подходов к временной перспективы личности (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, У. Джеймс и др.); положения подходов к изучению юношеского периода личности (Л.И. Божович, А.А. Кроник, И.С. Кон и др.), положения о взаимосвязи образа будущего и мотивации (И.С. Кон, Ж. Ньюттен, А.Н. Крылов и др.).
Методы и методики исследования.
«Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо; методика «СЖО» Д.А. Леонтьева; «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана; математическая статистика (коэффициент корреляции К. Пирсона).
Практическая значимость.
Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций, а также на основе полученных результатов можно составить программы тренингов для качественного планирования личностью своего будущего с учетом повышения мотивации.
База исследования: Тольяттинский государственный университет.
Выборка исследования: студенты 22-24 лет разных специальностей в составе 80 человек, из которых 40 юношей и 40 девушек.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список используемой литературы из 70 источников, объем работы 76 страниц, включает в себя 15 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была затронута проблема временной перспективы и влияния мотивации на ее составляющие. Актуальность этой темы определяется тем, что человек и его жизнь существуют внутри времени. У личности есть потребность развиваться, как нам известно, происходит это путем овладения и реализации определенной деятельности. Любую деятельность сопровождает мотивация.
Мы постарались раскрыть одно из главных понятий данной работы, это понятие временной перспективы. Сложив воедино имеющиеся понятия разных авторов, понятие временной перспективы можно сформулировать как некую структуру представлений человека о своем прошлом настоящем и будущем, его отношение к данным составляющим и место в них.
Также нами была предпринята попытка связать временную перспективу личности с мотивацией, а именно выделить конкретные мотивационные детерминанты.
Мотивация личности напрямую связана с ее временной перспективой. Человек, задумывающийся над развитием своей личности, обязательно строит цели на свою жизнь в будущем, не важно, близкое это будущее или дальнее. Для реализации представленного человеком образа будущего, он начинает строить планы, искать ресурсы для достижения поставленных целей. Личность движется к будущим целям в настоящем, опираясь на свое прошлое. И движет им мотивация.
В качестве мотивационных детерминант мы приняли решение выделить смысложизненные ориентации. Смысложизненные ориентации включают цели человека, удовлетворенность жизнью в настоящем и прошлом, уверенность личности в своих способностях достигать чего-либо и управлять своей жизнью.
Нами было проведено эмпирическое исследование и выдвинуто следующее предположение: ведущая ориентация составляющих временной перспективы связана с разными мотивационными детерминантами и направленностью мотивации.
Для проверки данной гипотезы мы собрали выборку из 80 человек 22¬24 лет с равным количеством юношей и девушек. Так как количество юношей и девушек оказалось равным, наряду с проверкой гипотезы, нам удалось посмотреть сравнение результатов юношей и девушек.
Сравнивая результаты юношей и девушек, можно обобщить их следующим образом: среди юношей больше ориентированных на настоящее, девушкам же больше присуща ориентация на будущее; восприятие своей жизни в прошлом и отношение к жизни в настоящем у юношей и девушек не имеет весомых различий; не смотря на то, что большинство юношей и девушек имеют средние результаты по отношению к составляющим смысложизненных ориентаций, среди девушек больше тех, у кого результаты высокие, среди юношей, наоборот, больше тех, кто имеет низкие результаты; по результатам опроса, и у юношей и у девушек с незначительной разницей преобладает мотивация на успех.
Мы сформулировали гипотезу, звучит она так: ведущая ориентация составляющих временной перспективы связана с разными мотивационными детерминантами и направленностью мотивации. Гипотеза нашла подтверждение в том, что ориентация составляющих временной перспективы, а именно ориентация на будущее связана с мотивационными детерминантами. Остальная часть гипотеза не подтвердилась.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] /
К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] /
Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 336 с.
5. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. -
2000. - №4. - С. 61-73.
6. Асеев, В.Г. Значимость и временная стратегия поведения [Текст] / В.Г.Асеев // Психологический журнал. - 2001. - №6. - С. 28-37.
7. Батаршев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А.В. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. - СПб.: Питер, 2007. - 183 с.
8. Бодалев, А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними [Текст] / А.А. Бодалев // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 54¬72.
9. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора [Текст] / В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин // Психологический журнал. - 2003. - № 1. - С. 73-81.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол.
тр. [Текст] / Под ред. Д.И. Фильдштейна. - М.: Ин-т практической
психологии, 1995. - 352 с.
11. Бубновская, О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты [Текст] / О.В. Бубновская // Фундаментальные исследования. - 2014. - №1-1. - С. 148-152. 

психологическая проблема [Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 19-27.
13. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [Текст] / Е.И. Головаха. - СПб.: Питер, 2000. - 350 с.
14. Головаха, Е.И. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев.: Наукова думка, 2004. - 208 с.
15. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
16. Грязнова, А.Н. Социально-психологический портрет студента [Текст] / А.Н. Грязнова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №3 (98). - С. 1-8.
17. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 554 с.
18. Демидова, Т.П. «Личный профессиональный план» как средство профессионального самоопределения студентов колледжа [Текст] / Т.П. Демидова // Образование способ. - 2002. - С. 105-109.
19. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
20. Донцов, Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] / Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Образовательные технологии. - 2013. - №2. - С. 34-42.
21. Зимбардо, Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст] / Пер. с англ. О. Гатановой. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
22. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.
23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
24. Калашникова, С.А, Анализ структуры личностных ресурсов в
период юношества: возрастно-психологические аспекты [Текст] /
С.А. Калашникова // Гуманитарный вектор. - 2012. - №1. - С. 219-224.
25. Карпинский, К.В. Биографический метод в исследовании жизненного пути личности [Текст] / К.В. Карпинский // Психология. - 2001. №2 (23). - С. 89-105.
26. Карпинский, К.В. Мотивация понимания личностью смысла жизни в юношеском возрасте [Текст] / К.В. Карпинский // Вестник ГрГУ. -
2001. - №1. - С. 208-216.
27. Квасова, О.Г. К современному состоянию проблемы временной перспективы личности [Текст] / О.Г. Квасова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №5. - С. 137-141.
28. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека [Текст] / Л.Н. Коган. - М.: Сфера, 2000. - 252 с.
29. Кон, И.С. Какими они себя видят [Текст] / И.С. Кон. - М.: Знание, 1975. - 96 с.
30. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
31. Кочнева, Е.М. Факторы, влияющие на построение студентами профессиональной перспективы на этапе вузовской подготовки [Текст] / Е.М. Кочнева, К.Е. Орлова // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2012. - №2. - С. 47-62.
32. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1999. - 175 с.
33. Купченко, В.Е. Типология жизненных стратегий в юношестве [Текст] / В.Е. Купченко // Омский научный вестник. - 2010. - №4 (89). - С. 101-104.
34. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / Пер. с англ. Е. Сурпина. - СПб.: Речь, 2000. - 407 с.
35. Лежнев, В.Г. Учения о потребностях в современной психологии [Текст] / В.Г. Лежнев. - М.: МГПИ, 1939. - 236 с.
36. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1975. - 304 с.
37. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Щелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 57-65.
38. Логинова, Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь [Текст] / Н.А. Логинова. - М.: Наука. - 1978. - 305 с.
39. Ляудис, В.Я. Методика преподавания в психологии: учебное пособие [Текст] / В.Я. Ляудис. - М.: УРАО, 2000. - 128 с.
40. Магун, В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности [Текст] / В.С. Магун. - Л.: Наука, 1983. - 176 с.
41. Маркова, Ю.С. Жизненные ценности современного студенчества [Текст] / Ю.С. Маркова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2014. - №1 (17). - С. 164-172.
42. Махиева, Л.Х. Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования [Текст] / Л.Х. Махиева // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №6 (14). - С. 55¬67.
43. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
44. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 435 с.
45. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 391 с.
46. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен// под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
47. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: МГППУ, 2011. - 460 с.
48. Петровичев, В.М. Современное студенчество: проблема
социокультурной самоидентификации [Текст] / В.М. Петровичев // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - №1-1. - С. 52-60.
49. Пряжников, Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 3. - С. 42-45.
50. Романова, М.Н. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в ВУЗе [Текст] / М.Н. Романова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2006. - №6. - С. 146-148.
51. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] /
Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 406 с.
52. Сараева, Н.М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъективности [Текст] / Н.М. Сараева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2014. - №5 (58). - С. 84-89.
53. Сахарова, Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Т.Н. Сахарова // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №8. - С. 37-39.
54. Сидоренко, Е.В, Методы математической обработки в
психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
55. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.
56. Сырцова, А. Адаптация опросника временной перспективы Ф. Зимбардо [Текст] / А. Сырцова // Психологический журнал. - 2008. - №3. - С. 101-109.
57. Тихонова, А.А. Образ будущего «Я» во взаимосвязи с мотивацией к саморазвитию на этапе юности (на примере студентов вуза) А.А. Тихонова // Российский научный журнал. - 2014. - № 2 (40). - С. 232¬239.
58. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
59. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта, 1997. - 158 с.
60. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис [Текст] /
Э. Эриксон. - М.: Москва, 1996. - 344 с.
61. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста [Текст] / Э. Шпрангер. - М.: Литература, 1931. - 354 с.
62. Шустова, И.Ю. Детско-взрослая общность - значимое условие воспитания юности [Текст] / И.Ю. Шустова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 231-239.
63. Якиманская, И.С. Агрессия и подросток. Особенности жизненных ценностей в подростковом возрасте [Текст] / И.С. Якиманская, Т.В. Ломакина // Практическая психология в школе: Материалы III Всероссийской конференции. - 1998. - С. 91-95.
64. Яничев, П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени / П.И. Яничев [Текст] // Ежегодник РПО в 8 томах. - 2003. Т.8. - С. 668-673.
65. Boniwell, I, Balancing one’s time perspective in Pursuit of Optimal Functioning / I. Boniwell, P.G. Zimbardo // Positive psychology in practice. Hoboken. - NJ. - 2004. - P. 105-168.
66. Boyd, J.N. Putting time in perspective: A valid reliable individual-differences metric / J.N. Boyd, P.G. Zimbardo // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - № 77. - P. 1271-1288.
67. Buhler, C. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective / C. Buhler, F. Massarik // N.Y. - 1968. - 352 с.
68. Frank, L.K. Time Perspective / L.K. Frank // Journal of Social Philosophi. - 1939. - № 4. - P. 293-312.
69. Harber, K.D. Participant Self-Selection as a Function of Individual Differences in Time Perspective / K.D. Harber, P. G. Zimbardo, J. N. Boyd // Basic and Applied Social Psychology. - 2003. - № 25 (3). - P. 255-264.
70. Lewin, K. Field Theory and Experiment in Spcial Psychology / K. Lewin // American Journal of Sociology. - 1939. - P. 868-896.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ