Аннотация 2
Введение 4
Глава I. Искусство возникновения и развития керамики
1.1. История художественной керамики 7
1.2. Виды, техники, приёмы изготовления керамики 14
1.3. Российские керамические промыслы: 18
1.3.1. Гжельская керамика 20
1.3.2. Скопинская керамика 23
1.3.3. Семикаракорская керамика 25
Выводы по I главе 27
Глава II. Выполнение художественно-творческой части бакалаврской работы
2.1. Разработка композиции 29
2.2. Этапы и последовательность выполнения практической части работы в материале 32
2.3. Методические разработки по теме 34
Выводы по II главе 39
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Приложения 46
Работа посвящена исследованию художественной керамики - области её использования, истории происхождения и развития, технологических особенностей данного вида декоративно-прикладного искусства.
Понятие «керамика» объединяет абсолютно разные выполняемые из глины изделия. Первый в истории человечества искусственный материал - это керамика, в основе которого лежит открытый в древности способ обработки и обжига глины. Обожжённые глиняные изделия популярный и очень древний вид народного художественного керамического ремесла.
Самыми частыми находками археологов являются глиняные предметы. Это предметы быта, посуда, украшения, культовые статуэтки, детские игрушки и различные другие изделия. Многие из них дошли до нас в первозданном виде. В отличие от других материалов, глина не гниёт и не окисляется. По найденным керамическим предметам или их частям археологи изучают историю, быт, культуру и верования предыдущих поколений людей.
Высокого развития искусство керамики достигло во многих странах Древнего мира. Талантливые мастера самые обычные вещи превращали в произведения искусства. В большинстве музеев мира представлены экспонаты, изготовленные керамистами Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, Греции, Китая и других государств. «Художественная керамика» относится к произведениям декоративно-прикладного искусства, является культурным наследием человечества.
Древняя Русь тоже славилась керамическими изделиями. Формы керамических предметов были веками выверены, выполнены соразмерно человеку, своего назначения, материалу. Многие предметы помимо бытового применения имели ритуальную функцию - предназначались для обрядовых действий. Так известны кувшины-календари, на которых наносились узоры согласно каждому месяцу. На таком календаре указывались важнейшие языческие праздники, сроки посева и сбора урожая и даже дни, когда у неба нужно просить определённой погоды [22; 8].
Люди всегда старались украсить окружающие их предметы. В глубокой древности узоры носили сакральный, обрядовый, защищающий и благожелательный смысл. В последующем смысл украшения предметов и вещей стал иметь более декоративную функцию, воплощаемую в сувенирах и свидетельствующую о культуре той или иной местности. Украшенные предметы сопровождают людей в торжественные, радостные, праздничные дни, создают соответствующее настроение.
С момента освоения простейших орудий труда люди лепили из глины необходимые в быту предметы. Глина - материал древний, но без него невозможно обойтись и в современном мире. Керамическая посуда есть в каждом современном жилище - это посуда из белой и тёмной глины. Сверкающие белизной фарфоровые и фаянсовые чашки, тарелки и терракотовые крынки, и кувшины - не соперники, у каждого своего назначения. Всё также популярны художественные керамические изделия - светильники, детские игрушки, декоративная мелкая пластика, изразцы, украшения и многое другое [22; 8]. Имеет развитие глиняная керамическая скульптура, различные инсталляции, как в помещении, так и вне его, декоративные настенные панно, садовая керамика.
Было принято решение выполнить серию художественных керамических чайников, украшенных сюжетной росписью. Сувенирные керамические чайники имеют не только декоративную функцию и являются украшением интерьера, но и выполняют утилитарную, практическую роль - их можно использовать по назначению.
Актуальность выбранной темы в том, что художественная керамика широко представлена в человеческом мире, и всегда популярна. В керамических изделиях, человек воплощает свои представление о мире, красоте, гармонии. Созданный человеком мир вещей художественно-образными средствами раскрывает мировоззрение разных народов, показывает насколько неповторимы и, в то же время, похожи люди. Передаёт профессиональные знания. У граждан растёт интерес к истории своего народа, традиционным промыслам и производствам, ценятся художественные изделия ручного труда, выполненные в старину и современным художником, мастером. Керамическое искусство, как часть декоративно-прикладного искусства, объединяет поколения, так как тесно связано с образом жизни, хранит специфические, культурные, национальные, конфессиональные, индивидуальные знания, секреты мастерства, передаваемые по наследству [11; 4].
Объект исследования - процесс создания декоративных керамических чайников.
Предмет исследования - изучение техник и приемов выполнения художественных керамических изделий в процессе создания серии сувенирных керамических чайников.
Цель данной работы - создание ансамбля сувенирных керамических чайников «Праздники древних славян».
Задачи:
1. Изучить историю керамики, разновидности, область применения.
2. Рассмотреть традиционные керамические промыслы в России.
3. Изучить технологию выполнения керамических сосудов.
4. Разработать композицию и выполнить эскизы на выбранную тему.
5. Выполнить цветовое решение сюжетных композиций.
6. Выполнить пробы ангобов на глине.
7. Выполнить керамические изделия в материале.
Практическая значимость работы заключается в том, что её можно использовать в процессе обучения в качестве теоретического, методического и практического материала на уроках декоративно-прикладного творчества, скульптуре, композиции, истории искусств. Данная работа может быть оформлением интерьера, а также служить наглядным пособием.
В процессе создания декоративных керамических чайников изучалась история керамики, виды, области применения. Рассматривалась история традиционных керамических промыслов нашей страны. Изучались техники и приёмы выполнения художественных керамических изделий.
На начальном этапе работы продумывалась тематика сувенирных чайников. Разрабатывалась композиция. Для этого выполнялось большое количество эскизов. Проводились пробные окрашивания образцов глины ангобными красками, чтобы понять, какие цвета получатся после обжига. Изделия в материале выполнены сочетанием нескольких приёмов лепки, расписаны ангобом, обожжены, покрыты глазурью и ещё раз обожжены в печи. В итоге цель данной работы создание ансамбля сувенирных керамических чайников «Праздники древних славян» достигнута.
Искусство керамики - одно из самых древних на земле. Но в нём по- прежнему живёт волшебная простота глины, яркий цвет и блеск глазури. Керамика - сложный материал. Работа с ним требует крепкой подготовки в рисунке, живописи и скульптуре. Знаний технологии изготовления и обжига, терпения, любви и таланта.
Конечно, в работе затронута только небольшая часть, связанная с керамическим искусством. Тему исследования художественной керамики можно продолжать.
1. Баешко, Л. С. Энциклопедия символов [Текст] / Л. С. Баешко, А. Н. Гордиенко, А. Н. Гордиенко; под ред. О. В. Перзашкевича. - М.: Эксмо, 2007. 304 с.: ил.
2. Материалы и технологические процессы в керамике [Текст]: Учебное пособие/ [Сост. Г.М. Визель]. - Ханты-Мансийск, 2014.,27 с. ил.
3. Буббико, Дж. Керамика: техники, материалы, изделия [Текст]: Научно-популярное издание/ Дж. Буббико, Х. Крус; пер. с итал. Т. Н. Григорьева. - М.: издательство «Ниола-Пресс», 2006. - 128 с.: ил. ISBN 5366-00006-8 (рус.), ISBN 88-440-2951-0 (ит.)
4. Декоративно-прикладное искусство Украинской ССР [Текст]: Альбом / [Сост. Велигоцкая Н. И., Жоголь Л. Е.]. - Москва: «Советский художник», 1986.
5. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество [Текст]: Учеб. - метод. пособие / [Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской]. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.: ил.
6. Долорс, Р. Керамика: Техника. Приёмы. Изделия. [Текст]: Энциклопедия/ Р. Долорс; пер. с нем. Ю. О. Бем. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2003. - 144 с.: ил. ISBN 5-462-00012-X.
7. Долорс, Р. Глазурование и декорирование керамики [Текст]/ Р. Долорс // Художественная школа. - 2011. - №6. -С. 21 - 29.
8. Жегалова, С. К. Русская народная живопись [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов/ С. К. Жегалова. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.: ил.
9. Современная латвийская керамика [Текст]: Альбом/ [Сост. Иванова Г. А.]. - Москва: Советский художник, 1979.
10. Калинина, Т. В. Развитие художественного восприятия ребёнка на основе приобщения к изобразительному искусству [Текст]: учеб. пособие/ Т. В. Калинина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 148 с.
11. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно - приклад. искусство»/ В. Б. Кошаев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 272 с., 16 с. ил.
12. Лаврова, С. А. Славянская мифология [Текст]: для среднего и старшего школьного возраста/ С. А. Лаврова. - М.: ООО «Белый город», 2012 - 304 с.: ил. - (серия «Рассказы по истории для детей»). ISBN 978-5-77932162-4.
13. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»/ Г. М. Логвиненко. - М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
14. Мастера советского искусства. Алде Какабадзе. [Текст]: Альбом / [Сост. Мачабели К. Г.]. - Москва: Советский художник, 1981.
15. Миловский, А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами [Текст]/ А. С. Миловский. - М.: Мысль, 1994. - 398, [1] с.: ил.
...