Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №117820

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных умений как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 19
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 19
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 30
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 54

В настоящее время разработанные в отечественной дефектологии условия и содержание специальной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития обеспечивают решение диагностических и коррекционных задач относительно нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению у таких детей.
В отечественных исследованиях по специальной психологии изучены и описаны конкретные проявления и причины нарушения темпов психического развития у детей (М.С. Певзнер, 1972; В.И. Лубовский, 1976;. Т.А. Власова, 1978 и др.). Даны содержательные характеристики различных видов задержки психического развития (Н.П. Вайзман, 1971; Е.С. Иванов, 1971; Т.А. Власова, 1973; К.С. Лебединская, 1982; У.В. Ульенкова, 1994), раскрыты специфические особенности познавательной деятельности (У.В. Ульенкова, 1970, 1978; Г.И. Жаренкова, 1975; С.А. Домишкевич, 1977; Н.Ю. Борякова, 1983; Т.А. Стрекалова, 1982; Е.С. Слепович, 1990; Н.В. Бабкина, 2003 и др.) и особенности овладения детьми с задержкой психического развития игровой деятельностью (Л.В. Кузнецова, 1984; Е.Б. Аксенова, 1992; Е.С. Слепович, 1990). Также достаточно подробно изучены и представлены в учебной и программно-методической литературе психолого-педагогические основы подготовки детей с задержкой психического развития к обучению в школе (Н.А. Никашина, 1984; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1994 и др.).
При этом в меньшей степени исследованы особенности личностного развития этих детей (Е.Е. Дмитриева, 1989; Е.Н. Васильева, 1994; М.И. Гуменюк, 1998; Е.А. Чернышева, 2002; Д.И. Бойков, 2005). Недостаточно изучены особенности развития коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития, в то время как общение выступает ведущим фактором социализации ребенка, а также играет большую роль в компенсации нарушений в развитии.
Необходимость раннего формирования положительного коммуникативного опыта детей с задержкой психического развития связана с тем, что его отсутствие может привести к стихийному становлению негативных форм поведения. Дети с задержкой психического развития проявляют желание, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми, «не слышат» друг друга. Вместе с тем способность к взаимодействию, которая лежит в основе развития коммуникативных умений, - важный компонент самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих. Развития коммуникативных умений - это необходимое условие оптимизации психического развития ребенка, а также одна из основных задач дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Исследователями в области детской психологии доказано, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для фундаментального развития личности человека. Важно подобрать содержание и инструментарий для формирования базиса личностной культуры ребенка.
Т.о., наряду с пониманием актуальности проблемы, анализ научных исследований и дефектологической практики позволил выявить существующее противоречие между признанием дошкольного возраста, как благоприятного (сензитивного) периода в становлении коммуникативной функции и недостаточной разработанность научно обоснованных методик развития коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации.
На основании вышеизложенное можно определить проблему исследования: какие психолого-педагогические условия необходимо создать в дошкольной образовательной организации для развития коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития?
Исходя из рассмотренной проблемы, нами сформулирована цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития в системе коррекционно-развивающей работы.
Объектом нашего исследования выступает процесс развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития в системе коррекционно-развивающей работы дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что преодоление трудностей развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития возможно при создании в ДОО следующих психолого-педагогических условий:
• разработка и реализация системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное развитие коммуникативных умений у детей, на основе индивидуального подхода, с учетом психологических особенностей каждого ребенка;
• построение работы на основе принципов системности и последовательности коррекционного воздействия на детей с задержкой психического развития;
• осуществление взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации (учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя) и родителей детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) на основе анализа исследований по изучаемой проблеме определить степень ее разработанности и подходы к ее решению;
2) выявить уровень и особенности развития коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
3) определить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений у детей 5 -7 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы:
• обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования;
• эмпирические методы: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
• подход к определению содержания коммуникативных умений детей дошкольного возраста (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, А.Ю. Козлова);
• теоретические позиции дефектологических исследований, раскрывающие особенности развития и образования детей с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова, Е.В. Локтева, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.);
• теория системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, Р.Е. Левина и др.).
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 139 «Облачко» городского округа Тольятти.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития ; в обосновании эффективности разработанной системы коррекционно-развивающей работы в ДОО, позволяющей преодолеть трудности развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов организации системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное развитие коммуникативных умений у детей 5-7 лет в тесном взаимодействии специалистов ДОО и родителей воспитанников.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка используемой литературы (36 источник); содержит 2 таблицы, 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило нам сделать определенные выводы относительно теоретического обоснования и практического решения проблемы у детей 5-7 лет с ЗПР коммуникативных умений.
Анализ исследований по специальной психологии показал, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР отстают в развитии коммуникативных навыков от возрастной нормы. Дефицитарность коммуникации ограничивает возможности познавательной деятельности, приводит к возникновению психологических и речевых барьеров во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Констатирующий эксперимент нашего исследования подтвердил теоретические данные об отставании детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по уровню развития коммуникативных умений от сверстников с полноценным психическим развитием. Были выявлены типичные трудности, которые тормозят развитие коммуникативной деятельности у детей 5 -7 с ЗПР: присутствуют несовершенства звукопроизношения, звуковой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи, что отражается на устной речи; низкий уровень развития коммуникативных умений, связанных с получением в процессе общения информации (умение задавать вопросы), ведением и поддержанием беседы (ведение диалога); недостаточный уровень сформированности языковых средств и коммуникативных умений приводит к снижению самостоятельной речевой активности.
По результатам исследования, можно констатировать, что устная связная речь детей с ЗПР, коммуникативные умения вполне поддаются эффективной коррекции. Однако, это требует создания в ДОО специальных психолого-педагогических условий. В нашем исследовании доказана эффективность следующих условий преодоления трудностей развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития:
• разработка и реализация системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное развитие коммуникативных умений у детей, на основе индивидуального подхода, с учетом психологических особенностей каждого ребенка;
• построение работы на основе принципов системности и последовательности коррекционного воздействия на детей с задержкой психического развития;
• осуществление взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации (учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя) и родителей детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Работа на формирующем эксперименте обеспечила положительную динамику развития у детей 5-7 лет с ЗПР коммуникативных умений. Система коррекционно-развивающей работы обеспечила преодоление коммуникативных барьеров. Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа с результатами контрольного среза, показал, что благодаря проведенной нами работе на формирующем этапе, у детей с ЗПР значительно повысился процент качественных и количественных проявлений коммуникативных умений. Число детей с высоким и средним уровнями развития коммуникативных умений увеличилось в среднем на 26%.
Таким образом, можно говорить об общей результативности апробации и внедрения психолого-педагогических условий развития у детей 5-7 лет с ЗПР коммуникативных умений.


1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : Просвещение, 2004. - 136 с.
2. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д.И. Бойков. - СПб. : КАРО, 2005. - 288 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Глозман, Ж.Н. Личность и нарушения общения [Текст] / Ж.Н. Глозман. - М., 1987.
6. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского. - М. : Просвещение, 1984. - 384 с.
7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / под ред. Т.А. Репиной. - М., 1988.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аркти, 2004. - 224 с.
9. Дмитриева, Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ЗПР [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Шестилетние дети. Проблемы и исследования. - Н. Новгород : НГПУ, 1993. - С. 73-82.
10. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. - № 1. - С. 36-39.
11. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - Москва-Воронеж, 1998.
12. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г.И. Жаренкова // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 21-25.
13. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1988.
14. Защиринская, О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / под ред. О.В. Защиринской. - СПб. : ДЖ, 2001. - С. 213-252.
15. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Филиппова [и др.]. - Тольятти: Издательство ТГУ, 2012. - 212 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ