Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Общетеоретические основы производства по делам несовершеннолетних 11
1.1 Историческое развитие производства по делам несовершеннолетних 11
1.2 Особенности личности несовершеннолетнего преступника 19
Глава 2 Общие положения, характеризующие производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними 32
2.1 Процессуальный статус некоторых участников в уголовном процессе по делам о преступлениях несовершеннолетних 32
2.2 Предмет доказывания при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 36
2.3 Процессуальная специфика производства отдельных следственных действий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 46
Глава 3 Производство по делам несовершеннолетних на современном этапе 55
3.1 Проблемы производства по делам несовершеннолетних 55
3.2 Предложения по совершенствованию производства по делам несовершеннолетних 61
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 75
Актуальность исследования. В ст. 18 Конституции РФ сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [Конституция]. При этом в настоящий момент уровень преступности, в том числе, и среди несовершеннолетних, вызывает определенные опасения, а также препятствует реализации конституционных положений, затрагивающих обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Так, в 2018 г. преступления совершили 40860 несовершеннолетних. В сравнении с прошлым годом данный показатель стал меньше на 3,9% [43, с. 55]. В 2019 г. число несовершеннолетних, совершивших преступление, составило 27953, что на 7,1% меньше, чем аналогичный прошлый период [44, с. 55]. В 2020 г. исследуемый показатель достиг 33575 несовершеннолетних, отрицательный прирост оказался при этом значительным: уровень преступности среди несовершеннолетних снизился на 11,5% [45, с. 55].
Несмотря на то, что ежегодно наблюдается снижение числа преступлений среди несовершеннолетних, их количество все же остается довольно значительным. При этом преступность несовершеннолетних являет собой предпосылку для развития дальнейшей, возрастной преступности, что в перспективе существенно повышает уровень преступности в целом [26, с. 3]. Можно сказать, что данный факт актуализирует потребность в изучении особенностей производства по делам несовершеннолетних.
В отличие от уголовного производства в отношении совершеннолетних лиц, производство по делам несовершеннолетних имеет значимые отличия, усложняющие деятельность правоохранительных органов. Во многом это связано с особым процессуальным статусом несовершеннолетних, а также с их иными возрастными особенностями.
Таким образом, актуальность исследования особенностей производства по делам несовершеннолетних обусловлена тем, что оно характеризуется специфичными требованиями, связанными с процессуальным статусом несовершеннолетних и их иными особенностями, связанными с их возрастной группой.
Цель исследования - изучение особенностей производства по делам несовершеннолетних.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать особенности и направление эволюции производства по делам несовершеннолетних;
• определить особенности личности несовершеннолетнего преступника;
• выявить процессуальный статус участников в уголовном процессе по делам о преступлениях несовершеннолетних;
• исследовать предмет доказывания при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
• проанализировать процессуальную специфику производства отдельных следственных действий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
• изучить проблемы производства по делам несовершеннолетних;
• выдвинуть предложения по совершенствованию производства по делам несовершеннолетних.
Объект исследования - общественные правовые отношения, возникающие в ходе производства по делам несовершеннолетних.
Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие производство по делам в отношении несовершеннолетних, практика их использования, а также проблемы, затрудняющие производство по делам в отношении несовершеннолетних.
Методы сбора и обработки информации. Для настоящего исследования был задействован обширный перечень методов, позволяющих решить ряд поставленных задач и достичь цель работы.
Прежде всего, хотелось бы упомянуть анализ, благодаря которому были выявлены отдельные аспекты особенностей производства по делам несовершеннолетних.
Далее целостную картину на основании отдельных аспектов исследования позволил получить такой метод, как синтез.
Историко-хронологический метод позволил определить особенности развития производства в отношении несовершеннолетних.
Формально-юридический метод позволил вести аспекты исследования сугубо в юридической смысле, без моральной или нравственной оценки.
Метод анализа судебной практики позволил продемонстрировать особенности производства по делам несовершеннолетних в условиях реальной жизни.
Гипотеза исследования в настоящем исследовании следующие:
• Личность несовершеннолетнего преступника формируется не только в малообеспеченных, но и в обеспеченных семьях, в которых присутствуют либо антисоциальные поведенческие установки, либо несовершеннолетнему уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. Однако более благоприятной почвой для формирования личности несовершеннолетнего преступника все же является неблагополучная семья с низким уровнем финансового дохода.
• Особенности производства по делам несовершеннолетних обусловлены их возрастными особенностями, среди которых присутствуют такие, как психологическая и физическая незрелость, поведение, связанное с возрастными изменениями. Таким образом, в процессе развития процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних законодатели уделяли внимание особенностям личности несовершеннолетних.
• Несовершеннолетний, т.е. лицо, не достигшее 18-летнего возраста, не обладает в полном объеме дееспособностью. Следовательно, несовершеннолетний нуждается в особом процессуальном статусе в случае реализации в отношении него уголовного производства. Такую необходимость можно обосновать тем, что, будучи не в полной мере дееспособным, несовершеннолетний должен получить дополнительные гарантии и компенсации в рамках уголовного производства. Кроме того, имеет место интеллектуальная, физическая и психологическая незрелость несовершеннолетнего обвиняемого.
Обоснование выбора используемых источников.
Тема особенностей производства по делам несовершеннолетних имеет обширную научную разработку. В настоящем исследовании были задействованы нормативные-правовые акты, статистические данные, монографические работы, научные статьи, электронные ресурсы.
Прежде всего, для раскрытия проблематики особенностей производства по делам несовершеннолетних значение имеет определение исторического развития такого производства. Такой вопрос неоднократно исследовался разными исследователями. При этом авторы единогласны в том, что на протяжении длительного времени наблюдалась тенденция к гуманизации законодательства в отношении несовершеннолетних. В частности, такой позиции придерживались Р.В. Беспалов, Т.А. Никитинская, П.Б. Музыченко, А.В. Смирнов, Г.Н. Смирнова и др.
Обширную научную разработку получила тема определения особенностей личности несовершеннолетнего преступника. Вклад в изучение данного вопроса внесли большое число исследователей, которые, преимущественно, придерживаются аналогичных научных позиций. Среди таких авторов хотелось бы отметить Ж.С. Балтабаеву, О.А. Евланову, A. А. Карпова, А.А. Петрова, А.В. Путинцеву, М.А. Смирнову, B. В. Степаненко, В.Г. Стуканову, Е.Н. Федотову и др.
В сравнении с иными аспектами изучения особенностей производства по делам несовершеннолетних, не слишком широкую научную разработку получила проблематика определения процессуального статуса несовершеннолетнего. Данный вопрос исследовали И.А. Антонов, А.И. Рукинова, Е.В. Син и др.
Иные вопросы, раскрывающие особенности производства по делам несовершеннолетних, ежегодно исследуются большим числом исследователей.
Например, это касается процессуальных моментов допроса несовершеннолетних, их досмотра, предмета доказывания и др. Среди исследователей, обращавшихся к указанным вопросам, можно назвать Е.В. Брянскую, А.М. Гасанова, И.О. Коневу, З.И. Корякину, А.Д. Солодухину, И.А. Чаунина и др.
Проблемы, присущие для производства по делам несовершеннолетних, исследовали И.О. Конева, Е.Д. Шатохина, А.Д. Солодухина и др.
Структура работы включает в себя введение, три главы (два параграфа в первой главе, три параграфа во второй главе, два параграфа в третьей главе), заключение, список используемой литературы и используемых источников.
В перовой главе выявлены общие тенденции исторического развития производства в отношении несовершеннолетних, определены те или иные особенности развития производства по делам несовершеннолетних, характерные для каждого исторического этапа.
Также в первой главе были определены наиболее значимые характеристики личности несовершеннолетнего преступника, среди которых можно назвать условия формирования преступного поведения, мотивы, половозрастной состав и т.д.
Во второй главе определен процессуальный статус участников в уголовном процессе по делам о преступлениях несовершеннолетних.
В частности это затрагивает самого несовершеннолетнего, а также иных лиц, которые задействуются в процессе производства по делам несовершеннолетних, прежде всего, законного представителя.
Определяется особый предмет доказывания в случае производства по делам несовершеннолетних; выявлены особенности определения предмета доказывания по делам несовершеннолетних с задействованием материалов уголовной судебной практики.
В третьей главе определены проблемы производства по делам несовершеннолетних, которые имею место в связи с несовершенным уголовно-процессуальным законодательством.
Также предложены пути устранения выявленных проблем.
Производство по делам несовершеннолетних имеет специфичные особенности, которые обусловлены рядом факторов. При этом данные факторы были определены в ходе длительного развития института производства в отношении несовершеннолетних.
В Древнерусском государстве не имелось каких-либо норм, которые отделяли бы производство по делам несовершеннолетних от производства взрослых возрастных групп. Их возникновение относят лишь к XVII в., когда в законодательных постановлениях были определены особенности ответственности за убийство, совершенное ребенком.
В дальнейшем процессуальное законодательство в отношении производства уголовных дел по делам несовершеннолетних регулярно усложнялось и структурировалось. Во времена существования СССР происходило неоднократное принятие новых УПК РСФСР, что было связано с теми или иными тенденциями в обществе, в том числе, и политическими. Значимым для развития производства по делам несовершеннолетних можно назвать приятие УПК РСФСР 1960 г.
Значимым вопросом является определение особенностей личности несовершеннолетнего преступника. Именно с учетом данных особенностей происходит разработка законодательства, посвященного уголовной ответственности несовершеннолетних. Это можно обосновать тем, что с возрастом в личности происходят различные изменения, как в физиологической, так и в психологической сфере. При достижении определенного возраста личность может осознавать последствия своих действий, что, в свою очередь, влечет за собой наступление уголовной ответственности.
Прежде всего, для раскрытия особенностей личности несовершеннолетнего преступника необходимо обращение к среде, в которой он и воспитывался. Зачастую формирование преступной личности происходи в неблагополучных семьях, в которых сами родители демонстрируют антисоциальное поведение. Также стоит привлечь внимание к тому, что антисоциальное поведение членов семьи может демонстрироваться не в полной степени явственно: зачастую остаточным будет антиобщественных высказываний, одобрения преступлений, совершенных иными лицами и т.д.
Также малолетние преступники растут в благополучных, финансово-стабильных семьях, в которых родители не уделяют должного вниманию поведению детей, не замечают в нем негативные изменения.
При структурном анализе семьи, в которых росли несовершеннолетних осужденные, складывается следующая картина. Большая часть несовершеннолетних преступников воспитывалась в семьях с неполных составом (только с матерью). Далее следуют несовершеннолетние преступники, которые проживали в полной семье. Третью позицию заняли преступники, воспитываемые в семьях с матерью и отчимом. Наименее редко вероятность появления несовершеннолетнего преступника имеется в семьях, где ребенок воспитывается только с отцом, с отцом и мачехой, с бабушкой и дедушкой. Однако такое положение вещей связано с тем, что чаще всего ребенок воспитывается либо с матерью, либо матерью и отцом, либо матерью и отчимом.
В связи с процессом взросления несовершеннолетние испытывают «чувство зрелости», в связи с чем выражают готовность к совершению необдуманных преступных действий. Зачастую это связано с желанием укрепить авторитет среди сверстников. Также имеет место корыстный мотив.
Определяя половую структуру преступности несовершеннолетних, стоит указать на преобладание в ней несовершеннолетних мужского пола. При этом в последнее время наблюдается снижение числа лиц, находящихся в воспитательных колониях. Это касается и мужского, и женского пола.
Правовой статус участников производства в отношении несовершеннолетних имеет ряд особенностей. Так, при определении правового статуса несовершеннолетнего существенным значением наделяется возраст несовершеннолетнего, верхняя граница которого устанавливается достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет. Уголовная ответственность предусматривается для лиц, чем возраст достиг 16 лет, в некоторых случаях - 16 лет.
При этом до 18 лет лицо, согласно законодательству, не наделяется полным объемом дееспособности. Представляется, что именно по этой причине в отношении несовершеннолетних действуют особые правила производства. В частности, в производству могут быть привлечены законные представители, которые, в свою очередь, наделяются рядом прав которые можно воспринимать как дополнительные гарантии законности и справедливости при производстве по делам несовершеннолетних.
Определяя предмет доказывания в производстве по делам несовершеннолетних, хотелось бы отметить его существенное отличия от предмета, свойственного для преступлений, совершенных совершеннолетними.
Так, помимо традиционных предметов доказывания, например, событий преступления, мотивов и т.д., предмет доказывания в случае преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеют место такие предметы, как установление возраста, условия жизни и воспитания, а также возможность влияния на несовершеннолетнего взрослого. Лишь при установлении каждого указанного факта становится возможным воссоздать целостную картину каждого отдельного дела.
Особым значением наделяется определение условий воспитания и проживания несовершеннолетнего. В ходе анализа судебной практики стало ясным, что зачастую условия проживания несовершеннолетнего, его отношения с родителями могут играть решающее значение при определении судебного решения.
В ходе реализации процессуальных действий в отношении несовершеннолетнего имеются определенные особенности. Например, это касается порядка его вызова на допрос, который должен происходить через его родителей, законных представителей или через администрацию учреждения, в котором несовершеннолетний находится.
В ходе допроса несовершеннолетнего также должны присутствовать представители несовершеннолетнего, а в ряде случае - педагог и психолог. Участие педагога и психолога предполагается в случаях, когда несовершеннолетний не достиг 16 лет, а также если он является умственно отсталым или имеющим проблемы с психическим здоровьем.
Несмотря на казалось бы достаточно обширную проработку процессуального законодательства, посвященного особенностям производства по делам несовершеннолетних, в данной области присутствует ряд проблем.
Например, до сих пор в Российской Федерации не произошло учреждения судов по делам несовершеннолетних. При этом за рубежом такой опыт можно назвать довольно многочисленным. В связи с этим предлагается учреждение таких судов и в Российской Федерации. При этом внедрение ювенальных технологий подразумевает, что производство в отношении несовершеннолетних имеет не карательную, а воспитательную направленность, благодаря чему уровень подростковой преступности будет снижаться. Следовательно, в дальнейшем произойдет снижение уровня взрослой преступности.
Также проблема заключается в том, что не во всех случаях несовершеннолетний желает, чтобы на следственных действиях и в суде присутствовали его законные представители, прежде всего, родители. В основном это касается случае, когда между ними присутствуют неприязненные отношения. В результате подобного положения дел несовершеннолетний может замкнуться, что, в свою очередь, негативно сказывается на производстве дела. В частности, несовершеннолетний может сообщать ложные показания, отказаться от показаний вообще. В связи с этим рекомендуется узнавать о желании несовершеннолетнего о присутствии законных представителей в лице родителей.
Пробелом можно считать отсутствие требований к педагогу и психологу, которые должны присутствовать при производстве отдельных следственных действий по делам несовершеннолетних. Также не установлены критерии, на основании которых условия воспитания и проживания несовершеннолетнего будут считаться благоприятными.
В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что особенности производства по делам несовершеннолетних являются довольно многочисленными, что обусловлено процессуальным статусом несовершеннолетнего, в отношении которого и происходит производство уголовного дела. В свою очередь, определение процессуального статуса несовершеннолетнего участника уголовного производства определяется особенностями его личности, что было учтено законодателем в ходе формирования уголовно-процессуального законодательства. Однако в данной области присутствуют пробелы, устранить которые предполагается законодательным путем. Причем данный путь подразумевает, что устранение проблем должно иметь комплексный характер, учитывающий вариативность проблем производства по делам несовершеннолетних.
1. Агаева А.В. Историческая трансформация производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: от устава уголовного судопроизводства до наших дней / А.В. Агаева, С.В. Фефелов // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 155-летию Судебных Уставов 1864 г., приуроченной к 55-летию Юго-Западного государственного университета. - Курск, 2019. С. 15-18.
2. Актиева Д.М. Установление возраста несовершеннолетнего обвиняемого / Д.М. Актиева, Ф.Г. Аминев // Контентус. 2019. № 6(83). С. 170-177.
3. Алаева А.О. Особенности личности несовершеннолетних преступников // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2018. № 2. С. 10-12.
4. Антонов И.А. К вопросу о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / И.А. Антонов, А.Ю. Верин, М.Е. Клюкова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2018. С. 58-68.
5. Апелляционное постановление № 10-11/2018 1-79-8/2016 от 5 октября 2018 г. по делу № 10-6/2018 [Электронный ресурс] // Судакт URL: //sudact.ru/regular/doc/u2edeXaAJV6T/ (дата обращения 28.04.2021).
6. Апелляционное постановление № 22-638/2020 от 27 февраля 2020 г. по делу № 1-221/2019 [Электронный ресурс] // Судакт URL: //sudact.ru/regular/doc/bw64p6JuJUO / (дата обращения 28.05.2021).
7. Апелляционное постановление № 22-958/2020 от 10 августа 2020 г. по делу № 1-80/2020 [Электронный ресурс] // Судакт URL: //sudact.ru/regular/doc/xhOslnjocWdO / (дата обращения 28.04.2021).
8. Балтабаева Ж.С. Социально-правовые аспекты личности несовершеннолетнего преступника / Ж.С. Балтабаева, Г.Е. Хакимова // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2017. С. 476-481.
9. Беспалов Р.В. Российское законодательство о назначении наказания несовершеннолетним при множественности преступлений: история развития до XIX в. // Теория и практика общественного развития. - 2018. № 7(125). С. 93-96.
10. Божьев В.П. Уголовный процесс: учебник для академического бакалавриата / В.П. Божьев, Б. Я. Гаврилова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 490 с.
11. Брянская Е.В. Доказывание по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: монография. Иркутск : Игу, 2018. 182 с.
12. Гасанов А.М. Особенности производства следственных и процессуальных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого // Colloquium-journal. 2019. № 16-7(40). С. 43-45.
13. Грибунов О.П. Дифференцированный подход законодателя к определению предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц / О.П. Грибунов, Т.Н. Михайлова // Известия Тульского государственного университета. 2021. № 1. С. 16-24.
14. Грибунов О.П. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы уголовно-процессуальной формы / О.П. Грибунов, И.П. Попова // Вестник воронежского института МВД России. 2019. № 2. С. 192-198.
15. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения: дисс. на соиск. степ. доктора юр. наук. 2.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Казань, 2019. 625 с.
...