Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема

Работа №117772

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ ..........3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ6
1.1. Неуспеваемость учащихся: понятие, сущность и признаки ..6
1.2. Типология неуспевающих школьников . 9
1.3. Причины и факторы учебной неуспеваемости ..12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ……………….. 18
2.1. Организационно-методические принципы обучения младших школьников ………18
2.2. Анализ методов предупреждения и устранения неуспеваемости ..24
2.3. Рекомендации педагогам по творческой профилактике неуспеваемости
и взаимодействию с родителями …27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………… 41

Происходящие социальные, экономические, культурные изменения в жизни общества и развитие цифровизации системы общего образования продолжают с каждым годом выдвигать проблему учебной неуспеваемости современных школьников. Количество учащихся, оказавшихся не в состоянии пройти учебную программу по различным причинам, неуклонно растет. Это вызывает беспокойство не только у педагогов, школьных психологов, родителей, но также и у самих учеников, что негативно отражается на их здоровье. Страдает психическая сторона развития детей, которые также задумываются о причинах своей неуспешности по какому-либо предмету в отличие от других учеников. В связи с этим целесообразно применять эффективные методы предупреждения и устранения данного факта. Задачи профилактики неуспеваемости учащихся стоят перед всеми современными российскими школами, и в ходе их исследования возникает масса вопросов и поводов для углубленной проработки.
Актуальность данной темы очевидна и неоспорима. Она обусловлена острой потребностью педагогов в выяснении теоретических и методических аспектов работы с неуспевающими детьми, в поиске и обоснованном выборе таких методов обучения, которые могли бы способствовать успешному освоению всеми учащимися учебной программы. Исследуемая в работе возрастная группа определена периодом младшего школьного возраста. Этот весьма значимый отрезок представляет наибольший интерес для изучения, поскольку неуспеваемость учащегося в младших классах негативно сказывается и на обучении в средней школе. Исследуемый возраст представляет собой наиболее ответственный этап школьного образования, являясь фундаментом для последующего обучения, именно поэтому проблеме неуспеваемости учащихся начальной школы необходимо уделить пристальное внимание. Тем более, что в настоящее время эта проблема является по-прежнему неразрешенной.
Объектом исследования в настоящей работе выступает неуспеваемость младших школьников, предметом избираются её сущностные характеристики как педагогической проблемы.
Цель исследования: изучение теоретических основ и методических аспектов проблемы неуспеваемости учащихся младших классов в современной школе.
Для достижения цели в рамках работы поставлены следующие задачи:
– определить понятие, сущность и признаки неуспеваемости учащихся;
– изучить типологию неуспевающих школьников;
– исследовать причины и факторы, вызывающие учебную неуспеваемость;
– охарактеризовать организационно-методические принципы обучения младших школьников;
– провести анализ методов предупреждения и устранения неуспеваемости;
– представить рекомендации педагогам по творческой профилактике неуспеваемости и взаимодействию с родителями.
Методологическая база определена темой и спецификой данной работы. Исследование проводилось на основе системного и комплексного подходов, позволяющими расширить целостный взгляд на изучаемую проблему. Основными методами исследования послужили: описательный, сопоставительный метод, методы обобщения, сравнения, анализа и синтеза, аналогии, моделирования, классификации, наблюдения, теоретического анализа научно-методической литературы и изучения педагогического опыта.
Обзор научной литературы показывает возрастающий с каждым годом интерес к проблеме изучения школьной неуспеваемости. Отечественные авторы в своих исследованиях рассматривают её со всех сторон: определению сущности, характерным признакам и видам неуспеваемости посвящены работы З.А. Абасова, М.А. Гречанной и Б.В. Сергеевой, Е.Г. Коваленко и И.С. Доренской, М.В. Ажиева и др. Вопросы типологии неуспевающих школьников затрагивают в своих трудах Ю.П. Вавилов, П.А. Капустина, Н.М. Прачун. Поиск причин и факторов, порождающих проблему неуспеваемости, отражается в публикациях П.А. Киршина, О.В. Хлыстовой, А.К. Турукбаевой и Н.М. Гиляузизовой. Изучение организационно-методических принципов обучения младших школьников проводилось с опорой на труды С.В. Ефремовой и М.А. Федоровой, Г.Г. Мисаренко, С.А. Николаевой, О.А. Смирных, Ю.Ю. Стан, И.П. Цыбулько. Современные методы предупреждения неуспеваемости, профилактические направления и различные формы воздействия на учащихся и их родителей приводятся в материалах Э.Г. Гаджибалаевой, C. Марковской, А.К. Турукбаевой, Д.Е. Шевелевой и других исследователей. Как показывает изучение источников, всевозможные методы, способы и направления работы с категорией учащихся младших классов чрезвычайно разрозненны, настоятельно требуют синтезирования и конкретизации. К настоящему моменту не разработан единый комплекс мероприятий, который позволил бы не только предупредить проблему неуспеваемости, но и устранить её полностью.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру исследования, состоящую из следующих элементов: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 28 наименований, приложения. Текст работы содержит 5 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы составил 44 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Неуспеваемость учащихся остаётся неотступающей проблемой современной педагогики. Для ее решения учителя тратят немалую часть своих сил и времени, используя разнообразные методы, формы и средства организации педагогической деятельности. Определение сущности неуспеваемости требует анализа с педагогической позиции. Разъяснение понятия «неуспеваемость» и его признаков даёт педагогу ценный материал для изучения данного явления, позволяет установить причины его возникновения и выработать соответствующие методы предупреждения.
Продолжением пути проникновения в сущность изучаемой проблемы можно считать и выявление различных типов неуспевающих школьников. Существует целый ряд подходов к научному обоснованию типологии по различным критериям неуспеваемости. Исследователи выделяют отдельные характеристики и группы детей по специфическим особенностям, что говорит о необходимости педагогического воздействия на каждого обучаемого.
Неуспеваемость учащихся обусловлена разнообразными причинами. Они зависят и от самого учителя (его подготовки, опыта, методики), и от конкретного ученика. Изучение причин и факторов неуспеваемости в целом показало их взаимосвязь и взаимообусловленность. Они образуют подвижную динамичную систему, подчиняющуюся общим законам взаимодействия и сохраняющую свою специфику. Недопустимо упускать ни одну из причин в системе и оставлять провоцирующие факторы без внимания. Знание наиболее актуальных причин и факторов учебной неуспеваемости поможет сделать процесс обучения более эффективным. Для продуктивного обучения учащегося требуются главные условия: отсутствие существенных недостатков интеллектуального развития ребёнка, педагогическое мастерство учителя, достойный культурный уровень и духовное воспитание семьи с достаточными материальными возможностями.
Неуспевающим учащимся оказывается ребёнок, который не в состоянии показать тот объём и уровень знаний, навыков, умений, который демонстрируют остальные одноклассники. Однако, это не делает его хуже других в классе. Результаты исследования интеллекта неуспешных в учёбе детей зачастую подтверждают, что по основным функциональным показателям они ничуть не хуже успевающих сверстников. Педагоги порой удивляются: почему закоренелый двоечник вдруг стал учиться лучше? Чудес не бывает – возможно этому ученику просто не подходил выбранный ранее метод или образовательная технология.
Первоочередное место в работе с учащимися, которые испытывают трудности в освоении учебной программы, занимают развивающие и воспитательные педагогические воздействия. Следование рассмотренным организационно-методическим принципам обучения младших школьников позволяет создать психологический комфорт, который активизирует учащихся группы риска. Но имеется и другая важнейшая сторона обучения – преподнесение учебного материала. Следует так представить преподаваемый материал, чтобы он оказался воспринят всеми учащимися, был до конца понят и хорошо ими усвоен. Этому способствуют правильно отобранные методы обучения из всего методического спектра, выработанного современной педагогикой.
Причинная зависимость неуспеваемости носит полисистемный характер, поэтому работа по профилактике неуспеваемости должна быть также системной. В ней требуется активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В результате, методы предупреждения неуспеваемости обучающихся должны охватывать и самого ребёнка, и всё его окружение. Нужно проводить необходимую профилактическую работу и с родителями. В реализации задачи сотрудничества с семьей и её психолого-педагогической поддержки может возникнуть ряд трудностей как объективного, так и субъективного плана. Однако, грамотное создание необходимых педагогических условий с использованием педагогических методов сделает это взаимодействие полезным для всех. Рекомендованные для реализации современные креативные методы, применяемые на уроках в младшей школе, позволят учителям по-новому взглянуть на эту проблему и творчески её решить.
Совершенствование системы государственных образовательных стандартов, модернизация российских школ с внедрением современных технологий, развитием учебно-материальной базы, оптимизацией образовательного процесса, несомненно, может в целом стимулировать повышение качества обучения и способствовать профилактике учебной неуспеваемости.
В настоящей работе удалось справиться с заданной целью и поставленными задачами, рассмотрев явление неуспеваемости с самых нужных позиций как педагогическую проблему. Полученные выводы в работе являются базовыми. Весь спектр педагогических направлений в части неуспеваемости учащихся младших классов целиком охватить не представляется возможным, так как данная тема обширна и требует постоянного изучения. Многие вопросы, затрагивающие отдельные аспекты темы требуют детальной разработки, дополнительных и развернутых изысканий. В частности, дальнейшая разработка типологий неуспевающих школьников позволит развивать диагностический аппарат для определения причин отставания, прогнозирования возможной динамики и разработки новых методических исследований по организации процесса обучения для педагогов.



1. Абасов, З. А. Как работать с неуспевающими школьниками? / З. А. Абасов. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2016. – № 9-10 (1459). – С. 97–105.
2. Ажиев, М. В. Важнейшие условия предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников / М. В. Ажиев, М. С. Эльсиева, И. А. Нальгиева. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 73-2. – С. 10–13.
3. Бегиева, Б. М. Неуспеваемость младших школьников / Б. М. Бегиева. – Текст : непосредственный // Вопросы науки и образования. – 2021. – № 4 (129). – С. 40–43.
4. Беловицкая, С. И. Особенности начального обучения на уроках математики в условиях школьной неуспеваемости / С. И. Беловицкая, А. А. Ботян. – Текст : непосредственный //Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей XX Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ч. 2. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. – С. 141–147.
5. Вавилов, Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю. П. Вавилов. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 2. – С. 19–24.
6. Гаджибалаева, Э. Г. Неуспеваемость младших школьников в психолого-педагогической литературе / Э. Г. Гаджибалаева. – Текст : непосредственный // Universum: психология и образование. – 2021. – № 3 (81). – С. 18–19.
7. Гречанная, М. А. Теоретические основы проблемы слабой успеваемости учащихся начальной школы / М. А. Гречанная, Б. В. Сергеева. – Текст : непосредственный // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 209–217.
8. Ефремова, С. В. Преодоление неуспеваемости младших школьников / С. В. Ефремова, М. А. Федорова. – Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 3 (84). – С. 238–240.
9. Капустина, П. А. Преодоление неуспеваемости младших школьников как психолого-педагогическая проблема / П. А. Капустина. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : сборник материалов V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 28 мая 2017 года). – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 28–31.
10. Киршин, П. А. Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления / П. А. Киршин. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2015. – № 5. – С. 78–84.
11. Коваленко, Е. Г. Теоретические основы работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе / Е. Г. Коваленко, И. С. Доренская. – Текст : непосредственный // The Scientific Heritage. – 2020. – № 50-5. – С. 9–13.
12. Марковская, С. Творческий метод обучения как способ профилактики школьной неуспеваемости : 1 класс / С. Марковская. – Текст : непосредственный // Начальная школа. Первое сентября. – 2018. – № 9/10. – С. 46–49.
13. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Г. Мисаренко. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 337 с. – Текст : непосредственный.
14. Николаева С. А. Обучение русскому языку детей с риском образовательной неуспешности / С. А. Николаева. – Текст : непосредственный // Обучение русскому языку детей с риском образовательной неуспешности : сборник материалов конференции. – Саранск : ЦНППМ «Педагог13.ру», 2019. – С. 56–61.
15. Педагогика : большая современная энциклопедия / автор-составитель Е. В. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2005. – 720 с. – Текст : непосредственный.
16. Порцева, О. Отстающий – не безнадежный / О. Порцева. – Текст : непосредственный // Директор школы. – 2020. – № 2. – С. 54–62.
17. Прачун, Н. М. Использование современных технологий в работе со слабоуспевающими детьми на уроках русского языка / Н. М. Прачун. – Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. – 2016. – № 2-6 (6). – С. 104–105.
18. Прачун, Н. М. Работы со слабоуспевающими детьми на уроках русского языка как условие повышения качества знаний / Н. М. Прачун, Е. Н. Бызова, А. П. Григоренко. – Текст : непосредственный // Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества : сборник статей Международной научно-практической конференции, 10 ноября 2021 года. – Уфа : Аэтерна, 2021. – С. 133–135.
19. Ридзель, С. А. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема / С. А. Ридзель, Г. Г. Биккулова. – Текст : непосредственный // Наука и образование в глобальных процессах. – 2017. – №. 1. – С. 65–66.
20. Сизов, Е. А. Дифференцированное обучение как средство предупреждения неуспеваемости / Е. А. Сизов. – Текст : непосредственный // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей VII Международной научно-практической конференции : в 2 частях. Часть 1. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 266–269.
21. Смирных, О. А. Основные подходы к предупреждению и ликвидации неуспеваемости младших школьников по русскому языку / О. А. Смирных. – Текст : непосредственный // Филологическое образование в период детства : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 16–17 апреля 2013 года. – Екатеринбург, 2013. – С. 245–251.
22. Стан, Ю. Ю. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках математики / Ю. Ю. Стан. – Текст : непосредственный // Современное начальное образование: актуальные вопросы, инновации, приоритетные направления развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 11 ноября 2020 года). – Киров : Межрегиональный центр науки науки, 2020. – С. 97–103.
23. Турукбаева, А. К. Методология и методы исследования состояния и причин неуспеваемости у современных школьников / А. К. Турукбаева, Н. М. Гиляузизова. – Текст : непосредственный // Бюллетень науки и практики. – 2022. – № 1. – С. 271–280.
24. Турукбаева А. К. Формы и методы взаимодействия учителя, классного руководителя и родителей по преодолению неуспеваемости учащихся / А. К. Турукбаева. – Текст : непосредственный // Бюллетень науки и практики. – 2022. – № 5. – С. 635–643.
25. Устюжанина Д. А. Способы профилактики неуспеваемости младших школьников / Д. А. Устюжанина. – Текст : непосредственный // Наука. Образование. Инновации: современное состояние актуальных проблем : сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции (Анапа, 13 июня 2022 года). – Анапа : Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. – С. 108–116.
26. Хлыстова, О. В. Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников / О. В. Хлыстова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 40 (382). – С. 199–203.
27. Цыбулько, И. П. Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Русский язык / И. П. Цыбулько ; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». – Москва, 2020. – 39 с. – Текст : непосредственный.
28. Шевелева, Д. Е. Помощь неуспевающим ученикам: психологическое и педагогическое решение проблем для российского и зарубежного образования / Д. Е. Шевелева. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2018. – № 5. – С. 78–84.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ