Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной 9 литературы
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений о родной стране
у детей дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования у
детей 6-7 лет представлений о родной стране 13
1.3 Художественная литература как средство формирования у детей 6-7
лет представлений о родной стране 22
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы 28
2.1 Выявления уровня сформированности представлений о родной стране
у детей 6-7 лет 28
2.2 Реализации психолого-педагогических условий формирования у детей
6-7 лет представлений о родной стране в процессе чтения художественной литературы 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране в процессе чтения художественной литературы 49
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 67
В дошкольном возрасте происходит становление личности и формирование гражданских качеств, что служит основой для воспитания патриотизма. Поэтому необходимо с детства прививать детям чувство любви и привязанности к родному краю, природе и культурным ценностям.
По мнению Л.И. Божович и Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте у детей очень быстро накапливаются знания о жизни, обществе, взаимоотношениях между людьми [15, с. 45].
Ребенок к 6-7 годам должен иметь представления о том, в какой стране он живет, знать ее название, традиции, культуру. Тем самым окружение ребенка должно показывать на собственном примере свою патриотичность, ведь если мы взрослые не будем знать историю нашей страны, не будем беречь традиции, мы не сможем воспитать в наших детях любовь к родине.
Согласно Концепции дошкольного образования, в дошкольном учреждении необходимо проводить специально организованную работу по формированию у детей представлений о родной стране, родной земле, учитывая возрастные особенности и национальную культуру.
У любого человека со словом «Родина» связано самое ценное в его жизни: город, в котором он родился, природа, семья. С любви к своей семье, городу и начинается любовь к стране.
Ознакомление детей с родной страной рекомендуется проводить по таким темам как история страны, символика и труд взрослых. Для этого можно использовать беседы, чтение литературы, непосредственную образовательную деятельность, игры, составление сюжетных рассказов и т.д.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в современном мире дети мало знают о своем родном городе, о своей стране. Общество уделяет большое внимание развитию материальных и духовных ценностей. Патриотизм является одним из важнейших качеств, он включает историю, культуру, экономику, политику каждого народа и страны. Патриотическое воспитание детей очень важный аспект в социализации, этому свидетельствуют законодательные документы, принятые на государственном уровне в России.
Дошкольное образование приобщает детей к нормам общества, семейным традициям, формирует представления о малой Родине и государства.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть обусловлено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Проблема воспитания гражданина, обладающим национальным самосознанием, является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики. Исследованием проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Л.В. Кокуева, Н.С. Крупская, А.С. Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А. Сухомлинский, Г.Х. Полеева и др.
В психолого-педагогической литературе проблема формирования представлений о родной стране отражена достаточно полно. Ею занимались представители русской и советской педагогики, такие как: Т.Н. Антонова, Е.П. Арнаутова, Т.Т. Зубова, О.А. Князева, Л.А. Кондрыкинская, А.С. Макаренко, Е.И. Радина, А.П. Усова и другие.
Исследователи рассматривали данную проблему не только в рамках межнационального и гражданского воспитания, но и нравственно-патриотического. Примером тому служат работы Э.К. Сусловой, в которых автор доказывает возможность решения выделенной проблемы через воспитание у детей культуры межнационального общения. Исследования А.Л. Захарчук, С.Г. Назаровой и других, посвящены формированию у детей представлений о родной стране, с применением методов и приемов работы, отображающих особенности работы.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт автора данного исследования позволил определить противоречия:
- между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для их формирования;
- между потребностью в формировании у детей 6-7 лет представлений о родной стране и недостаточной представленность в этом процессе такого средства, как чтение художественной литературы.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на формирование у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством чтения художественной литературы.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы будет эффективным, если:
- отобрана художественная литература, в соответствии с возрастом детей, показателями сформированности представлений у них о родной стране и включена в совместную деятельность педагогов и дошкольников;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда художественной литературой, тематическими альбомами, произведениями устного народного творчества; фотографиями зверей из сказок, выставками детских работ;
- включены родители в формирование у детей 6-7 лет представлений о родной стране.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы.
2. Выявить уровень сформированных представлений у детей 6-7 лет о родной стране.
3. Разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психолого -педагогической литературы;
- эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являлись:
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);
- концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
- теория формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина, О.Л. Князева, Н.Ю. Майданкина, С.Г. Назарова, Е.К. Ривина, Т. Поштарева и др-);
- психолого-педагогические исследования специфики работы с текстом произведений (В.А. Артемов, О.И. Никифорова, Л.М. Гурович, И.А. Зимняя);
- концептуальные подходы к пониманию роли художественной литературы в формирование у детей 6-7 лет представлений о родной стране (Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской).
Научная новизна исследования: определены психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании формирования у детей 6-7 представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы.
Практическая значимость: разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы может быть использованы в практической деятельности педагогами ДОО.
Экспериментальная база исследования.
МБУ детский сад №104 «Соловушка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие дети 6-7 лет. Экспериментальная группа и контрольная группы по 12 дошкольников.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (34 источников), 13 таблиц, 3 рисунков, 5 приложений.
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания у детей дошкольного возраста ценностного отношения к родной стране. Особое место в этом процессе принадлежит чтению художественной литературы.
Чтение художественной литературы является одним из важных направлений в обучении детей 6-7 лет. С помощью литературы дети получают знания о развитии своей страны, ее символику, праздники, традиции и обычаи, а также животный и растительный мир. Читая художественную литературу (сказки, рассказы с картинками) самостоятельно или при помощи взрослого, ребенок наглядно видит всю целостность картины и при этом ему не нужно ни куда перемещаться, это можно считать плюсом, так как не всегда, получается, сходить с ребенком на всевозможные выставки, экскурсии. Здесь же были выделены и обоснованы показатели, позволяющие выявить уровни сформированности представлений у детей 6-7 лет о родной стране.
Во второй главе исследования была проведена экспериментальная работа по выявлению сформированности у детей 6-7 лет представлений о родной стране по 5 диагностическим заданиям: «А знаешь ли ты?», «Моя родина - Россия», «Знаешь ли ты русские обычаи?» (автора Н.Б. Вершинина), «Знаешь ли государственные праздники?», «Достопримечательности столицы России». Результаты констатирующего этапа показали, что в обеих группах преобладает низкий уровень сформированности представлений о родной стране.
Далее был проведен формирующий этап эксперимента, цель которого - реализация психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране в процессе чтения художественной литературы.
Основными этапами решения поставленной цели были:
- отбор художественной литературы, в соответствии с возрастом детей, показателями сформированности представлений о родной стране и включение её в совместную деятельность педагогов и дошкольников;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды художественной литературой, тематическими альбомами, произведениями устного народного творчества; фотографиями зверей из сказок, выставками детских работ;
- включением родителей в формирование у детей 6-7 лет
представлений о родной стране.
По окончании формирующего этапа эксперимента был осуществлен контрольный этап эксперимента по тем же диагностическим заданиям, что и констатирующий этап. Анализ полученных результатов свидетельствует, что высокий уровень сформированности представлений о родной стране у детей 6-7 лет увеличился на 17%, средний уровень увеличился на 8%, низкий уровень уменьшился на 25%, что говорит о положительной динамике в развитии у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы.
Таким образом, можно говорить об эффективности разработанных психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством чтения художественной литературы, а значит, гипотезу, выдвинутую во введении данного исследования, можно считать подтвержденной, а цель -достигнутой, а задачи - решенными.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://base.garant.ru/70512244/
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации"
(утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons 158523/
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Академия, 2009. - 80 с.
4. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОО [Текст]: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. - М. : Учитель, 2012. - 220 с.
5. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2012. - 160 с.
6. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст]: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2012. - 170с.
7. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / под ред. Г.А. Логвинова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 280 с.
8. Герасина, Е.В. Детская психология [Текст] / Е.В. Герасина. - М. : Владос-Пресс, 2014. - 280 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 270 с.
10. Захарчук, А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст] / А.Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 27-29.
11. Лапина, Н.Г. Родничок - Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Лапина, В.Г. Бусарева, Е.Б. Бычкова. - Тольятти: Форум, 2014. - 102 с.
12. Логинова, Л.В. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова. - М. : Скрипторий, 2013. - 90 с.
13. Лунина, Г. В., Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] // Г. В. Лунина. - М. : ЦГЛ. - 2017. - с. 140
14. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду [Текст] / Л.А. Лялина - М. : Сфера 2014. - с. 126
15. Как научить детей любить Родину [Текст]: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2009. - 168 с.
16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюк,
A. М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М. : «Просвещение», 2016. - 56 с.
17. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,
B. В. Гербовой, Т. С. Комарово: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2014. - 40 с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», 2016. - 466 с.
19. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 124 с.
20. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие [Текст] / М.Ю. Новицкая,
С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Дрофа, 2017. - 205 с.
21. Назарова, С.Г. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России [Текст] / С.Г. Назарова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 12 (75). - С. 13-17.
22. Новицкая, М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст]: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Дрофа, 2016. - 260 с.
23. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
24. Поштарева, Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников [Текст] / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 14-18.
25. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта 58 дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрауки.рф.
26. Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 №
201 «О концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.samregion.rU/documents/government_resolution/31.01.2013/skip/4201/21400/?blind=1
27. Рыбалова, И.А. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» [Текст] / И.А. Рыбалова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 11. - С. 12-16.
28. Спицын, Ю.С. Гражданское воспитание как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Ю.С. Спицын // Труды Международной научно-практической Интернет-конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». - Пятигорск: ПГЛУ, 2015. // Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-232748.html
29. Сухомлинский, В.А. «Как воспитать настоящего человека» [Текст] / В.А. Сухомлинский - М. : Педагогика 1990. - с. 435
30. Сухомлинский, В.А. «О воспитании» [Текст] / В.А. Сухомлинский.
- М. : Политическая литература,1984. - с. 410
31. Ушинский, К.Д. / Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский, В 2 т. М. ; Педагогические статьи 1860. - с. 70
32. Шорыгина, Т. А. Родные сказки [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М. : Книголюб 2015. - с. 80
33. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2015 - 2020 годы». -
http: //archives.ru/pro grams/patriot 2015. shtml.
34. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: - http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html