Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации 7
1.1 Понятие и признаки субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте 7
1.2 Виды субъектов в Российской Федерации и особенности их конституционно-правового статуса 19
Глава 2 Административно-территориальное устройство субъекта в Российской Федерации 25
2.1 Понятие и система принципов организации государственной власти субъектов Российской Федерации 25
2.2 Особенности формирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации 37
Глава 3 Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации 47
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 64
Субъект федерации - государственно-территориальное образование, обладающее своей Конституцией (уставом), органами государственной власти и правом в пределах своей компетенции издавать нормативно-правовые акты, действующие в пределах его территории, выступающее участником федеративных отношений, конституционно-правовой статус которого может быть изменен только в порядке, предусмотренном федерально-конституционным законодательством. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день правовому статусу субъекта Российской Федерации характерен ряд проблемных аспектов. Например, законодатель отождествляет республики с государствами, что вызывает определенные противоречия, поскольку государства в составе другого государства в совокупности образуют конфедерацию.
Объект исследования - система правоотношений, складывающихся по поводу взаимодействия субъектов и Федерации, а также реализации полномочий субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы зарубежного и отечественного законодательства, а также материалы периодической печати, способствующие формированию целостного представления об особенностях конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особенностей и актуальных проблем конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации на основе его комплексного исследования.
Определив основную цель исследования, мы можем обозначить следующие задачи, необходимые для ее достижения:
• рассмотреть понятие категории «субъект Российской Федерации» в конституционно-правовом аспекте;
• проанализировать признаки субъектов Российской Федерации;
• изучить виды субъектов в Российской Федерации и особенности их конституционно-правового статуса;
• проанализировать понятие и система принципов организации государственной власти субъектов Российской Федерации;
• изучить особенности формирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
• исследовать вопросы конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих ученых-юристов: Д.А. Авдеев, Ю.В. Агеева, И.Р. Александрова, Г.Н. Андреева, С.А. Арбузова, А.З. Арсланбекова, С.Т. Артемова, М.С. Басиев, Е.В. Болдырева, А.В. Бондарева, Д.А. Быстрова, А.А. Вихляева, С.В. Ведяшкин, В.А. Виноградов, М.Х. Гельдибаев, В.О. Головизин, С.В. Горбачева, Н.Ю. Давыдова, О.Н. Дёрова, Ц.С. Дондоков, И.Г. Дудко, М.В. Жамков, И.А. Журавлева, М.Ю. Забанова, Т.В. Заметина, С.М. Зубарев, Д.В. Ирошников, Л.Т. Ишмаева, А.И. Казанник, М.Ш. Ковалева, А.Л. Коковихин, Е.В. Комбарова, А.А. Кондрашев, Т.О. Корнилова, В.А. Лебедев, О.В. Луконькина, Э.И. Мамедов, В.А. Михеев, Т.Ф. Муратшин, С.И. Некрасов, В.А. Павлов, Л.Е. Попова, А.С. Прудников, А.Н. Пугачев, А.Н. Рыков, Д.М. Савинов, А.Н. Станкин, М.С. Трофимов, Е.Н. Трошкина, Ю.Н. Усенко, А.М. Фарукшин, А.А. Фурсова, Р.Р. Хисматуллина, Е.В. Холодная, К.М. Худолей, В.И. Шерпаев, О.В. Щербакова.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Конституция Индии, Конституция Соединенных штатов Америки, Конституция Швейцарии, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы», Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Устав Самарской области.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы. В группу общенаучных методов познания входят: синтез, анализ, сравнение, дедукция, индукция, диалектический метод. В группу используемых частнонаучных методов входят: историко-правовой метод, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, метод правовой статистики.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 72 страницы.
Субъект федерации - государственно-территориальное образование, обладающее своей Конституцией (уставом), органами государственной власти и правом в пределах своей компетенции издавать нормативно-правовые акты, действующие в пределах его территории, выступающее участником федеративных отношений, конституционно-правовой статус которого может быть изменен только в порядке, предусмотренном федерально-конституционным законодательством. Всего можно выделить шесть видов субъектов. К их числу законодатель относит: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта представляет собой совокупность прав, гарантий, обязанностей и ответственности, установленных нормами Конституции Российской Федерации.
Законодатель выделяет республику среди других субъектов Российской Федерации и расширяет круг ее правомочий как минимум тем, что дает возможность установить свой дополнительный государственный язык. Таким образом, мы не можем говорить о полноценном равенстве конституционно-правовых статусов субъектов. Мы считаем необходимым, исключить прямое указание на государственный характер республик из части второй статьи пятой Конституции Российской Федерации. Таким образом, в новой редакции она будет выглядеть следующим образом: «Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Это позволит исключить противоречия из текста основного закона государства.
На наш взгляд, стоит провести более детальное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Безусловно, передача отдельных полномочий органам исполнительной власти субъекта допустима в силу части второй статьи 78 Конституции, однако недопустимо это делать в тех вопросах, где это могло бы привести к ослаблению роли федерализма.
Отдельно нами обращено внимание, что законодатель именует государством только республики в составе Российской Федерации. При таком подходе мы можем сделать вывод, что только республики признаются носителями государственной власти, а значит применительно к остальным субъектам неприемлемо использовать категорию «органы государственной власти субъекта Российской Федерации». В связи возникает вопрос о целесообразности использования в тексте основного закона категории «государственная власть субъекта».
Вопросы структуры и организации органов власти субъектов нельзя полноценно отнести к исключительной компетенции субъекта. Поскольку косвенное влияние федерации в этом вопросе имеется. Именно структура системы федеральных органов власти является своего рода ориентиром для построения системы органов власти субъектов. При этом федеральный законодатель определяет общие вопросы организации законодательной и исполнительной власти, но оставляет субъекту право самостоятельно решать более узкие вопросы.
На сегодняшний день имеют место быть случаи, когда в системе органов государственной власти субъекта находятся органы, дублирующие полномочия друг друга. Для устранения указанной проблемы региональным органам власти необходимо более внимательно подходить к вопросам формирования системы органов исполнительной власти, исключая возможность создания «дублирующих» органов. При этом, прежде чем включить тот или иной орган власти в систему, необходимо тщательно рассмотреть его функционал и компетенцию. Это позволит исключить ситуации, когда компетенция органа власти имеет «размытый» характер и не до конца понятно, для чего он был создан. Мы предлагаем возложить на высшие органы власти субъекта обязанность в случае обращения рассмотреть вопрос о необходимости лишить один из органов власти полномочии в тех случаях, когда имеет место быть их нецелесообразное дублирование.
Отдельно стоит отметить, что упразднение конституционных (уставных) судов субъектов оставляет открытым вопрос о том, какие суды будут управомочены рассматривать споры, подсудные конституционным (уставным) судам. На наш взгляд, наиболее перспективным видится передача компетенций конституционных (уставных) судов субъекта верховным судам республики.
В ходе проведенного исследования нами были рассмотрены различные меры конституционно-правовой ответственности субъекта. К числу мер конституционно-правовой ответственности в первую очередь относят федеральное вмешательство. В ходе реализации федерального вмешательства федеральные органы обладают широким перечнем полномочий. По большей части это связано с принудительным изменением компетенции субъекта, в отношении которого применяется федеральное вмешательство. На сегодняшний день в отечественном законодательстве отсутствует понятие и механизмы применения федерального вмешательства. Мы выступаем «за» закрепление механизмов федерального вмешательства в Конституции Российской Федерации. При этом положения основного закона государства по данному вопросу могут в дальнейшем найти свое развитие в нормах федерального законодательства. Важно понимать, что создание института федерального вмешательства должно быть обусловлено интересами не только федерации, но и ее субъектов. Именно такой баланс позволит создать эффективное средство защиты.
1. Авдеев Д.А. Принципы организации публичной власти в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2021. №3. С. 112-120.
2. Агеева Ю.В. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №6-2. С. 153-155.
3. Александрова И.Р. Некоторые проблемы формирования системы обеспечения конституционной законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах южного федерального округа // Бизнес в законе. 2018. №1. С. 37 -39.
4. Андреева Г.Н. Конституционно-правовые аспекты статуса автономий в зарубежных странах и Российской федерации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2019. №4. С. 45-53.
5. Арбузова С.А. Принципы функционирования государственно-исполнительного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Вестник Самарского юридического института. 2019. №1. С. 9-12.
6. Арсланбекова А.З., Арсланбеков А.М. Проблемы организации исполнительной власти в субъектах РФ // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2021. №1. С. 59-63.
7. Артемова С.Т., Меньшиков А.В. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: правовые основы, проблемы и перспективы // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. №1. С. 112-117.
8. Басиев М.С. Отдельные аспекты концепции конституционно-правового института федерального вмешательства // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. №3. С. 31-40.
9. Болдырева Е.В. Конституционное правосудие в субъектах федеративных государств: вопросы правового регулирования (на примере США, Германии и России) // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №319. С. 108-111.
10. Бондарева А.В. Понятие и структура органов государственной власти субъектов России // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения, инновации. 2018. №1. С. 60-63.
11. Быстрова Д.А. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации: содержание и соотношение основных элементов // Актуальные проблемы российского права. 2019. №3. С. 151-162.
12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (ред. от 16.04.2022) №145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
13. Вихляева А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2012. №2. С. 116-118.
14. Ведяшкин С.В., Илюшин А.В. Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2019. №31. С. 53-62.
15. Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2018. №2(47). С. 210-218.
...