Работа сделана на примере мифов Древней Греции у учащихся 5 классов на уроках истории
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 7
1.1Психолого-педагогические и дидактико-методические основы организации обучения учащихся извлекать информацию из исторических источников 7
1.2Современные методы работы с историческими источниками 14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЮ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗ МИФОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В 5 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 21
2.1ООД умения извлекать информацию из источника 24
2.2Методика использования мифов Древней Греции в качестве источников на уроке истории в 5 классе в курсе основной школы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее сложное и изменчивое время в соответствии с ФГОС к образовательному процессу предъявляются особые требования. Стандарт нацеливает на то, чтобы в процессе обучения педагоги формировали навыки самостоятельной работы. В этой связи актуальным становится проблема обучения учащих работе с источниками, являющимися основой изучения истории. Кроме того, изучения источников в процессе преподавания истории позволяет «оживить» урок, активизировать интерес учащихся к предмету, формирует навыки критического анализа, способствует развитию творческого подхода при изучении предмета.
Одним из видов исторических источников являются устные источники: мифы, былины, фольклор и так далее. Они отражают не только особенности культурного развития народов, но вобрали в себя передаваемую устную традицию о значимых событиях о периодах, которые не оставили письменных источников. В этой связи при изучении истории Древней Греции, особенно до гомеровского периода актуально использовать в качестве источников мифы Древней Греции, так как они позволяют познакомить учащихся с разными аспектами жизни древних греков бесписьменного этапа.
Степень изученности темы
В дореволюционной практике к широкому изучению исторических источников на уроках в школе пришли только к началу XX века. До начала XX века это предлагал делать М.М. Стасюлевич и даже составил специальную хрестоматию, но конкретного использования она не нашла. Одним из первооткрывателей в данной области был Н.А. Рожков . Он пытался распространить на школу университетскую практику работу с историческими источниками на практические занятия, так как считал, что это повысит интерес к изучению истории. С этой целью он рекомендовал использовать Писцовые книги для изучения истории XVI века. На уроке учащиеся составляли конспекты, которые затем выучивали в домашних условиях. Поддержку Н.А. Рожкову оказывал М.Н. Покровский, и вместе они занимались отбором документов для изучения истории в школе, при этом отводя учебнику минимальную роль краткого руководства . Самым большим практиком в этой области был С.Ф. Фарворовский. Он считал, что изучение исторических источников позволит развить интерес к истории, сформирует умения понимать смысл происходящих событий и явлений, сформирует правильное мировоззрение, вырабатывает умение самостоятельно изучать источники . Именно после выхода его работы с соответствующим названием лабораторный метод получил свое название.
Методику Н.А. Рожкова, М.Н Покровского и С.Ф. Фарворовского активно критиковали их современники (С.П. Сингалевич, В.Я. Уланов, К.В.Сивков), которые считали, что таким образом происходит перенос университетских практик в школу, что не соответствует познавательным способностям учащихся в средней школе, и применение этого метода возможно только в старших классах . В итоге было принято решение, что лабораторный метод может применяться только в 7 и 8 классах мужских и женских гимназий. В противовес лабораторному методу Я.С. Кулжинский предлагал метод документации. По этому методу основным источником информации оставался учебник, который дополнял исторические источники .
В советской методике преподавания истории в школе работа с историческими источниками стала одним из основных методов. Об этом свидетельствует Н.В. Андреевская и В.Н. Бернадский в своей «Методике преподавания истории в семилетней школе» , которые считали, что без знания законов царя Хамураппи, программы 12 статей, Великой хартии Вольностей и др. исторических источников невозможно знать сам курс истории. М.А. Зиновьев в своих «Очерках методики преподавания истории» делает вывод, что исторические источники обогащают учеников конкретными историческими явлениями и понятиями.
А.А. Вагин, который разработал одну из наиболее классических методик преподавания истории в школе, считал, что работа историческими источниками делится на изложение учителя и разбор источника учащимися .
Из современных методистов наиболее известным является М.Т. Студеникин, в своей «Методике преподавания история в школе» , он делает вывод, что исторические источники в первую очередь реализуют принцип наглядности. В качестве другого примера можно привести В.В. Шогана, который исторические документы отождествляет с словесно-практическими средствами изучения истории .
Таким образом, можно увидеть, что для методики преподавания свойственна дискуссия о том использовать исторические источники вместе с учебником, или опереться только на исторические источники, и обе тенденции всегда имели своих сторонников и противников, а также разнообразие мнений.
Объект исследования. Формирование умения извлекать информацию из исторических источников у учащихся 5 классов.
Предмет исследования. Использование мифов Древней Греции для формирования умения извлекать информацию из исторических источников.
Цель исследования: Разработать эффективную методику формирования умения извлекать информацию из исторических источников на примере мифов Древней Греции у учащихся 5 классов на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические и дидактико-методические основы организации обучения учащихся извлекать информацию из исторических источников;
2. Охарактеризовать современные методы работы с историческими источниками;
3. Разработать ООД умения извлекать информацию из источника;
4. Охарактеризовать способы извлечения информации из исторических источников на основе исследования мифов Древней Греции.
Методы исследования Общенаучные методы анализа, синтеза и обобщений, а также метод наблюдения и эксперимента.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Обучение учащихся умениям извлекать информацию из исторических источников должна соответствовать следующим принципам. Источники должны быть доступны и соответствовать возрасту, соответствовать целям и задачам курса истории в данном классе. Работа по обучению учащихся умению извлекать из источников информацию должна быть системной, осознанной, строиться на основе деятельного подхода. При изучении исторических источников учитель ставит и добивается реализации следующих целей: умение выделять главное, критически анализировать документ, сопоставлять и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи.
Для достижения данных целей учитель применят методику изучения исторических источников, которая в настоящий момент обширна. Древнегреческие мифы являются важными историческими источниками, потому что были записаны древними авторами не как миф, а как сочетание древних преданий об окружающей их действительности. Именно поэтому они содержат разнообразные сведения о мировоззрении географии, истории, социальном строе древнегреческого общества
При изучении мифов Древней Греции учащиеся овладевают умениями извлекать из них информацию о жизни древних греков. Наиболее эффективным при этом является сочетание различных методов и приемов обучения. Разработанная методика извлечения информации из мифов Древней Греции строится на основе самостоятельного извлечения информации из исторических источников и ее последующей интерпретации. Проведение урока в таком формате позволяет эффективно обучить учащихся извлекать информацию из источников и успешно реализовать основные задачи образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение исторических источников в школьном курсе является важнейшей составляющей обучающего процесса, в рамках которого учащийся овладевают умениями извлекать информацию сопоставлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
1. Андреев Ю.В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI-VIII вв. до н. э. [Текст]: / Ю.В. Андреев - СПб: Издательство «Нестор-История» СПбИИ РАН, 2004. - 340 с.
2. Андреевская Н.В., Бернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе [Текст]: / Н.В Андреевская., В.Н. Бернадский - М.: Учпедгиз, 1947. - 216 с.
3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. /А.А. Вагин - М.: «Просвещение», 1968. [Текст]: - 431 с.
4. Вишневецкая М.А. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторически источников в условиях реализации ФГОС ООО /М.А. Вишневецкая //Сборник статей: материалы II Международной научно-практической конференции. Издательский дом «Астраханский университет» 2020 - С.202-205 [Электронный ресурс].URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43113507_21952798.pdf (17.05.2021) – Загл. с экрана
5. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. [Текст]:/ М.А. Зиновьев - М.: Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1955. - 183 с.
6. Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: [Текст]: учеб, для общеобразоват. учреждений /С.В. Колпаков, Н.А. Селунская - М.: Дрофа, 2012. - 269 с.
7. Макаров И.В. Историко-мифологическое предание о возвращении Гераклидов [Текст]: /И.В. Макаров // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. - 2007. - № 6. - С. 367-378.
8. Манданова Е. С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников[Текст]: /Е. С. Манданова // Преподавание истории и обществознания в школе- 2006 -№ 10- С 2832.
9. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира[Текст]:: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. /Ф.А. Михайловский - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. - 296 с.
10. Обидина Ю.С. Древнегреческие мифы как исторический источник[Текст]: / Ю.С. Обидина // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». - 2016. - Т. 2. - № 4 (8). - С. 30-34.
11. Сазонова О.А. Роль письменных источников исторических знаний на уроках истории /О.А. Сазонова // сборнике трудов конференции: алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, 2015 – С. 194-197[Электронный ресурс].URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26079699_49665810.pdf (17.05.2021) – заглавие с экрана
12. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. [Текст]: /М.Т. Студеникин - М.: Прометей, 2016. - 236 с.
13. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе./ М.Т. Студеникин - М., 2000. - 240 с.
14. Тебуева М. М. Методологические основы в современном обучении /М. М. Тебуева [Электронный ресурс].URL: file:///C:/Users/2/Downloads/metodologicheskie-osnovy-v-sovremennom-obuchenii.pdf (17.05.2021) - заглавие с экрана
15. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. 5 класс: [Текст]: История учеб. для общеобразоват. учреждений. /В.И. Уколова, Л.П. Маринович, - М.: Просвещение, 2012. - 320 с.
16. Харламова Е. В. Работы с источниками на уроках истории /Е. В. Харламова // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- №1. - с.71-72.
17. Цецхладзе Г.Р. «Богатая золотом» Колхида «Аргонавтики»: миф, реальность и современные исследования [Текст]: /Г.Р. Цецхладзе // Археологические вести. - 2020. - № 29. - С. 207-214.
18. Шоган В.В. Методика преподования истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. [Текст]: /В.В. Шоган - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 475 с.
19. «Одиссея» - героическая поэма странствий. [Текст] / И.В Шталь. - М.: Наука, 1978. - 168 с.
20. Яранцева Н. В. Формирование информационных умений работы с источниками исторических знаний : на материале курса истории России в 6 классе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Яранцева Наталья Владиславовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.
21. Педагогический словарь. — М. : Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005. – 371 с.
22. Соотношение ООД, схемы ООД и ориентировочной части действия [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/pedagogical-psychology/350-2008-09-08-14-36-24.html (дата обращения 22.03.2022)
23. Арахна. Мифы Древней Греции. [Электронный ресурс]. Режим доступа. : URL: http://www.planetaskazok.ru/greekmyph/arakhnagreekmyph (дата обращения 24.03.2022)
24. Греческий миф о сотворении мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа. : URL: https://www.sites.google.com/site/osozdaniizemlivmifah/mify-legendy-skazania/greceskie-mify (дата обращения 23.02.2022)
25. Спор Афины и Посейдона. [Электронный ресурс]. Режим доступа. : URL: https://knch.ru/mist/greece/myth/0006_spor_afiny_i_poseidona.php (дата обращения 24.03.2022)
26. Гомер. Иллиада. Песнь VII. [Электронный ресурс]. Режим доступа. : URL: https://онлайн-читать.рф/гомер-илиада/ (дата обращения 24.03.2022)
27. Гомер. Одиссея. Песнь XXIII [Электронный ресурс]. Режим доступа. : URL: https://онлайн-читать.рф/гомер-одиссея/ (дата обращения 24.03.2022)