Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет (Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья Имени П.Ф. Лесгафта)

Работа №117727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура в избранном виде спорта

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ ДЕВОЧЕК 7-9 ЛЕТ………………………………7
1.1 Характеристика базовых элементов в фигурном катании…………….7
1.2 Особенности обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет группы начальной подготовки…10
1.3 Средства и методы обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет группы начальной подготовки…21
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…27
2.1 Методы исследования……27
2.2 Организация исследования…37
3. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ ДЕВОЧЕК 7-9ЛЕТ…………….39
3.1 Разработка методики обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет.39
3.2 Проверка эффективности методики обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет……………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………58


Актуальность исследования. Прогресс в фигурном катании связан с совершенствованием техники отдельных элементов и связок. В основе фигурного катания лежат базовые элементы, которым обучают спортсменов с раннего детства.
Подготовка фигуриста направлена на качественное и профессиональное освоение навыков и движений, присущих данному виду спорта. Овладение техникой позитивным образом отражается на скорости и уровне развития сложных координационных движений, умение подбирать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей.
Изучение, освоение и развитие различных элементов в фигурном катании, включение их в спортивную программу способствует формированию таких навыков у юных спортсменов, как анализ и синтез собственных движений, прогнозирование результата, развитие творческого и критического мышления, проявления артистизма и художественности, которые можно проявлять посредством соревновательных программ.
Базовые элементы в данном виде спорта закладывает фундамент для дальнейшего спортивного мастерства. Высокий уровень освоения основных элементов дает возможность спортсмену достичь мастерства высокого класса. Именно поэтому подбор средств базовому обучению спортсменов в детском возрасте является ответственностью квалифицированных тренеров.
На сегодняшний день существуют различные формы организации занятий для обучения фигурному катанию. Среди них выделяют коммерческие школы фигурного катанию, детско-юношеские спортивные школы, группы спортивной направленности при дворцах спорта, самостоятельные занятия, абонементные группы и другие. В условиях групповых занятий в обучении спортсменов возникают сложности, которые связаны с недостаточным навыком осуществлять перемену фронта скольжения, отсутствием равновесия при двухупорном и одноопорном скольжении, возможности подвертывания голеностопного сустава, делать быстрые остановки, которые возникают при недостаточном внимании тренера, ограниченностью ледового пространства, недостаточной спортивной подготовки. Наиболее часто отмечают такую проблему, как скованность движений при скольжении. Обозначенные ситуации замедляют процесс обучения, а также снижают мотивацию и заинтересованность в развитии фигурного катания (Ланцева Н.А. Пути повышения эффективности процесса обучения основам фигурного катания на коньках младших школьников в условиях массовых форм занятий: автореферат диссертация кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013. 3 с.).
В литературе существует большое количество работ, посвященных обучению спортсменов в условиях ДЮСШ и СДЮШОР. Актуальность работы состоит в том, что накопленный опыт в практической деятельности не используется в работе с фигуристками в возрасте 7-9 лет в условиях массовых форм занятий.
Анализ научно-методической и научно-исследовательской литературы позволяет свидетельствовать о широком освещении проблемы обучения базовым элементам в фигурном катании, в ней подробно описаны различные методы, средства, приемы, повышающие эффективность данного процесса (Апарин В.А., Виноградова В. И., Мишин А.Н. и др.). В тоже время в работах отмечаются тенденции к «омолаживанию» женского фигурного катания и необходимость поиска новых методик, позволяющих быстро и качественно обучить базовым элементам юных фигуристок.
Именно поэтому данная тема исследования является актуальной и требует тщательного изучения.
Цель настоящей работы: усовершенствовать методику обучения базовых элементов фигурного катания у девочек в возрасте 7-9 лет.
Объектом исследования является техническая подготовка фигуристов.
Предметом – методика обучения базовым элементам у фигуристок в возрасте 7-9 лет.
Гипотеза: предполагается, что усовершенствованная методика обучения базовых элементов фигурного катания у девочек в возрасте 7-9 лет будет способствовать повышению качества и сроков обучения, а также устранению наиболее часто возникающих ошибок и повышению уровня скольжения фигуристов.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить характеристику базовых элементов в фигурном катании.
2. Выявить особенности и подобрать средства и методы обучения базовым элементам фигурного катания для девочек 7-9 лет.
3. Разработать методику обучения базовым элементам фигурного катания для девочек 7-9 лет и оценить эффективность предложенной методики.
Новизна исследования заключается в том, что впервые разработана и проверена на практике методика обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет группы начальной подготовки, а также предложены рекомендации по ее использованию.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная методика обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет может быть применена в тренировочном процессе фигуристок группы начальной подготовки.
Теоретическая значимость определяется тем, что материалы данной работы обосновывают сущность и содержание базовых элементов фигурного катания. Результаты исследования можно использовать в изучении средств, методов и принципов обучения элементам фигурного катания спортсменов детского возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Настоящая работа написана на 65 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, подглав, заключения, списка литературы и приложений. В работе представлено 10 таблиц, 8 рисунков, 8 приложений, в список литературы вошло 46 работ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы:
1. При помощи анализа литературных источников по теме исследования нами была дана характеристика базовым элементам фигурного катания, к ним относятся: шаги, спирали, вращения, прыжки. Кроме того, различные комбинации дорожек и шагов основываются на перечисленных базовых элементах. Данные элементы позволяют развивать чувство координации, «чувства конька», которые отражаются на уровне освоения нового материала. Хорошее владение базовыми элементами связывается с умением спортсменов дозировать мышечные усилия.
2. Выявлены особенности обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет группы начальной подготовки. На данном этапе развития спортсменов основной задачей является общефизическая подготовка, которая включает освоение базовых элементов фигурного катания. На качество и скорость обучения влияет уровень общей подготовки, координационных способностей. Таким образом, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей для более эффективного подбора средств и методов обучения базовым элементам фигурного катания.
3. Методика обучения, которая разработана в ходе исследования, позволяет повысить уровень подготовки фигуристок 7-9 лет. методика направлена на процесс устранения наиболее часто возникающих ошибок и повышение уровня скольжения фигуристов. С помощью эксперимента определили, что качество выполнения элементов зависит от правильного освоения скольжения на начальном уровне подготовки.
4. В ходе эксперимента апробирована и доказана эффективность применения методики обучения базовым элементам фигурного катания девочек 7-9 лет группы начальной подготовки. Выяснили, что на начальном уровне подготовке спортсменов в данной возрастной группе допускается большое количество мелких и грубых ошибок при выполнении базовых элементов. Основными являются ошибка при расположении корпуса, неверный перевод плеч во время исполнения дуги, отталкивания при помощи зубцов, ошибка при постановке коньков.
Таким образом, цель работы считается достигнутой, задачи решенными, рабочая гипотеза исследования доказана.



1. Абсалямова, И.В. Развитие координационных способностей у юных фигуристов / И.В. Абсалямова //Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. – 2017. – С. 165.
2. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: учебное пособие для студентов вузов по спец. педагогики и психологии / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 160 с. – ISBN: 5-7695-0887-6.
3. Алиев, М.Н. Двигательная активность младших школьников и пути ее оптимизации в начальной школе / М.Н. Алиев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 4. – С. 80-88.
4. Апарин, В. А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках / В. А. Апарин. – М.: Терра-Спорт, 2015. – 24 с. – ISBN: 5-93127-085-X
5. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии: публикация подготовлена профессором И.Н. Фейгенбергом / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 287 с.
6. Боген, М.М. Обоснование особенностей новой концепции обучения двигательным действиям: доступность для каждого обучаемого, безошибочность, быстрота и прочность освоения / М.М. Боген, М.В. Боген // Детский тренер. – 2011. – № 4. – С. 55.
7. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика / Боген М.М. – М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2020. – 226 с. – ISBN. 978-5-397-06482-8
8. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 2. – С. 23-26.
9. Воронина, Г.А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста / Г.А. Воронина // Физическая культура в школе. – 2009. – № 8. – С. 27-29.
10. Гамова, Л.Г. Возрастная анатомия и физиология ребенка: учебно-методическое пособие / Л.Г. Гамова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 72 с.
11. Губа, В. П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / под ред. В. П. Губа. – Смоленск.: ТО – информ. коммерческого агентства, 2009. – 221 с.
12. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие / Ю.А. Ермолаев. – М.: Высшая школа, 2001. – 420 с. – ISBN 5-8134-0062-1
13. Карпеев, А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений / А.Г. Карпеев // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 9. – С. 5-11.
14. Китаева, Н.В. Развитие вестибулярной устойчивости у юных спортсменов при обучении вращениям / Н.В. Китаева // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1898-1900.
15. Кулькова, И.В. Физические качества - важная составляющая формирования двигательных умений и навыков / И.В. Кульков // Физическая культура в школе. – 2015. – № 4. – С. 45-52.
16. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин, В.Е. Григорьев, Н.Е. Латышева. – М.: Академия, 2014. – 463 с.
17. Курбанов, Н.Ш. Самоучитель по фигурному катанию на коньках / Н.Ш. Курбанов. – Ростов-на-Дону: Из-во «Феникс», 2009. – 112 с. – ISBN. 978-5-222-15348-2
18. Ланцева, Н.А. Пути повышения эффективности процесса обучения основам фигурного катания на коньках младших школьников в условиях массовьх форм занятий: автореф дисс...канд пед. Наук / Н.А. Ленцева. – СПб, 2013. – 24 с.
19. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 класс / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011. – 54 с.
20. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник для бакалавров / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 257 с. – ISBN:5-9746-0029-0
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт,1991. – 543 с. – ISBN 5—278—00326—X
22. Мельникова, Ю.А. Двигательная подготовленностью юных фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения / Ю.А. Мельникова, М.П. Мухина // Физкультурное образование Сибири. – 2015. – С. 113.
23. Мишин, Р.Г. Влияние дифференцированного подхода на процесс подготовки юных спортсменов / Р.Г. Мишин, О.С. Терентьева // Вестник ТГУ. – 2013. – №6 (112). – С. 79-84.
24. Мишин, А.Н. Фигурное катание в России / А.Н. Мишин, Ю.В. Якимчук. – M.: Физкультара и спорт, 2007. – 620 с.
25. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках / А.Н. Мишин. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.
26. Мишин, А.Н. Фигурное катание как космический полет / А.Н. Мишин, В.А. Шапиро. – СПб: Реноме, 2014. – 294 с. – ISBN 978-5-91918-516-1
27. Москвина, Т.Н. Короткая программа в парном катании / Т.Н. Москвина. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 112 с.
28. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров. – М.: Физкультура и спорт. 2009. – 543 с. – ISBN 978-5-00047-353-5
29. Невский, Ю.Г. Второй и третий год обучения фигурному катанию на коньках / Ю.Г. Невский // Физкультура в школе. – 2011. – № 1. – С. 36-42.
30. Немцов, О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств / О.Б. Немцов // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №8. – С. 21-22.
31. Никитушкин, В.Г. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет / В.Г. Никитушкин, С.В. Малиновский, Ю.И. Разинов, А.В. Аулова // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 2. – С. 25-29.
32. Основные элементы фигурного катания: немного истории. Центр Олимпийской подготовки по фигурному катанию. – URL: https://fssochi.ru (дата обращения 12.03.2023).
33. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография / В.И. Виноградова. – М.: Советский спорт, 2013. – 216 с. – ISBN 9785001292777
34. Парамонова, Н.А. Эффективность использования подводящих упражнений при освоении базовых элементов скольжения на этапе начальной подготовки фигуристов / Н.А. Парамонова, А.П. Мелехина, И.Е. Токаревская // Прикладная спортивная наука. – 2015. – № 1. – С. 31-37.
35. Перков, А.В. Возрастные периоды интенсивного развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А.В. Перков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 10. – С. 92-95.
36. Платонов, В.Н. Координация и методика ее совершенствования: Общая теория и ее практические приложения: учеб метод пособие / В.Н. Платонов, М.М. Булатова. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 54 с.
37. Сальников, В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография. – Омск: СибАДИ, 2012. – 420 с.
38. Смушкин, Я.А. Искусство фигурного катания на коньках: учебно-методическое пособие / Я.А. Смушкин. – М.: Советская Россия, 1967. – 230 с.
39. Стрельникова, И.В. Развитие координационных способностей у старших школьников / И.В. Стрельникова // Физическая культура в школе. – 2014. – № 5. – С. 11-14.
40. Теория и методика избранного вида спорта. Курс лекций / под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2021. – 198 с.
41. Тузова, Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания: учебно-методическое пособие / Е.Н. Тузова. – М.: Спорт, Человек, 2015. – 96 с. – ISBN 978-5-906131-63-8
42. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учебное пособие / Н.В. Тычинин. – Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017. – 156 с.
43. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках»: приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. – Саратов: Вузовское образование. – 2019. – № 38 – С. 25.
44. Холодов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Холодов, Ж.К. Кузнецов. – М.: Академия, 2016. – 480 с. – ISBN 978-5-7695-9526-4
45. Чайковская, Е.А. Фигурное катание. Азбука спорта / Е. А.Чайковская. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 160 с. – ISBN: 5-278-00678-1

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ