Введение 4
Глава 1 Теоретические основы физической подготовки юных хоккеистов 7
1.1 Общая и специальная физическая подготовка юных
хоккеистов 7
1.2 Особенности организации учебно-тренировочного
процесса по хоккею 14
1.3 Методы спортивной тренировки в хоккее 17
Глава 2 Методы и организация исследования 22
2.1 Методы педагогического исследования 22
2.2 Организация педагогического исследования 25
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Особенности экспериментальной методики развития общей
и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов 27
3.2 Результаты общей физической подготовленности у юных
хоккеистов в ходе педагогического эксперимента 34
3.3 Результаты специальной физической подготовленности у юных хоккеистов в ходе педагогического эксперимента 36
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Актуальность исследования. Гришина Ю.И. пишет: «Физическая подготовка представляет собой процесс воспитания двигательных способностей хоккеистов, направленный на повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья. Физическая подготовка хоккеиста определяет возможности хоккеиста в исполнении различных технических и тактических действий. От сильного и крепкого хоккеиста получается более мощный удар и более сильная защита. Выносливый хоккеист выдерживает высокий темп игры на протяжении всего матча. Не менее важны и другие качества: сила, ловкость, скорость, ведь в спорте побеждает тот, кто сильнее, быстрее, выносливее. Физическая подготовка специалистов подразделяется на общую и специальную» [2].
Донской Д.Д. делает заключение, что общая физическая подготовка способствует разностороннему физическому развитию, способствует укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, улучшает физические качества, двигательные способности спортсмена, расширяет запас двигательных навыков и умений, способствует быстрому освоению специальных навыков [4].
Жигарёва О.Г. отмечает: «Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных навыков и способностей (быстрота, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость). Проводиться специальная подготовка может как на льду, так и вне льда. Подготовка вне льда, называется специализированной. В качестве подготовки используются специальные упражнения по нервно-мышечным усилиям, пространственно-временным характеристикам и режимам работы адекватные основным хоккейным движениям. К таким упражнениям относятся упражнения технического и тактического арсенала хоккея и разработанные на их основе специальные подготовительные упражнения.
Количество средств специальной физической подготовки значительно меньше, чем общей физической. В ходе подготовки обеспечиваются как комплексные, так и избирательные воздействия на физические качества и способности хоккеистов» [5].
Коновалов В.Н. обращает внимание: «У юных хоккеистов физическая подготовка должна быть направлена в первую очередь на: совершенствование природной координации движений; экономичное выполнение тех или иных элементов движения, развитие способностей к различным формам движения, всестороннее развитие двигательных качеств, максимальное достижение результатов, при минимальных затратах энергии, выработке способности к преодолению сопротивления соперника при выполнении тех или иных элементов игровой деятельности; повышение развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации» [21].
Теоретическая база исследования: педагогический эксперимент проводили на базе хоккейного клуба «Лада» г. о. Тольятти.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных хоккеистов.
Предмет исследования: методика развития общей и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов
Цель исследования - разработка экспериментальной методики развития общей и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов
В соответствии с поставленной целью сформулировали задачи:
1) Выявить наиболее эффективные средства, методы и методические приёмы развития общей и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов во время учебно-тренировочных занятий.
2) Разработать и внедрить экспериментальную методику развития общей и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов на базе хоккейного клуба «Лада» г. о. Тольятти.
3) Оценить влияние разработанной методики на развитие общей и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов в ходе педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что высокий уровень физической подготовленности позволит юным хоккеистам решать задачи технической и тактической подготовки более эффективно и будет являться основой для достижения высоких и стабильных спортивных результатов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, контрольные испытания (тесты), метод математической статистики.
Научная новизна результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать общую и специальную физическую подготовку юных хоккеистов и может быть использована в тренировочном процессе юных хоккеистов с целью достижения высоких результатов на соревнованиях.
Практическая значимость заключается в том, что результаты педагогического исследования могут быть применены для оценки текущего уровня физической подготовленности юных хоккеистов и при организации комплексного педагогического контроля их физической подготовленности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 6 таблиц, 6 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 43 страницах.
В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1) В хоккее подготовку мальчиков начинают, учитывая физическую подготовку, очень важно проводить систематическую и организованную тренировочную работу. При подготовке в залах на начальном этапе подготовки особое внимание уделяют отработке быстроты, ловкости и гибкости. Вместе с равномерным физическим ростом у занимающихся постепенно укрепляется организм, ребенку необходимы постоянные перемены в содержании упражнений и в методе их разучивания, такое разнообразие гарантируют всевозможные игры. Основная форма подготовки (как в залах, так и на льду) в младшей возрастной категории- подвижные игры, эстафеты, соревнования. Важно, чтобы интенсивность подготовки нарастала постепенно, обеспечивая плавность перехода из младших возрастных групп в старшие. При физической подготовке молодежи следует дифференцировать юношей, у которых заканчивается переходный возраст, и старших юношей, которые уже по всем признакам приближаются к взрослым. Различие у этих групп - в развитии силы и выносливости. О воспитании быстроты и ловкости следует помнить постоянно. Поскольку физическая подготовка уже позволяет предъявлять к юношам серьезные требования, нагрузки приближаются к максимальным.
2) Педагогический эксперимент проходил на базе хоккейного клуба «Лада» г.о. Тольятти. Мы разработали и внедрили в учебно-тренировочный процесс экспериментальную методику развития общей и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов. В экспериментальной группе юных хоккеистов использовали в основной части занятия разучивание комбинаций, использовали работу в парах, отработку технических элементов. Педагогические наблюдения проводили на протяжении всего педагогического эксперимента, присутствуя на учебно-тренировочных занятиях, с целью изучения вопроса развития общей и специальной физической подготовленности юных хоккеистов. Для определения уровня развития общей физической подготовленности были использованы тесты: отжимание (кол-во раз), тройной прыжок (м), челночный бег 6х9 (сек), бег 20 м спиной вперед (сек), бег 30 м (сек). Специальную физическую подготовленность на льду определяли по контрольным испытаниям (тестам): бег по малой восьмерке лицом вперед (сек), бег с шайбой спиной вперед 30 м (сек), обводка 5-ти стоек с последующим броском в ворота, елаломный бег с шайбой, елаломный бег без шайбы.
3) В начале педагогического эксперимента мы изучили соматометрические и функциональные показатели юных хоккеистов контрольной и экспериментальной групп. По состоянию здоровья мальчики контрольной и экспериментальной групп относились к основной группе здоровье, что является хорошим показателем при организации и проведении педагогического эксперимента. В конце педагогического эксперимента динамика результатов общей и специальной физической подготовленности юных хоккеистов экспериментальной группы свидетельствует о том, что произошли изменения во всех исследуемых показателях. Показатели в тестах по специальной физической подготовленности на льду в значительной степени определялись уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей юных хоккеистов. Экспериментальная методика может быть использована в тренировочном процессе юных хоккеистов с целью достижения высоких результатов на соревнованиях.
1. Бомпа Т. Периодизация спортивной тренировки. / Т. Бомпа, К. Буццичелли. - М.: Спорт, 2016. - 384 с.
2. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Гришина Ю.И. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 250 с.
3. Дисько Е.Н. Основы теории и методики спортивной тренировки: учебное пособие / Дисько Е.Н. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. - 252 с.
4. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений. - М.: Советский спорт, 2015. - 178 с.
5. Жигарёва О.Г. Повышение эффективности физической подготовки студентов: учебное пособие / Жигарёва О.Г. - Москва: Прометей, 2018. - 94 с.
6. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений. - М.: Советский спорт, 2011. - 142 с.
7. Кафка Б. Функциональная тренировка. Спорт. / Б. Кафка, О. Йеневайн. - М.: Спорт, 2016. - 176 с.
8. Кузьменко Г.А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности юного спортсмена: программа элективного курса для основного общего образования / Кузьменко Г.А., Эссеббар К.М. - Москва: Прометей, 2013. - 140 с.
9. Кукушкин В.В. Хоккей нового времени / Кукушкин В.В. - Москва: Издательство «Спорт», 2015. - 215 с.
10. Лемов Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений. / Д. Лемов, Э. Вулвей, К. Ецци. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 304 с.
11. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / Платонов В.Н. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 656 с.
12. Пономарев В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты. / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 160 с.
13. Руководство по медико-биологическому сопровождению подготовки в детско-юношеском хоккее / И.В. Левшин [и др.]. - Москва: Издательство «Спорт», 2016. - 152 с.
14. Самостоятельная физическая подготовка: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2020. - 95 с.
15. Спортивная тренировка: учебно-методическое пособие. - Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2020. - 105с.
16. Учимся играть в хоккей. Ступень B. Практическое руководство для тренеров. - М.: Человек, 2012. - 80 с.
17. Учимся играть в хоккей. Ступень C. Практическое руководство для тренеров. - М.: Человек, 2012. - 84 с.
18. Учимся играть в хоккей. Ступень D. Практическое руководство для тренеров. - М.: Человек, 2012. - 84 с
19. Учимся играть в хоккей. Ступень А. Практическое руководство для тренеров. - М.: Человек, 2012. - 96 с.
20. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей: приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15 мая 2019 г. №373. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 30 с.
21. Физическая подготовка хоккеистов с использованием технических средств: учебно-методическое пособие / В.Н. Коновалов [и др.]. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2020. - 188 с.