Влияние занятий по мини-футболу на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей 15-17 лет
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
1.1 Этиология и причины заболевания детей с нарушением слуха 13
1.2 Особенности физического развития детей с нарушением слуха 26
1.3 Развитие физических качеств у детей с нарушением слуха 48
1.4 Значение адаптивного спота для развития детей с нарушением слуха 67
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯВЫВОДЫ 71
2.1 Задачи исследования 71
2.2 Методы исследования 72
2.3 Организация исследования 78
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 80
3.1 Обоснование необходимости занятий мини-футболом для
слабослышащих детей (15-17 лет) 80
3.2 Определение влияния занятий по мини-футболу на развитие двигательных
способностей у слабослышащих подростков 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
1.1 Этиология и причины заболевания детей с нарушением слуха 13
1.2 Особенности физического развития детей с нарушением слуха 26
1.3 Развитие физических качеств у детей с нарушением слуха 48
1.4 Значение адаптивного спота для развития детей с нарушением слуха 67
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯВЫВОДЫ 71
2.1 Задачи исследования 71
2.2 Методы исследования 72
2.3 Организация исследования 78
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 80
3.1 Обоснование необходимости занятий мини-футболом для
слабослышащих детей (15-17 лет) 80
3.2 Определение влияния занятий по мини-футболу на развитие двигательных
способностей у слабослышащих подростков 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что психофизическая неполноценность развития детей с нарушением слуха может быть компенсирована за счет занятий адаптивным спортом - мини-футболом. Более того, занятия мини-футболом решают главную задачу физического воспитания - это обеспечение оптимального развития физических качеств, что является основой двигательных способностей человека. К основным физическим качествам относят - силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Спортсменам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:
- Недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении двигательными навыками у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде нарушения координации при ходьбе (шаркающая походка);
- Утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, на уровне развития силы и быстроты.
Это, в свою очередь, влияет на ограничение возможности мышления у данной категории детей и особенностях их поведения (замкнутость, нежелание вступать в контакт). Также у детей с нарушениями слуха затруднено общение, усложняющее условия психомоторного развития.
Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирение, плоскостопие I и II степени и др.
Традиционно сложившаяся система физического воспитания молодёжи для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся и, как следствие, порождают у детей старшего школьного возраста возникновение различных комплексов, мешающих полноценно общаться со своими сверстниками.
По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуха. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения. В России более 13 млн. людей с нарушением слуха.
Таким образом, почти 10 % молодежи находятся за рамками общения со своими сверстниками. В такой не простой ситуации адаптивный спорт, и, в частности, мини-футбол, может стать тем мостом, который поможет соединить молодежь нашего будущего, где не будет препятствий в общении со слабослышащими детьми.
В настоящий момент подготовка специалистов по адаптивному воспитанию находится в центре внимания российских реформ. Однако уровень адаптивного воспитания не может быть восполнен только новыми кадрами, нужны и разработанные специальные методики по подготовке спортсменов с нарушениями слуха, а самое главное включение занятий адаптивным спортом (обучения мини-футболу) в программу образования детей старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Более того, в современной системе обучения детей с нарушением слуха недостаточно используются возможности мини-футбола в формировании и развитии физических качеств у детей старшего школьного возраста, необходимо проводить курсы повышения квалификации преподавателей адаптивного физического воспитания и ставить задачи по формированию и совершенствованию знаний в области обучения игры в мини-футбол, как универсального средства для развития у детей двигательных способностей. Кроме того, требуются углубленные исследования в вопросах воздействия адаптивного спорта (мини-футбола) на психофизическое развитие детей с нарушением слуха с целью создания на базе специального коррекционного школьного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих воспитанию полноценного члена общества, что приведет, в свою очередь, к перестройке системы образования детей с нарушением слуха и освоению новых уровней адаптивного физического воспитания.
В итоге, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между:
- Необходимостью включения занятий адаптивным спортом (мини-футболом) в учебный процесс и растущими требованиями к деятельности школьных учреждений, связанной с увеличением методической нагрузки в старших классах.
- Растущими требованиями к деятельности коррекционного школьного учреждения в условиях его перехода к гуманистическим, личностно-ориентированным образовательным моделям и не сформированными психофизическими качествами у лиц старшего школьного возраста с ограничением слуха;
- Научными знаниями об особенностях развития физических качеств у детей с нарушением слуха и недостаточным уровнем использования этих знаний для гармонизации развития детей старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Сформулированные противоречия определили проблему исследования: как и при каких условиях обеспечивается эффективное формирование и развитие физических качеств у детей с нарушением слуха.
Целью работы является изучение влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у детей старшего возраста с патологией слуха.
Объект исследования: Процесс спортивной тренировки по мини-футболу с детьми с ограниченными возможностями.
Предмет исследования. Особенность методики применения специальных упражнений используемых в мини-футболе для развитие двигательных способностей у слабослышащих детей
Гипотеза исследования. Предполагаем, что занятия мини-футболом будет способствовать развитию двигательных способностей у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
- Определить факторы, влияющие на развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха (15-17 лет);
- Изучить влияния специальных упражнений и методов используемых в мини-футболе на уровень развития двигательных способностей юных футболистов с нарушением слуха;
- Определить эффективность влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у подростков 15-17 лет.
Сложность исследования заключена в необходимости индивидуальных комплексных адаптивных программ для реабилитации детей-инвалидов, в которых должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, которые заключаются в наиболее возможном широком применении спортивно-оздоровительной работы.
Теоретической основой исследования стало изучение исследовательской литературы, методик и данных исследований, касающихся:
- Физического состояния детей старшего школьного возраста имеющих нарушения слуха, а также адаптивного физического воспитания данной категории детей.
- Также был изучен вопрос, который раскрывает становление и особенности целенаправленного развития и психологической адаптации детей старшего школьного возраста.
- Отдельное внимание при анализе научно-методической литературы было уделено методикам воспитания физических качеств у детей с нарушением слуха с помощью занятий футболом и мини-футболом.
- Вместе с тем, так же был проведен анализ специальной методической литературы по подготовке юных футболистов и мини-футболистов:
- Были проанализированы психологические и психофизические аспекты личности подростков
Методы исследования, которые легли в основу данной работы, являлись сочетанием комплекса исследования поставленных здесь задач, служащего помочь исследованию и состоявшего из теории (анализ научно-методической литературы: педагогической, психологической и социологической документации), математического метода (статистика), эмпирического (анкетирование и опрос, исследование и обработка данных, индивидуальные сведения, статистика), педагогическое наблюдение, а также тестирование двигательных способностей и педагогический эксперимент
Эмпирическая база исследования была основана на базе Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5 городского округа Тольятти (далее - ГБС КОУ Школа-интернат № 5) для изучения физических способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с участием физрука, тренера по мини-футболу, классного руководителя. Были отобраны две группы, контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 10 подростков в каждой.
Основные этапы исследования протекали в течении полутора лет и предполагали три этапа. На каждом из них решались свои задачи.
На первом этапе с сентября 2015 г. по май 2016 г определяли проблему исследования и гипотезу, ставили цель и задачи, подбирали методы исследования. Также на первом этапе проводились педагогические наблюдения на уроках адаптивного физического воспитания. Были составлены карточки о показаниях и противопоказаниях для занятий адаптивной физической культурой учащихся старших классов. Проведено первое тестирование для определения уровня развития двигательных способностей у детей в возрасте 15-17 лет с нарушениями слуха.
На втором этапе с сентября 2016 г. по январь 2017 г. проводился педагогический эксперимент, для проверки влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с разделением их на две группы
Учебные занятия по адаптивному физическому воспитанию в рамках учебной программы были одинаковыми в контрольной и экспериментальной группе.
На занятиях по адаптивному физическому воспитанию учащиеся контрольной и экспериментальной группы занимались по традиционной методике, проводимой в данном учреждении и для данной категории учащихся.
Для учащихся экспериментальной группы дополнительно проводились тренировки по мини-футболу. Для этого были подобраны специализированные упражнения, используемые для тренировки юных футболистов-спортсменов. Занятия мини-футболом проводились два раза в неделю по вторникам и четвергам. Продолжительность тренировки составляла 45 минут в спортивном зале ГБС КОУ Школа-интернат № 5.
На третьем этапе февраль 2016 г., после проведения педагогического эксперимента, повторно проводили тестирование, чтобы определить динамику изменения показателей уровня развития двигательных способностей в ЭГ и КГ. После чего проводили сравнительный анализ по уровню развития двигательных способностей между ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- Был проведен анализ определенных проблем у подростков, возникших в результате врожденного или приобретенного дефекта слуха;
- У обследуемых групп детей-инвалидов по слуху 15-17 лет была выявлена положительная тенденция развития физических умений, с помощью занятий мини-футболом, при применении методики, описанной в данной работе;
- Выявлено, что в физиологическом плане мини-футбол может явится важным средством преодоления дефектов физического и психического развития, развития моральных качеств для полноценной подготовки к жизни в социуме для детей с отклонениями, явится реабилитацией для подростков с потерей слуха.
Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в обоснованности выводов о значении занятиями спортом в методике реабилитации подростка с дефектом слуха, его адаптацией в социуме здоровых людей и в их физиологическом развитии.
Научно-практическая значимость исследования состоит:
- В доказательстве значимости реализации программы развития физических качеств и умений в среде подростков с нарушением слуха для их последующей реабилитации;
- Разработке и применении практических рекомендаций по, исследуемой в данной работе, методике, позволяющей комплексно и индивидуально подойти к тренировкам и привлечению в спорт детей с дефектом слуха.
Достоверность результатов доказана практическим и теоретическим апробированием, описанным в этой работе, методики работы с подростками, а также личным участием автора данной работы в применении методики в работе с конкретной группой слабослышащих подростков и наличием полученных положительных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования была проведена на базе ГБС КОУ Школы-интернат № 5, а также изложена в курсовых работах на базе обучения автора в ТГУ и в научных журналах.
Положения, вынесенные на защиту:
1. Для развития двигательных способностей у слабослышащих детей посредствам тренировок по мини-футболу необходимо создание и внедрение методики подготовки футболистов с дефектами слуха для специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2. Организация дополнительных занятий адаптивным спортом (мини-футболом) в специальных учебных заведениях, является необходимым условием для развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха;
3. Организация занятия по мини-футболу, является важным средством коррекционно-воспитательной работы, направленным на преодоление дефектов физического развития и развития моральных качеств необходимых для полноценной подготовки к жизни в социуме подростков с потерей слуха.
Спортсменам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:
- Недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении двигательными навыками у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде нарушения координации при ходьбе (шаркающая походка);
- Утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, на уровне развития силы и быстроты.
Это, в свою очередь, влияет на ограничение возможности мышления у данной категории детей и особенностях их поведения (замкнутость, нежелание вступать в контакт). Также у детей с нарушениями слуха затруднено общение, усложняющее условия психомоторного развития.
Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирение, плоскостопие I и II степени и др.
Традиционно сложившаяся система физического воспитания молодёжи для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся и, как следствие, порождают у детей старшего школьного возраста возникновение различных комплексов, мешающих полноценно общаться со своими сверстниками.
По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуха. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения. В России более 13 млн. людей с нарушением слуха.
Таким образом, почти 10 % молодежи находятся за рамками общения со своими сверстниками. В такой не простой ситуации адаптивный спорт, и, в частности, мини-футбол, может стать тем мостом, который поможет соединить молодежь нашего будущего, где не будет препятствий в общении со слабослышащими детьми.
В настоящий момент подготовка специалистов по адаптивному воспитанию находится в центре внимания российских реформ. Однако уровень адаптивного воспитания не может быть восполнен только новыми кадрами, нужны и разработанные специальные методики по подготовке спортсменов с нарушениями слуха, а самое главное включение занятий адаптивным спортом (обучения мини-футболу) в программу образования детей старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Более того, в современной системе обучения детей с нарушением слуха недостаточно используются возможности мини-футбола в формировании и развитии физических качеств у детей старшего школьного возраста, необходимо проводить курсы повышения квалификации преподавателей адаптивного физического воспитания и ставить задачи по формированию и совершенствованию знаний в области обучения игры в мини-футбол, как универсального средства для развития у детей двигательных способностей. Кроме того, требуются углубленные исследования в вопросах воздействия адаптивного спорта (мини-футбола) на психофизическое развитие детей с нарушением слуха с целью создания на базе специального коррекционного школьного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих воспитанию полноценного члена общества, что приведет, в свою очередь, к перестройке системы образования детей с нарушением слуха и освоению новых уровней адаптивного физического воспитания.
В итоге, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между:
- Необходимостью включения занятий адаптивным спортом (мини-футболом) в учебный процесс и растущими требованиями к деятельности школьных учреждений, связанной с увеличением методической нагрузки в старших классах.
- Растущими требованиями к деятельности коррекционного школьного учреждения в условиях его перехода к гуманистическим, личностно-ориентированным образовательным моделям и не сформированными психофизическими качествами у лиц старшего школьного возраста с ограничением слуха;
- Научными знаниями об особенностях развития физических качеств у детей с нарушением слуха и недостаточным уровнем использования этих знаний для гармонизации развития детей старшего школьного возраста с нарушением слуха.
Сформулированные противоречия определили проблему исследования: как и при каких условиях обеспечивается эффективное формирование и развитие физических качеств у детей с нарушением слуха.
Целью работы является изучение влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у детей старшего возраста с патологией слуха.
Объект исследования: Процесс спортивной тренировки по мини-футболу с детьми с ограниченными возможностями.
Предмет исследования. Особенность методики применения специальных упражнений используемых в мини-футболе для развитие двигательных способностей у слабослышащих детей
Гипотеза исследования. Предполагаем, что занятия мини-футболом будет способствовать развитию двигательных способностей у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
- Определить факторы, влияющие на развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха (15-17 лет);
- Изучить влияния специальных упражнений и методов используемых в мини-футболе на уровень развития двигательных способностей юных футболистов с нарушением слуха;
- Определить эффективность влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у подростков 15-17 лет.
Сложность исследования заключена в необходимости индивидуальных комплексных адаптивных программ для реабилитации детей-инвалидов, в которых должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, которые заключаются в наиболее возможном широком применении спортивно-оздоровительной работы.
Теоретической основой исследования стало изучение исследовательской литературы, методик и данных исследований, касающихся:
- Физического состояния детей старшего школьного возраста имеющих нарушения слуха, а также адаптивного физического воспитания данной категории детей.
- Также был изучен вопрос, который раскрывает становление и особенности целенаправленного развития и психологической адаптации детей старшего школьного возраста.
- Отдельное внимание при анализе научно-методической литературы было уделено методикам воспитания физических качеств у детей с нарушением слуха с помощью занятий футболом и мини-футболом.
- Вместе с тем, так же был проведен анализ специальной методической литературы по подготовке юных футболистов и мини-футболистов:
- Были проанализированы психологические и психофизические аспекты личности подростков
Методы исследования, которые легли в основу данной работы, являлись сочетанием комплекса исследования поставленных здесь задач, служащего помочь исследованию и состоявшего из теории (анализ научно-методической литературы: педагогической, психологической и социологической документации), математического метода (статистика), эмпирического (анкетирование и опрос, исследование и обработка данных, индивидуальные сведения, статистика), педагогическое наблюдение, а также тестирование двигательных способностей и педагогический эксперимент
Эмпирическая база исследования была основана на базе Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5 городского округа Тольятти (далее - ГБС КОУ Школа-интернат № 5) для изучения физических способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с участием физрука, тренера по мини-футболу, классного руководителя. Были отобраны две группы, контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 10 подростков в каждой.
Основные этапы исследования протекали в течении полутора лет и предполагали три этапа. На каждом из них решались свои задачи.
На первом этапе с сентября 2015 г. по май 2016 г определяли проблему исследования и гипотезу, ставили цель и задачи, подбирали методы исследования. Также на первом этапе проводились педагогические наблюдения на уроках адаптивного физического воспитания. Были составлены карточки о показаниях и противопоказаниях для занятий адаптивной физической культурой учащихся старших классов. Проведено первое тестирование для определения уровня развития двигательных способностей у детей в возрасте 15-17 лет с нарушениями слуха.
На втором этапе с сентября 2016 г. по январь 2017 г. проводился педагогический эксперимент, для проверки влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с разделением их на две группы
Учебные занятия по адаптивному физическому воспитанию в рамках учебной программы были одинаковыми в контрольной и экспериментальной группе.
На занятиях по адаптивному физическому воспитанию учащиеся контрольной и экспериментальной группы занимались по традиционной методике, проводимой в данном учреждении и для данной категории учащихся.
Для учащихся экспериментальной группы дополнительно проводились тренировки по мини-футболу. Для этого были подобраны специализированные упражнения, используемые для тренировки юных футболистов-спортсменов. Занятия мини-футболом проводились два раза в неделю по вторникам и четвергам. Продолжительность тренировки составляла 45 минут в спортивном зале ГБС КОУ Школа-интернат № 5.
На третьем этапе февраль 2016 г., после проведения педагогического эксперимента, повторно проводили тестирование, чтобы определить динамику изменения показателей уровня развития двигательных способностей в ЭГ и КГ. После чего проводили сравнительный анализ по уровню развития двигательных способностей между ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- Был проведен анализ определенных проблем у подростков, возникших в результате врожденного или приобретенного дефекта слуха;
- У обследуемых групп детей-инвалидов по слуху 15-17 лет была выявлена положительная тенденция развития физических умений, с помощью занятий мини-футболом, при применении методики, описанной в данной работе;
- Выявлено, что в физиологическом плане мини-футбол может явится важным средством преодоления дефектов физического и психического развития, развития моральных качеств для полноценной подготовки к жизни в социуме для детей с отклонениями, явится реабилитацией для подростков с потерей слуха.
Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в обоснованности выводов о значении занятиями спортом в методике реабилитации подростка с дефектом слуха, его адаптацией в социуме здоровых людей и в их физиологическом развитии.
Научно-практическая значимость исследования состоит:
- В доказательстве значимости реализации программы развития физических качеств и умений в среде подростков с нарушением слуха для их последующей реабилитации;
- Разработке и применении практических рекомендаций по, исследуемой в данной работе, методике, позволяющей комплексно и индивидуально подойти к тренировкам и привлечению в спорт детей с дефектом слуха.
Достоверность результатов доказана практическим и теоретическим апробированием, описанным в этой работе, методики работы с подростками, а также личным участием автора данной работы в применении методики в работе с конкретной группой слабослышащих подростков и наличием полученных положительных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования была проведена на базе ГБС КОУ Школы-интернат № 5, а также изложена в курсовых работах на базе обучения автора в ТГУ и в научных журналах.
Положения, вынесенные на защиту:
1. Для развития двигательных способностей у слабослышащих детей посредствам тренировок по мини-футболу необходимо создание и внедрение методики подготовки футболистов с дефектами слуха для специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2. Организация дополнительных занятий адаптивным спортом (мини-футболом) в специальных учебных заведениях, является необходимым условием для развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха;
3. Организация занятия по мини-футболу, является важным средством коррекционно-воспитательной работы, направленным на преодоление дефектов физического развития и развития моральных качеств необходимых для полноценной подготовки к жизни в социуме подростков с потерей слуха.
При анализе научно-методической литературы и результатов исследования мы увидели, что прирост уровня развития двигательных способностей у слабослышащих подростков, занимающихся мини-футболом, был существенно выше, по отношению к показателям испытуемых контрольной группы.
Это объясняется тем, что подростки, занимающиеся мини-футболом, из экспериментальной группы, в течение года в процессе тренировок использовали упражнения, со специализацией на развитие двигательных способностей с акцентом на выносливость, координацию, скорость и упражнений для повышения уровня технической и тактической подготовленности с акцентом на отстающие физические способности.
Итог данного исследования был таков:
- У обеих обследуемых групп была выявлена положительная тенденция изменения показателей двигательных способностей;
- Сравнение контрольных показателей уровня развития двигательных способностей дало видение того, что слабослышащие подростки, занимающиеся мини-футболом имели более высокую динамику развития двигательных способностей.
Результаты исследования и сравнительный анализ показали, что занятия по мини-футболу способствовали повышению уровня развития двигательных способностей, что подтверждается результатами контрольных испытаний:
- «Бег на 30 метров» средний результат ЭГ увеличился в на 5 %, в КГ только на 2 %;
- «Челночный бег на 30 метров» в ЭГ на 3 %, в КГ на 1 %;
- «Бег на 30 метров с обеганием стоек» в ЭГ на 3 %, в КГ на 1 %;
- «Удар по воротам» в ЭГ средний результат увеличился на 20 %, в КГ снизился на 10 %;
- «Прыжок в длину» в ЭГ увеличился на 4 %, в КГ увеличился на 1%;
- «Пятикратный прыжок в длину с места» в ЭГ увеличился на 3 %, в КГ увеличился на 1 %;
- «Шестиминутный бег» в ЭГ увеличился на 4 %, в КГ увеличился на 1 %;
- «Подтягивание на перекладине» в ЭГ увеличился на 10 %, в КГ увеличился на 7 %;
Итак, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Развитие двигательных способностей у слабослышащих детей определяется несколькими факторами. Одно из ведущих мест среди них занимают физиологические факторы (генетическая предрасположенность, состояние нервной системы и т.д.), далее необходимо отметить особенности морфологического строения мышечной ткани (соотношение медленных и быстрых волокон), состояние вегетативных систем организма подростка, анатомо-морфологические признаками опорно-двигательного аппарата ребенка, а также спецификой тренировочных занятий.
2. Используемые в мини-футболе упражнения и методы спортивной тренировки благоприятно сказываются на развитие двигательных способностей у детей с нарушением слуха, особенно на развитие координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей.
3. В физиологическом плане мини-футбол дает мягкое развитие организма подростка с дефектом слуха и, следовательно, мини-футбол может явится хорошим коррекционно-воспитательным средством для подростов с потерей слуха с помощью которого они смогут преодолеть свой дефекты физического развития, неполноценность развития моральных качеств, а так же подготовить себя к полноценной жизни в социуме.
4. Программа физического воспитания для учащихся вспомогательных школ не предусматривает гармоничного развития у них физически качеств и не обеспечивает физиологически необходимой потребности в двигательной активности. Учитывая выше приведенные обстоятельства, необходимо ввести дополнительные формы физкультурного образования, а именно занятия по мини-футболу.
Это объясняется тем, что подростки, занимающиеся мини-футболом, из экспериментальной группы, в течение года в процессе тренировок использовали упражнения, со специализацией на развитие двигательных способностей с акцентом на выносливость, координацию, скорость и упражнений для повышения уровня технической и тактической подготовленности с акцентом на отстающие физические способности.
Итог данного исследования был таков:
- У обеих обследуемых групп была выявлена положительная тенденция изменения показателей двигательных способностей;
- Сравнение контрольных показателей уровня развития двигательных способностей дало видение того, что слабослышащие подростки, занимающиеся мини-футболом имели более высокую динамику развития двигательных способностей.
Результаты исследования и сравнительный анализ показали, что занятия по мини-футболу способствовали повышению уровня развития двигательных способностей, что подтверждается результатами контрольных испытаний:
- «Бег на 30 метров» средний результат ЭГ увеличился в на 5 %, в КГ только на 2 %;
- «Челночный бег на 30 метров» в ЭГ на 3 %, в КГ на 1 %;
- «Бег на 30 метров с обеганием стоек» в ЭГ на 3 %, в КГ на 1 %;
- «Удар по воротам» в ЭГ средний результат увеличился на 20 %, в КГ снизился на 10 %;
- «Прыжок в длину» в ЭГ увеличился на 4 %, в КГ увеличился на 1%;
- «Пятикратный прыжок в длину с места» в ЭГ увеличился на 3 %, в КГ увеличился на 1 %;
- «Шестиминутный бег» в ЭГ увеличился на 4 %, в КГ увеличился на 1 %;
- «Подтягивание на перекладине» в ЭГ увеличился на 10 %, в КГ увеличился на 7 %;
Итак, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Развитие двигательных способностей у слабослышащих детей определяется несколькими факторами. Одно из ведущих мест среди них занимают физиологические факторы (генетическая предрасположенность, состояние нервной системы и т.д.), далее необходимо отметить особенности морфологического строения мышечной ткани (соотношение медленных и быстрых волокон), состояние вегетативных систем организма подростка, анатомо-морфологические признаками опорно-двигательного аппарата ребенка, а также спецификой тренировочных занятий.
2. Используемые в мини-футболе упражнения и методы спортивной тренировки благоприятно сказываются на развитие двигательных способностей у детей с нарушением слуха, особенно на развитие координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей.
3. В физиологическом плане мини-футбол дает мягкое развитие организма подростка с дефектом слуха и, следовательно, мини-футбол может явится хорошим коррекционно-воспитательным средством для подростов с потерей слуха с помощью которого они смогут преодолеть свой дефекты физического развития, неполноценность развития моральных качеств, а так же подготовить себя к полноценной жизни в социуме.
4. Программа физического воспитания для учащихся вспомогательных школ не предусматривает гармоничного развития у них физически качеств и не обеспечивает физиологически необходимой потребности в двигательной активности. Учитывая выше приведенные обстоятельства, необходимо ввести дополнительные формы физкультурного образования, а именно занятия по мини-футболу.
Подобные работы
- Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



