Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воздействие психолого-педагогических условий на формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков (Тольяттинский государственный университет)

Работа №117667

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена экспериментальная работа.
База исследования: ГБДОУ№66 комбинированного типа (Кировский район, г. Санкт-Петербург). Выборка: 24 ребенка 3-4 лет.
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий развития культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет 6
1.1 Развитие культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет как психолого-педагогическая проблема….…… 6
1.2 Психолого-педагогические условия развития культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков. 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков…25
2.2 Определение динамики уровня сформированности у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков …………37
Заключение………………………………………………………………….. 45
Список используемой литературы…………47
Приложение…………………………………………………………………. 51

Актуальность исследования. Культурно-гигиенические навыки – компонент культуры действия. Потребность опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, однако и нормами человечных отношений. Дошкольникам стоит постигать, что в следовании данных правил выражается почтение к окружающим, что каждому человеку неприятно прикасаться к испачканным рукам или рассматривать замызганную одежду. Неаккуратный человек, не желающий заботится за собой, своими поступками, своей внешностью, точно так же, неаккуратен в учебе или своей деятельности.
Формирование культурно-гигиенических навыков расспологает смыслом, исключительно социализации дошкольников, но и для их здоровья.
Педагоги (В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева, Ф.С. Левин-Щирина и др.) и психологи (С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, В.С. Мухина и др.) обосновали, что дошкольники могут сознательно осваивать не только особенности правил поведения в обществе, но и нормы отношений и поведения. При этом действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
Изучив теоретический материал по вопросу формирования культурно- гигиенических навыков у деток 3-4 лет, возможно сделать вывод о том, что ученые, в большинстве случаев, рассматривают данную тему, не заостряя внимания на особенностях того данного года малыша.
Значительность исследования обуславливается также выявленным противоречием между необходимостью формирования культурно- гигиенических навыков у детей 3-4 лет и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий осуществления представленного процесса.
В следствии обнаруженного противоречия сформулирована проблема исследования: каково воздействие психолого-педагогических условий на формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков? И сформулирована проблема исследования: «Психолого- педагогические условия формирования у детей 3-4 лет культурно- гигиенических навыков.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально обследовать воздействие психолого-педагогических условий на формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Предмет исследования: влияние психолого-педагогических условий на формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза исследования состоит в том, ход выробатывания у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков будет эффективным, если:
– обогащена развивающая предметно-пространственная обстановка материалами;
– определены психолого-педагогические обстоятельства формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков
2. выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет культурно- гигиенических навыков.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились труды отечественных ученых по проблемам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова, Н.М. Щелованова, Г.А. Урунтаевой и другие.
Новизна исследования заключается в следующем:
- обоснованы возможности создания психолого-педагогических условий для формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков;
- определены показатели и уровни сформированности у деток 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Теоретическая значимость исследования:
описаны предпосылки для создания психолого-педагогических условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет
Практическая значимость исследования:
результаты экспериментальной работы могут быть использованы дошкольными педагогами для формирования психолого-педагогических условий для формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Экспериментальная база: эксперимент проведен на базе ГБДОУ №66 комбинированного типа, Кировского района г.Санкт-Петербург. В исследование приняли участие 20 человек в возрасте от 3-4 лет в младшей группе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников), приложения. Работа содержит 3 рисунка и 13 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы делается вывод, что для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо:
1.Исследовать теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
2.Выявить особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей в возрасте 3-4лет
3.Определить возможности создания психолого-педагогических условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
4.Экспериментально проверить эффективность создания психолого-педагогических условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста был выявлена констатирующем этапе экспериментальной работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе три ребенка, что составляет 25% от общего числа испытуемых, имели низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков наблюдался у семи детей (58,3%). Высокий уровень был выявлен у двух детей (16,7%). В контрольной группе низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков был у четырех детей, что соответствует 33,3% от общего числа испытуемых. Средний уровень был у пяти (41,7%). Высокий уровень был у трех (25%).
В ходе решения поставленных перед исследованием задач были изучены методы и диагностические методики, разработана программа формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами дошкольных учреждений в своей работе.
Решающее значение для формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет имеет фольклор, используемый на формирующих этапах исследования, и накопление положительного опыта, в котором особенно важны общение и совместная деятельность детей.
Результаты контрольного теста выявили динамик у формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников на формирующем и контрольном этапах в экспериментальной и контрольной группах.
Результаты контрольного этапа показали, что у детей 3-4 лет экспериментальной группы по мере прохождения формирующего этапа с фольклором уровень сформированности культурно-гигиенических навыков изменился в лучшую сторону: трое детей перешли с низкого на средний уровень сформированности, а четверо -со среднего на высокий уровень.
Таким образом, данные нашего экспериментального исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.



1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина. -М.: Логос, 2013.-256с.
2. Алексеева, Л.С. Эстетическое воспитание в русской народной педагогике [Текст] /Л.С. Алексеева.-М. Логос, 2012.-356с.
3. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения [Текст] /Л. Бархатова // Дошкольное воспитание.-2012- №11.- С.17-21.
4. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст] /Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – М.: АСТ, 2012.-187с.
5. Богина, Т.Л. Режим дня в детском саду [Текст] /Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова.- М.: Сфера, 2013.-95с
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.-М.: Академия, 2012.-240с.
7. Бондаренко, А.К. Фольклорные игры в детском саду [Текст] /А.К. Бондаренко.-М.: Логос, 2011-160с.
8. Виноградова, Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Кусынова.- М.: АСТ, 2013.-279с.
9. Воспитателю о работе с семьёй [Текст] /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Гардарики, 2012.-234с.
10. Газина, О. Играя, изучаем [Текст] /О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 14-17.
11. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет [Текст]: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений /Л.Н. Гризик, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Логос, 2011.-159с.
12. Голицина, Н.С Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] /Н.С. Голицина. – Скрипторий 2013.-248с.
13. Гурина, И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем [Текст] /И.В. Гурина. – СПб.: Нева, 2012.-321с.

14. Дошкольная педагогика [Текст] /Под ред.: В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М.: АСТ, 2012-256с.
15. Дуброва, В.П. Педагогическая практика в детском саду [Текст] /В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Академия, 2013.-196с.
16. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] /Р.И. Жуковская.-М.: ЮНИТИ, 2013.- 189с.
17. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] /А.В. Запорожец.- М.: Логос,2011.-63с.
18. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] /В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2014.-164с.
19. Иванова, Г. Водичка, водичка, умой мое личико [Текст] /Г. Иванова, В. Курашова //Дошкольное воспитание. – №5. – 2012. – С. 111-115.
20. Игуменова, Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре [Текст] /Н. Игуменова // Дошкольное образование.-2014.-№ 1.-С. 51-52.
21. Карпинская, Н.С. Фольклор в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Н.С. Карпинская. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 151 с.
22. Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам [Текст] / Р.А. Кирьянова
//Дошкольная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 7–12.
23. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] /Я.И. Ковальчук. – М.: Логос, 2012.-196с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.: Академия, 2014.-467с.
25. Комарова, Т.С. Культурно-гигиеническое воспитание в детском саду [Текст] /Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М .: АСТ, 2013.-183с.
26. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект [Текст] /Е.Ю. Конина.- Айрис-пресс, 2012. -62 с.

27. Курцева, З.И. Ты – словечко, я – словечко (Программа «Школа 2100») [Текст]: Пособие по риторике для детей 2-4 лет /З.И. Курцева; под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Баласс, 2014.-64с.
28. Макеева, С.Г. Фольклор в условиях современного образования [Текст] /С.Г. Макеева // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 70–89.
29. Маталыгина, О.А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания [Текст] /О.А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. - С. 4-7.
30. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М. : Фолиант, 2013. – 272 с.
31. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 240 с.
32. Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] /Ред. Ветлугина Н.А.-М.: Гардарики, 2013.-208с.
33. Пескишева, Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи [Текст] /Т. Пескишева //Дошкольное воспитание. – №8. – 2012. – С. 86-93.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 204с.
35. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] /С.В. Петерина.- М.: Логос, 2012.-141с.
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /С.Л.Рубинштейн. – М.: Академия, 2013. – 424 с.
37. Сазонова, С.Е. Формирование интереса к фольклору у детей младшего возраста [Текст] /С.Е. Сазонова, О.В. Малинина //Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2012. – С. 47-53.
38. Светлакова, И.В. К проблеме формирования культуры питания дощкольников во взаимодействии ДОУ и семьи [Текст] /И.В. Светлакова, Н.Ю. Романова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе / Федер. агентство по образованию, Тольят. гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2009. - Вып. 7, ч. 2. - С. 106-110.
39. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] /В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 2012. – 178 с.
40. Скажи по-другому [Текст]: речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-198с.
41. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2012. – 372с.
42. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - МГППУ, 2012. - 128 с.
43. Смирнова, Т. Собираем куклу на прогулку [Текст] /Т. Смирнова // Дошкольное образование. – 2013.-№10.-С. 53-59.
44. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014.-346с.
45. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности [Текст] /С. Теплюк // Дошкольное воспитание.-2012.-№9.-С. 13-17.
46. Урунтаева, Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: АСТ, 2013.-172с.
47. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Уч. пособие /Г.А. Урунтаева.- М.: Сфера, 2012.-186с.
48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б.Эльконин.-Спб.: Питер, 2011.-638с.
49. Яковенко, Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] /Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание.-2012.-№ 8.-С. 15-21.
50. Яковлева, С.В. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] /С.В. Яковлева. - М.: Агар, 2013.-318с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ