СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗа
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 10
1.1 Анализ теоретической литературы и правовых источников в области
обеспечения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 10
1.2 Теоретические основы организации деятельности в сфере обеспечения
комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 26
1.3 Теоретические подходы к определению системы информационно-правового
сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 43
Выводы по первой главе 57
Глава 2. Экспериментальная работа по созданию системы информационно - правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 60
2.1 Диагностика состояния информационно-правового сопровождения
комплексной безопасности образовательной среды ТГУ 60
2.2 Разработка системы информационно-правового сопровождения
комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 79
2.3 Рекомендации по внедрению системы информационно-правового
сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 89
Выводы по второй главе 94
Заключение 97
Список используемой литературы 99
Приложения 108
Глава 1. Теоретические основы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 10
1.1 Анализ теоретической литературы и правовых источников в области
обеспечения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 10
1.2 Теоретические основы организации деятельности в сфере обеспечения
комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 26
1.3 Теоретические подходы к определению системы информационно-правового
сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 43
Выводы по первой главе 57
Глава 2. Экспериментальная работа по созданию системы информационно - правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 60
2.1 Диагностика состояния информационно-правового сопровождения
комплексной безопасности образовательной среды ТГУ 60
2.2 Разработка системы информационно-правового сопровождения
комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 79
2.3 Рекомендации по внедрению системы информационно-правового
сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа 89
Выводы по второй главе 94
Заключение 97
Список используемой литературы 99
Приложения 108
Актуальность темы исследования. Учебные заведения, являясь местом одновременного пребывания значительного числа людей, достаточно рискогены в плане различных опасных и чрезвычайных ситуаций и происшествий. Кроме того, в последние годы возникли качественно иные виды опасности, связанные с повсеместным внедрением во все сферы жизнедеятельности информационных технологий, процессами глобализации. На фоне этого как нельзя более актуальным становится создание здоровой и безопасной образовательной среды.
В настоящее время рассмотрение данной проблематики является одним из приоритетных направлений в развитии системы образования в учебных организациях любых профилей, уровней и видов.
Несмотря на это, к сожалению, практика подтверждает, что периодически появляются сообщения о массовых отравлениях, пожарах, влекущих за собой жертвы. Нередким является и получение учащимися травм, фиксируются факты совершения правонарушений. Учебные организации могут стать и объектом «внимания» террористов.
На основе перечисленного выше можно сделать вывод, что обеспечение безопасного состояния образовательной среды обуславливается увеличением числа опасных ситуаций в ней, а также высокими показателями заболеваемости, травматизма и смертности в России среди подрастающего поколения, которые более, чем в три раза превышают аналогичные в зарубежных странах. На фоне этого как нельзя более актуальным становится создание здоровой и безопасной образовательной среды.
Анализ научных исследований и нормативно-правовых документов, а также фактического состояния обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях помог выявить ряд противоречий между:
- потребностью субъектов образовательной деятельности в безопасных условиях образовательной среды с учетом присущих настоящему времени рисков и угроз и отсутствием эффективного механизма обеспечения комплексной безопасности;
- существующими требованиями нормативно-правовых актов Российской
Федерации, предусматривающими меры информационно-правового характера в качестве необходимых и эффективных средств обеспечения комплексной безопасности в сфере образования и отсутствием теоретически обоснованной и разработанной системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Исходя из выявленных противоречий, была определена проблема: какой должна быть система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Цель работы - разработать систему информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды, повышающую состояние защищенности в организациях высшего образования.
Объект исследования - комплексная безопасность образовательной среды в организациях высшего образования.
Предмет исследования - система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды в организациях высшего образования.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что улучшить состояние защищенности образовательной среды ВУЗа возможно, если будет:
- уточнено понятие «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»;
- разработана и внедрена система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности, в основу которой положены требования потребителей образовательных услуг в организации безопасной комплексной образовательной среды;
- выделены структурные компоненты системы: теоретические
принципы, цели, задачи, риски, субъекты, объекты, средства, процесс и результат обеспечения (информационно-правового сопровождения) безопасности образовательной среды ВУЗа;
- разработан диагностический инструментарий, необходимый для оценки состояния информационно -правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были определены задачи:
1) проанализировать теоретические основы и нормативно-правовую базу в области организации обеспечения комплексной безопасности образовательной среды в организациях высшего образования и уточнить понятие «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»;
2) выделить структурные компоненты, составляющие систему
информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа;
3) разработать и апробировать систему информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа;
4) провести диагностику состояния информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Теоретические основы исследования:
- законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере безопасности образовательных организаций;
- результаты проведенных теоретических и практических научных исследований отечественных и зарубежных авторов в области обеспечения различных аспектов безопасности в сфере высшего образования (С.В. Петров, П.А. Кисляков, Г.А Минаев, Н.Н. Козак, О.В. Силакова, В.Н. Латчук, С.Р. Карьенова и др.);
- концепции безопасности образовательной среды (Л.А. Гаязова, П.А. Кисляков, И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина и др.);
- концепции комплексной безопасности (С.И. Фёклин, А.А. Парфенов, Н.Н. Козак, Е.И. Загребина, Г.Г. Аветисьянц, Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева);
- теории проектирования педагогических систем (Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, М.М. Поташник).
Методы исследования основаны на теоретическом и экспериментальном подходах: анализе научной литературы, нормативно-правовой базы, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований ; изучении и обобщении педагогического опыта, моделировании и проектировании; наблюдении, анкетировании студентов и сотрудников организации высшего образования.
Эмпирическая база и этапы исследования. - исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В экспериментальной части исследования приняло участие 4 0 респондентов, из числа студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников службы безопасности.
Этапы исследования:
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2017 г. - июнь 2018 г.) состоял в теоретическом обосновании проблемы, изучении и анализе научной литературы с целью выявления основных теоретико-методологических понятий исследования. Были сформулированы проблема, гипотеза, цель и задачи исследования, на базе ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» проведен констатирующий этап педагогического эксперимента, заключавшийся в диагностике состояния изучаемого вопроса и анкетирование (опрос).
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г.) - проведен анализ анкетирования. На этапе формирующего этапа педагогического эксперимента разработана и апробирована система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в ВУЗе. На этапе контрольного среза проведено повторное анкетирование (опрос).
Третий этап - заключительный (февраль - апрель 2019 г.) заключался в анализе и обобщении результатов педагогического эксперимента, в систематизации и формулировке выводов, оформлении результатов диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- дано определение понятий «комплексная безопасность», «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»;
- поставлена и решена проблема проектирования и реализации системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности, призванная значительно улучшить состояние защищенности образовательной среды в организациях высшего образования;
- выделены структурные компоненты системы: теоретические принципы, цели, задачи, риски, субъекты, объекты, средства, процесс и результат обеспечения (информационно-правового сопровождения) безопасности образовательной среды ВУЗа;
- разработан диагностический инструментарий, необходимый для оценки состояния информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены понятия: «комплексная безопасность», «информационно-правовое сопровождение комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа» и «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»; выявлены и раскрыты компоненты системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа, а также обоснованы принципы её построения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа позволяет улучшить состояние защищенности образовательной среды ВУЗа, может быть в дальнейшем использована в практической деятельности руководителями и сотрудниками службы безопасности образовательных организаций высшего образования.
Положения, выносимые на защиту:
- комплексная безопасность образовательной среды ВУЗа - это совокупность определенных видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно-этической, психологической, педагогической, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающая защищенность всех участников образовательного процесса в организациях высшего образования; информационно-правовое сопровождение комплексной безопасности представляет собой специально организованную в образовательном учреждении деятельность, непосредственно направленную на обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и включающую в себя различные меры и мероприятия воспитательного (в том числе профилактического), методического и правового характера;
- система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды - это совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, направленных на поддержание защищенности образовательной среды, недопущения, устранения, минимизации реальных возможностей наступления вредных обстоятельств и/или негативных последствий реализации угроз внутренней и внешней среды;
- система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды включает компоненты:
• принципы, цели и задачи обеспечения комплексной безопасности образовательной среды;
• субъекты и объекты обеспечения комплексной безопасности образовательной среды;
• силы и средства обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, представляющие собой конкретно определенные меры и мероприятия воспитательного (в том числе профилактического), методического и правового характера.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается проведением исследований с опорой на законодательные акты, авторитетные теоретические положения педагогики и менеджмента (риск- менеджмента); использованием и применением комплекса методов (методик), адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; количественным и качественным анализом, экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через анализ темы исследования, анализ основных положений, через обсуждение основных этапов исследования, в ходе создания и испытания системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа на основе использования разработанной для этой цели программы факультативного (вводного) курса ««Алгоритм безопасного поведения обучающегося в ВУЗе», а также результаты данного магистерского исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе, отражены в трех публикациях и приняты к рассмотрению и возможному использованию в Тольяттинском государственном университете. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно -практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (22 апреля 2019 г.).
Структура магистерской диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (68 источников) и трех приложений.
В настоящее время рассмотрение данной проблематики является одним из приоритетных направлений в развитии системы образования в учебных организациях любых профилей, уровней и видов.
Несмотря на это, к сожалению, практика подтверждает, что периодически появляются сообщения о массовых отравлениях, пожарах, влекущих за собой жертвы. Нередким является и получение учащимися травм, фиксируются факты совершения правонарушений. Учебные организации могут стать и объектом «внимания» террористов.
На основе перечисленного выше можно сделать вывод, что обеспечение безопасного состояния образовательной среды обуславливается увеличением числа опасных ситуаций в ней, а также высокими показателями заболеваемости, травматизма и смертности в России среди подрастающего поколения, которые более, чем в три раза превышают аналогичные в зарубежных странах. На фоне этого как нельзя более актуальным становится создание здоровой и безопасной образовательной среды.
Анализ научных исследований и нормативно-правовых документов, а также фактического состояния обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях помог выявить ряд противоречий между:
- потребностью субъектов образовательной деятельности в безопасных условиях образовательной среды с учетом присущих настоящему времени рисков и угроз и отсутствием эффективного механизма обеспечения комплексной безопасности;
- существующими требованиями нормативно-правовых актов Российской
Федерации, предусматривающими меры информационно-правового характера в качестве необходимых и эффективных средств обеспечения комплексной безопасности в сфере образования и отсутствием теоретически обоснованной и разработанной системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Исходя из выявленных противоречий, была определена проблема: какой должна быть система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Цель работы - разработать систему информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды, повышающую состояние защищенности в организациях высшего образования.
Объект исследования - комплексная безопасность образовательной среды в организациях высшего образования.
Предмет исследования - система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды в организациях высшего образования.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что улучшить состояние защищенности образовательной среды ВУЗа возможно, если будет:
- уточнено понятие «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»;
- разработана и внедрена система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности, в основу которой положены требования потребителей образовательных услуг в организации безопасной комплексной образовательной среды;
- выделены структурные компоненты системы: теоретические
принципы, цели, задачи, риски, субъекты, объекты, средства, процесс и результат обеспечения (информационно-правового сопровождения) безопасности образовательной среды ВУЗа;
- разработан диагностический инструментарий, необходимый для оценки состояния информационно -правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были определены задачи:
1) проанализировать теоретические основы и нормативно-правовую базу в области организации обеспечения комплексной безопасности образовательной среды в организациях высшего образования и уточнить понятие «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»;
2) выделить структурные компоненты, составляющие систему
информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа;
3) разработать и апробировать систему информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа;
4) провести диагностику состояния информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Теоретические основы исследования:
- законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере безопасности образовательных организаций;
- результаты проведенных теоретических и практических научных исследований отечественных и зарубежных авторов в области обеспечения различных аспектов безопасности в сфере высшего образования (С.В. Петров, П.А. Кисляков, Г.А Минаев, Н.Н. Козак, О.В. Силакова, В.Н. Латчук, С.Р. Карьенова и др.);
- концепции безопасности образовательной среды (Л.А. Гаязова, П.А. Кисляков, И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина и др.);
- концепции комплексной безопасности (С.И. Фёклин, А.А. Парфенов, Н.Н. Козак, Е.И. Загребина, Г.Г. Аветисьянц, Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева);
- теории проектирования педагогических систем (Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, М.М. Поташник).
Методы исследования основаны на теоретическом и экспериментальном подходах: анализе научной литературы, нормативно-правовой базы, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований ; изучении и обобщении педагогического опыта, моделировании и проектировании; наблюдении, анкетировании студентов и сотрудников организации высшего образования.
Эмпирическая база и этапы исследования. - исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В экспериментальной части исследования приняло участие 4 0 респондентов, из числа студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников службы безопасности.
Этапы исследования:
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2017 г. - июнь 2018 г.) состоял в теоретическом обосновании проблемы, изучении и анализе научной литературы с целью выявления основных теоретико-методологических понятий исследования. Были сформулированы проблема, гипотеза, цель и задачи исследования, на базе ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» проведен констатирующий этап педагогического эксперимента, заключавшийся в диагностике состояния изучаемого вопроса и анкетирование (опрос).
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г.) - проведен анализ анкетирования. На этапе формирующего этапа педагогического эксперимента разработана и апробирована система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в ВУЗе. На этапе контрольного среза проведено повторное анкетирование (опрос).
Третий этап - заключительный (февраль - апрель 2019 г.) заключался в анализе и обобщении результатов педагогического эксперимента, в систематизации и формулировке выводов, оформлении результатов диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- дано определение понятий «комплексная безопасность», «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»;
- поставлена и решена проблема проектирования и реализации системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности, призванная значительно улучшить состояние защищенности образовательной среды в организациях высшего образования;
- выделены структурные компоненты системы: теоретические принципы, цели, задачи, риски, субъекты, объекты, средства, процесс и результат обеспечения (информационно-правового сопровождения) безопасности образовательной среды ВУЗа;
- разработан диагностический инструментарий, необходимый для оценки состояния информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены понятия: «комплексная безопасность», «информационно-правовое сопровождение комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа» и «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа»; выявлены и раскрыты компоненты системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа, а также обоснованы принципы её построения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа позволяет улучшить состояние защищенности образовательной среды ВУЗа, может быть в дальнейшем использована в практической деятельности руководителями и сотрудниками службы безопасности образовательных организаций высшего образования.
Положения, выносимые на защиту:
- комплексная безопасность образовательной среды ВУЗа - это совокупность определенных видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно-этической, психологической, педагогической, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающая защищенность всех участников образовательного процесса в организациях высшего образования; информационно-правовое сопровождение комплексной безопасности представляет собой специально организованную в образовательном учреждении деятельность, непосредственно направленную на обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и включающую в себя различные меры и мероприятия воспитательного (в том числе профилактического), методического и правового характера;
- система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды - это совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, направленных на поддержание защищенности образовательной среды, недопущения, устранения, минимизации реальных возможностей наступления вредных обстоятельств и/или негативных последствий реализации угроз внутренней и внешней среды;
- система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды включает компоненты:
• принципы, цели и задачи обеспечения комплексной безопасности образовательной среды;
• субъекты и объекты обеспечения комплексной безопасности образовательной среды;
• силы и средства обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, представляющие собой конкретно определенные меры и мероприятия воспитательного (в том числе профилактического), методического и правового характера.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается проведением исследований с опорой на законодательные акты, авторитетные теоретические положения педагогики и менеджмента (риск- менеджмента); использованием и применением комплекса методов (методик), адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; количественным и качественным анализом, экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через анализ темы исследования, анализ основных положений, через обсуждение основных этапов исследования, в ходе создания и испытания системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа на основе использования разработанной для этой цели программы факультативного (вводного) курса ««Алгоритм безопасного поведения обучающегося в ВУЗе», а также результаты данного магистерского исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе, отражены в трех публикациях и приняты к рассмотрению и возможному использованию в Тольяттинском государственном университете. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно -практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (22 апреля 2019 г.).
Структура магистерской диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (68 источников) и трех приложений.
Современное глобализирующееся общество подвержено опасностям. В этой связи, требования безопасности также возрастают, и безопасность молодого поколения в этом смысле не исключение. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» любая образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации [2].
Возникновение чрезвычайной ситуации в учебном заведении - это серьезная опасность, ввиду большого скопления людей, а потому исключительно важно, чтобы каждый студент и преподаватель знал, как правильно себя вести в таком случае.
Научить этому обучающихся и сотрудников - актуальная для высших учебных заведений проблема, и ее успешное решение имеет значение не только для безопасности самого ВУЗа, но и для дальнейшей безопасной профессиональной деятельности выпускников.
Поэтому в разработанных в рамках настоящего исследования рекомендациях, касающихся системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды в организациях высшего образования, особое внимание уделено необходимости разработки и внедрения алгоритма безопасного поведения посредством проведения дополнительных, факультативных занятий, семинаров, инструктажей по вопросам безопасности жизнедеятельности, направленных на формирование у обучающихся и сотрудников ВУЗа потребности предвидеть возможные экстремальные или потенциально опасные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения, т.е. обучить грамотным действиям в условиях как повышенной опасности, а также и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В настоящей работе были проанализированы теоретические основы и нормативно-правовая база в сфере комплексной безопасности образовательных организаций, вопросы обеспечения комплексной безопасности, включая рассмотрение компонентов системы её обеспечения, структуры и функциональных обязанностей службы безопасности образовательной организации, определено содержание информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательных организаций. На основе проведенного анализа были уточнены понятия «комплексная безопасность образовательной среды», «информационно-правовое сопровождение комплексной безопасности образовательной среды», «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа».
В практической части проведена диагностика состояния информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в организации высшего образования - ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», в ходе которой экспериментально выявлен уровень компетентности сотрудников и студентов ТГУ в вопросах обеспечения безопасности в условиях ВУЗа и представлены рекомендации по внедрению системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
В связи с вышеизложенным мы можем заключить, что таким образом, поставленная цель диссертационного исследования достигнута, задачи реализованы, а гипотеза нашла свое подтверждение в результате проведенной в рамках настоящего исследования экспериментальной работы.
Возникновение чрезвычайной ситуации в учебном заведении - это серьезная опасность, ввиду большого скопления людей, а потому исключительно важно, чтобы каждый студент и преподаватель знал, как правильно себя вести в таком случае.
Научить этому обучающихся и сотрудников - актуальная для высших учебных заведений проблема, и ее успешное решение имеет значение не только для безопасности самого ВУЗа, но и для дальнейшей безопасной профессиональной деятельности выпускников.
Поэтому в разработанных в рамках настоящего исследования рекомендациях, касающихся системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды в организациях высшего образования, особое внимание уделено необходимости разработки и внедрения алгоритма безопасного поведения посредством проведения дополнительных, факультативных занятий, семинаров, инструктажей по вопросам безопасности жизнедеятельности, направленных на формирование у обучающихся и сотрудников ВУЗа потребности предвидеть возможные экстремальные или потенциально опасные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения, т.е. обучить грамотным действиям в условиях как повышенной опасности, а также и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В настоящей работе были проанализированы теоретические основы и нормативно-правовая база в сфере комплексной безопасности образовательных организаций, вопросы обеспечения комплексной безопасности, включая рассмотрение компонентов системы её обеспечения, структуры и функциональных обязанностей службы безопасности образовательной организации, определено содержание информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательных организаций. На основе проведенного анализа были уточнены понятия «комплексная безопасность образовательной среды», «информационно-правовое сопровождение комплексной безопасности образовательной среды», «система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа».
В практической части проведена диагностика состояния информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в организации высшего образования - ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», в ходе которой экспериментально выявлен уровень компетентности сотрудников и студентов ТГУ в вопросах обеспечения безопасности в условиях ВУЗа и представлены рекомендации по внедрению системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности образовательной среды ВУЗа.
В связи с вышеизложенным мы можем заключить, что таким образом, поставленная цель диссертационного исследования достигнута, задачи реализованы, а гипотеза нашла свое подтверждение в результате проведенной в рамках настоящего исследования экспериментальной работы.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Влияние типа населенного пункта (город/село) на специфику образовательной среды школы
с позиции анализа межличностных отношений у учащихся подросткового возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Электронное сопровождение магистерской программы «Медиация в
образовании» как механизм развития электронной информационно-
образовательной среды Сибирского федерального университета
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



