Введение 3
Глава 1 Местное самоуправление 7
1.1 Понятие и основные принципы местного самоуправления 7
1.2 Правовые основы местного самоуправления 18
1.3 Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления 24
Глава 2 Вопросы местного значения 33
2.1 Понятие вопросов местного значения 33
2.2 Финансово-экономическое обеспечение решения вопросов местного
значения 47
2.3. Правовое регулирование в механизме решения вопросов местного значения 52
Глава 3 Ответственность главы муниципального образования 55
3.1 Ответственность главы муниципального образования за решение
вопросов местного значения 55
3.2 Основания и порядок отрешения главы муниципального образования от должности 64
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 80
Развитие местного самоуправления в Российской Федерации проходит очень сложный этап становления. Нормативно-правовая база также постоянно изменяется, проходит фазу развития, пытаясь подстроиться под реалии современности. Деятельность глав муниципальных образований регулируется федеральными и республиканскими (региональными) нормативно-правовыми актами. Несмотря на то, что местное самоуправление согласно законодательства, самостоятельно, на практике происходит вмешательство государства в решения вопросов местного значения. Проблематичность и парадокс, при формировании их перечня и реализации, существующие по настоящее время, особенно при определении вопросов местного значения, оставляют проблему открытой. Доказательством этому служат многократные изменения, и дополнения в Федеральный закон № ФЗ- 131 в части перечней вопросов местного значения для поселений, муниципальных районов и городских округов. Данная тема была затронута и рассмотрена в работах: С.А. Авакьяна [1], Д.С. Гвоздецкого [40], В.И. Васильева [37], Т.Н. Модниковой [36-38], В.М. Никифорова [39], Г.Ф. Скрипкина [47] и других. В этих работах затронуты проблемы, с которыми сталкиваются «органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, при решении вопросов местного значения».
Статус главы муниципального образования и проблемы ответственности являлись предметом научных разработок: Д.А. Абросимовой [2], П.А. Астафичева [8], В.И. Васильева [37], А.М. Кононова [36], Т.Н. Модниковой [38], А.М. Сергиенко [19] и др.
Несмотря на значительный интерес к проблематике вопросов местного значения в современной России, выросший после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и многочисленных внесений изменений к данному закону, концепции правового регулирования деятельности глав муниципальных образований в решении вопросов местного значения исследованы весьма неполным образом. В настоящее время тема правового регулирования местного самоуправления вызывает интерес среди ученых и исследователей. Но, несмотря, на интерес информации по исследованиям по- прежнему очень мало. Темы «формирование вопросов местного значения», «обеспечение имуществом и адекватными источниками доходов для решения вопросов» до сих пор остается не исследованной. Процесс избрания глав муниципальных образований тоже вызывает вопросы и это тоже не есть хорошо. Должен быть выработан единый подход в избрании глав муниципальных образований. Глава должен избираться, а не назначаться по результатам конкурса.
Глава должен выбираться отдельным бюллетенем, как лицо, претендующее на должность главы, а не путем голосования из выбранных депутатов. Жители муниципального образования сами должны решать, кому доверить власть в муниципальном образовании и с кого спрашивать. Когда происходят выборы именно главы, то жители предоставляют своему кандидату кредит доверия, который он должен, впоследствии, оправдать и отработать на благо жителям, муниципальному образованию.
Объектом исследования являются отношения, общественные отношения в сфере правового регулирования местного самоуправления и деятельности главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения.
Предметом исследования являются правовые нормы, федерального и регионального уровней, закрепляющих за органами местного самоуправления полномочия в сфере правового регулирования местного самоуправления, нормативные акты муниципальных образований в сфере регулирования местного самоуправления при решении вопросов местного значения, практика правового регулирования в механизме решения вопросов местного значения.
Целью исследования является комплексное общетеоретическое исследование правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения, обобщение выводов юридических наук по данной проблеме, разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, разработке новых методов формирования перечня вопросов местного значения и практики его применения.
Для достижения указанной цели в исследовании поставлены следующие задачи: изучить законодательство в области местного самоуправления; изучить законодательство в области вопросов местного значения; изучить законодательство в области деятельности главы муниципального образования; изучить судебную практику в области ответственности главы муниципального образования в решении вопросов местного значения; исследовать правовые основы и основные принципы понятия местное самоуправление; исследовать содержание понятия вопросы местного значения; провести анализ нормативно-правовой базы, предусматривающую ответственность главы муниципального образования; сформулировать предложения (рекомендации) по усовершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере ответственности главы муниципального образования; сформулировать предложения (рекомендации) по совершенствованию действующего законодательства в сфере правового регулирования в решении вопросов местного значения муниципальных образований.
В процессе научного исследования использовался комплекс методологических подходов. В исследовании использовались общенаучные и частно-научные методы познания: анализ, исторический, сравнительно-правовой, систематический, структурный, статистический, формально-логический, формально-юридический. Использование данных методов позволило провести анализ изучаемой темы, сформулировать обоснованные выводы и заключения.
Теоретическая основа исследования представлена выводами и положениями, которые содержатся в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.А. Авакьян [1], N.O.Ablova [50], E.A.Efimova [53], Н.А. Боброва [10-15; 51-52], Д.С. Гвоздецкий [17; 18], В.И. Васильева [37, 38, 39], А.Н. Костюков [33; 35;36], Т.Н. Модникова [40], В.М. Никифорова [39], Н.М. Коркунов [33], Н.И. Лазаревский [35], Д.А. Абросимова [2], П.А. Астафичева [8], А.М. Кононова [36], А.М. Сергиенко [19], Г.Ф. Скрипкина [47], М.Х. Шайхуллин, Е.С. Шугрина и многие другие.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, международные правовые акты, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента, правительства и иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; правовые акты органов местного самоуправления, постановления и решения Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, другие законные и подзаконные акты. Названия многих нормативных актов довольно пространны, что влияет на проценты в системе проверки на анти-плагиат не лучшим образом. Да и сама тема такова, что в ней наблюдается эффект «затруднения от избытка», т. е. очень много научных исследований и предложений ученых по совершенствованию правового массива в данной сфере. Равно как и практики применения соответствующих правовых норм, потому в ряде мест автору приходилось лишь солидаризироваться с этими предложениями.
Исследование состоит из введения, трех глав, подразделенных на восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
На основании проведенного нами исследования можно сделать некоторые следующие выводы.
Единого понятия местное самоуправление не существует. В каждом источнике информации, причем каждый автор раскрывает свое понятие местного самоуправления и эти понятия все верные, т.к. термин «местное самоуправление» используется в случае, если речь идет о муниципальной власти, муниципальных образованиях, и т.д.
Согласно Основному закону Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, местному самоуправлению отведена целая восьмая глава, где сказано, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [34] - это всеобъемлющее понятие, которое не дает общей картины становления и развития самоуправления.
Анализируя нормативно-правовую законодательную базу по данной тематике, можно выделить следующее:
- местное самоуправление наделено самостоятельностью, но эта самостоятельность имеет рамки, ограничения;
- имеет собственные полномочия и предмет ведения;
- местное самоуправление самостоятельно в границах каждого муниципального образования, в пределах его полномочий;
- власть в муниципальном образовании принадлежит народу (жителям поселения), которую они реализуют непосредственно путем прямой демократии и через выборы, появляется новая власть - публичная негосударственная власть.
Само местное самоуправление прошло довольно долгий путь становления и продолжает развиваться и совершенствоваться. Ученые, изучая становление местного самоуправления, выдвигали значительное количество теорий развития местного самоуправления. Общепризнанными являются: теория свободной общины (естественных прав общины);
общественная (хозяйственная) теория самоуправления; государственная теория самоуправления; теория дуализма муниципального управления; теория муниципального социализма.
Правовая основа местного самоуправления - это нормативно-правовая законодательная база, которая включает в себя организацию, форму, порядок и гарантии местного самоуправления, его задачи, функции, ответственность и взаимоотношения с государственными органами, гражданами и их объединениями.
Правовые основы местного самоуправления представлены следующими нормативными правовыми актами:
1. Европейская хартия местного самоуправления;
2. Конституция Российской Федерации;
3. федеральные законы,
4. акты Президента и Правительства Российской Федерации;
5. конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;
6. уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.
Правовая база местного самоуправления - это не только нормативные правовые акты для формирования местного самоуправления, но и для реализации местного самоуправления в настоящее время.
Местное самоуправление (кратко именуемое нами в ряде мест МСУ) не может существовать без правоприменительного процесса, то есть без практической реализации, без должностных лиц, которые через свою деятельность осуществляют реализацию норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления. Это органы местного самоуправления, которые созданы для исполнения задач, решений и реализации функций местного самоуправления. Они стоят на страже по помощи населению в вопросах местного значения и их решению.
Обязательными органами местного самоуправления признаются:
- представительный орган муниципального образования,
- глава муниципального образования,
- местная администрация (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Если с органами местного самоуправления более понятно, в законодательной базе излагаются основные органы местного самоуправления, идет их перечисление, то с должностными лицами местного самоуправления беда. Определение термина есть, а перечня, кто относится, к должностным лицам местного самоуправления в законе нет. Только оговаривается о выборном должностном лице местного самоуправления, но что это за лицо, как оно избирается, какие функции и задачи будет иметь не понятно. Имеется необходимость в проработке данной проблемы.
Также имеются недоработки в определении термина муниципальный орган, законодательством данное определение не определено, что приводит к разногласиям, инакомыслию кого можно отнести к данной категории.
Вопросы местного значения - это сфера деятельности только органов местного самоуправления, государство не имеет никакого права вмешиваться в работу органов местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения урегулирован федеральным законом № 131-ФЗ, субъектовыми (региональными) законами и уставами муниципальных образований.
С правовым регулированием перечней вопросов местного значения возникают сложности. В-первую очередь, это связано с часто меняющейся правовой базой. До сих пор остаются коллизии, где в ряде положений не ясно где сфера деятельности, а где полномочий. Но зачастую происходит следующее, регион закрепляет дополнительные вопросы местного значения за сельскими поселениями в полном объеме, согласно федерального закона № 131-ФЗ, как для городского поселения, не делая ни каких различий между сельскими поселениями. А сельские поселения отличаются друг от друга: площадью, населением, доходной частью бюджета (финансовой для решения вопросов, первоочередных задач администрации), муниципальным имуществом, даже численность служащих в администрациях сельских поселениях. Зачастую получается, что охватить решением все вопросы местного значения могут далеко не все сельские поселения, а единицы. Данные обстоятельства неблагоприятно сказываются на взаимоотношениях между населением и главой муниципального образования. Очень тяжело объяснить людям, почему ряд вопросов местного значения не решается, доводы об отсутствии должного финансирования никто не хочет слушать. В таких случаях всегда активизируются контролирующие, проверяющие органы. Как результат их проверок вынесение выговора муниципальным служащим, главам муниципальных образований, а также возбуждение административных и уголовных дел. Для того чтобы избежать данных неурядиц, достаточно на уровне субъектов Российской Федерации, при установлении вопросов местного значения, закрепляющихся за сельскими поселениями, подойти более качественно и фундаментально. Не закреплять все подряд вопросы местного значения за всеми сельскими поселениями, а рассмотреть возможность индивидуального подхода к каждому сельскому поселению.
Да, действительно, это очень хлопотно и занимает много времени, особенно если рассмотреть каждое поселение, его конкретные возможности и особенности. Но, однако, затраченное время компенсируется качеством решения вопросов местного значения на местном (сельском) уровне.
Главным составляющим финансово-экономического обеспечения решения вопросов местного значения являются средства местного бюджета. Это основа местного самоуправления, на которой базируются, формируются все остальные составляющие элементы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой собственный бюджет.
Для приведения Федерального закона №131-ФЗ в соответствие с реалиями настоящего времени, по вопросам местного значения, необходимо:
- исключить п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, т.к. это больше государственная обязанность. Предлагается следующая редакция пункта 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «23) утратил силу. - Федеральный закон от № -ФЗ;».
- в часть 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ внести изменения. Предлагается следующая редакция части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «К вопросам местного значения сельского поселения... (за исключением вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 17, 20, 23 части 1 настоящей статьи)».
- на федеральном уровне разработать дополнительные Порядки, Положения, Регламенты по разъяснениям к каждому вопросу местного значения.
Проблематичность и парадокс, при формировании перечня и реализации вопросов местного значения, существуют по настоящее время, особенно при определении вопросов местного значения, и оставляют проблему открытой. Все вопросы по решению вопросов местного значения ложатся на плечи Главы муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. В структуре органов местного самоуправления он занимает высшую ступень.
Глава находится в тесном взаимодействии с жизнью общества, их социальных и материальных интересов, осуществляет мониторинг потенциала муниципального образования во всех сферах жизни, формирует ресурсные ориентиры по социально-экономическому развитию муниципального образования, контролирует развитие и процесс муниципальных отношений. Процесс избрания глав муниципальных образований также вызывает вопросы. Должен быть выработан единый подход в избрании глав муниципальных образований. На данный момент «глава муниципального образования или назначается на должность по контракту, или выбирается путем проведения выборов» (выборы главы или выборы местных депутатов и из их числа впоследствии выбирается глава муниципального образования). Глава должен избираться, а не назначаться по результатам конкурса.
Также Глава должен выбираться отдельным бюллетенем, как лицо, претендующее на должность главы, а не путем голосования из выбранных депутатов. Жители муниципального образования сами должны решать, кому доверить власть в муниципальном образовании и с кого спрашивать. Когда происходят выборы именно главы, то жители предоставляют своему кандидату кредит доверия, который он должен, впоследствии, оправдать и отработать на благо жителям, муниципальному образованию.
Решение вопросов местного значения - это обязанность главы муниципального образования.
Необходимо совершенствовать механизм ответственности глав муниципальных образований, чтобы не получить бесконтрольную и безответственную ветвь власти.
Закон от 6 октября 2003 г. не предусматривает возможности назначения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) временно исполняющего обязанности главы муниципального образования, возможность и процедура назначения временно исполняющего обязанности главы муниципального образования может быть прописана в Уставах муниципальных образований, но как показывает практика не всегда этот пункт присутствует в Уставах. На законодательном уровне необходимо внести изменения и прописать исполняющего обязанности главы муниципального образования, в случае отстранения главы муниципального образования: кто, как, на сколько.
Необходимо также доработать статью 74 федерального закона №131- ФЗ, предусмотреть в этой статье процедуру отрешения от должности главы муниципального образования, чтобы на федеральном уровне можно было бы ответить на такие вопросы как: кто должен подавать прошение на отстранение от должности главы муниципального образования; в какой срок; как (устно или письменно); как информировать об этом главу муниципального образования (разработать форму извещения об отрешении, порядок применения); решение об отрешении принимается высшим должностным лицом, но в законе не предусмотрены критерии принятия решение об отрешении; какой формы должен быть правовой акт об отрешении, а также нужно получить выражение мнения лица (разработать порядок и форму выражения мнения лица).
Рекомендуется изложить ч.1 ст.74 Федерального закона № 131-ФЗ в следующей редакции: «1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации и назначить временно исполняющего обязанности главы муниципального образования или главы местной администрации, в случае:....».
Очевидно, что при принятии законов как на федеральном, так и на субхектовом (региональном) уровне, требуется согласованность, определенность терминов, понятий, а также четкое представление о том, как и каким образом это может отразиться на муниципальных образованиях.
К сожалению, данная тема такова, что в ней трудно обеспечить высокий процент оригинальности по многим причинам: 1) большинство аспектов уже исследовано и изложено в научной литературе; 2) предложения о совершенствовании законодательства в данной сфере, предлагаемые автором настоящей ВКР, в значительной степени совпадают с предложениями иных авторов; 3) довольно длинные и пространные наименования самих нормативных актов в указанной сфере законодательного и в целом нормативного регулирования.
1. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л. и др. Муниципальное право России: Учебник. / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Проспект, 2011. 368 стр.
2. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в процессе организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов / Абросимова Д.А., - С. 200¬208
3. Апелляционное определение Орловского областного суда от
27.03.2012 по делу N 33-455;https: //studall. org/all-209230. html
4. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 02.12.2015
по делу N 33- 12707/2015;https://oblsud--
perm.sudrf.ru/modules.php?name=sud delo&srv num=1 &name op=doc&number=3651281&delo id=5&new=5&text number=1
5. Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от
02.03.2016 по делу N 33а-1020/2016;https://vs--
kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud delo&srv num=1&name op=doc&number=1923023&delo id=5&new=5&text number=1
6. Апелляционное определение Иркутского областного суда от
12.04.2016 по делу N 33а-4523/2016;
http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/436494214?text=&type=669300000&accepted by id=604004387&accepted by=Иркутский+областной+суд&accepteddate start=&accepted date end=&number=33а-4523%2F2016
7. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 02.08.2016 по делу N 11а-11238/2016.https://base.garant.ru/143469915/
8. Астафичев, П. А. Конституционное право России: учебник / П. А. Астафичев. — Москва: РИОР :ИНФРА-М, 2020. — 390 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-369-01449-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1094315
9. Берманн Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. С. 624.
10. Боброва Н.А., Иванов А.А. Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 4. С. 21-25.
11. Боброва Н.А. Итоги муниципальной реформы-2014 // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. №1. С.27-31.
12. Боброва Н.А. Реформа местного самоуправления и её итоги // Мир политики и социологии. Журнал Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». СПб. 2016. №6. С.111-118.
13. Боброва Н.А. Самара как зеркало муниципальной реформы России-2014 // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. №7. С.24-28.
14. Боброва Н.А. Некоторые итоги реформы местного самоуправления 2014-2015 гг. // Конституционализм и государствоведение. 2017. №2. С.102¬109.
15. Боброва Н.А. Судебные решения по местному самоуправлению в Самарской области как зеркало муниципальной реформы России / «Демократические ценности в международном и национальном конституционном измерении»: сб. материалов XI международной научной конференции. Самара. 2016. С.68-76.
16. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
17. Вараксина А. Особенности организации местного самоуправления
Республики Крым/А.Вараксина. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-organizatsiimestnogosamoupravleniya -respubliki -krym/.
18. Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1872.
19. Вопросы местного значения: научная статья главного специалиста- юрисконсульта комитета по законодательству Заксобрания Санкт- Петербурга:/ Сергиенко Анна Матвеевна; (журнал «Управленческое консультирование» 2007г.
20. Выдрин И.В. и др. Муниципальное право России. - М., 2003. - 368 стр.
21. Дитятковский М. Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2007.№ 11.
22. Европейская Хартия местного самоуправления(ратифицирована Федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года)
23.Закон Республики Крым от 05 июня 2014г № 15-ЗРК «Об
установлении границ муниципальных образований в Республике Крым» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
24.Закон Республики Крым от 19 января 2015г № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
25.Закон Краснодарского края от 08 августа 2016г № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
26.Закон Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2014г № 1367-3 N291- V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
27.Закон Республики Марий Эл от 29 декабря 2014г № 61-З «О закреплении за сельскими поселениями Республики Марий Эл вопросов местного значения» // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
28.Закон Иркутской области от 03 ноября 2016г № 96-ОЗ «О
закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
29.Зелинский, Д. Н. Местное самоуправление в Республике Крым и его взаимодействие с государственными органами власти / Д. Н. Зелинский. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 6 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5225/
30. Кассационное определение Верховного суда Республики Карелия от 20.07.2010 N 33-2123/2010;https://base.garant.ru/101683606/
31. Кассационное определение Тульского областного суда от 29.09.2011 N 33-3165;https://sudact.ru/regular/doc/L6e8OYmJ5jWU/?regular-txt=®ular-case doc=33-3165®ular-lawchunkinfo=®ular-
date from=29.09.2011®ular-date to=29.09.2011®ular-workflow stage=®ular-area=®ular-
court=Тульский+областной+суд+%28Тульская+область%29®ular-judge=&=1615372217226
32. Кассационное определение Архангельского областного суда от
26.01.2012 по делу N 33-428; https://oblsud--
arh.sudrf.ru/modules.php?name=sud delo&srv num=1 &name op=case&case id=12083383&case uid=476677c5-67f9-40b7-a6ad-
a0a79fdf3f49&delo id=5&new=5
33. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 2. С. 602.
34. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
35. Лазаревский Н.И. Самоуправление. Мелкая земская единица. СПб., 1903. С. 484.
36. Местное самоуправление в Российской Федерации / А. М. Кононов; М-вовнутрен. дел Рос. Федерации, Сарат. высш. шк. - Саратов: СВШ МВД РФ, 1997.
37.0 некоторых понятиях муниципального права: научная статья главного научного сотрудника отдела конституционного права ИЗиСП, доктор юр.наук, профессор:/Васильев Всеволод Иванович;(журнал российского права), 2013г.
38. Правовое регулирование деятельности главы муниципального
образования в механизме решения вопросов местного значения : автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук. Специальность 12.00.02 -
конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право / Т. Н. Модникова; науч. рук. П. А. Астафичев. - Белгород, 2014.
39. Полномочия главы муниципального образования при решении вопросов местного значения: научная статья магистранта:/Никифоров Василий Меркурьевич; [Уральский государственный юридический университет], 2017.
40. Проблемы реализации вопросов местного значения (на примере муниципального округа Басманный г.Москва): научная статья магистранта факультета управления Российского государственного социального университета:/ Гвоздецкий Дмитрий Сергеевич (журнал «Образование. Наука. Научные кадры»), 2019г.
41. Реброва Н.М. Муниципальное право Российской Федерации. УП., 2011. С.254.
42. Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29.06.2010 по делу N 2-3049;https://sandrrr.livejournal.com/257265.html
43. Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от
04.05.2016 по делу N 2А-1127/2016~М-
1292/2016;https://sudact.ru/regular/doc/Kw8F3PU0qo6x/?regular-txt=®ular-case doc=2А-1127%2F2016®ular-lawchunkinfo=®ular-
date from=®ular-date to=®ular-workflow stage=®ular-
area=1077®ular-
court==Красноармейский++районный+суд+%28Челябинская+область%29&гедular-judge=& =1615371520220
44. Решение Советского районного суда города Орла от 02.02.2012; https://www.infoorel.ru/news/sovetskiy-rayonnyy-sud-orla-vynes-reshenie-po-zayavleniyu-viktora-safyanova.html
45. Савранская О. Л. О вопросах местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.
46. Сагадиева А. Проблемы правотворческой деятельности органов
местного самоуправления /А.Сагадиева. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravotvorcheskoy-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya.
47. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов местного значения: автореферат дис. кандидата юридических наук : 12.00.02 / Скрипкин Григорий Федорович; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ].- Москва, 2006.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-1/3433.
48. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// Консультант плюс: справочно-правовая система.
49. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Консультант плюс: справочно-правовая система.
50. Ablova N.O. Small and medium-sized towns as strategic management objects of regional and municipal authorities in the subjects of the Russian Federation// Modern Management Technology. ISSN 2226-9339.- #6 (42). Art. # 4201. Date issued: 2014-06-08. Available at: https://sovman.ru/en/article/4201/
51. Bobrova N.A., Jalilov E.A., Komarov S.A., Markin A.V., Khachaturov
R.L. Concept of legal relations and offenses: artickel //
RevistaDilemasContemporaneos: Education, Politica y Valores. Ano: VII
Numero: Edicion Especial Articulo no.:26 Periodo: Diciembre, 2019.
http://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/
52. Bobrova N.A., Khachaturov R.L. The essence of legal responsibility //
Theory of state and law. 2020. No. 4 (20). Р. 38-48.
DOI: 10.47905/MATGIP.2020.20.4.00
53. Bobrova N.A., Sidorov V.N. Leading Provisions of the Digitalization,
Law, Science // 6th International Conference on Social, economic, and academic leadership (ICSEAL-6-2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 441, Atlantis Press, 2020, pp. 317-322. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200526.046 https: //www.atlantis-
press.com/proceedings/icseal-6-19/125940983
54. Efimova E.A., Kotilko V.V. Innovative Development of the Russian Federation Regions In Current Conditions// Modern Management Technology. ISSN 2226-9339.- #6 (42). Art. # 4204. Date issued: 2014-06-08. Available at: https://sovman.ru/en/article/4204/