Правовое регулирование деятельности главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения
|
Введение 3
Глава 1 Местное самоуправление 7
1.1 Понятие и основные принципы местного самоуправления 7
1.2 Правовые основы местного самоуправления 18
1.3 Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления 24
Глава 2 Вопросы местного значения 33
2.1 Понятие вопросов местного значения 33
2.2 Финансово-экономическое обеспечение решения вопросов местного
значения 47
2.3. Правовое регулирование в механизме решения вопросов местного значения 52
Глава 3 Ответственность главы муниципального образования 55
3.1 Ответственность главы муниципального образования за решение
вопросов местного значения 55
3.2 Основания и порядок отрешения главы муниципального образования от должности 64
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 80
Глава 1 Местное самоуправление 7
1.1 Понятие и основные принципы местного самоуправления 7
1.2 Правовые основы местного самоуправления 18
1.3 Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления 24
Глава 2 Вопросы местного значения 33
2.1 Понятие вопросов местного значения 33
2.2 Финансово-экономическое обеспечение решения вопросов местного
значения 47
2.3. Правовое регулирование в механизме решения вопросов местного значения 52
Глава 3 Ответственность главы муниципального образования 55
3.1 Ответственность главы муниципального образования за решение
вопросов местного значения 55
3.2 Основания и порядок отрешения главы муниципального образования от должности 64
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 80
Развитие местного самоуправления в Российской Федерации проходит очень сложный этап становления. Нормативно-правовая база также постоянно изменяется, проходит фазу развития, пытаясь подстроиться под реалии современности. Деятельность глав муниципальных образований регулируется федеральными и республиканскими (региональными) нормативно-правовыми актами. Несмотря на то, что местное самоуправление согласно законодательства, самостоятельно, на практике происходит вмешательство государства в решения вопросов местного значения. Проблематичность и парадокс, при формировании их перечня и реализации, существующие по настоящее время, особенно при определении вопросов местного значения, оставляют проблему открытой. Доказательством этому служат многократные изменения, и дополнения в Федеральный закон № ФЗ- 131 в части перечней вопросов местного значения для поселений, муниципальных районов и городских округов. Данная тема была затронута и рассмотрена в работах: С.А. Авакьяна [1], Д.С. Гвоздецкого [40], В.И. Васильева [37], Т.Н. Модниковой [36-38], В.М. Никифорова [39], Г.Ф. Скрипкина [47] и других. В этих работах затронуты проблемы, с которыми сталкиваются «органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, при решении вопросов местного значения».
Статус главы муниципального образования и проблемы ответственности являлись предметом научных разработок: Д.А. Абросимовой [2], П.А. Астафичева [8], В.И. Васильева [37], А.М. Кононова [36], Т.Н. Модниковой [38], А.М. Сергиенко [19] и др.
Несмотря на значительный интерес к проблематике вопросов местного значения в современной России, выросший после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и многочисленных внесений изменений к данному закону, концепции правового регулирования деятельности глав муниципальных образований в решении вопросов местного значения исследованы весьма неполным образом. В настоящее время тема правового регулирования местного самоуправления вызывает интерес среди ученых и исследователей. Но, несмотря, на интерес информации по исследованиям по- прежнему очень мало. Темы «формирование вопросов местного значения», «обеспечение имуществом и адекватными источниками доходов для решения вопросов» до сих пор остается не исследованной. Процесс избрания глав муниципальных образований тоже вызывает вопросы и это тоже не есть хорошо. Должен быть выработан единый подход в избрании глав муниципальных образований. Глава должен избираться, а не назначаться по результатам конкурса.
Глава должен выбираться отдельным бюллетенем, как лицо, претендующее на должность главы, а не путем голосования из выбранных депутатов. Жители муниципального образования сами должны решать, кому доверить власть в муниципальном образовании и с кого спрашивать. Когда происходят выборы именно главы, то жители предоставляют своему кандидату кредит доверия, который он должен, впоследствии, оправдать и отработать на благо жителям, муниципальному образованию.
Объектом исследования являются отношения, общественные отношения в сфере правового регулирования местного самоуправления и деятельности главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения.
Предметом исследования являются правовые нормы, федерального и регионального уровней, закрепляющих за органами местного самоуправления полномочия в сфере правового регулирования местного самоуправления, нормативные акты муниципальных образований в сфере регулирования местного самоуправления при решении вопросов местного значения, практика правового регулирования в механизме решения вопросов местного значения.
Целью исследования является комплексное общетеоретическое исследование правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения, обобщение выводов юридических наук по данной проблеме, разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, разработке новых методов формирования перечня вопросов местного значения и практики его применения.
Для достижения указанной цели в исследовании поставлены следующие задачи: изучить законодательство в области местного самоуправления; изучить законодательство в области вопросов местного значения; изучить законодательство в области деятельности главы муниципального образования; изучить судебную практику в области ответственности главы муниципального образования в решении вопросов местного значения; исследовать правовые основы и основные принципы понятия местное самоуправление; исследовать содержание понятия вопросы местного значения; провести анализ нормативно-правовой базы, предусматривающую ответственность главы муниципального образования; сформулировать предложения (рекомендации) по усовершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере ответственности главы муниципального образования; сформулировать предложения (рекомендации) по совершенствованию действующего законодательства в сфере правового регулирования в решении вопросов местного значения муниципальных образований.
В процессе научного исследования использовался комплекс методологических подходов. В исследовании использовались общенаучные и частно-научные методы познания: анализ, исторический, сравнительно-правовой, систематический, структурный, статистический, формально-логический, формально-юридический. Использование данных методов позволило провести анализ изучаемой темы, сформулировать обоснованные выводы и заключения.
Теоретическая основа исследования представлена выводами и положениями, которые содержатся в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.А. Авакьян [1], N.O.Ablova [50], E.A.Efimova [53], Н.А. Боброва [10-15; 51-52], Д.С. Гвоздецкий [17; 18], В.И. Васильева [37, 38, 39], А.Н. Костюков [33; 35;36], Т.Н. Модникова [40], В.М. Никифорова [39], Н.М. Коркунов [33], Н.И. Лазаревский [35], Д.А. Абросимова [2], П.А. Астафичева [8], А.М. Кононова [36], А.М. Сергиенко [19], Г.Ф. Скрипкина [47], М.Х. Шайхуллин, Е.С. Шугрина и многие другие.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, международные правовые акты, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента, правительства и иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; правовые акты органов местного самоуправления, постановления и решения Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, другие законные и подзаконные акты. Названия многих нормативных актов довольно пространны, что влияет на проценты в системе проверки на анти-плагиат не лучшим образом. Да и сама тема такова, что в ней наблюдается эффект «затруднения от избытка», т. е. очень много научных исследований и предложений ученых по совершенствованию правового массива в данной сфере. Равно как и практики применения соответствующих правовых норм, потому в ряде мест автору приходилось лишь солидаризироваться с этими предложениями.
Исследование состоит из введения, трех глав, подразделенных на восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Статус главы муниципального образования и проблемы ответственности являлись предметом научных разработок: Д.А. Абросимовой [2], П.А. Астафичева [8], В.И. Васильева [37], А.М. Кононова [36], Т.Н. Модниковой [38], А.М. Сергиенко [19] и др.
Несмотря на значительный интерес к проблематике вопросов местного значения в современной России, выросший после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и многочисленных внесений изменений к данному закону, концепции правового регулирования деятельности глав муниципальных образований в решении вопросов местного значения исследованы весьма неполным образом. В настоящее время тема правового регулирования местного самоуправления вызывает интерес среди ученых и исследователей. Но, несмотря, на интерес информации по исследованиям по- прежнему очень мало. Темы «формирование вопросов местного значения», «обеспечение имуществом и адекватными источниками доходов для решения вопросов» до сих пор остается не исследованной. Процесс избрания глав муниципальных образований тоже вызывает вопросы и это тоже не есть хорошо. Должен быть выработан единый подход в избрании глав муниципальных образований. Глава должен избираться, а не назначаться по результатам конкурса.
Глава должен выбираться отдельным бюллетенем, как лицо, претендующее на должность главы, а не путем голосования из выбранных депутатов. Жители муниципального образования сами должны решать, кому доверить власть в муниципальном образовании и с кого спрашивать. Когда происходят выборы именно главы, то жители предоставляют своему кандидату кредит доверия, который он должен, впоследствии, оправдать и отработать на благо жителям, муниципальному образованию.
Объектом исследования являются отношения, общественные отношения в сфере правового регулирования местного самоуправления и деятельности главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения.
Предметом исследования являются правовые нормы, федерального и регионального уровней, закрепляющих за органами местного самоуправления полномочия в сфере правового регулирования местного самоуправления, нормативные акты муниципальных образований в сфере регулирования местного самоуправления при решении вопросов местного значения, практика правового регулирования в механизме решения вопросов местного значения.
Целью исследования является комплексное общетеоретическое исследование правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения, обобщение выводов юридических наук по данной проблеме, разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, разработке новых методов формирования перечня вопросов местного значения и практики его применения.
Для достижения указанной цели в исследовании поставлены следующие задачи: изучить законодательство в области местного самоуправления; изучить законодательство в области вопросов местного значения; изучить законодательство в области деятельности главы муниципального образования; изучить судебную практику в области ответственности главы муниципального образования в решении вопросов местного значения; исследовать правовые основы и основные принципы понятия местное самоуправление; исследовать содержание понятия вопросы местного значения; провести анализ нормативно-правовой базы, предусматривающую ответственность главы муниципального образования; сформулировать предложения (рекомендации) по усовершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере ответственности главы муниципального образования; сформулировать предложения (рекомендации) по совершенствованию действующего законодательства в сфере правового регулирования в решении вопросов местного значения муниципальных образований.
В процессе научного исследования использовался комплекс методологических подходов. В исследовании использовались общенаучные и частно-научные методы познания: анализ, исторический, сравнительно-правовой, систематический, структурный, статистический, формально-логический, формально-юридический. Использование данных методов позволило провести анализ изучаемой темы, сформулировать обоснованные выводы и заключения.
Теоретическая основа исследования представлена выводами и положениями, которые содержатся в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.А. Авакьян [1], N.O.Ablova [50], E.A.Efimova [53], Н.А. Боброва [10-15; 51-52], Д.С. Гвоздецкий [17; 18], В.И. Васильева [37, 38, 39], А.Н. Костюков [33; 35;36], Т.Н. Модникова [40], В.М. Никифорова [39], Н.М. Коркунов [33], Н.И. Лазаревский [35], Д.А. Абросимова [2], П.А. Астафичева [8], А.М. Кононова [36], А.М. Сергиенко [19], Г.Ф. Скрипкина [47], М.Х. Шайхуллин, Е.С. Шугрина и многие другие.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, международные правовые акты, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента, правительства и иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; правовые акты органов местного самоуправления, постановления и решения Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, другие законные и подзаконные акты. Названия многих нормативных актов довольно пространны, что влияет на проценты в системе проверки на анти-плагиат не лучшим образом. Да и сама тема такова, что в ней наблюдается эффект «затруднения от избытка», т. е. очень много научных исследований и предложений ученых по совершенствованию правового массива в данной сфере. Равно как и практики применения соответствующих правовых норм, потому в ряде мест автору приходилось лишь солидаризироваться с этими предложениями.
Исследование состоит из введения, трех глав, подразделенных на восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
На основании проведенного нами исследования можно сделать некоторые следующие выводы.
Единого понятия местное самоуправление не существует. В каждом источнике информации, причем каждый автор раскрывает свое понятие местного самоуправления и эти понятия все верные, т.к. термин «местное самоуправление» используется в случае, если речь идет о муниципальной власти, муниципальных образованиях, и т.д.
Согласно Основному закону Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, местному самоуправлению отведена целая восьмая глава, где сказано, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [34] - это всеобъемлющее понятие, которое не дает общей картины становления и развития самоуправления.
Анализируя нормативно-правовую законодательную базу по данной тематике, можно выделить следующее:
- местное самоуправление наделено самостоятельностью, но эта самостоятельность имеет рамки, ограничения;
- имеет собственные полномочия и предмет ведения;
- местное самоуправление самостоятельно в границах каждого муниципального образования, в пределах его полномочий;
- власть в муниципальном образовании принадлежит народу (жителям поселения), которую они реализуют непосредственно путем прямой демократии и через выборы, появляется новая власть - публичная негосударственная власть.
Само местное самоуправление прошло довольно долгий путь становления и продолжает развиваться и совершенствоваться. Ученые, изучая становление местного самоуправления, выдвигали значительное количество теорий развития местного самоуправления. Общепризнанными являются: теория свободной общины (естественных прав общины);
общественная (хозяйственная) теория самоуправления; государственная теория самоуправления; теория дуализма муниципального управления; теория муниципального социализма.
Правовая основа местного самоуправления - это нормативно-правовая законодательная база, которая включает в себя организацию, форму, порядок и гарантии местного самоуправления, его задачи, функции, ответственность и взаимоотношения с государственными органами, гражданами и их объединениями.
Правовые основы местного самоуправления представлены следующими нормативными правовыми актами:
1. Европейская хартия местного самоуправления;
2. Конституция Российской Федерации;
3. федеральные законы,
4. акты Президента и Правительства Российской Федерации;
5. конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;
6. уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.
Правовая база местного самоуправления - это не только нормативные правовые акты для формирования местного самоуправления, но и для реализации местного самоуправления в настоящее время.
Местное самоуправление (кратко именуемое нами в ряде мест МСУ) не может существовать без правоприменительного процесса, то есть без практической реализации, без должностных лиц, которые через свою деятельность осуществляют реализацию норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления. Это органы местного самоуправления, которые созданы для исполнения задач, решений и реализации функций местного самоуправления. Они стоят на страже по помощи населению в вопросах местного значения и их решению.
Обязательными органами местного самоуправления признаются:
- представительный орган муниципального образования,
- глава муниципального образования,
- местная администрация (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Если с органами местного самоуправления более понятно, в законодательной базе излагаются основные органы местного самоуправления, идет их перечисление, то с должностными лицами местного самоуправления беда. Определение термина есть, а перечня, кто относится, к должностным лицам местного самоуправления в законе нет. Только оговаривается о выборном должностном лице местного самоуправления, но что это за лицо, как оно избирается, какие функции и задачи будет иметь не понятно. Имеется необходимость в проработке данной проблемы.
Также имеются недоработки в определении термина муниципальный орган, законодательством данное определение не определено, что приводит к разногласиям, инакомыслию кого можно отнести к данной категории.
Вопросы местного значения - это сфера деятельности только органов местного самоуправления, государство не имеет никакого права вмешиваться в работу органов местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения урегулирован федеральным законом № 131-ФЗ, субъектовыми (региональными) законами и уставами муниципальных образований.
С правовым регулированием перечней вопросов местного значения возникают сложности. В-первую очередь, это связано с часто меняющейся правовой базой. До сих пор остаются коллизии, где в ряде положений не ясно где сфера деятельности, а где полномочий. Но зачастую происходит следующее, регион закрепляет дополнительные вопросы местного значения за сельскими поселениями в полном объеме, согласно федерального закона № 131-ФЗ, как для городского поселения, не делая ни каких различий между сельскими поселениями. А сельские поселения отличаются друг от друга: площадью, населением, доходной частью бюджета (финансовой для решения вопросов, первоочередных задач администрации), муниципальным имуществом, даже численность служащих в администрациях сельских поселениях. Зачастую получается, что охватить решением все вопросы местного значения могут далеко не все сельские поселения, а единицы. Данные обстоятельства неблагоприятно сказываются на взаимоотношениях между населением и главой муниципального образования. Очень тяжело объяснить людям, почему ряд вопросов местного значения не решается, доводы об отсутствии должного финансирования никто не хочет слушать. В таких случаях всегда активизируются контролирующие, проверяющие органы. Как результат их проверок вынесение выговора муниципальным служащим, главам муниципальных образований, а также возбуждение административных и уголовных дел. Для того чтобы избежать данных неурядиц, достаточно на уровне субъектов Российской Федерации, при установлении вопросов местного значения, закрепляющихся за сельскими поселениями, подойти более качественно и фундаментально. Не закреплять все подряд вопросы местного значения за всеми сельскими поселениями, а рассмотреть возможность индивидуального подхода к каждому сельскому поселению.
Да, действительно, это очень хлопотно и занимает много времени, особенно если рассмотреть каждое поселение, его конкретные возможности и особенности. Но, однако, затраченное время компенсируется качеством решения вопросов местного значения на местном (сельском) уровне.
Главным составляющим финансово-экономического обеспечения решения вопросов местного значения являются средства местного бюджета. Это основа местного самоуправления, на которой базируются, формируются все остальные составляющие элементы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой собственный бюджет.
Для приведения Федерального закона №131-ФЗ в соответствие с реалиями настоящего времени, по вопросам местного значения, необходимо:
- исключить п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, т.к. это больше государственная обязанность. Предлагается следующая редакция пункта 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «23) утратил силу. - Федеральный закон от № -ФЗ;».
- в часть 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ внести изменения. Предлагается следующая редакция части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «К вопросам местного значения сельского поселения... (за исключением вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 17, 20, 23 части 1 настоящей статьи)».
- на федеральном уровне разработать дополнительные Порядки, Положения, Регламенты по разъяснениям к каждому вопросу местного значения.
Проблематичность и парадокс, при формировании перечня и реализации вопросов местного значения, существуют по настоящее время, особенно при определении вопросов местного значения, и оставляют проблему открытой. Все вопросы по решению вопросов местного значения ложатся на плечи Главы муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. В структуре органов местного самоуправления он занимает высшую ступень.
Глава находится в тесном взаимодействии с жизнью общества, их социальных и материальных интересов, осуществляет мониторинг потенциала муниципального образования во всех сферах жизни, формирует ресурсные ориентиры по социально-экономическому развитию муниципального образования, контролирует развитие и процесс муниципальных отношений. Процесс избрания глав муниципальных образований также вызывает вопросы. Должен быть выработан единый подход в избрании глав муниципальных образований. На данный момент «глава муниципального образования или назначается на должность по контракту, или выбирается путем проведения выборов» (выборы главы или выборы местных депутатов и из их числа впоследствии выбирается глава муниципального образования). Глава должен избираться, а не назначаться по результатам конкурса.
Также Глава должен выбираться отдельным бюллетенем, как лицо, претендующее на должность главы, а не путем голосования из выбранных депутатов. Жители муниципального образования сами должны решать, кому доверить власть в муниципальном образовании и с кого спрашивать. Когда происходят выборы именно главы, то жители предоставляют своему кандидату кредит доверия, который он должен, впоследствии, оправдать и отработать на благо жителям, муниципальному образованию.
Решение вопросов местного значения - это обязанность главы муниципального образования.
Необходимо совершенствовать механизм ответственности глав муниципальных образований, чтобы не получить бесконтрольную и безответственную ветвь власти.
Закон от 6 октября 2003 г. не предусматривает возможности назначения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) временно исполняющего обязанности главы муниципального образования, возможность и процедура назначения временно исполняющего обязанности главы муниципального образования может быть прописана в Уставах муниципальных образований, но как показывает практика не всегда этот пункт присутствует в Уставах. На законодательном уровне необходимо внести изменения и прописать исполняющего обязанности главы муниципального образования, в случае отстранения главы муниципального образования: кто, как, на сколько.
Необходимо также доработать статью 74 федерального закона №131- ФЗ, предусмотреть в этой статье процедуру отрешения от должности главы муниципального образования, чтобы на федеральном уровне можно было бы ответить на такие вопросы как: кто должен подавать прошение на отстранение от должности главы муниципального образования; в какой срок; как (устно или письменно); как информировать об этом главу муниципального образования (разработать форму извещения об отрешении, порядок применения); решение об отрешении принимается высшим должностным лицом, но в законе не предусмотрены критерии принятия решение об отрешении; какой формы должен быть правовой акт об отрешении, а также нужно получить выражение мнения лица (разработать порядок и форму выражения мнения лица).
Рекомендуется изложить ч.1 ст.74 Федерального закона № 131-ФЗ в следующей редакции: «1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации и назначить временно исполняющего обязанности главы муниципального образования или главы местной администрации, в случае:....».
Очевидно, что при принятии законов как на федеральном, так и на субхектовом (региональном) уровне, требуется согласованность, определенность терминов, понятий, а также четкое представление о том, как и каким образом это может отразиться на муниципальных образованиях.
К сожалению, данная тема такова, что в ней трудно обеспечить высокий процент оригинальности по многим причинам: 1) большинство аспектов уже исследовано и изложено в научной литературе; 2) предложения о совершенствовании законодательства в данной сфере, предлагаемые автором настоящей ВКР, в значительной степени совпадают с предложениями иных авторов; 3) довольно длинные и пространные наименования самих нормативных актов в указанной сфере законодательного и в целом нормативного регулирования.
Единого понятия местное самоуправление не существует. В каждом источнике информации, причем каждый автор раскрывает свое понятие местного самоуправления и эти понятия все верные, т.к. термин «местное самоуправление» используется в случае, если речь идет о муниципальной власти, муниципальных образованиях, и т.д.
Согласно Основному закону Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, местному самоуправлению отведена целая восьмая глава, где сказано, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [34] - это всеобъемлющее понятие, которое не дает общей картины становления и развития самоуправления.
Анализируя нормативно-правовую законодательную базу по данной тематике, можно выделить следующее:
- местное самоуправление наделено самостоятельностью, но эта самостоятельность имеет рамки, ограничения;
- имеет собственные полномочия и предмет ведения;
- местное самоуправление самостоятельно в границах каждого муниципального образования, в пределах его полномочий;
- власть в муниципальном образовании принадлежит народу (жителям поселения), которую они реализуют непосредственно путем прямой демократии и через выборы, появляется новая власть - публичная негосударственная власть.
Само местное самоуправление прошло довольно долгий путь становления и продолжает развиваться и совершенствоваться. Ученые, изучая становление местного самоуправления, выдвигали значительное количество теорий развития местного самоуправления. Общепризнанными являются: теория свободной общины (естественных прав общины);
общественная (хозяйственная) теория самоуправления; государственная теория самоуправления; теория дуализма муниципального управления; теория муниципального социализма.
Правовая основа местного самоуправления - это нормативно-правовая законодательная база, которая включает в себя организацию, форму, порядок и гарантии местного самоуправления, его задачи, функции, ответственность и взаимоотношения с государственными органами, гражданами и их объединениями.
Правовые основы местного самоуправления представлены следующими нормативными правовыми актами:
1. Европейская хартия местного самоуправления;
2. Конституция Российской Федерации;
3. федеральные законы,
4. акты Президента и Правительства Российской Федерации;
5. конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;
6. уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.
Правовая база местного самоуправления - это не только нормативные правовые акты для формирования местного самоуправления, но и для реализации местного самоуправления в настоящее время.
Местное самоуправление (кратко именуемое нами в ряде мест МСУ) не может существовать без правоприменительного процесса, то есть без практической реализации, без должностных лиц, которые через свою деятельность осуществляют реализацию норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления. Это органы местного самоуправления, которые созданы для исполнения задач, решений и реализации функций местного самоуправления. Они стоят на страже по помощи населению в вопросах местного значения и их решению.
Обязательными органами местного самоуправления признаются:
- представительный орган муниципального образования,
- глава муниципального образования,
- местная администрация (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Если с органами местного самоуправления более понятно, в законодательной базе излагаются основные органы местного самоуправления, идет их перечисление, то с должностными лицами местного самоуправления беда. Определение термина есть, а перечня, кто относится, к должностным лицам местного самоуправления в законе нет. Только оговаривается о выборном должностном лице местного самоуправления, но что это за лицо, как оно избирается, какие функции и задачи будет иметь не понятно. Имеется необходимость в проработке данной проблемы.
Также имеются недоработки в определении термина муниципальный орган, законодательством данное определение не определено, что приводит к разногласиям, инакомыслию кого можно отнести к данной категории.
Вопросы местного значения - это сфера деятельности только органов местного самоуправления, государство не имеет никакого права вмешиваться в работу органов местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения урегулирован федеральным законом № 131-ФЗ, субъектовыми (региональными) законами и уставами муниципальных образований.
С правовым регулированием перечней вопросов местного значения возникают сложности. В-первую очередь, это связано с часто меняющейся правовой базой. До сих пор остаются коллизии, где в ряде положений не ясно где сфера деятельности, а где полномочий. Но зачастую происходит следующее, регион закрепляет дополнительные вопросы местного значения за сельскими поселениями в полном объеме, согласно федерального закона № 131-ФЗ, как для городского поселения, не делая ни каких различий между сельскими поселениями. А сельские поселения отличаются друг от друга: площадью, населением, доходной частью бюджета (финансовой для решения вопросов, первоочередных задач администрации), муниципальным имуществом, даже численность служащих в администрациях сельских поселениях. Зачастую получается, что охватить решением все вопросы местного значения могут далеко не все сельские поселения, а единицы. Данные обстоятельства неблагоприятно сказываются на взаимоотношениях между населением и главой муниципального образования. Очень тяжело объяснить людям, почему ряд вопросов местного значения не решается, доводы об отсутствии должного финансирования никто не хочет слушать. В таких случаях всегда активизируются контролирующие, проверяющие органы. Как результат их проверок вынесение выговора муниципальным служащим, главам муниципальных образований, а также возбуждение административных и уголовных дел. Для того чтобы избежать данных неурядиц, достаточно на уровне субъектов Российской Федерации, при установлении вопросов местного значения, закрепляющихся за сельскими поселениями, подойти более качественно и фундаментально. Не закреплять все подряд вопросы местного значения за всеми сельскими поселениями, а рассмотреть возможность индивидуального подхода к каждому сельскому поселению.
Да, действительно, это очень хлопотно и занимает много времени, особенно если рассмотреть каждое поселение, его конкретные возможности и особенности. Но, однако, затраченное время компенсируется качеством решения вопросов местного значения на местном (сельском) уровне.
Главным составляющим финансово-экономического обеспечения решения вопросов местного значения являются средства местного бюджета. Это основа местного самоуправления, на которой базируются, формируются все остальные составляющие элементы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой собственный бюджет.
Для приведения Федерального закона №131-ФЗ в соответствие с реалиями настоящего времени, по вопросам местного значения, необходимо:
- исключить п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, т.к. это больше государственная обязанность. Предлагается следующая редакция пункта 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «23) утратил силу. - Федеральный закон от № -ФЗ;».
- в часть 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ внести изменения. Предлагается следующая редакция части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «К вопросам местного значения сельского поселения... (за исключением вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 17, 20, 23 части 1 настоящей статьи)».
- на федеральном уровне разработать дополнительные Порядки, Положения, Регламенты по разъяснениям к каждому вопросу местного значения.
Проблематичность и парадокс, при формировании перечня и реализации вопросов местного значения, существуют по настоящее время, особенно при определении вопросов местного значения, и оставляют проблему открытой. Все вопросы по решению вопросов местного значения ложатся на плечи Главы муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. В структуре органов местного самоуправления он занимает высшую ступень.
Глава находится в тесном взаимодействии с жизнью общества, их социальных и материальных интересов, осуществляет мониторинг потенциала муниципального образования во всех сферах жизни, формирует ресурсные ориентиры по социально-экономическому развитию муниципального образования, контролирует развитие и процесс муниципальных отношений. Процесс избрания глав муниципальных образований также вызывает вопросы. Должен быть выработан единый подход в избрании глав муниципальных образований. На данный момент «глава муниципального образования или назначается на должность по контракту, или выбирается путем проведения выборов» (выборы главы или выборы местных депутатов и из их числа впоследствии выбирается глава муниципального образования). Глава должен избираться, а не назначаться по результатам конкурса.
Также Глава должен выбираться отдельным бюллетенем, как лицо, претендующее на должность главы, а не путем голосования из выбранных депутатов. Жители муниципального образования сами должны решать, кому доверить власть в муниципальном образовании и с кого спрашивать. Когда происходят выборы именно главы, то жители предоставляют своему кандидату кредит доверия, который он должен, впоследствии, оправдать и отработать на благо жителям, муниципальному образованию.
Решение вопросов местного значения - это обязанность главы муниципального образования.
Необходимо совершенствовать механизм ответственности глав муниципальных образований, чтобы не получить бесконтрольную и безответственную ветвь власти.
Закон от 6 октября 2003 г. не предусматривает возможности назначения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) временно исполняющего обязанности главы муниципального образования, возможность и процедура назначения временно исполняющего обязанности главы муниципального образования может быть прописана в Уставах муниципальных образований, но как показывает практика не всегда этот пункт присутствует в Уставах. На законодательном уровне необходимо внести изменения и прописать исполняющего обязанности главы муниципального образования, в случае отстранения главы муниципального образования: кто, как, на сколько.
Необходимо также доработать статью 74 федерального закона №131- ФЗ, предусмотреть в этой статье процедуру отрешения от должности главы муниципального образования, чтобы на федеральном уровне можно было бы ответить на такие вопросы как: кто должен подавать прошение на отстранение от должности главы муниципального образования; в какой срок; как (устно или письменно); как информировать об этом главу муниципального образования (разработать форму извещения об отрешении, порядок применения); решение об отрешении принимается высшим должностным лицом, но в законе не предусмотрены критерии принятия решение об отрешении; какой формы должен быть правовой акт об отрешении, а также нужно получить выражение мнения лица (разработать порядок и форму выражения мнения лица).
Рекомендуется изложить ч.1 ст.74 Федерального закона № 131-ФЗ в следующей редакции: «1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации и назначить временно исполняющего обязанности главы муниципального образования или главы местной администрации, в случае:....».
Очевидно, что при принятии законов как на федеральном, так и на субхектовом (региональном) уровне, требуется согласованность, определенность терминов, понятий, а также четкое представление о том, как и каким образом это может отразиться на муниципальных образованиях.
К сожалению, данная тема такова, что в ней трудно обеспечить высокий процент оригинальности по многим причинам: 1) большинство аспектов уже исследовано и изложено в научной литературе; 2) предложения о совершенствовании законодательства в данной сфере, предлагаемые автором настоящей ВКР, в значительной степени совпадают с предложениями иных авторов; 3) довольно длинные и пространные наименования самих нормативных актов в указанной сфере законодательного и в целом нормативного регулирования.
Подобные работы
- Нормативно-правовая регламентация деятельности глав муниципальных образований
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Право муниципальной собственности
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Глава муниципального образования и местная администрация
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории городского округа (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ДЛЯ
РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция статуса главы муниципального образования в России в 2000-2020 гг
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Правовой статус главы муниципального образования
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы правового статуса Главы муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2021



