Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы функционирования образовательных учреждений 7
1.1 Понятие и виды образовательных учреждений в РФ 7
1.2 Государственное регулирование деятельности образовательных дошкольных учреждений 13
Глава 2 Проблемно-ориентированный анализ деятельности МДОУ «Детский сад № 234» г. Саратова 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 17
2.2 Выявление проблем в организации деятельности МДОУ «Детский сад № 234» г. Саратова 25
Глава 3 Перспективы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 234» г. Саратова 34
3.1 Разработка Программы развития 34
3.2 Возможные результаты внедрения Программы 42
Заключение 46
Список используемой литературы и источников 48
Роль образования в развитии государства и повышении уровня жизни населения огромна. Об этом свидетельствует наличие национальных проектов в сфере образования. Первая ступень образования - так называемое дошкольное образование, значение которого трудно переоценить. Именно на этом уровне закладывается основа для развития потенциала человека. Однако, как и все прочие ступени, в деятельности детских дошкольных учреждений существует огромное количество проблем, прежде всего связанных с неэффективностью управления ими. Кроме того, реализация национального проекта в области образования требует от руководителей дошкольных учреждений требует изменения стратегии и тактики управления организацией, поэтому всем руководителям образовательных организаций приходится перестаиваться и находить совершенно новые подходы, чтобы вывести образовательную организацию на новую ступень развития.
Современная дошкольная образовательная организация работает в условиях постоянно обновляющихся требований, продиктованных основными документами стратегического развития страны. Изменениям подвержены демографическая ситуация, образовательные потребности детей, их родителей (законных представителей), требования учредителя. Обновления в сфере дошкольного образования вызвали следующие основные факторы:
• изменения в окружающей социальной и экономической среде (появление жесткой конкуренции дошкольных учреждений);
• распространение новых форм индивидуального дошкольного образования, в том числе семейного, а также от частных компаний;
• утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
• отказ от универсальной единой программы развития и появление огромного количества «новаторских» программ;
• появление возможности самостоятельно привлекать внебюджетные средства для финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений и др.
В этой связи приобретает актуальность проблема реагирования дошкольных образовательных организаций на данные изменения и требования макросреды (демографическая, экономическая, технико-экологическая, природная, политическая, культурная). Как организовать образовательный процесс, чтобы, с одной стороны, максимально эти требования учесть, а с другой стороны, сохранить свой уже накопленный багаж (имидж, традиции, позицию на рынке образовательных услуг)? Выход один - разработка стратегии дошкольной образовательной организации. Реакция образовательной организации на изменения макросреды не должна быть спонтанной, она должна стать результатом серьезного анализа тенденций. Руководитель и педагогический коллектив организации, выстраивая стратегию образовательного учреждения, должны пытаться их спрогнозировать, предвосхитить и обязательно учитывать при планировании деятельности. Для того чтобы определить долгосрочные перспективы и осуществить стратегические изменения, рассчитать ресурсы, управленцы и разрабатывают программы развития образовательных организаций. Такая программа является стратегическим документом, без которого невозможно представить поэтапное целевое развитие дошкольной образовательной организации [29].
Цель работы: разработка программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 234» г. Саратова.
Задачи программы развития: создание новой дошкольной образовательной организации с новой миссией, иными целями и ценностями, другим способом организации педагогического, управленческого процессов, новым содержанием и формой образования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить нормативные и сопроводительные документы, имеющие прямое отношение к разработке Программы;
• собрать данные об образовательной организации, проанализировать сегодняшнее состояние дошкольной образовательной организации,
• выявить степень удовлетворенности заказчиков имеющимся содержанием образования, организацией дополнительных услуг и пожелания по их изменению на основе анкетирования, интервьюирования, собеседования и т.п.;
• изучить мнение педагогов и их профессиональных объединений;
• определить характер и объем работ, связанный с подготовкой Программы;
• предложить обоснованную, отражающую специфические особенности образовательной организации, реальную инновационную программу ее развития.
Объект исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 234» г. Саратова.
Предмет исследования: развитие дошкольной организации.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы; анализ законодательных и нормативных документов; изучение и обобщение опыта управленческой деятельности; анализ результатов исследования.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, первой, второй, третьей глав, заключения, списка используемых источников.
Несмотря на то, что реформа образования длится не первый год, очень трудно образовательным организациям перестроиться на новые образовательные стандарты. Ни руководящий состав, ни педагогические коллективы оказались не готовы. Образовательные организации подошли к новой реформе с устаревшими зданиями, недостаточным финансированием, бедной развивающей средой, неготовыми педагогами.
Целью данной работы было выявить проблемы образовательных организаций на примере МДОУ «Детский сад № 234» г. Саратова, определить пути развития дошкольного учреждения посредством разработки Программы развития образовательной организации.
В первой главе были раскрыты теоретические основы функционирования образовательных учреждений, были определены их понятие и виды, а также как государство регулирует деятельность образовательных учреждений.
В главе второй было проведено исследование деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 234» г. Саратова. В ходе работы был проведен анализ организационной структуры, основных экономических показателей деятельности, образовательной деятельности, качества педагогических кадров, материально-технического оснащения, в результате которого были выявлены проблемы дошкольной организации. Проведенный анализ и выявленные проблемы показали, что дошкольное учреждение нуждается в новой траектории развития: необходимы современные подходы к организации образовательной деятельности с детьми с особыми потребностями, обучение педагогических работников в соответствии с профессиональными стандартами, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями, а также поиск дополнительных источников финансирования для приведения предметно-пространственной развивающей среды и материально-технической базы в соответствие с требованиями законодательства, - все это послужило основанием для разработки Программы развития для дошкольной образовательной организации.
В главе третьей отражены теоретические основы разработки Программы развития, нормативные документы, сформулированы цели, задачи, сроки реализации, предложены мероприятия для реализации Программы в соответствии с выявленными проблемами и поставленными задачами. План мероприятий составлен с учетом имеющихся в учреждении возможностей и материально-технической базы. Все перечисленные мероприятия в комплексе отображают все направления развития, нацелены на решение ключевых проблем и ориентированы на социальный заказ. Также были определены возможные результаты внедрения Программы развития и просчитаны риски ее реализации с указанием коррекционных действий по минимизации рисков.
Таким образом, можно предположить, что реализация Программы развития с выполненными запланированными мероприятиями в соответствии со сроками и этапами реализации поможет обеспечить переход дошкольной образовательной организации на новый уровень, повысить качество образования и конкурентоспособность МДОУ «Детский сад № 234» г. Саратова на рынке образовательных услуг.
1. Автономов А.С., Гаврилова И.Н. Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб.: Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. С. 202220.
2. Базаев А.Г., Берг Н.А., Верещагина Т.А. Экономика образования: учебные материалы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 112 с.
3. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009. 437 с.
4. Беспалов, М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
6. Гордеева, Д.С, Дегтярева, Н.А. Экономика образования: учеб. / Д.С. Гордеева, Н.А. Дегтярева. Челябинск, 2017. 365 с.
7. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва - 2018 год [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/ (дата обращения: 03.02.2020).
8. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 53 с.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
12. Кораблева, Г.Б. Дошкольное образование в России: состояние и проблемы кадрового потенциала / Г.Б. Кораблева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С.71-79.
13. Корнева К.К., Трифонов Ю.Н. Государственная политика в сфере дошкольного образования и особенности её реализации на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. №8. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya- politika-v-sfere-doshkolnogo-obrazovaniya-i-osobennosti-eyo-realizatsii-na- sovremennom-etape (дата обращения: 03.02.2020).
14. Майер А. А. Программа развития ДОУ: построение и реализация - Москва: Творческий Центр Сфера, 2004. 87 с.
15. Микляева Н.В. Программа развития ДОУ: технология разработки и модификации: методическое пособие / Н.В. Микляева. М.: АРКТИ, 2010. 116 с.
...