Активизация учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Челябинский юридический колледж.
Выборка: 30 человек, среди них 21 девушка и 9 юношей (возраст от 17 до 22 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ 8
1.1 Сущность и содержание активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам 8
1.2 Методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам 20
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В НОУ СПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 32
2.1 Процесс активизации учебно-познавательной деятельности студентов НОУ СПО «Челябинский юридический колледж» в процессе обучения дисциплине «Основы права» 32
2.2 Разработка плана-конспекта занятия по теме «Судебная система РФ» с применением методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов» 46
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Дидактические задачи профессиональной образовательной организации разнообразны и специфичны, характеризуются профессиональной теоретической и практической направленностью, обладают целостностью и полнотой. Чтобы решить эти задачи, требуется активная учебно-познавательная деятельность студентов, которой способствует комплексное использование различных интерактивных технологий (информационных, экспертно-обучающих, обучающих и других).
В настоящее время для решения проблемы воспитания в профессиональной образовательной организации необходимо создать условия, при которых студенты смогут проявить активность в познавательной, исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Для того чтобы создать такие условия, необходима разработка и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, в том числе и тех, которые позволят повысить уровень познавательной активности студентов. Для этого необходимо использовать разнообразные формы и методы преподавания, которые не только бы позволили повысить интерес к изучаемому предмету, но и способствовали бы развитию мышления, повышению уровня профессиональной подготовки, развитию творческих способностей студентов.
Говоря об активизации учебно-познавательной деятельности студентов, невозможно не отметить то, насколько быстро студент будет активизироваться и адаптироваться к условиям современных обучающих технологий, настолько быстро способна помочь активизация в плане познавательной деятельности. Рост студента как личности в процессе образовательной организации, дает организация деятельности, которая способна позволить студентам самостоятельно самореализоваться, самостоятельно включаться в процесс активного обучения и в принципе стать самостоятельной личностью.
Проблема активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных педагогических исследованиях.
Актуальность исследования обусловлена тем, что решение этого вопроса в значительной мере влияет на эффективность учебно-познавательной деятельности, поскольку от мотивации студентов к учебной деятельности зависит результативность их обучения.
Объект исследования – изучение правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования – активизация учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам.
Цель исследования – изучение теоретических основ активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам и разработка плана-конспекта занятия по теме «Судебная система РФ» с применением методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1) рассмотреть сущность и содержание активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам;
2) выявить методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам;
3) проанализировать процесс активизации учебно-познавательной деятельности студентов НОУ СПО «Челябинский юридический колледж» в процессе обучения дисциплине «Основы права»;
4) разработать план-конспект занятия по теме «Судебная система РФ» с применением методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Теоретическую основу особенностей активизация учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам составили труды следующих авторов: Ю.В. Андреева, Б.Ф. Аханов, Г.Б. Кунжигитова, В.С. Безрукова, Н.В. Бордовская, А.П. Беляева, В.А. Сластенин, А.В. Батаршев, А.М. Кораблев, С.Я. Баев, В.П. Беспалько, Н.Г. Волков, Л.С. Выготский, Ю.Л. Гончарова, М.Г. Масесянц, Я.А. Хатламаджиян, Л.Ш. Гимадиева, Л.В. Жарова, Н.Р. Жарова, Б.З. Зельдович, Н.М. Сперанская, Д.П. Ильина, С.В. Иванова, И.Б. Кабыткина, С.Н. Казначеева, И.Я. Лернер, В.Н. Люсев, Е.А. Маренина, А.Н. Леонтьев, М.В. Ляшенко, Н.В. Моргачева, А.С. Макаренко, А.В. Маркова, З.П. Трофимова, П.И. Пидкасистый, Л.С. Подымова, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, В.А. Сухомлинский, В.И. Смирнов, М.В. Филина, Н.Ю. Федотова, А.Р. Хуснутдинов, И.Г. Широков и др.
Методологическую основу исследования составляют современные образовательные рамки, фундаментальные положения педагогики образования (Абдулина, 1995; Бабанский, 1992; Ильина, 2001), теория профессионального образования (Гершунский, 1997; Кенжебеков, 2002; Кузьмина, 1990), теория развития профессиональных компетенций (Адольф, 1998; Беспалько, 2004; Козберг, 2000; Стукаленко и др., 2013), теория развития познавательного интереса (Лигай и др., 2015; Ибраева и Стукаленко, 2014) и теория профессиональной деятельности (Ильясова, 2006; Маркова, 1996; Савостьянов, 2007; Стукаленко, 2015).
В исследовании также содержатся научные работы по изучаемой проблеме отечественных и зарубежных исследователей, периодические издания, материалы научных и прикладных конференций, образовательные программы, учебно-методические пособия.
Для достижения целей и решения задач исследования использован комплекс методов, а именно: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение информации по проблеме исследования, что позволило систематизировать научный материал и сформировать свой взгляд на поставленную проблему. Также использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-педагогической, психолого-педагогической, справочной, специализированной литературы, нормативной документации по теме исследования; эмпирические (разработка плана-конспекта занятия).
Теоретическая значимость заключается в структурировании основных теории и положений, касающихся активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам.
Практическая значимость заключается в разработке плана-конспекта занятия, который может быть в дальнейшем использован на занятиях по основам права.
База исследования: НОУ СПО «Челябинский юридический колледж».
Юридический адрес базы исследования: г. Челябинск, проспект Победы, 290в.
Структура работы состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам. Изучены сущность и содержание активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам. Выявлены методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам
Во второй главе рассмотрена активизация учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж». Проанализирована программа активизации учебно-познавательной деятельности студентов НОУ СПО «Челябинский юридический колледж» в процессе обучения дисциплине «Основы права». Разработан плана-конспект занятия по теме «Судебная система РФ» с применением методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов».
Подводя итог данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод о том, что работа достигнута – были изучены теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам и разработан план-конспект занятия по теме «Судебная система РФ» с применением методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Итак, важную роль в процессе обучения правовым дисциплинам играет сформированность мотивов учения, интерес и потребность в познании, и положительное отношение к процессу обучения. Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов обучения способствует активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения правовым дисциплинам. Благодаря применению данных методов происходит: принудительная активизация мышления, самостоятельная творческая выработка решений, повышение мотивации, эмоциональности обучаемых, развитие навыков анализа и критического мышления. Методы, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения достаточно разнообразны, но ни один из них не является универсальным. Поэтому использование комплекса методов активизации познавательной деятельности сделает процесс обучения наиболее интересным и эффективным.
Во второй главе проведена активизация учебно-познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам в НОУ СПО «Челябинский юридический колледж».
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения студентов к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Развитие творческого мышления, может осуществляться, только путем применения различных методов обучения: проблемно-поисковых, задач на развитие интересов и способностей, побуждающих студентов к самостоятельному овладению знаний, к их осмыслению, практической реализации.
В рамках данного исследования нами был проведен, в первую очередь эксперимент на выявление мотивационной и познавательной составляющей среди студентов 1 курса направления подготовки «Право и судебное администрирование». Участниками стали студенты, в количестве 30 человек, средний возраст которых составил 18,4 лет.
В процессе исследования было выявлено следующее:
1. Большую часть испытуемых мотивирует одобрение со стороны преподавателя, одногруппников и близких и это влияет на их учебно-познавательную деятельность;
2. Наиболее часто встречаемая направленность ума среди студентов 1 курса специальности «Право и судебное администрирование» это «Эрудит», чуть реже встречаются «Идейные генераторы» и редко «Критики»;
3. Большинство испытуемых способно рационально произвести самооценку познавательной позиции.
На основании этого, в качестве оптимального способа повышения познавательной активности в процессе учебной деятельности по специальности «Право и судебное администрирование» нами выбрано внедрение инновационных технологий, с использованием Интернета в рамках изучаемых дисциплин, в частности стимульного материала по конкретным темам.
1. Андреева, Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие [Текст] / Ю.В. Андреева. – М.: Образование и саморазвитие, 2008. – 11 с.
2. Астахова, Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации [Текст] / Е. Астахова. – М.: Альма-Матер, 2000. – 32 с.
3. Аханов, Б.Ф. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании [Текст] / Б.Ф. Аханов, Г.Б. Кунжигитова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2012. – № 12. – С. 31-37.
4. Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Урал-Е, 2019. – 320 с.
5. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В. Бордовская. – М.: КНОРУС, 2011. – 182 с.
6. Боровская, С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего преподавателя [Текст] / С.В. Боровская. - Челябинск, 1999. – 175 с.
7. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики [Текст] / А.П. Беляева. – СПб.: Речь, 2020. – 155 с.
8. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2020. – 368 с.
9. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи : учеб. пособие [Текст] / А.В. Батаршев, А.М. Кораблев. – Москва : Академия, 2018. – 192 с.
10. Баев, С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах [Текст] / С.Я. Баев. – СПб.: Нева, 2018. – 400 с.
11. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 2017. – 360 с.
12. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 2017. – 500 с.
13. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2019. – 624 с.
14. Волков, Н.Г. Личность преподавателя и новые технологии обучения в инновационном вузе [Текст] / Н.Г. Волков // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 10. – С. 392-399.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Политиздат, 1982. – 367 с.
16. Гончарова, Ю.Л. Активизация познавательного интереса студентов вуза за счет использования интерактивных средств обучения [Текст] / Ю.Л. Гончарова, М.Г. Масесянц, Я.А. Хатламаджиян // Педагогический журнал. – 2019. – № 9. – С. 230-239.
17. Гимадиева, Л.Ш. Активизация познавательной и мыслительной деятельности студентов для ускорения адаптации студентов в вузе [Текст] / Л.Ш. Гимадиева // Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Редакционно-издательский центр "Школа", 2019. – С. 139-141.
18. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя [Текст] / Л. В. Жарова. - М.: Просвещение, 1993. – 205 с.
19. Жарова, Н.Р. Активизация учебной деятельности студентов первого курса как метод повышения уровня мотивации [Текст] / Н.Р. Жарова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 44.
20. Зельдович, Б.З. Активные методы обучения [Текст]: учебное пособие для вузов / Б.З. Зельдович, Н.М. Сперанская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 201 с.
21. Ильина, Д.П. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов среднего профессионального образования [Текст] / Д.П. Ильина // Формирование готовности к профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза. – Нижний Тагил: Центр научного знания "Логос", 2019. – С. 72-78.
22. Иванова, С.В. Тесты учебной деятельности как педагогическое условие активизации учебно-познавательной деятельности студентов среднего профессионального образования [Текст] / С.В. Иванова // Управление качеством среднего профессионального образования. – Екатеринбург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования", 2021. – С. 86-91.
23. Кабыткина, И.Б. Познавательная активность студентов: проблемы и пути повышения [Текст] / И.Б. Кабыткина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 6-4(108). – С. 88-91.
24. Кашко, Т.В. Классификация мотивов учения в психолого-педагогической литературе [Текст] // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2018. – Т. 1. – № 9. – С. 343-345.
25. Казначеева, С.Н. Развитие познавательной активности студентов вуза [Текст] / С.Н. Казначеева. – Нижний Новгород: 2007. – 16 с.
26. Лапшина, О.Н. Методы и приемы активизации познавательной активности студентов СПО [Текст] / О.Н. Лапшина // Вестник научных конференций. – 2021. – № 4-1(68). – С. 76-77.
27. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
28. Люсев, В.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов в образовательном процессе СПО через игровые методы обучения [Текст] / В.Н. Люсев, Е.А. Маренина // Непрерывное образование в вузе: вызовы и тренды, меняющие пространство технологий управления, обучения, воспитания и развития: Сборник трудов международной научно-практической конференции, Пенза, 29 ноября 2018 года. – Пенза: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2019. – С. 132-135.
29. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – № 2. – С. 3-18.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2015. – 352 с.
31. Ляшенко, М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы [Текст] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2019. – Т. 11. – № 1. – С. 53-73.
32. Моргачева, Н.В. Активизация познавательной деятельности студентов СПО при условии использования интерактивных технологий [Текст] / Н.В. Моргачева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 4.2(19). – С. 106-108.
33. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 1990. – 416 с.
34. Маркова, А.В. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса [Текст] / А.В. Маркова, З.П. Трофимова. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2000. – 155 с.
35. Митерева, Г.В. Активизация учебно - познавательной деятельности студента [Текст] / Г.В. Митерева // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики. – Тверь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2018. – С. 179-184.
36. Образовательный процесс в профессиональном образовании [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В.И. Блинова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 314 с.
37. Осипова, С.И. Познавательная активность как объект педагогического анализа [Текст] / С.И. Осипова, Н.С. Агишева // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 89-95.
38. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для СПО / И.П. Подласый. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 576 с.
39. Пундикова, О.А. Механизмы организации образовательной деятельности ПОО в системе региональной инновационной площадки [Текст] / О.А. Пундикова, О.В. Лихонина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 2. – С. 70–77.
40. Педагогика [Текст]: учебник и практикум для вузов / П.И. Пидкасистый [и др.]; под редакцией П.И. Пидкасистого. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 408 с.
41. Педагогика [Текст]: учебник и практикум для вузов / Л.С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 246 с.
42. Проблемы инновационной педагогики [Текст]: Сб. науч. тр. Магнитог. гос. ун-т / Под ред. З.М. Уметбаева. - Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 84 с.
43. Прохорова, С.В. Профессиональная педагогика [Текст] / С.В. Прохорова. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2018. – 512 с.
44. Романова, М. В. Профессиональная рефлексия студентов педагогов-психологов: методологический аспект [Текст] / М. В. Романова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 21-24.
45. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2020. – 456 с.
46. Студеникин, С.И. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на групповых занятиях [Текст] / С.И. Студеникин, А.И. Рублев, Л.А. Лядова // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 2-3 (11). – С. 54-59.
47. Студеникин, С. И. Высшее образование: Мотивация студентов к ведению активной познавательной деятельности (УПД) [Текст] / С.И. Студеникин, А. И. Рублев, И. Б. Кабыткина // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 9. Ч.2 / РАН. ИНИОН. – М., 2014. – 706 с.
48. Студеникин, С.И. Дидактика. Современные методы и средства обучения [Текст] / С.И. Студеникин. – М.: Спутник+, 2011. – 463 с.
49. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мишенко и др. – М.: Школа – пресс, 2018. – 512 с.
50. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 134 с.
51. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 247 с.
52. Филина, М.В. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся и способы ее активизации [Текст] / М.В. Филина, Н.Ю. Федотова // European research : сборник статей XXV Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 07 февраля 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение", 2020. – С. 106-108.
53. Хуснутдинов, А.Р. Активизация познавательной деятельности на лекционных занятиях по дисциплинам профессионального цикла [Текст] / А.Р. Хуснутдинов // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-2 (15). – С. 31-35.
54. Широков, И.Г. Учебный диалог как форма активизации познавательной деятельности студентов СПО [Текст] / И.Г. Широков // Вестник московского университета. – 2021. – № 9. – С. 23-27.