ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «МИР» В ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие «мир». Реальность и метафизика 7
1.2. Художественный мир произведения. Взаимоотношения героя и
мира 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.МАМЛЕЕВА И ПОНЯТИЯ
«МИР» В ЕГО ПРОЗЕ 17
2.1. Речевая характеристика героев прозы Ю. Мамлеева как
отражение их внутреннего мира и связь с внешним 17
2.2. Предметный мир прозы Ю. Мамлеева. Герои и вещи 31
2.3. Реальное и метафизическое в прозе Ю. Мамлеева. Ужас и хохот 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 53
Понятие «мир» играет важную роль в жизни человека, а потому и в жизни общества, в человеческой культуре. Поняв контекст употребления данного понятия, можно глубоко проанализировать художественное произведение, лучше усвоить те законы, по которым оно работает.
Относительно литературы понятие «мир» тяжело переоценить: в нём существуют герои, он определяет смысловую и стилистическую ткани произведения.
Так как понятие «мир» напрямую связано с понятием персонажа или героя, то при помощи анализа при помощи анализа этих понятий и их связи с использованными Мамлеевым стилистическими приёмами в его произведениях, можно лучше понять принципы, по которым существует его художественный мир.
Все остальные аспекты конструирования его произведений вступают в прямую зависимость от изображения мира и места персонажей в нём. С этим связана и эстетика произведений, и характеры персонажей, обусловленные взаимоотношениями мира внутреннего и внешнего, а также сами темы, затрагиваемые в мамлеевской прозе.
Таким образом, как можно более полно изучив понятие «мир» и его значение в культуре, определив то, как оно функционирует в литературе и прозе Ю.В. Мамлеева в частности, как оно связано с понятием «персонаж» и как на него влияет, мы приблизимся к более глубокому пониманию творческого наследия данного автора.
Объектом исследования выступают произведения Ю.В. Мамлеева.
Предметом исследования стало понятие мира героев прозы Ю.В. Мамлеева и средства изображения этого мира.
Целью работы является выявление принципов функционирования художественного мира Ю.В. Мамлеева и места персонажей в нём.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
- изучить научную литературу, посвящённую как теме мира, так и творчеству Ю.В. Мамлеева;
- проанализировать рассказы центрального цикла и роман «Московский гамбит» Ю.В. Мамлеева;
- выявить особенности прозы Ю.В. Мамлеева в контексте заявленной темы.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме и сделаны обобщения по проблеме исследования; метод дефиниционного анализа, с помощью которого были изучены научные определения (дефиниции) основных понятий; метод сплошной выборки примеров для анализа произведений Ю.В. Мамлеева, метод филологического анализа.
Практическим материалом послужили произведения из центрального цикла рассказов и роман «Московский гамбит» Ю.В. Мамлеева.
Новизна исследования заключается в том, что творчество Ю.В. Мамлеева масштабно, однако тема непосредственно мира героев его прозы разработана и изучена мало.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения его результатов в общем курсе истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных литературе русского зарубежья, а также в элективных курсах школьной программы по литературе.
Положения, выносимые на защиту:
- понятие «мир» в своих различных значениях и контекстах является ключевым для понимания творческого метода Ю.В. Мамлеева.
- конфликт внешнего и внутреннего мира героев является центральным в рассказах основного цикла и романе Ю.В. Мамлеева «Московский гамбит».
Апробация научной работы. Результаты проведенного исследования были представлены в Тольяттинском государственном университете на студенческой научно-практической конференции «Дни науки ТГУ» (апрель 2019 год).
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список, который насчитывает 55 источников.
Объем выпускной квалификационной работы составил 56 страниц.
Литературоведческий анализ центрального цикла рассказов и романа Ю.В. Мамлеева «Московский гамбит» позволил сделать несколько выводов.
Для художественного мира Ю.В. Мамлеева характерна двойственность: внешний и внутренний мир, фантастическое и реальное; именно столкновение этих стихий является главным конфликтом произведений писателя, двигателем сюжета и обстоятельством, напрямую влияющим на стиль и содержание рассказов центрального цикла и романа «Московский гамбит».
Этим обуславливается и «радикализация» характеров и действий персонажей, предельность их состояний и своеобразная болезненность их восприятия.
Специфика прозы Ю.В. Мамлеева отражается и в речевой характеристике персонажей, и во взаимодействии героев с предметами, и в непосредственном столкновении реального и метафизического.
Художественный мир произведений Мамлеева, перетекающий из внешнего во внутренний, из фантастического в реальный, абсурден из-за невозможности достижения гармонии между двумя составляющими. Попытки выйти за устоявшиеся рамки и обуславливают душевный надлом персонажей, их преображение из живых людей в неких «метафизических монстров». Его герои, живущие в пограничном состоянии, словно меж двух миров, не в состоянии найти адекватный язык для сближения с тем миром, куда они стремятся, и уже не в силах вступать во взаимодействие с миром обыденным, в котором они всё ещё находятся.
Благодаря крайне многообразным категориям реального и фантастического Мамлеев смог обратиться к самым важным и волнующим темам в жизни и культуре общества: темам смерти, смысла жизни, души и вечности. Показав ещё один угол обзора, создав некую индивидуальную призму изображения связи и оппозиции реального и сверхъестественного, Ю.В. Мамлеев продемонстрировал те проблемы, с которыми сталкивается человек в своих метафизических поисках и сформулировал опасность потери человеческого обличия при этом стремлении к непознаваемому.
Таким образом, понятие «мир» и его анализ служит своеобразным ключом к творческому наследию писателя, его установкам и темам, к которым он обращается в своих произведениях, помогает глубже разобраться в мире персонажей, специфике их характеров и в ключевой оппозиции реального и метафизического.
1. Аристотель. Метафизика. - М.: изд-во Эксмо, 2006. - 608 с.
2. Алпатов, В. М. История лингвистических учений: Учеб.пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 368 с.
3. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса . - М.: Художественная литература, 1990. 14 с.
4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. С. Бахтин. - М.: Сов. Россия, 1979. - 345 с. - Библиогр.: с. 333-341;
5. Брандес, М.П. Стилистика текста.- М.: Прогресс-Традиция ИНФРА- М, 2004. - 416 с.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Главный ред. Кононенко Б.И - М: Наука, 2003, 113-309 с.
7. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - 253 с.
8. Выготский, Л.В. Психология искусства [Текст] / Л.В. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 345 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский // Собр. соч. в 8 т. Т. 2. - М., 1982.С. 314-324.
10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 128 с.
11. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т.1.-М.: Мысль, 1972.-668 с.
12. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1975. - 320 с. 1975
13. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 томах Т. 3. Р-Я., АСТ, 2006. - С. 264
14. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного
произведения : учебное пособие : для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников / А. Б. Есин. - 10- е изд. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 248 с.
15. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
16. Жарникова, С.В. Золотая нить. - Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003. - 221 с.
17. Забияко, А.П. Культурология ХХ век. Энциклопедия - М:1996, 781с.
18. Зубарева, Е.Ю. Русские писатели 20 века: библиографический словарь. - М.: Большая российская эциклопедия, 2000. - 447 с.
19. Ильенко, С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис
современного русского языка / Отв. ред. М. Я. Дымарский. - СПб.: Изд-во РГПУим. А. И. Герцена, 2009. - 398 с
20. Ивин, А.А. Философия. Энциклопедический словарь. - М.:
Гардарики, 2004. - 1072 с.
21. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста. - М.: Просвещение, 1988.¬192 с.
22. Кант, И. Избранные работы. - СПб.: Тайм-аут, 1993. - 477 с.
23. Ланин, Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна): пособие для преподавателей литературы. - М.: Новая школа, 1997. - 208 с.
24. Левада, Ю.А.. Социальная природа религии. - М: Высш. шк., 1965, 112-131 с.
25. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: ОГИЗ, 1937, 324 с.
26. Лихачёв, Д.С. Внутренний мир художественного произведения. - М.: Вопросы литературы, 1968, 87 с.
27. Мамлеев, Ю.В. Судьба бытия. Вопросы философии. М, 1993. №10-11
28. Мамлеев, Ю.В. Московский гамбит - М.: АСТ, 2008- 288 с.
29. Маретт, Р.Р. Формула табу-мана как минимум определения религи. -М.: Канон+, 1998. С. 99-108.
30. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
31. Петрухин, В.Я., Полинская, М.С. О категории
"сверхъестественного" в первобытной культуре. - М: Прогресс, 1994, 20-41 с.
32. Пелевина, Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста. - Л.: Просвещение, 1980. - 270 с.
33. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2001.
- 192 с.
34. Потебня, А.А. Мысль и язык. - М.: Лабиринт, 1999.-. 300 с
35. Постовалова, В.И. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
36. Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. - М.: 1994 - 1998. - Кн. 1-6.
37. Кондаков, И.В. - Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты.
- М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 1024 с.
38. Сосновский, Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Высшее образование, 2008. - 660 с
39. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. [Текст] / Под ред. В.И. Даля. - М.: Русский язык, 2000 - 779 с.
40. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Сов.энцикл: ОГИЗ, 1935-1940
41. Тамарченко, Н.Д. Теория литературы: в 2 т. [Текст] / Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - 513 с.
42. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы [Текст] / Л.И.
Тимофеев. - М.: Просвещение, 1968. - 480 с.
43. Тимошевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996. - 334с.
44. Токарев, С.А. Ранние формы религии и их развитие. - М: Наука, 1979 - 92 с.
45. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. С. 17-18.
46. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник [Текст] / В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2004. - 405 с.
47. Франк, С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.
48. Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого 1992 М.: Современный писатель, 1992. - 320 с.
49. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. - М.: Литрес, 2016, 660 с.
50. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. - СПб.: Симпозиум, 1998. - 502 с