Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК

Работа №117565

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Потенциальные возможности сочинения сказок в развитии
творческого воображения у детей 6-7 лет 15
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок 27
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет 27
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет
творческого воображения в процессе сочинения сказок 39
2.3 Динамика уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет 54
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложение

Актуальность данного исследования заключается в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют надобность в развитии творчески деятельной личности, располагающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями поднимается важная задача формирования творческого потенциала подрастающего поколения, это в свой черед требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса.
Проблема творческого воображения детей актуальна тем, что данный психический процесс является неотделимым компонентом каждой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в едином. В последнее время все чаще ставится вопрос об определении сути механизмов воображения, о роли воображения в умственном развитии ребенка.
Под воображением понимается самостоятельное сотворение новых образов, включенных в процесс творческой деятельности, следовательно деятельности, приносящей в результате оригинальные продукты. Таковое воображение наличествует в поведении детей и всякой форме деятельности. Вопрос развития воображения изучалась многими психологами, педагогами, учеными и отображена в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко, Р.С. Немова, К.Д. Ушинского, В.А. Крутецкого, и др.
Исследования В. В. Давыдова, Л. С. Выгодского, Е. И. Игнатьева и других показали, что воображение способствует эффективному усвоению детьми новых знаний, являясь при этом условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, содействует саморазвитию личности, то есть в немаловажной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей выступает как колоссальный потенциал для осуществления резервов комплексного подхода в воспитании и обучении. Связная речь играет значимую роль для развития творческого воображения.
Творческое воображение обширно используется в художественном, научном, техническом творчестве и обращено на самостоятельное создание оригинальных новых образов. Творчество необходимо и детям и взрослым. В детском возрасте на его основании создаются волшебные образы, которые являются зачастую такими же истинными для детей как и образы, возникшие на основе восприятия.
Фантазия и воображение - это существенная сторона жизни ребенка. Постигнуть ту или другую программу без воображения невыполнимо. Оно является нужной способностью человека и нуждается в развитии. Особо интенсивно воображение развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если не развивать воображение в данный период, то в последующем устанавливается быстрое снижение этой функции. Совместно с этим у ребенка пропадает интерес к искусству и творческой деятельности. Ребенку изначально присуще творчество и нужно лишь не препятствовать ему самовыражаться свободно.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития творческого воображения у детей 6-7 лет и недостаточным использованием процесса сочинения сказок.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каково влияние сочинения сказок на развитие у детей 6-7 лет творческого воображения?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 воображения в процессе сочинения сказок.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок.
Гипотеза исследования: заключается в предложении о том, что развитие творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе сочинения сказок будет эффективно, если:
- подобрать художественные произведения предусмотренные ООП ДО;
- использовать приемы ТРИЗ, наглядное и двигательное моделирование, дорисовывание картинок в процессе сочинение сказок;
- обеспеченно условие для самостоятельного сочинения сказок.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
3 Разработать и апробировать методику и проверить влияние сочинения сказок, на развитие у детей 6-7 лет творческого воображения.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдения, беседы с детьми и взрослыми, эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Новизна исследования заключается в обосновании процесса сочинения сказок на развитие у детей 6-7 лет на развитие творческого воображения.
Теоретическая значимость исследования: описана методика развитие у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанная методика развития у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок могут применяться воспитателями ДОО для осуществления и организации процесса развития у детей 6-7 лет творческого воображения. Отличительной особенностью представленной методики является то, что ее, возможно, использовать не только в ДОО, но и в условиях семьи. Использование процесса сочинения сказок родителями поможет более эффективно развивать воображение у ребенка, не посещающего ДОО.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (42 источника), 22 приложения. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В среднем и старшем дошкольном возрасте развитие образного мышления и воображения являются существенными направлениями умственного развития детей, в отношении с этим педагоги должны выстроить работу соответственным образом - добавлять схемы и модели, задания творческого характера, и при работе со сказкой.
Воображение - особая форма познавательной деятельности, реализовывающиеся через процесс сотворения новых образов на основе былых восприятий. «Воображение - подобно чуткому музыкальному инструменту, постижение которого раскрывает возможности самовыражения, призывая ребенка к исполнению и нахождению своих личных желаний, замыслов» - О.М. Дьяченко обусловливает это новообразование у детей.
Сказка - развивающее, результативное, психотерапевтическое и коррекционное средство в работе с дошкольниками.
В предоставленном исследовании нашли решения следующие задачи:
- освоены проблемы развития воображения в дошкольном возрасте;
- найдены особенности творческого воображения ребенка и критерии его оценки;
- освоены значение и сущность сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- освоены и апробированы методы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок;
- разработана методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
В процессе освоения психолого-педагогической литературы и анализа результатов исследования приняты следующие выводы:
1. За последнее время педагогами, психологами и логопедами были созданы методы и формы работы в процессе работе со сказкой, для развития творческого воображения. А именно: обсуждение, анализ, драматизация, сочинение фантастических сказок о близких, о себе, рисование, использование моделирования, метод объединения нескольких сказок в одну и т.д. Педагог оказывает определенное воздействие на ребенка, применяя сказку в совместной деятельности. У дошкольников не появляется ощущения давления при работе со сказкой благодаря тому, что данная работа несет неформальный характер. Педагог, повествует сказки, употребляет творческие задания «сказочные», и, как представляет практика, и изучения специалистов дети с успехом реализовывают их, на развитие воображения это оказывает положительное воздействие.
2. Итогом теоретического изучения предмета исследования предстали методики развития творческого воображения детей 6-7 лет в процессе сочинения сказок. Методика охватывает многие достоинства разбираемых нами методических разработок последних лет, в ней представлены творческие задания, применяемые в работе над сказкой, диагностика воображения O.M. Дьяченко и сопровождающий материал к первой части методики.
В экспериментальной части исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза: заключавшиеся в предложении о том, что развитие творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе сочинения сказок будет эффективно, если:
- подобрать художественные произведения предусмотренные ООП ДО;
- использовать приемы ТРИЗ, наглядное и двигательное моделирование, дорисовывание картинок в процессе сочинение сказок;
- обеспеченно условие для самостоятельного сочинения сказок.
3. В ходе апробации предложенной методики нами и проведения диагностики развития воображения получилось проследить динамику видоизменения уровня творческого воображения детей. Рассмотрение результатов входной и выходной диагностики доказывает об результативности используемых нами заданий.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов /Г.С. Абрамова. - M.: Логос, 2012. - 224c.
2. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /А.И. Божович. - M.: ACT, 2012. - 298c.
3. Боровик, O. Развиваем воображение [Текст] /О. Боровик // Дошкольное воспитание. - 2013 - № 6. - C. 14-17.
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] /Л.С. Выготский. - M.: Мозаика - Синтез, 2012. - 286с.
5. Дудетский, A^. Теоретические основы воображения и творчества. [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ /A..H. Дудетский. - M.: Логос, 2010. - 159c.
6. Дьяченко, O.M. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] /O.M. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 4. - C. 8-12.
7. Дьяченко O.M. Воображение Дошкольника [Текст]: книга для
воспитателей /O.M. Дьяченко. - M.: ВЛАДОС, 2014. - 254c.
8. Дьяченко, O.M. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / O.M. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - C. 62¬68.
9. Дьяченко, O.M. Роль слова в развитии воображения дошкольника [Текст] / O.M. Дьяченко // Образ и слово в решении познавательных задач дошкольниками - Интро, 2012. - 78 - 95c.
10. Ермолаева, M.B. Методические указания к использованию
психологической картой дошкольника [Текст]: книга для воспитателей детских учреждений / M.B. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - M.: Мозаика- Синтез, 2011. - 216c.
11. Запорожец, A.B. Психология детей дошкольного возраста: формирование познавательных процессов [Текст] /A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - ОПб.: Питер, 2013. - 212c.
12. Защиринская O.B. Сказка у психологии в гостях. Психологические техники: сказкотераппия [Текст] / O.B. Защиринская. - СПб «Издательство ДНК, 2010. - 208c.
13. Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] /Г. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - С. 23-27
14. Козлова, C.A. Педагогика дошкольная [Текст] /C.A. Козлова, Т.А. Куликова. - Чебоксары: Альфа, 2011. - 295c.
15. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей семилетнего возраста [Текст]: книга для воспитателей. /Я.Л. Коломинский, E.A. Панько. - M.: ВЛАДОС, 2012. - 257c.
16. Кравцова E.E. Развитие воображения [Текст] /E.E. Кравцова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - C. 5-13.
17. Кравцова E.E. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / E.E. Кравцова. - M.: Просвещение, 2010. - 122c.
18. Крутецкий, B.A. Психология [Текст] /B.A. Крутецкий. - M.: Инфра - M, 2011. - 164c.
19. Люблинская, A.A. Детская психология [Текст] /A.A. Люблинская. - M.: ЮНИТИ, 2012. - 288c.
20. Мухина, B.C. Возростная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /B.C. Мухина. - M.: ACT, 2014. - 397c.
21. Немов, P.C. Психология [Текст]: учебник для вузов /P.C. Немов. - M.: Инкос, 2011. - 607c.
22. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: книга для воспитателей. /Л.Ф. Обухова. - M.: Центр педагогического образования. 2014. - 379c.
23. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Факты, теория, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - M.: Логос, 2011. - 277c.
24. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст]: пособие для педагогов / под редакцией O.C. Ушаковой.
- M.: 1Ц Сфера, 2013. - 493c.
25. Палагина, H.H. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст] /Н.Н. Палагина // Дошкольное воспитание. - 2012. - №8. - C. 4-10.
26. Пороцкая, E. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст] /Б. Пороцкая // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - C. 11-19.
27. Психология [Текст]: Учебник / под редакцией A.A. Крылова. - M.: Академия, 2013. - 351c.
28. Репина, T.A. Психологически-социальная характеристика группы детского сада [Текст]: книга для педагогов. /T.A. Репина. - M.: Центр педагогического образования. 2013. - 285c.
29. Рибо, T. Творческое воображение [Текст] /T. Рибо, под редакцией T.A. Марковой - M.: Логос, 2011. - 277c.
30. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии [Текст]: пособие для педагогов /H.B. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития. 2011. - 235c.
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] /Л.Д. Столяренко - M.: TЦ Сфера, 2013. - 209c.
32. Сорокина, A.H. Д/игры в детском саду [Текст] /A.H. Сорокина. - M.: Логос, 2012. - 107c.
33. Сохин, O.A. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] /O.A. Сохин - M.: Логос, 2011. - 200c.
34. Тихеева, Б.И. Развитие речи детей, раннего дошкольного возраста. [Текст]: пособие для воспитателей /Б.И. Тихеева. - M.: Академия, 2011. - 219с.
35. Ушакова, O.C. НОД по развитию речи в детском саду. [Текст]: Программа и конспекты для педагогов /O.C. Ушакова, AT. Арушанова, под редакцией O.C. Ушаковой. - M.: Совершенство, 2012. - 231c.
36. Ушакова, O.C. Программа развития речи детей в детском саду. [Текст]: книга для педагогов /O.C. Ушакова, - M.: ГЦ Сфера, 2013. - 282c.
37. Ушакова, O.C. Методическое развитие воображения детей дошкольного возраста. [Текст]: пособие для воспитателей /Б.И. Струнина. - M.: ВЛАДОС, 2014. - 196c.
38. Ушакова, O.C. Программа по развитию творчества детей дошкольного возраста. [Текст]: игры и упражнения для дошкольников /O.C. Ушакова. - M.: Сфера, 2014. - 223c.
39. Ушакова, O.C. Занятия по развитию воображения в детском саду. [Текст]: пособие для воспитателей /O.C. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков. - M.: Совершенство, 2013. - 251c.
40. Швайко, Г.С. Игровые упражнения и игры по воображению. [Текст]: пособия для педагогов ДОУ /Г.С. Швайко; под редакцией B.B. Гербовой. - M.: Просвещение, 2014. - 178c.
41. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова - M.:OOO «Издательство ACT», 2012. - 467c.
42. Филлипова .IB. Сказка как источник творчества детей. [Текст]: пособие для воспитателей ДОУ /..B. Филлипова и др.. - M.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 289c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ