Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Потенциальные возможности сочинения сказок в развитии
творческого воображения у детей 6-7 лет 15
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок 27
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет 27
2.2. Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет
творческого воображения в процессе сочинения сказок 39
2.3 Динамика уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет 54
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложение
Актуальность данного исследования заключается в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют надобность в развитии творчески деятельной личности, располагающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В связи с этим перед дошкольными общеобразовательными учреждениями поднимается важная задача формирования творческого потенциала подрастающего поколения, это в свой черед требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса.
Проблема творческого воображения детей актуальна тем, что данный психический процесс является неотделимым компонентом каждой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в едином. В последнее время все чаще ставится вопрос об определении сути механизмов воображения, о роли воображения в умственном развитии ребенка.
Под воображением понимается самостоятельное сотворение новых образов, включенных в процесс творческой деятельности, следовательно деятельности, приносящей в результате оригинальные продукты. Таковое воображение наличествует в поведении детей и всякой форме деятельности. Вопрос развития воображения изучалась многими психологами, педагогами, учеными и отображена в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко, Р.С. Немова, К.Д. Ушинского, В.А. Крутецкого, и др.
Исследования В. В. Давыдова, Л. С. Выгодского, Е. И. Игнатьева и других показали, что воображение способствует эффективному усвоению детьми новых знаний, являясь при этом условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, содействует саморазвитию личности, то есть в немаловажной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей выступает как колоссальный потенциал для осуществления резервов комплексного подхода в воспитании и обучении. Связная речь играет значимую роль для развития творческого воображения.
Творческое воображение обширно используется в художественном, научном, техническом творчестве и обращено на самостоятельное создание оригинальных новых образов. Творчество необходимо и детям и взрослым. В детском возрасте на его основании создаются волшебные образы, которые являются зачастую такими же истинными для детей как и образы, возникшие на основе восприятия.
Фантазия и воображение - это существенная сторона жизни ребенка. Постигнуть ту или другую программу без воображения невыполнимо. Оно является нужной способностью человека и нуждается в развитии. Особо интенсивно воображение развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если не развивать воображение в данный период, то в последующем устанавливается быстрое снижение этой функции. Совместно с этим у ребенка пропадает интерес к искусству и творческой деятельности. Ребенку изначально присуще творчество и нужно лишь не препятствовать ему самовыражаться свободно.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития творческого воображения у детей 6-7 лет и недостаточным использованием процесса сочинения сказок.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каково влияние сочинения сказок на развитие у детей 6-7 лет творческого воображения?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 воображения в процессе сочинения сказок.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок.
Гипотеза исследования: заключается в предложении о том, что развитие творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе сочинения сказок будет эффективно, если:
- подобрать художественные произведения предусмотренные ООП ДО;
- использовать приемы ТРИЗ, наглядное и двигательное моделирование, дорисовывание картинок в процессе сочинение сказок;
- обеспеченно условие для самостоятельного сочинения сказок.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
3 Разработать и апробировать методику и проверить влияние сочинения сказок, на развитие у детей 6-7 лет творческого воображения.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдения, беседы с детьми и взрослыми, эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Новизна исследования заключается в обосновании процесса сочинения сказок на развитие у детей 6-7 лет на развитие творческого воображения.
Теоретическая значимость исследования: описана методика развитие у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанная методика развития у детей 6-7 лет творческого воображения в процессе сочинения сказок могут применяться воспитателями ДОО для осуществления и организации процесса развития у детей 6-7 лет творческого воображения. Отличительной особенностью представленной методики является то, что ее, возможно, использовать не только в ДОО, но и в условиях семьи. Использование процесса сочинения сказок родителями поможет более эффективно развивать воображение у ребенка, не посещающего ДОО.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (42 источника), 22 приложения. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
В среднем и старшем дошкольном возрасте развитие образного мышления и воображения являются существенными направлениями умственного развития детей, в отношении с этим педагоги должны выстроить работу соответственным образом - добавлять схемы и модели, задания творческого характера, и при работе со сказкой.
Воображение - особая форма познавательной деятельности, реализовывающиеся через процесс сотворения новых образов на основе былых восприятий. «Воображение - подобно чуткому музыкальному инструменту, постижение которого раскрывает возможности самовыражения, призывая ребенка к исполнению и нахождению своих личных желаний, замыслов» - О.М. Дьяченко обусловливает это новообразование у детей.
Сказка - развивающее, результативное, психотерапевтическое и коррекционное средство в работе с дошкольниками.
В предоставленном исследовании нашли решения следующие задачи:
- освоены проблемы развития воображения в дошкольном возрасте;
- найдены особенности творческого воображения ребенка и критерии его оценки;
- освоены значение и сущность сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- освоены и апробированы методы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок;
- разработана методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок.
В процессе освоения психолого-педагогической литературы и анализа результатов исследования приняты следующие выводы:
1. За последнее время педагогами, психологами и логопедами были созданы методы и формы работы в процессе работе со сказкой, для развития творческого воображения. А именно: обсуждение, анализ, драматизация, сочинение фантастических сказок о близких, о себе, рисование, использование моделирования, метод объединения нескольких сказок в одну и т.д. Педагог оказывает определенное воздействие на ребенка, применяя сказку в совместной деятельности. У дошкольников не появляется ощущения давления при работе со сказкой благодаря тому, что данная работа несет неформальный характер. Педагог, повествует сказки, употребляет творческие задания «сказочные», и, как представляет практика, и изучения специалистов дети с успехом реализовывают их, на развитие воображения это оказывает положительное воздействие.
2. Итогом теоретического изучения предмета исследования предстали методики развития творческого воображения детей 6-7 лет в процессе сочинения сказок. Методика охватывает многие достоинства разбираемых нами методических разработок последних лет, в ней представлены творческие задания, применяемые в работе над сказкой, диагностика воображения O.M. Дьяченко и сопровождающий материал к первой части методики.
В экспериментальной части исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза: заключавшиеся в предложении о том, что развитие творческого воображения у детей 6-7 лет в процессе сочинения сказок будет эффективно, если:
- подобрать художественные произведения предусмотренные ООП ДО;
- использовать приемы ТРИЗ, наглядное и двигательное моделирование, дорисовывание картинок в процессе сочинение сказок;
- обеспеченно условие для самостоятельного сочинения сказок.
3. В ходе апробации предложенной методики нами и проведения диагностики развития воображения получилось проследить динамику видоизменения уровня творческого воображения детей. Рассмотрение результатов входной и выходной диагностики доказывает об результативности используемых нами заданий.