Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи субъективного благополучия и самореализации личности женщин 9
1.1 Понятие и обзор основных концепций к проблеме субъективного
благополучия личности в психологии 9
1.2 Основные детерминанты субъективного благополучия личности 24
1.3 Теоретические подходы к понятию «самореализация личности» в
зарубежной психологии 34
1.4 Теоретический обзор проблемы самореализации личности в
отечественной литературе 45
Выводы по первой главе 55
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального благополучия и самореализации личности женщин 57
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 57
2.2 Результаты исследования эмоционального благополучия и
самореализации личности женщин 60
2.3 Результаты и анализ корреляционного исследования эмоционального
благополучия и самореализации личности женщин 69
2.4 Рекомендации по оптимизации субъективного благополучия у женщин 76
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Актуальность исследования. В последние несколько лет все чаще в психологической науке и практике поднимается вопрос благополучия личности. Это обусловлено, в первую очередь, низкой разработанностью проблемы внутреннего равновесия личности, непониманием того, что лежит в основе эмоционально-оценочных отношений личности, что является внутренним регулятором поведения и т.д. Психологическая практика ориентируется и стремится решить вопрос о том, как помочь человеку обрести субъективное ощущение благополучия.
Актуальность поднятой в нашем исследовании темы определяется тем, что субъективное благополучие относится к такой категории психологических феноменов, которые тесным образом связаны со стремлением человека прийти к гомеостазу, состоянию психологического равновесия, ощущению счастья, удовлетворенности жизнью.
У субъективного благополучия в современных научных исследованиях имеется достаточно большое количество синонимов. Мы можем говорить о счастье, удовлетворении, комфорте и др. То есть это все те субъективные переживания личности, которые окрашивают жизнь индивида в положительно эмоциональный спектр. Все эти явления характеризуют человека одновременно с двух позиций: психологической и социальной.
Социальность данного феномена раскрывается в том, что опыте общественных отношений человек сформировался как личность, обрел свою индивидуальность, научился творить, создавать события своей жизни и жизнь в целом. Если он справляется с данной задачей, то появляются положительные эмоции, осознание собственного благополучия.
Ошибочно будет считать, что субъективное благополучия находится в ведении каких-то временных перспектив или является прерогативой какого- то конкретного возраста. В разной степени выраженности оно представляется на всех жизненных этапах личности, связано с абсолютно любой деятельностью человека.
Наибольшая разработанность данной проблемы представлена в зарубежной психологии, такими авторами как Н. Брэдберн, Э. Диннер, А. Вотерман, К. Рифф, М. Райан. Так, например, взгляды Н. Брэдберна можно отнести к гедонистическому течению исследования психологического благополучия, которое описывается, преимущественно, в терминах удовлетворенности - неудовлетворенности, строится на балансе позитивного и негативного аффектов. Э. Диннер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие», в которое включал три составляющих: удовлетворение, субъективно положительные эмоции и субъективно негативные эмоции. Субъективное благополучие не просто является системой оценки эмоционального состояния личности, не только показывает степень погруженности в тревогу или депрессию человека, а ставить перед собой задачу демонстрации степени счастья одного человека перед другим. Такова позиция Э. Диннера касательно субъективного благополучия. Работы Э. Диннера по субъективному благополучию также относятся к так называемому гедонистическому направлению. Таким образом, автор официально вводит в терминологический аппарат понятие счастья.
Эвдемонистическое понимание благополучия личности представлено в работах А. Вотермена, А.А. Кроника, К. Рифф и строится на том постулате, что личностный рост - главный и самый необходимый аспект благополучия [28]. Данные подход также обобщает все предложенные ранее представления о благополучии личности и включает в себя шесть основных компонента: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.
Отечественная психология субъективного благополучия представлена работами таких исследователей как К.А. Абульханова-Славская [1], Р.М. Шамионов, Б.В. Ломов [39]. Также, стоит отметить, что в психологической литературе происходит смешение таких понятий как «психологическое благополучие», «эмоциональное благополучие», «эмоциональное благополучие» и рассматриваются как синонимы, отражающие общее состояние благополучия личности.
Еще одним из наиболее актуальных направлений психологической мысли на современном этапе развития науки является проблема самореализации. Она разрабатывается и в зарубежной и в отечественной психологии. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить представителей гуманистического направления. В первую очередь, это К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Бьюдженсталь. Под самореализацией в данной парадигме понимается поиск собственной идентичности, выбор возможностей личностного роста.
В отечественной психологии изучение самореализации личности базируется на глубоких исследованиях внутренней природы человека. В первую очередь, это работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. Специфика самореализации личности раскрывается в работах К.А. Абульхановой- Славской, И.Д. Егорычевой, Л.А. Коростылевой, Э.В. Галажинского, С.И. Кудинова. Она трактуется и как особое системное образование, и как отдельный вид деятельности, и как процесс, и как результат.
В современных эмпирических исследованиях раскрываются прикладные аспекты самореализации личности. Например, раскрываются особенности взаимосвязи самореализации личности с различными личностными характеристиками - общительность, креативность, субъектно-личностная сфера и пр. (И.В. Костакова, 2008; Е.Ф. Коломиец, 2010; Л.С. Моцарь, 2011; Н.Н. Шатохина, 2006). Значительная часть работ посвящена возрастному аспекту самореализации личности (И.В. Егорычева, 2012; И.В. Солодникова, 2007; Н.В. Борисова, 2001 и др.). Активно проводятся исследования сфер самореализации и специфики деятельности - профессия, семья, спорт, творчество, специально организованные условия (тренинг) и пр. (О.В. Питерская, 2002; С.В. Лебединская, 2009; С.А. Воломеев, 2008; С.А. Коростылева, 2001; О.М. Румянцева, 2001 и пр.). Исследуются гендерные характеристики самореализации личности (М.Р. Плотницкая, 2008; З.Ш. Мухтаров, 2007 и пр.).
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет нам определить противоречие, заключающиеся в том, что, проблема благополучия личности в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как не рассматриваются её прикладные характеристики, в частности, самореализация личности как фактор повышения её субъективного благополучия.
Представленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления субъективного благополучия у женщин и определении особенностей её взаимосвязи с самореализацией личности. Решение данной проблемы позволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель исследования: установить особенности взаимосвязи между субъективным благополучием и самореализацией личности женщин.
Объект исследования: субъективное благополучие; самореализация личности.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного благополучия и самореализации личности женщин.
Основная гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между самореализацией личности женщин и их субъективным благополучием.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую литературу по проблемам субъективного благополучия и самореализации личности в отечественной и зарубежной литературе;
2. Изучить особенности субъективного благополучия женщин, а также специфику их самореализации;
3. Выявить взаимосвязь между субъективным благополучием и самореализацией личности женщин;
4. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
Психодиагностические методы (Психодиагностические опросники): 1) Методика диагностики самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина; 2) Шкала психологического благополучия К. Рифф; 3) Шкала субъективного благополучия М.В. Соколовой; 4) Обновленный Оксфордский опросник счастья (OHI).
2. Методы количественной, качественной и математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ), интерпретация результатов исследования.
Эмпирической базой исследования является НМОО «ЦРЛ Старт» г. Норильск. Всего в исследовании приняли участие 92 женщины в возрасте 28¬37 лет.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами по проблеме субъективного благополучия личности: М. Аргайл,Э. Диннер, Н.К. Бахарева, Дж. Бьюдженталь, К. Риффидр), а также концепции и подходы к проблеме самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Э.В. Галажинский, И.Д. Егорычева, JI.A. Коростылева, С.И. Кудинов, Д.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема взаимосвязи субъективного благополучия и самореализации личности женщин является слабоизученной в психологии. В исследовательской работе реализована задача теоретического и эмпирического обоснования самореализации личности как фактора повышения субъективного благополучия личности женщин.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме субъективного благополучия, по проблеме самореализации личности и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в сфере оптимизации эмоциональных состояний и процессов самореализации в процессе консультативной, тренинговой и коррекционной работы в практической психологии.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором в тезисах международных конференций г. Москвы.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
В последние десятилетия проблема благополучия личности все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано с острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.
Наибольшая разработанность данной проблемы представлена в зарубежной психологии, такими авторами как Н. Брэдберн, Э. Диннер, А. Вотерман, К. Рифф, М. Райан. Отечественная психология субъективного благополучия представлена работами таких исследователей как К.А. Абульханова-Славская, Р.М. Шамионов, Б.В. Ломов. Также, стоит отметить, что в психологической литературе происходит смешение таких понятий как «психологическое благополучие», «эмоциональное благополучие», «эмоциональное благополучие» и рассматриваются как синонимы, отражающие общее состояние благополучия личности.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема субъективного благополучия в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как, его особенности у женщин, и взаимосвязь с их самореализацией лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
Эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи субъективного благополучия и самореализации женщин, проводилось на базе НМОО «ЦРЛ Старт» г. Норильск. Всего в исследовании приняли участие 92 женщины в возрасте 28-37 лет.
Исследование проводилось согласно следующим этапам:
1. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
2. Выявить и эмпирически изучить особенности эмоционального благополучия женщин, а также специфику их самореализации;
3. Установить взаимосвязь между эмоциональным благополучием и самореализацией личности женщин;
4. Сформулировать выводы о проделанной работе.
На этапе определения и подготовки методов исследования нами были выбраны следующие психодиагностические методики: 1) диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина; 2) шкала психологического благополучия К. Рифф; 3) шкала субъективного благополучия М.В. Соколовой; 4) обновленный Оксфордский опросник счастья (OHI).
Проведенное эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических особенностей эмоционального благополучия и самореализации личности женщин, позволяет определить некоторые тенденции. В первую очередь, низкий уровень автономии женщин, который был определен в трех методиках («Психологическое благополучие» К. Рифф, «Субъективное благополучие» М.В. Соколовой, «Самореализация» А.В. Лазукиной) свидетельствует о достаточно высокой зависимости женщин от мнения, отношения окружающих людей. Во-вторых, высокий уровень контактности и способности выстраивать доброжелательные отношения с окружающими. В-третьих, у женщин высоко стремление к личностному росту и самореализации во многих сферах их жизнедеятельности. В целом, отметим, что женщины, участники исследования, характеризуются умеренным субъективным и психологическим благополучием с некоторыми признаками неблагополучия.
Корреляционный анализ позволил определить существование статистически значимых корреляционных связей между субъективным благополучием, ощущением счастья женщин и их самореализацией.
Наибольшее количество статистически значимых взаимосвязей с характеристиками психологического благополучия было обнаружено с такими показателями самореализации личности женщин как «самопонимание», а также «шкала ценностей». Также, показатели психологического благополучия «личностный рост» и «самопринятие» имеет больше количество значимых взаимосвязей по многим характеристикам самореализации личности.
Наибольшее количество значимых прямых и обратных взаимосвязей были выявлены между показателями самореализации личности женщин и значимостью социального окружения - шкала ценностей. Стремление к творчеству обратно пропорционально таким показателям субъективного благополучия как «напряженность и чувствительность» и «изменчивость настроения».
Чем в большей степени у женщины выражена аутосимпатия, чем в большей степени она принимает все стороны своей личности, тем в меньшей степени у неё проявляется субъективное неблагополучие, тем в меньшей степени она испытывает личностную тревожность и напряжение.
Чем в большей степени женщины живут в настоящем, не зацикливаясь на событиях прошлого или будущего, чем в большей степени у них выражена потребность в познании, чем в большей степени они способны к спонтанному и конгруентному поведению, тем в большей степени они испытывают чувство счастья.
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1980.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М., 1995. - 291 с.
3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л.: Ленинградский ун-т, 1969. - 315 с.
5. Анцыферова, Л. И. Личность в трудах жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Том 15. - № 1. - С. 3-17.
6. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - М.: Валдае,1999.- 96 с.
7. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 768 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 321с.
9. Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта [Текст] / Д. Бьюдженталь. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
10. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии [Текст] / Д. Бьюдженталь. - М.: «Класс», 2005. - 336 с.
11. Виноградова, Г. А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога [Текст] / Г.А. Виноградова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 99с.
12. Виноградова, Г. А. О роли сознания в субъективном благополучии личности [Текст] / Г.А. Виноградова // Мир психологии. - 2016. - № 2(86) . - С. 215-225.
13. Виноградова, Г. А. Субъективное благополучие и развитие адаптационных способностей взрослых людей в условиях социально-экономического кризиса [Текст] / Г.А. Виноградова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - № 2. - С. 83-86.
14. Виноградова, Г. А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса [Текст] / Г.А. Виноградова // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - № 3(8). - С. 18¬20.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
16. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности : дис. ... докт. психол. наук [Текст] / Э. В. Галажинский. - Томск, 2002. - 320 с.
17. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2017. - 352 с.
18. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] / Д.С. Горбатов. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 272 с.
19. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Владос, 2010. - 240 с.
20. Демина, Л. Д., Ральникова, И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - М.,2000.
21. Егорычева, И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) [Текст] / И. Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11 - 33.
22. Егорычева, И. Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в её развитии: автореф. дис. ... докт. психол. наук [Текст] / И. Д. Егорычева. - М., 2012. - 25 с.
23. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта, 2003. - 336 с.
24. Идинов, И. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / И. А. Идинов. - Фрунзе, 1990.
25. Исаев, И. К. Самореализация личности как проблема социальной философии : автореф. дис. ... канд. фил. наук [Текст] / А. К. Исаев. - М., 1993. - 19 с.
26. Кон, И. С. В поисках себя: личность и её самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.
27. Коростылёва, Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. ... докт. психол. наук [Текст] / Л. А. Коростылева. - СПб., 2001.
28. Кроник, А. А. Психология человеческих отношений [Текст] / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. - Дубна: Изд-й центр "Феникс"; Изд. "Когито- Центр", 1998. - 224 с.
29. Кудинов, С. И. Психологический анализ самореализации китайцев в разные возрастные периоды [Текст] / С.И. Кудинов // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. - 2011.- № 7. - С. 45-50.
30. Кудинов, С. И. Системное исследование самореализации личности [Текст] / С.И. Кудинов // Научный вестник академии управления и сервиса. - 2008. - С. 263 - 270.
31. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб.: Речь, 2001. - 184 с.
32. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей [Текст] / Р. Кэмпбелл. - М., 2000.
33. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во политической литературы, 1975. - 304 с.
34. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии. - 2005. - № 7 (51). - С. 16- 21.
35. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: К постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000 - Т.21.№1. - С. 15-25.
36. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 150-158.
37. Леонтьев, Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - С. 13-46.
38. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - С. 175.
39. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов // Ин-т психологии РАН. - М.: Наука, 1999.
40. Макдауголл, У. Различение эмоции и чувства [Текст] / У. Макдауголл // В кн.: Психология эмоций. Тексты. Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.
41. Маслоу, А. Мотивация и личности [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 480 с.
42. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
43. Митина, О. В. Факторный анализ для психологов [Текст] / О.В. Митина. - М.: Психология, 2001. - 169 с.
44. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования [Текст] / Р. Мэй. - М.: Класс, 1994. - 255 с.
45. Мясищев, В. Н. Типология личности и ее значение для педологии и педагогики II Основные проблемы педологии в СССР. (По тезисам Первого Всероссийского съезда 27/ХН-1927 г. 3./1-1928 г.. [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Изд. оргбюро съезда, 1928. - С. 162-164.
46. Олпорт, Г. В. Личность в психологии [Текст] / Г.В. Олпорт. - СПб.: Питер Пресс, 1998. - 146 с.
47. Поваренков, Ю. П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М.: Институт психологии РАН, 2005.
48. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - С. 153-171.
49. Рубинштейн, М. М. Семейное или общественное воспитание? [Текст] / М.М. Рубинштейн. - М.: Смысл, 1918.
50. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
51. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
52. Садмен, С., Шварц, Н. Как люди отвечают на вопросы: Применение когнитивного анализа в массовых обследованиях [Текст] / С. Садмен, Н. Шварц. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
53. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модек», 1996.
54. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.-сост. Е.Ф. Губского. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 574 с.
55. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли [Текст] / П.А. Флоренский. - М.: Изд-во «Правда», 1990.
56. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. - М.: Академия, 1923.
57. Фролов, И. Т. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода [Текст] / И. Т. Фролов. - М., 1999.
58. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: Академия, 2004. - 447 с.
59. Холл, К. С., Линдсей, Г. Теории личности [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: Психотерапия, 2008. - 672 с.
60. Царенова, Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования [Текст] / Л.А. Царенова // автореф. дисс. ... канд. фил. наук. - М., 1992. - 19 с.
61. Цукерман, Г. А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.
62. Чернявская, Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис. ... докт. психол. наук [Текст] / Г. К. Чернявская. - М., 2001.
63. Шостром, Э. Анти-Карнеги Попурри [Текст] / Э. Шостром. - 2004. Режим доступаhttp: //www.klex.ru/ms
64. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипулятора к актуализации [Текст] /Э. Шостром. - К.: PSYLIB, 2003.
65. Шульц, Д. П., Шульц, С. Э. История современной психологии [Текст] / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц. - СПб.: Евразия, 1998. - 528 с.
66. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
67. Adler A. Social interest: A challenge to mankind. - 1964., N.Y.: Capricorn Books.
68. Allport G. W. Traits revisited // American Psychologist. - № 21. 1966. - P. 1-10.
69. Bandura A., (1995 b), On rectifying conceptual ecumenism. In J. E.Maddux (Ed.). Self-efficacy, adaptation, and adjustment (pp. 347-375), NY: Plenum Press.
70. Brown G., Langer E. Mindfulness and intelligence: A comparison. Edcat. Psychologist. V. 25 (3—4). — P. 305—335.
71. Byyudzhental J. The art of the psychotherapist / J/ Byyudzhental, N.Y., 1987
72. Frankl V. Der Mensch vor der Fragenachdem Sinn. Muenchen: Piper, 1979.