Договор перевозки
|
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика договора перевозки 7
1.1 Понятие и виды договора перевозки 7
1.2 Правовое регулирование договора перевозки 10
1.3 Основания для заключения договора перевозки 22
Глава 2 Особенности и содержание отдельных видов договора перевозки.. .26
2.1 Особенности и содержание договора перевозки грузов 26
2.2 Особенности и содержание договора перевозки пассажиров и
багажа 31
2.3 Особенности и содержание договора фрахтования 51
Глава 3 Ответственность за нарушение обязательств по перевозке 55
3.1 Прекращение договора перевозки груза 55
3.2 Ответственность сторон по договору перевозки грузов 58
3.3 Ответственность сторон по договору перевозки пассажиров и багажа 67
Заключение 83
Список используемой литературы и используемых источников 87
Глава 1 Общая характеристика договора перевозки 7
1.1 Понятие и виды договора перевозки 7
1.2 Правовое регулирование договора перевозки 10
1.3 Основания для заключения договора перевозки 22
Глава 2 Особенности и содержание отдельных видов договора перевозки.. .26
2.1 Особенности и содержание договора перевозки грузов 26
2.2 Особенности и содержание договора перевозки пассажиров и
багажа 31
2.3 Особенности и содержание договора фрахтования 51
Глава 3 Ответственность за нарушение обязательств по перевозке 55
3.1 Прекращение договора перевозки груза 55
3.2 Ответственность сторон по договору перевозки грузов 58
3.3 Ответственность сторон по договору перевозки пассажиров и багажа 67
Заключение 83
Список используемой литературы и используемых источников 87
Многочисленные и типичные нарушения прав при перевозке, отсутствие закрепления и охраны ряда прав пассажиров по законодательству РФ в отличие от законодательства стран ЕС, в которых проводится идея обеспечения прав человека во всех сферах человеческого бытия, включая сферу потребления транспортных услуг, отсутствие системных нормативных гарантий прав пассажира на всех видах транспорта обусловили необходимость комплексного исследования теоретических и прикладных проблем правового обеспечения прав пассажиров по законодательству РФ и выработки унифицированного подхода к их решению в соответствии с концепта частного права. Это предопределяет необходимость выработки целостной концепции обеспечения прав пассажира по договору перевозки пассажира.
Сложность задачи обусловлена тем, что субъективные права пассажиров являются элементом содержания конкретных отношений, которые подвергнуты правовому влиянию (нормативному и саморегулированию).
Учитывая, что перевозка грузов и пассажира является, с одной стороны, одним из способов осуществления права на свободу передвижения вообще, а с другой - потреблением пассажиром транспортной услуги, которая является исполнением договорного обязательства перевозчиком, а также одним из видов его предпринимательской деятельности, правовое регулирование этих отношений является сферой гражданского, транспортного законодательства.
Поскольку уровень нормативного обеспечения прав пассажира по законодательству РФ является минимальным и не удовлетворяет потребностей пассажира, существует необходимость в определении парадигмы правового регулирования отношений по перевозке пассажира и обеспечение его прав, в частности, права на свободу передвижения на основе безопасности, обновлении гражданского, транспортного законодательства в этой сфере.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие на основании договора перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Предметом исследования является договор перевозки грузов, багажа и пассажиров: теория и практика обеспечения прав.
Целью исследования является разработка направлений по совершенствованию действующего законодательства РФ в сфере перевозок и практики его применения.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач. Задачи исследования рассмотреть и изучить следующие пункты:
— понятие, виды и признаки договора перевозки;
— правовое регулирование договора перевозки;
— основания для заключения договора перевозки;
— особенности и содержание договора перевозки грузов;
— особенности и содержание договора перевозки пассажиров и багажа,
— особенности и содержание договора фрахтования;
— основания для прекращения договора перевозки;
— ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов;
— ответственность сторон за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа.
Теоретической основой исследования являются научные труды ученых по общей теории права, гражданского права, других отраслей системы права РФ, философии, экономики. Теоретической основой исследования стали выводы, изложенные в трудах известных ученых, как Анисимова А.П., Баркова А., Белова В.А., Гусевой ДС., Колодяжного К.Н., Кулагиной А.С., Маркевич Н.В., Протас Е.В., Разумовская Е.В., Эриашвили Н.Д. и другие.
Нормативную основу диссертации составляют: международно-правовые акты, акты гражданского законодательства РФ, а также транспортного законодательства.
Работа основывается на комплексном применении общенаучных и специальных методов научного познания в соответствии с целью и задачами, с учетом определенных предмета и объекта исследования. Диалектический метод познания позволил исследовать отношения перевозки грузов, багажа и пассажиров, и особенности их гражданско-правового регулирования, факторов, определяющих обеспеченность прав пассажира по данному договору, в их взаимосвязи. С помощью формально-логического метода и метода системного анализа сформулировано понятие договора перевозки пассажира, дана его характеристика и раскрывается содержание, определены правовое положение пассажира. Структурно-функциональный метод позволил охарактеризовать отношения из перевозки грузов, багажа и пассажиров, определить их субъектный состав, права и обязанности сторон по договору, механизм правового регулирования и его элементы, особенности заключения, исполнения и прекращения договора, определить типологию нарушений прав пассажира, механизм защиты прав пассажира и его элементы, формы и способы защиты, правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения договора. Сравнительно-правовой метод применен при исследовании состояния соответствия национального законодательства в сфере обеспечения прав по европейским стандартам.
Структура работы обусловлена задачами исследования. В связи с этим работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.
Сложность задачи обусловлена тем, что субъективные права пассажиров являются элементом содержания конкретных отношений, которые подвергнуты правовому влиянию (нормативному и саморегулированию).
Учитывая, что перевозка грузов и пассажира является, с одной стороны, одним из способов осуществления права на свободу передвижения вообще, а с другой - потреблением пассажиром транспортной услуги, которая является исполнением договорного обязательства перевозчиком, а также одним из видов его предпринимательской деятельности, правовое регулирование этих отношений является сферой гражданского, транспортного законодательства.
Поскольку уровень нормативного обеспечения прав пассажира по законодательству РФ является минимальным и не удовлетворяет потребностей пассажира, существует необходимость в определении парадигмы правового регулирования отношений по перевозке пассажира и обеспечение его прав, в частности, права на свободу передвижения на основе безопасности, обновлении гражданского, транспортного законодательства в этой сфере.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие на основании договора перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Предметом исследования является договор перевозки грузов, багажа и пассажиров: теория и практика обеспечения прав.
Целью исследования является разработка направлений по совершенствованию действующего законодательства РФ в сфере перевозок и практики его применения.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач. Задачи исследования рассмотреть и изучить следующие пункты:
— понятие, виды и признаки договора перевозки;
— правовое регулирование договора перевозки;
— основания для заключения договора перевозки;
— особенности и содержание договора перевозки грузов;
— особенности и содержание договора перевозки пассажиров и багажа,
— особенности и содержание договора фрахтования;
— основания для прекращения договора перевозки;
— ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов;
— ответственность сторон за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа.
Теоретической основой исследования являются научные труды ученых по общей теории права, гражданского права, других отраслей системы права РФ, философии, экономики. Теоретической основой исследования стали выводы, изложенные в трудах известных ученых, как Анисимова А.П., Баркова А., Белова В.А., Гусевой ДС., Колодяжного К.Н., Кулагиной А.С., Маркевич Н.В., Протас Е.В., Разумовская Е.В., Эриашвили Н.Д. и другие.
Нормативную основу диссертации составляют: международно-правовые акты, акты гражданского законодательства РФ, а также транспортного законодательства.
Работа основывается на комплексном применении общенаучных и специальных методов научного познания в соответствии с целью и задачами, с учетом определенных предмета и объекта исследования. Диалектический метод познания позволил исследовать отношения перевозки грузов, багажа и пассажиров, и особенности их гражданско-правового регулирования, факторов, определяющих обеспеченность прав пассажира по данному договору, в их взаимосвязи. С помощью формально-логического метода и метода системного анализа сформулировано понятие договора перевозки пассажира, дана его характеристика и раскрывается содержание, определены правовое положение пассажира. Структурно-функциональный метод позволил охарактеризовать отношения из перевозки грузов, багажа и пассажиров, определить их субъектный состав, права и обязанности сторон по договору, механизм правового регулирования и его элементы, особенности заключения, исполнения и прекращения договора, определить типологию нарушений прав пассажира, механизм защиты прав пассажира и его элементы, формы и способы защиты, правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения договора. Сравнительно-правовой метод применен при исследовании состояния соответствия национального законодательства в сфере обеспечения прав по европейским стандартам.
Структура работы обусловлена задачами исследования. В связи с этим работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.
В качестве обобщающего понятия договор перевозки можно рассматривать как совокупность договоренностей о платной перевозке грузов различными видами транспорта общего пользования.
Фактическое состояние правоотношений по перевозке пассажиров свидетельствует о наличии негативных тенденций в сфере обеспечения надлежащего выполнения перевозчиками своих обязанностей, чему способствует несовершенство правового регулирования: отсутствие
закрепления прав пассажира в соответствии с его потребностями и современными цивилизационных подходами; фрагментарность гарантий прав пассажиров и отсутствие последствий нарушения условий договора; отсутствие четкого, понятного и действенного механизма защиты прав пассажиров.
Предоставление транспортной услуги перевозчиком путем осуществления перевозки - способ удовлетворения личной неимущественной потребности пассажира в перемещении; является неимущественным благом, порядок получения которого обусловлен спецификой эксплуатации разных видов транспорта. Этот порядок, закрепленный актами транспортного законодательства, определяет модус выполнения договора перевозки пассажира и осуществление последним своих прав как стороны договора как потребителя и как человека, которые определены пределами и содержат ограничения. Эти ограничения должны соответствовать критериям справедливости, обоснованности и законности, а основания и порядок их применения должны быть унифицированы для всех видов транспорта.
Особенностями правового регулирования перевозок пассажиров в контексте обеспечения их прав являются:
— правовое положение пассажира в правоотношении по перевозке как «слабой стороны» приводит применение императивов нормативно-правового регулирования, что является не ограничением действия принципа свободы договора, а средством обеспечения прав пассажира;
— саморегулирование допустимо в части, в которой отсутствуют прямые нормативные запреты и не ухудшается правовое положение пассажира;
— большинство условий договора закреплено в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки пассажиров, что позволяет учитывать особенности эксплуатации разных видов транспорта;
— права пассажиров не обеспечены при перевозке их гужевым, мото-, велотранспортом, осуществляемым субъектом предпринимательской деятельности, и при осуществлении перевозок на безвозмездной основе из-за отсутствия правового регулирования таких отношений.
Обеспечение прав пассажира должно осуществляться на двух уровнях: во-первых уровни унификации положений, универсальных для перевозки пассажиров на всех видах транспорта; во-вторых уровни специфичности, позволяющие учесть технические особенности эксплуатации разных видов транспорта. Требуют унификации: определение договора перевозки пассажира; момент заключения договора; значение билета и порядок: приобретение, переоформление, восстановление, возврат, в том числе электронного билета; правовое положение сторон и других участников договора, их универсальные и специфические по видам транспорта права и обязанности; гарантии прав пассажиров, включая: детей, лиц с инвалидностью, лиц с ограниченной подвижностью; условия перевозки пассажира, включая: безопасность, своевременность, комфортность, помощь и альтернативного выполнения перевозки пассажира в случае поломки транспортного средства; содержания и объема предоставляемой информации пассажиру и критериев ее донесения; основания и порядок отказа пассажиру в перевозке; условия перевозки ручной клади и багажа, включая: критерии и перечень предметов и веществ, запрещенных или ограниченных в перевозке, особенности перевозки животных, последствия нарушения условий перевозки багажа, правовой режим неистребованного багажа; объем помощи, оказываемой перевозчиком пассажиру в случае длительной задержки в перевозке; ответственность перевозчика и компенсацию пассажиру за отдельные виды нарушений условий договора; обеспечение права пассажира на защиту, включая: порядок и сроки предъявления, рассмотрения претензий и их удовлетворение.
Договор перевозки пассажира в системе гражданско-правовых договоров занимает следующее место: тип договора (оказание услуг) - подтип договора (перевозка) - вид договора (перевозка пассажира) - подвид (перевозка пассажира определенным видом транспорта). Существенными условиями договора перевозки пассажира являются предмет (действия перевозчика по предоставлению транспортной услуги пассажиру), цена, срок доставки пассажира, пункт отправки и пункт прибытия пассажира.
Договор перевозки багажа является вспомогательным транспортным договором (по функциональному назначению), который вне основного транспортного договора является самостоятельной договорной конструкцией. Он относится к типу договоров о предоставлении услуг. Договор перевозки багажа является реальным, двусторонним, возмездным договором.
Обосновывается, что в действующем транспортном законодательстве (ст. 2 УЖТ РФ) необходимо закрепить понятие «перевозка грузов железнодорожным транспортом» путем перечисления действий, ее составляющих. Сформулировано авторское определение этого понятия: «Перевозка грузов - совокупность действий, направленных на принятие груза, его погрузку, перемещение из одного места в другое в соответствии с условиями договора, а также выдачу груза лицу, управомоченному на получение груза».
Одним из обязательных и существенных условий договора перевозки значится срок доставки груза. В ГК РФ не установлена ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки, она предусмотрена только транспортными кодексами и уставом. Для единообразного толкования сроков доставки груза необходимо уточнить положения ст. 785 ГК РФ. Например, фразу об обязанности перевозчика о доставке груза в пункт назначения дополнить обозначением самого срока доставки согласно договору или транспортному законодательству.
Правовые последствия нарушения сроков доставки, повреждения, порчи или потери багажа (не предусмотрено на автомобильном и железнодорожном транспорте) требуют унификации по критериям: багаж должен сдаваться с объявленной ценностью, а размер возмещения утраченного багажа определяться этой оценкой или действительной стоимостью, если ее можно установить, а при отсутствии оценки - из расчета стоимости 1 кг багажа; поврежденного багажа, - определяться снижением его стоимости (ценности).
Для определения соотношения понятий «плата за перевозку» и «сбор» следует ввести в УЖТ РФ специальную статью, посвященную платежам при осуществлении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Редакция этой статьи может быть следующей: «Во исполнение обязанности по оплате перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель обязуется внести плату за перевозку. В случае, если стороны в соглашении предусмотрели выполнение иных работ и оказание других услуг, то грузоотправитель уплачивает необходимые сборы в соответствии с действующим законодательством».
Фактическое состояние правоотношений по перевозке пассажиров свидетельствует о наличии негативных тенденций в сфере обеспечения надлежащего выполнения перевозчиками своих обязанностей, чему способствует несовершенство правового регулирования: отсутствие
закрепления прав пассажира в соответствии с его потребностями и современными цивилизационных подходами; фрагментарность гарантий прав пассажиров и отсутствие последствий нарушения условий договора; отсутствие четкого, понятного и действенного механизма защиты прав пассажиров.
Предоставление транспортной услуги перевозчиком путем осуществления перевозки - способ удовлетворения личной неимущественной потребности пассажира в перемещении; является неимущественным благом, порядок получения которого обусловлен спецификой эксплуатации разных видов транспорта. Этот порядок, закрепленный актами транспортного законодательства, определяет модус выполнения договора перевозки пассажира и осуществление последним своих прав как стороны договора как потребителя и как человека, которые определены пределами и содержат ограничения. Эти ограничения должны соответствовать критериям справедливости, обоснованности и законности, а основания и порядок их применения должны быть унифицированы для всех видов транспорта.
Особенностями правового регулирования перевозок пассажиров в контексте обеспечения их прав являются:
— правовое положение пассажира в правоотношении по перевозке как «слабой стороны» приводит применение императивов нормативно-правового регулирования, что является не ограничением действия принципа свободы договора, а средством обеспечения прав пассажира;
— саморегулирование допустимо в части, в которой отсутствуют прямые нормативные запреты и не ухудшается правовое положение пассажира;
— большинство условий договора закреплено в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки пассажиров, что позволяет учитывать особенности эксплуатации разных видов транспорта;
— права пассажиров не обеспечены при перевозке их гужевым, мото-, велотранспортом, осуществляемым субъектом предпринимательской деятельности, и при осуществлении перевозок на безвозмездной основе из-за отсутствия правового регулирования таких отношений.
Обеспечение прав пассажира должно осуществляться на двух уровнях: во-первых уровни унификации положений, универсальных для перевозки пассажиров на всех видах транспорта; во-вторых уровни специфичности, позволяющие учесть технические особенности эксплуатации разных видов транспорта. Требуют унификации: определение договора перевозки пассажира; момент заключения договора; значение билета и порядок: приобретение, переоформление, восстановление, возврат, в том числе электронного билета; правовое положение сторон и других участников договора, их универсальные и специфические по видам транспорта права и обязанности; гарантии прав пассажиров, включая: детей, лиц с инвалидностью, лиц с ограниченной подвижностью; условия перевозки пассажира, включая: безопасность, своевременность, комфортность, помощь и альтернативного выполнения перевозки пассажира в случае поломки транспортного средства; содержания и объема предоставляемой информации пассажиру и критериев ее донесения; основания и порядок отказа пассажиру в перевозке; условия перевозки ручной клади и багажа, включая: критерии и перечень предметов и веществ, запрещенных или ограниченных в перевозке, особенности перевозки животных, последствия нарушения условий перевозки багажа, правовой режим неистребованного багажа; объем помощи, оказываемой перевозчиком пассажиру в случае длительной задержки в перевозке; ответственность перевозчика и компенсацию пассажиру за отдельные виды нарушений условий договора; обеспечение права пассажира на защиту, включая: порядок и сроки предъявления, рассмотрения претензий и их удовлетворение.
Договор перевозки пассажира в системе гражданско-правовых договоров занимает следующее место: тип договора (оказание услуг) - подтип договора (перевозка) - вид договора (перевозка пассажира) - подвид (перевозка пассажира определенным видом транспорта). Существенными условиями договора перевозки пассажира являются предмет (действия перевозчика по предоставлению транспортной услуги пассажиру), цена, срок доставки пассажира, пункт отправки и пункт прибытия пассажира.
Договор перевозки багажа является вспомогательным транспортным договором (по функциональному назначению), который вне основного транспортного договора является самостоятельной договорной конструкцией. Он относится к типу договоров о предоставлении услуг. Договор перевозки багажа является реальным, двусторонним, возмездным договором.
Обосновывается, что в действующем транспортном законодательстве (ст. 2 УЖТ РФ) необходимо закрепить понятие «перевозка грузов железнодорожным транспортом» путем перечисления действий, ее составляющих. Сформулировано авторское определение этого понятия: «Перевозка грузов - совокупность действий, направленных на принятие груза, его погрузку, перемещение из одного места в другое в соответствии с условиями договора, а также выдачу груза лицу, управомоченному на получение груза».
Одним из обязательных и существенных условий договора перевозки значится срок доставки груза. В ГК РФ не установлена ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки, она предусмотрена только транспортными кодексами и уставом. Для единообразного толкования сроков доставки груза необходимо уточнить положения ст. 785 ГК РФ. Например, фразу об обязанности перевозчика о доставке груза в пункт назначения дополнить обозначением самого срока доставки согласно договору или транспортному законодательству.
Правовые последствия нарушения сроков доставки, повреждения, порчи или потери багажа (не предусмотрено на автомобильном и железнодорожном транспорте) требуют унификации по критериям: багаж должен сдаваться с объявленной ценностью, а размер возмещения утраченного багажа определяться этой оценкой или действительной стоимостью, если ее можно установить, а при отсутствии оценки - из расчета стоимости 1 кг багажа; поврежденного багажа, - определяться снижением его стоимости (ценности).
Для определения соотношения понятий «плата за перевозку» и «сбор» следует ввести в УЖТ РФ специальную статью, посвященную платежам при осуществлении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Редакция этой статьи может быть следующей: «Во исполнение обязанности по оплате перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель обязуется внести плату за перевозку. В случае, если стороны в соглашении предусмотрели выполнение иных работ и оказание других услуг, то грузоотправитель уплачивает необходимые сборы в соответствии с действующим законодательством».
Подобные работы
- Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Договор перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договор перевозки груза на отдельном виде транспорта (железнодорожном, морском, автомобильном, авиационном,
речном)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Договор перевозки груза (Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Договор перевозки грузов: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022



