ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности 16
1.1 История развития внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях 16
1.2 Формирование готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в рамках проектного обучения 33
1.3 Модель управления процессом внеурочной учебно исследовательской деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов 47
Выводы по первой главе 61
Глава 2. Экспериментальная апробация организационно педагогических условий формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности и модели управления этим процессом 64
2.1 Выявление компонентов и уровней готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности 64
2.2 Содержание работы по формированию готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности 74
2.3 Оценка эффективности организации внеурочной учебно исследовательской деятельности в рамках модели управления процессом 92
Выводы по второй главе 100
Заключение 104
Список используемой литературы 107
Приложения 121
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности 16
1.1 История развития внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях 16
1.2 Формирование готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в рамках проектного обучения 33
1.3 Модель управления процессом внеурочной учебно исследовательской деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов 47
Выводы по первой главе 61
Глава 2. Экспериментальная апробация организационно педагогических условий формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности и модели управления этим процессом 64
2.1 Выявление компонентов и уровней готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности 64
2.2 Содержание работы по формированию готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности 74
2.3 Оценка эффективности организации внеурочной учебно исследовательской деятельности в рамках модели управления процессом 92
Выводы по второй главе 100
Заключение 104
Список используемой литературы 107
Приложения 121
Цель исследования - повысить качество и эффективность внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школах за счет формирования готовности педагогов к ее организации.
Объект исследования - процесс формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно- исследовательской деятельности в школе.
Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать ряд задач, необходимых для последующего решения:
1. Провести анализ состояния проблемы в педагогической науке и практике современных школ, конкретизировав сущность и содержание понятия «готовность педагогов к организации внеурочной учебноисследовательской деятельности в школе».
2. Разработать модель управления процессом внеурочной учебноисследовательской деятельности в школе с позиций системного, процессного и личностно-деятельностного подходов.
3. Теоретически обосновать компоненты и уровни сформированности готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.
4. Экспериментально апробировать организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.
Объект исследования - процесс формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно- исследовательской деятельности в школе.
Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать ряд задач, необходимых для последующего решения:
1. Провести анализ состояния проблемы в педагогической науке и практике современных школ, конкретизировав сущность и содержание понятия «готовность педагогов к организации внеурочной учебноисследовательской деятельности в школе».
2. Разработать модель управления процессом внеурочной учебноисследовательской деятельности в школе с позиций системного, процессного и личностно-деятельностного подходов.
3. Теоретически обосновать компоненты и уровни сформированности готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.
4. Экспериментально апробировать организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.
Анализ теоретического характера и экспериментальная апробация исследовательской работы подтвердили, что предложенная гипотеза исследования верна и можно сделать следующие выводы.
1. Проблема формирования готовности педагогов к организации
внеурочной учебно-исследовательской деятельности актуальна на сегодняшний день, а также требует целостного подхода и теоретического переосмысления. В работе конкретизирована сущность и содержание понятия «готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности», которая рассматривается как интегративная характеристика, определяющая эффективную организацию внеурочной учебно-исследовательской
деятельности и выступающая как совокупность и взаимодействие мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
2. В рамках педагогических экспериментов организована согласованная совместная деятельность субъектов образовательного процесса через совокупность алгоритма управления и алгоритма функционирования ВУИД.
3. Разработана модель управления процессом внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе с позиций системного, процессного и личностно-деятельностного подходов, основанная на совместной деятельности субъектов образовательного процесса через совокупность алгоритма управления и алгоритма функционирования ВУИД.
4. Разработан и обоснован критериально-диагностический аппарат, помогающий объективно оценить уровни сформированности компонентов готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе. Для мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов выделены низкий, средний и высокий уровни; для деятельностного и рефлексивного - теоретический уровень, прикладной уровень и уровень управления процессом. Показателями для оценки уровня сформированности компонентов готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности являются необходимые знания и умения в области организации учебного исследования, а также устойчивая мотивация к ее проведению.
5. Обосновано, что формирование готовности педагогов к организации
внеурочной учебно-исследовательской деятельности - это поэтапный процесс, состоящий из трех этапов: мотивационного, проектировочного и
рефлексивного.
6. Формирование готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности происходит в рамках организации комплекса мероприятий:
- приглашение преподавателей ВУЗов, сотрудников Ресурсного центра для проведения лекций, мастер классов, семинаров и пр.;
- создание креативной среды, ориентация на личность педагогов при их обучении, побуждение к рефлексии, диалогизации процесса;
- создание Школы наставничества;
- комплексное ресурсное обеспечение процесса обучения и мотивирования педагогов.
Проведенная диагностика на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показала положительную динамику процесса формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности. Поставленный второй эксперимент, подтверждающий влияние формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебноисследовательской деятельности на качество и эффективность ее организации показал, что выдвинутая гипотеза верна. Можно сделать вывод, что поставленные в ходе исследования задачи решены и цель достигнута.
Однако анализ полученных результатов исследования показывает, что проблема до конца не исчерпана. Педагоги продолжают испытывать некоторые затруднения при организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности. Следовательно, работа в дальнейшем может быть продолжена и посвящена поиску более эффективных мероприятий для формирования мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.
1. Проблема формирования готовности педагогов к организации
внеурочной учебно-исследовательской деятельности актуальна на сегодняшний день, а также требует целостного подхода и теоретического переосмысления. В работе конкретизирована сущность и содержание понятия «готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности», которая рассматривается как интегративная характеристика, определяющая эффективную организацию внеурочной учебно-исследовательской
деятельности и выступающая как совокупность и взаимодействие мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
2. В рамках педагогических экспериментов организована согласованная совместная деятельность субъектов образовательного процесса через совокупность алгоритма управления и алгоритма функционирования ВУИД.
3. Разработана модель управления процессом внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе с позиций системного, процессного и личностно-деятельностного подходов, основанная на совместной деятельности субъектов образовательного процесса через совокупность алгоритма управления и алгоритма функционирования ВУИД.
4. Разработан и обоснован критериально-диагностический аппарат, помогающий объективно оценить уровни сформированности компонентов готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе. Для мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов выделены низкий, средний и высокий уровни; для деятельностного и рефлексивного - теоретический уровень, прикладной уровень и уровень управления процессом. Показателями для оценки уровня сформированности компонентов готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности являются необходимые знания и умения в области организации учебного исследования, а также устойчивая мотивация к ее проведению.
5. Обосновано, что формирование готовности педагогов к организации
внеурочной учебно-исследовательской деятельности - это поэтапный процесс, состоящий из трех этапов: мотивационного, проектировочного и
рефлексивного.
6. Формирование готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности происходит в рамках организации комплекса мероприятий:
- приглашение преподавателей ВУЗов, сотрудников Ресурсного центра для проведения лекций, мастер классов, семинаров и пр.;
- создание креативной среды, ориентация на личность педагогов при их обучении, побуждение к рефлексии, диалогизации процесса;
- создание Школы наставничества;
- комплексное ресурсное обеспечение процесса обучения и мотивирования педагогов.
Проведенная диагностика на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показала положительную динамику процесса формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности. Поставленный второй эксперимент, подтверждающий влияние формирования готовности педагогов к организации внеурочной учебноисследовательской деятельности на качество и эффективность ее организации показал, что выдвинутая гипотеза верна. Можно сделать вывод, что поставленные в ходе исследования задачи решены и цель достигнута.
Однако анализ полученных результатов исследования показывает, что проблема до конца не исчерпана. Педагоги продолжают испытывать некоторые затруднения при организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности. Следовательно, работа в дальнейшем может быть продолжена и посвящена поиску более эффективных мероприятий для формирования мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов готовности педагогов к организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности в школе.





