Управление инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации на примере федерального государственного автономного учреждения «Военный инновационный технополис «Эра»
|
Введение 4
1 Теоретические положения управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации 9
1.1 Сущность проектного управления 9
1.2 Роль проектного управления в менеджменте технопарков 17
1.3 Проблемы управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации 23
2 Анализ применения проектного подхода в военном инновационном технополисе «ЭРА» 28
2.1 Место военного инновационного технополиса «Эра» в Министерстве обороны Российской Федерации 28
2.2 Анализ состояния проектного управления в военном инновационном технополисе «Эра» 34
2.3 Модель управления проектами в военном инновационном технополисе «Эра» 48
3 Совершенствование проектного управления в военном инновационном технополисе «ЭРА» 54
3.1 Методика и инструменты формирования плана мероприятий для развития системы управления инновационными проектами 54
3.2 Совершенствование модели управления проектами в военном инновационном технополисе «Эра» 60
3.3 Оценка экономической эффективности применения усовершенствованных процессов проектной деятельности 66
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 75
Приложение А Алгоритм реализации проектов в военном инновационном технополисе «Эра 82
Приложение Б Расчет сетевого план-графика 83
Приложение В Матрица ответственности рассмотрения проектных заявок в технополисе «Эра» 87
Приложение Г Положение о рассмотрении заявок организаций на реализацию проектов в Военном инновационном Технополисе «ЭРА» 90
Приложение Д Оптимизация сетевой модели рассмотрения проектных заявок в технополисе «Эра» 96
Приложение Е Матрица ответственности рассмотрения заявок на проект в технополисе «Эра» после оптимизации процессов 100
1 Теоретические положения управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации 9
1.1 Сущность проектного управления 9
1.2 Роль проектного управления в менеджменте технопарков 17
1.3 Проблемы управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации 23
2 Анализ применения проектного подхода в военном инновационном технополисе «ЭРА» 28
2.1 Место военного инновационного технополиса «Эра» в Министерстве обороны Российской Федерации 28
2.2 Анализ состояния проектного управления в военном инновационном технополисе «Эра» 34
2.3 Модель управления проектами в военном инновационном технополисе «Эра» 48
3 Совершенствование проектного управления в военном инновационном технополисе «ЭРА» 54
3.1 Методика и инструменты формирования плана мероприятий для развития системы управления инновационными проектами 54
3.2 Совершенствование модели управления проектами в военном инновационном технополисе «Эра» 60
3.3 Оценка экономической эффективности применения усовершенствованных процессов проектной деятельности 66
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 75
Приложение А Алгоритм реализации проектов в военном инновационном технополисе «Эра 82
Приложение Б Расчет сетевого план-графика 83
Приложение В Матрица ответственности рассмотрения проектных заявок в технополисе «Эра» 87
Приложение Г Положение о рассмотрении заявок организаций на реализацию проектов в Военном инновационном Технополисе «ЭРА» 90
Приложение Д Оптимизация сетевой модели рассмотрения проектных заявок в технополисе «Эра» 96
Приложение Е Матрица ответственности рассмотрения заявок на проект в технополисе «Эра» после оптимизации процессов 100
В соответствии с программой по модернизации оборонно- промышленного комплекса в России создаются инновационные центры. Целью их создания является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поиск, развитие и внедрение прорывных разработок и технологий в производство для обеспечения обороноспособности станы.
При модернизации, особое внимание уделяется развитию «двойных технологий», так как ожидается, что их применение даст положительный экономический эффект в военном и гражданском секторах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», развитие инновационной среды в России является важнейшим направлением работы Правительства [31-32]. Стоит задача в увеличении экономических темпов роста, что невозможно обеспечить без ускорения внедрения инноваций как на отдельных предприятиях, так и на уровне государственных структур [38]. По словам Е.Дубицкой: «На 2019 год удельный вес высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте составил 21,3%, включая 2,7 % продукции оборонно-промышленного комплекса. При этом, перед российской промышленностью стоит задача повышения удельного веса высокотехнологичной продукции до 25,6% к 2024 году, где доля оборонно-промышленного комплекса должна составлять не менее 3%» [20]. Также взят курс по импортозамещению оборудования и технологий, используемых при производстве продукции [39].
Российские предприятия обладают высоким научным и инновационным потенциалом, но разрабатываемые передовые технологии и новшества не всегда находят своей ниши в государственном оборонном заказе.
Формализованная деятельность, ориентированная на процесс, в таких условиях, является малоэффективной. Проектный подход в основе концепции которого является работа с пятью параметрами: объемом работ, качеством, стоимостью, рисками, сроками, является наиболее эффективным инструментом при управлении инновационными проектами.
Проблемой в области применения проектного подхода по управлению инновационными проектами в Министерстве обороны Российской Федерации является недостаток опыта и отсутствие выстроенной методологии.
Развитие и практическое применение передовых моделей управления инновационными проектами в военных инновационных технопарках Минобороны России позволит повысить эффективность научных исследований и разработок в целом, увеличит трансфер технологий в гражданский сектор и в целом приведет к укреплению обороноспособности Российской Федерации.
Актуальность диссертации заключается в том, что действующая система государственного оборонного заказа, применяемая Минобороны России, не всегда позволяет в кратчайшие сроки реализовать новые разработки. В среднем, цикл разработки составляет 5-7 лет, минимум 3 года. Такой долгий цикл зачастую приводит к моральному устареванию инноваций, так как к моменту внедрения новшества, уже существуют подобные аналоги, произведенные конкурентной средой.
Для решения данной проблемы в Министерстве обороны Российской Федерации принято решение о внедрении методов и подходов по управлению инновационной деятельностью. Под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [25].
Объектом исследования является процесс управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Предметом исследования являются организационно-экономические и правовые отношения, возникающие в процессе управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Целью исследования сокращение времени жизненных стадий инновационных проектов в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Гипотеза исследования заключается в возможности повышения эффективности функционирования инновационных технопарков Министерства обороны Российской Федерации, если будет применен проектный подход при реализации инновационных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ подходов управления инновационными проектами в зарубежных странах;
• провести обзор состояния проектного менеджмента в Российской Федерации, в том числе технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• обосновать необходимость совершенствования процесса управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• разработать модель управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• предложить комплекс практических рекомендаций, направленных на повышение результативности деятельности технопарков Министерства обороны Российской Федерации.
Теоретическая, методологическая база исследования. В процессе написания работы автором были использованы следующие источники информации: нормативно-правовые документы, научные труды отечественных и зарубежных ученых, учебные и методические пособия.
Методами исследования служат метод сравнения, табличный и графический методы представления данных, анализ динамики, конкретизация и обобщение.
Опытно-экспериментальная база исследования: федеральное государственное автономное учреждение «Военный инновационный технополис «ЭРА».
Научная новизна исследования состоит в совершенствовании процессов управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации за счет разработки модели управления проектами, применения регламентирующих проектное управление документов и внедрения автоматизированной системы управления проектами.
По результатам проведенного магистерского исследования, основными элементами научной новизны, выносимыми на защиту, являются:
• уточненные теоретические и практические положения в области в области управления инновационными проектами с учетом особенностей их реализации в военных технопарках;
• алгоритм управления инновационными проектами с использованием проектного подхода с учетом специфики их внедрения в Министерстве обороны Российской Федерации;
• модель рассмотрения инновационных проектов, построенная на основе применения метода критического пути.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• рассмотрении сущности проектного управления;
• определение роли проектного управления в менеджменте военных технопарков;
• определении проблем управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в:
• сокращении временных этапов жизненного цикла проекта от фазы «инициация проекта» до фазы «реализация проекта»;
• разработке нормативно-методического документа «положение о рассмотрении заявок организаций на реализацию проектов в военном инновационном технополисе «Эра»;
• внедрении автоматизированной системы управления проектами.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: выбором теоретических подходов, разнообразием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, практической результативностью.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в получении результатов, изложенных в диссертации, а также в новизне и практической значимости результатов проведенных исследований.
Структура работы:
• введение отражает актуальность темы, определяет объект, предмет, цель, задачи, методы и научную новизну исследования;
• в первой главе рассматриваются теоретические положения по организации управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• во второй главе анализируется деятельность по применению проектного подхода в военном инновационном технополисе «Эра»;
• в третьей главе отражены проблемы, выявленные в результате выполненной аналитической работы, а также методы совершенствования деятельности по применению проектного подхода в военном инновационном технополисе «Эра»;
• в заключении сформулированы окончательные выводы и итоги исследования.
При модернизации, особое внимание уделяется развитию «двойных технологий», так как ожидается, что их применение даст положительный экономический эффект в военном и гражданском секторах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», развитие инновационной среды в России является важнейшим направлением работы Правительства [31-32]. Стоит задача в увеличении экономических темпов роста, что невозможно обеспечить без ускорения внедрения инноваций как на отдельных предприятиях, так и на уровне государственных структур [38]. По словам Е.Дубицкой: «На 2019 год удельный вес высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте составил 21,3%, включая 2,7 % продукции оборонно-промышленного комплекса. При этом, перед российской промышленностью стоит задача повышения удельного веса высокотехнологичной продукции до 25,6% к 2024 году, где доля оборонно-промышленного комплекса должна составлять не менее 3%» [20]. Также взят курс по импортозамещению оборудования и технологий, используемых при производстве продукции [39].
Российские предприятия обладают высоким научным и инновационным потенциалом, но разрабатываемые передовые технологии и новшества не всегда находят своей ниши в государственном оборонном заказе.
Формализованная деятельность, ориентированная на процесс, в таких условиях, является малоэффективной. Проектный подход в основе концепции которого является работа с пятью параметрами: объемом работ, качеством, стоимостью, рисками, сроками, является наиболее эффективным инструментом при управлении инновационными проектами.
Проблемой в области применения проектного подхода по управлению инновационными проектами в Министерстве обороны Российской Федерации является недостаток опыта и отсутствие выстроенной методологии.
Развитие и практическое применение передовых моделей управления инновационными проектами в военных инновационных технопарках Минобороны России позволит повысить эффективность научных исследований и разработок в целом, увеличит трансфер технологий в гражданский сектор и в целом приведет к укреплению обороноспособности Российской Федерации.
Актуальность диссертации заключается в том, что действующая система государственного оборонного заказа, применяемая Минобороны России, не всегда позволяет в кратчайшие сроки реализовать новые разработки. В среднем, цикл разработки составляет 5-7 лет, минимум 3 года. Такой долгий цикл зачастую приводит к моральному устареванию инноваций, так как к моменту внедрения новшества, уже существуют подобные аналоги, произведенные конкурентной средой.
Для решения данной проблемы в Министерстве обороны Российской Федерации принято решение о внедрении методов и подходов по управлению инновационной деятельностью. Под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [25].
Объектом исследования является процесс управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Предметом исследования являются организационно-экономические и правовые отношения, возникающие в процессе управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Целью исследования сокращение времени жизненных стадий инновационных проектов в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Гипотеза исследования заключается в возможности повышения эффективности функционирования инновационных технопарков Министерства обороны Российской Федерации, если будет применен проектный подход при реализации инновационных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ подходов управления инновационными проектами в зарубежных странах;
• провести обзор состояния проектного менеджмента в Российской Федерации, в том числе технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• обосновать необходимость совершенствования процесса управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• разработать модель управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• предложить комплекс практических рекомендаций, направленных на повышение результативности деятельности технопарков Министерства обороны Российской Федерации.
Теоретическая, методологическая база исследования. В процессе написания работы автором были использованы следующие источники информации: нормативно-правовые документы, научные труды отечественных и зарубежных ученых, учебные и методические пособия.
Методами исследования служат метод сравнения, табличный и графический методы представления данных, анализ динамики, конкретизация и обобщение.
Опытно-экспериментальная база исследования: федеральное государственное автономное учреждение «Военный инновационный технополис «ЭРА».
Научная новизна исследования состоит в совершенствовании процессов управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации за счет разработки модели управления проектами, применения регламентирующих проектное управление документов и внедрения автоматизированной системы управления проектами.
По результатам проведенного магистерского исследования, основными элементами научной новизны, выносимыми на защиту, являются:
• уточненные теоретические и практические положения в области в области управления инновационными проектами с учетом особенностей их реализации в военных технопарках;
• алгоритм управления инновационными проектами с использованием проектного подхода с учетом специфики их внедрения в Министерстве обороны Российской Федерации;
• модель рассмотрения инновационных проектов, построенная на основе применения метода критического пути.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• рассмотрении сущности проектного управления;
• определение роли проектного управления в менеджменте военных технопарков;
• определении проблем управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в:
• сокращении временных этапов жизненного цикла проекта от фазы «инициация проекта» до фазы «реализация проекта»;
• разработке нормативно-методического документа «положение о рассмотрении заявок организаций на реализацию проектов в военном инновационном технополисе «Эра»;
• внедрении автоматизированной системы управления проектами.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: выбором теоретических подходов, разнообразием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, практической результативностью.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в получении результатов, изложенных в диссертации, а также в новизне и практической значимости результатов проведенных исследований.
Структура работы:
• введение отражает актуальность темы, определяет объект, предмет, цель, задачи, методы и научную новизну исследования;
• в первой главе рассматриваются теоретические положения по организации управления инновационными проектами в технопарках Министерства обороны Российской Федерации;
• во второй главе анализируется деятельность по применению проектного подхода в военном инновационном технополисе «Эра»;
• в третьей главе отражены проблемы, выявленные в результате выполненной аналитической работы, а также методы совершенствования деятельности по применению проектного подхода в военном инновационном технополисе «Эра»;
• в заключении сформулированы окончательные выводы и итоги исследования.
По результатам проведенного в работе исследования уточнены теоретические и практические положения в области управления инновационными проектами с учетом особенностей их реализации в военных технопарках.
В первой главе магистерской диссертации проведен анализ предметной области и оценка уровня развития научной области исследования управления инновационными проектами, рассмотрены современные подходы к управлению инновационными проектами, проведен сравнительный анализ проектной деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации и странах потенциальных противников. Уточнен ряд теоретических положений, проведен анализ существующей государственной инфраструктуры, поддержки, развития и внедрения инновационных проектов. Обоснована целесообразность применения проектного подхода в целях снижения времени внедрения инновационных проектов в Минобороны. Выявлена необходимость разработки и улучшения подходов к управлению проектами, учитывающая особенности проведения гособоронзаказа и внедрения перспективных образов военной техники.
Во второй главе определены основные положения в области применения проектного управления в военном инновационном технополисе «Эра», направленные на улучшение и оптимизацию существующих и создание новых моделей управления инновационными проектами в военных технопарках.
Подробный анализ жизненного цикла проектов в технополисе выявил следующие проблемы:
• отсутствие проработанной нормативно-методической базы в рамках проектного управления;
• отсутствие систем автоматизации управления проектной деятельности;
• отсутствие согласованной модели реализации проектов в технополисе.
Данные обстоятельства создают проблемную ситуацию, препятствующую реализации инновационных проектов в кратчайшие сроки. В связи с чем, автором разработана и рассмотрена модель управления проектом от стадии «инициации», до стадии «реализация», которая помогла выявить и установить следующие проблемы: функции, выполняемые сотрудниками, дублируются, процесс экспертизы неоправданно усложнен, отсутствует положение по управлению проектами, которое бы регламентировало функции, сроки и роли участников процесса.
В третьей главе работы, на основе оценки зрелости уровня проектного управления в организации, предложен подход по совершенствованию проектного управления в технополисе за счет разработки «Положения о рассмотрении заявок от организаций на реализацию проектов в Военном инновационном технополисе «Эра» и применению автоматизированной системы управления проектами.
Предложенные мероприятия позволили повысить эффективность рассмотрения заявок на реализацию инновационных проектов на 61,2 %. Срок рассмотрения и принятия решения о его реализации сократился на 60 дней за счет оптимизированного процесса проведения экспертизы заявки и распределения ответственности сотрудников. Высвобождение сотрудников составило 2 человека. Годовая экономия ресурсов с учетом затрат на внедрение предложенных мероприятий составила 905 тыс. руб.
Произведенные расчеты экономической эффективности подтверждают целесообразность предложенных мероприятий.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи, поставленные перед исследованием решены.
В первой главе магистерской диссертации проведен анализ предметной области и оценка уровня развития научной области исследования управления инновационными проектами, рассмотрены современные подходы к управлению инновационными проектами, проведен сравнительный анализ проектной деятельности в Министерстве обороны Российской Федерации и странах потенциальных противников. Уточнен ряд теоретических положений, проведен анализ существующей государственной инфраструктуры, поддержки, развития и внедрения инновационных проектов. Обоснована целесообразность применения проектного подхода в целях снижения времени внедрения инновационных проектов в Минобороны. Выявлена необходимость разработки и улучшения подходов к управлению проектами, учитывающая особенности проведения гособоронзаказа и внедрения перспективных образов военной техники.
Во второй главе определены основные положения в области применения проектного управления в военном инновационном технополисе «Эра», направленные на улучшение и оптимизацию существующих и создание новых моделей управления инновационными проектами в военных технопарках.
Подробный анализ жизненного цикла проектов в технополисе выявил следующие проблемы:
• отсутствие проработанной нормативно-методической базы в рамках проектного управления;
• отсутствие систем автоматизации управления проектной деятельности;
• отсутствие согласованной модели реализации проектов в технополисе.
Данные обстоятельства создают проблемную ситуацию, препятствующую реализации инновационных проектов в кратчайшие сроки. В связи с чем, автором разработана и рассмотрена модель управления проектом от стадии «инициации», до стадии «реализация», которая помогла выявить и установить следующие проблемы: функции, выполняемые сотрудниками, дублируются, процесс экспертизы неоправданно усложнен, отсутствует положение по управлению проектами, которое бы регламентировало функции, сроки и роли участников процесса.
В третьей главе работы, на основе оценки зрелости уровня проектного управления в организации, предложен подход по совершенствованию проектного управления в технополисе за счет разработки «Положения о рассмотрении заявок от организаций на реализацию проектов в Военном инновационном технополисе «Эра» и применению автоматизированной системы управления проектами.
Предложенные мероприятия позволили повысить эффективность рассмотрения заявок на реализацию инновационных проектов на 61,2 %. Срок рассмотрения и принятия решения о его реализации сократился на 60 дней за счет оптимизированного процесса проведения экспертизы заявки и распределения ответственности сотрудников. Высвобождение сотрудников составило 2 человека. Годовая экономия ресурсов с учетом затрат на внедрение предложенных мероприятий составила 905 тыс. руб.
Произведенные расчеты экономической эффективности подтверждают целесообразность предложенных мероприятий.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи, поставленные перед исследованием решены.





