Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методики развития специальной выносливости легкоатлетов 16 – 20 лет (Московская Международная Академия)

Работа №117499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

спорт и туризм

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-исследовательская работа.
База исследования: спортивный клуб «Ратибор» (г. Советский ХМАО – Югры).
Выборка: 20 молодых спортсменов - легкоатлетов, из них 10 юношей и 10 девушек. Средний возраст атлетов 19 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…4
1. Влияние занятий легкой атлетикой на физическую выносливость подростков……7
1.1. Анатомо - физиологические основы развития выносливости……….......7
1.2. Средства и методы развития выносливости и особенности воспитания специфических типов выносливости…14
1.3. Методика развития специальной выносливости в легкой атлетики….…23
1.4.Физические упражнения по принципу Пилатес………………………...…30
2. Задачи, методы и база исследования…35
2.1. Особенности тренировочного процесса для развития специальной выносливости у легкоатлетов………………………...…………………………35
2.2. Задачи, методы и база исследования…39
3. Эффективность методик развития специальной выносливости легкоатлетов……45
3.1. Результаты формирующего эксперимента..…….…………………………45
3.2. Результаты контрольного этапа и сравнение результатов констатирующего и контрольного этапа……………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66

Легкая атлетика – это циклический вид спорта, который входит в программу Олимпийских игр и является одним из самых массовых видов, культивируемых в сфере спорта Российской Федерации. В среднем на подготовку начинающего спортсмена к званию мастера спорта уходит от 5 до 10 лет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наметившаяся тенденция омоложения сборных команд, а также развитие конкуренции среди молодых спортсменов, выдвигает новые требования к поиску эффективных методов тренировки. Высокие спортивные результаты в легкой атлетики являются результатом хорошо продуманного тренировочного процесса и зависят от таких факторов, как психологическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Особое внимание в этом виде спорта следует уделять развитию выносливости, как в целом, так и в частных ее проявлениях.
Выносливость представляет собой физическое качество человека, которое проявляется через умение осуществлять противостояние утомлению физического типа в ходе реализации деятельности мышечного характера. Данная способность имеет огромное значение в ходе оптимизации процесса жизнедеятельности. Кроме того, в рамках деятельности спортивного характера выносливость является некоторой предпосылкой развития иных физических навыков. Также необходимо отметить, что вся физкультурно-спортивная деятельность, а точнее показатель ее успешности находится в зависимости от показателя успешности развития выносливости к определенного индивида в ходе занятий спортом или физкультурой [13, стр. 78].
Большое количество публикаций, а также источников литературы содержат данные о том, что с той целью, чтобы развить такое физическое качество, как выносливость в период подготовки, необходимо применять специальное средство, которое именуется как лыжероллеры. Однако, большое количество тренеров по легкой атлетики, отдают предпочтение применять метод, который опирается на подготовку имитационного характера. Это обусловлено тем, что она является довольно несложной в применении, вероятность получения травмы снижена до нуля, и такой вид подготовки считается наиболее уместным в ряде спортивных образовательных организаций, в которых отсутствуют все необходимые условия для использования метода, который опирается на подготовку с помощью лыжероллеров.
Становится очевидным, что на сегодняшний день нет общего мнения о методах тренировки, которые направлены на развитие специальной выносливости у подростков – легкоатлетов.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность методики развития выносливости легкоатлетов 16 - 20 лет в подготовительный летний период.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть общие характеристики выносливости и проанализировать наиболее эффективные средства и методы по развитию выносливости у легкоатлетов в возрасте 16 - 20 лет;
- разработать комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости у легкоатлетов;
- обосновать эффективность предложенной методики.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по легкой атлетики.
Предмет исследования – средства и методы развития специальной выносливости легкоатлетов 16 - 20 лет в летний подготовительный период.
Основной метод исследования - метод изучения и анализ литературных источников, учебников, научных журналов и статьей, справочные данные сети Internet -сайтов, а также метод наблюдения и анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых и специалистов в области физической культуры, а также других авторов, чьи работы затрагивают изучаемый вопрос.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что предлагаемая методика подготовки может быть использована в спортивных школах и секциях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главный социально-значимый результат физического воспитания – это физическое развитие и подготовка занимающихся, формирование здорового образа жизни, организации свободного времени, приобретение практических навыков, духовное оздоровление, а также физическая реабилитация и релаксация.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психологических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфическими закономерностями принципами и требованиями.
Для формирования личных ориентиров, обеспечения мотивационной готовности и ориентации на здоровый образ жизни большое влияние оказывает физическое воспитание. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Оказывает существенное влияние на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирование здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и релаксация.
С помощью физического воспитания представляется возможным разностороннее воздействие на формирование личности. Но, стоит отметить, что многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки юных спортсменов.
Физическая подготовленность только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из важнейших задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.
Выносливость – это способность противостоять физическому угнетению в процессе мышечной деятельности, а также дальнейшее развитие мастерства. В настоящее время известно более 20 типов специальной выносливости: скоростная, координационная и силовая в игровых видах спорта и т.д.
В ходе работы были рассмотрены пути повышения специальной выносливости спортсменов и рекомендации по планированию подготовки легкоатлетов старших разрядов в подготовительный летний период.
На основании последних публикаций и собственных исследований мы выбрали оптимальную методику развития специальной выносливости у легкоатлетов. Также в методику иммитационных тренировок были введены упражнения на основе принципа пилатеса и проведено сравнение данной методики с методикой на основе лыжероллерных тренировок для развития специальной выносливости у легкоатлетов 16-20 лет в подготовительном периоде.
В процессе математической обработки результатов исследования физической подготовленности легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп были выявлены достоверные различия (р<0,05) между группами по двум контрольным тестам, как среди юношей, так и среди девушек. Экспериментальная группа, которая занималась по методике, основанной на иммитационных тренировках, упражнениях по принципу Пилатеса, показала улучшение результатов по двум контрольным тестам.
Таким образом, выбранная методика развития специальной выносливости легкоатлетов способствует повышению уровня специальной подготовленности спортсменов и повышению уровня работоспособности. В ходе исследования были получены результаты, доказывающие его эффективность.
Были сделаны следующие выводы:
1.На основе проведенного эксперимента тренировка по методу Пилатес и имитационных упражнений для развития выносливости эффективна в своем применении, о чем говорят полученные результаты.
2.Уровень двигательной подготовленности легкоатлетов изменился, были замечены индивидуальные приросты показателей тестирования как юношей, так и девушек.
3. В результате таких тренировок можно добиться улучшения результатов деятельности легкоатлетов, а также укрепления здоровья спортсменов, сформировать потребность систематически заниматься спортом, добиваться успехов и вести здоровый образ жизни.
Рекомендации по итогам эксперимента и перспективные направления дальнейшего решения проблемы исследования:
- Для эффективного тренировочного процесса специальной выносливости легкоатлетов в тренировки необходимо включать скоростные упражнения максимальной и субмаксимальной мощности.
- Для повышения функциональных резервов организма легкоатлетов необходимо использовать максимально интенсивные нагрузки.
- Для сохранения достигнутого результата необходимы систематические тренировки и нагрузки, которые поддерживают уровень специальной выносливости.
- Результаты тренировочных нагрузок для увеличения специальной выносливости следует оценивать по максимальному результату индивидуально у каждого спортсмена.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что была выбрана оптимальная методика развития специальной выносливости у легоатлетов.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что предлагаемая методика подготовки может быть использована в спортивных школах и секциях.



1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.
ЛИТЕРАТУРА
4. Абрамова, Т. Ф. Лабильные компоненты массы тела - критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам : методические рекомендации – М.: ООО «Скайпринт», 2018. – 132 с.
5. Авдеев, А. А. Морфологические особенности легкоатлетов 1 и 2 спортивных разрядов. Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов / А. А. Авдеев – 2016. – № 3 (20). – С. 12 – 13.
6. Андреева, О. В. Программирование тренировочного процесса квалифицированных легкоатлетов на основе комплексного контроля: дис,.канд.пед.наук О. В. Андреева. - Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2000. - 205 с.
7. Бутин, И. М. Легкая атлетика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений И. М. Бутин. - М: Академия, 2020. - 368 с.
8. Головачев, А. И. Построение тренировочного процесса высококвалифицированных легкоатлетов на заключительном этапе подготовки к крупнейшим соревнованиям / А. И. Головачев, В. И. Колыхматов, С. В. Широкова. – Вестник спортивной науки. – 2017. – № 4.
– С. 3–8.
9. Губа, В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. – Москва : Физкультура и спорт, 2019. – 276 с.
10. Демко, Н. А. Легкая атлетика. Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов ВУЗов – Минск : Издательство БГУФК, 2019. – 133 с.
11. Еркомайшвили, И. В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И. В.Еркомайшвили. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2014. – 191 с.
12. Завьялова, Т. А. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб.пособие / Т.А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2018. – 257 с.
13. Камаев, О. И. Анализ динамики морфофункциональных показателей и уровня подготовленности 17 - 20 летних легкоатлетов / О. И. Камаев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков : 2020. – №2. – С. 24 – 31.
14. Колыхматов, В. И. Развитие специальной выносливости высококвалифицированных легкоатлетов / В. И. Колыхматов. - автореф.дисс., Москва. - 2018. - 24 с.
15. Кудрявцев, Л. И. Лыжный спорт. – Учебник для техникумов физической культуры / Л. И. Кудрявцев – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 287 с.
16. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Советский спорт, 2019. – 348 с.
17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 2020. – 543 с.
18. Мякинченко, Е. Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е. Б. Мякинченко, В. Н. Селуянов. - М: ТВТ Дивизион, 2015. - 335 с.
19. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В. Н. Платонов // Тренерская работа – 2021. – 820 с.
20. Пальчевский, В. Н. Легкая атлетика: новичку, мастеру, тренеру / В. Н. Палычевский, Н. А. Демко, С. В. Корнюшко. - Минск: Полымя, 2017. - 542 с.
21. Раменская, Т. И. Бег: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2015. - 320 с.
22. Самсонова, А. В. взаимосвязь между уровнем мпк и композицией мышечных волокон скелетных мышц человека / А. В. Самсонова, СПб: труды кафедры биомеханики университета П. Ф. Лесгафта, - 2020. - С. 45 - 51.
23. Селезнева, И. С. Биохимические изменения в организме при занятиях спортом: учебное пособие для высших учебных заведений / И. С. Селезнева // Екатеринбург: 2019. – 100 с.
24.Смельченко Е.М. Управление процессами повышения уровня развития физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2016 – №5.
25. Терехин, Е. Г. Экспериментальное обоснование методики совершенствования аэробных возможностей легкоатлетов в тренировках соревновательного периода // автореф. дис. на соискание учен.степени канд. пед. наук: / Е. Г. Терехин. – МГАФК. – Малаховка, 2017. – 25 с.
26. Тулышев, Р. Е. Особенности подготовки спортивного резерва: теория и методика тренировочного процесса [Текст] / Р. Е. Тулышев // Физическая культура и спорт – основы здоровой нации. – Чита: 2017. – № 13. - С.144 – 148.

27. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2020. – 480 с.
28. Хромов, В. А. Методика развития специальной выносливости квалифицированных легкоатлетов на основе учета индивидуальных особенностей в физической подготовленности и требований соревновательной деятельности / В. А. Хромов, А. И. Головачев, Л. В. Тарасова, В. А. Панков. - Федеральный научный центр физической культуры и спорта. - М: Вестник спортивной науки, 2018. - №4. - С. 16 - 18.
29. Черкасов, И. Ф. Особенности методики развития специальной выносливости у легкоатлетов в подготовительный период / И. Ф. Черкасов, С. А. Ярушин, В. З. Смирнова, С. А. Айткулов // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2019. - С. 83 - 86.
30. Швецов, А. В. Специальная скоростная выносливость легкоатлетов и ее контроль в соревновательном периоде /А. В. Швецов, Д. В. Кудинов. - Воронеж: «научная книга», - 2016. - С. 509 - 515.
31. Шишкина, А. В. Физическая культура: легкая атлетика / А. В. Шишкина, Н. М. Тарбеева. - Уральский гос. техн. ун-т. - Екатеринбург, 2019.
- 128 с.
32. Яковлев, А. Н. Структурные основы развития выносливости и уровень развития работоспособности организма в процессе занятий циклическими видами спорта / А. Н. Яковлев, А. Ю. Журавский. - Тула: известия тульского государственного университета. ФКиС, 2018. - С. 185 - 191.
33. Яных, Е. А. Управление телом по методу Пилатес / Е. А. Яных, В. А. Захаркина. – «Попурри», 2020. – 192 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
34. Аникеева, Е. П. Создание здоровьесберегающей среды в спортивных секциях на современном этапе развития образования / Е. П. Аникеева, Н. Я. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68195/ (дата обращения: 01.12.2022).
35. Апарина, М. В. Истоки физической культуры / М. В. Апарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/379/84013/ (дата обращения: 01.12.2022).
36. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (110). — С. 823-825. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26835/ (дата обращения: 01.12.2022).
37. Ковалев, А. О. Особенности физической подготовки к бегу по пересеченной местности/ А. О. Ковалев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66444/ (дата обращения: 02.12.2022).
38. Креков, А. В. Особенности тренировок сборной команды части по легкой атлетике / А. В. Креков, М. В. Лештаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 299-302. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69088/ (дата обращения: 02.12.2022).
39. Мещерякова, С. В. Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы / С. В. Мещерякова, О. Ю. Логвинова, А. Г. Сорока, Г. Я. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (86). — С. 738-741. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16209/ (дата обращения02.12.2022).
40. Виноградова, М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению спортсменов старшего школьного возраста/ М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 125-130. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65709/ (дата обращения: 02.12.2022)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ