Разработка методики развития специальной выносливости легкоатлетов 16 – 20 лет (Московская Международная Академия)
|
Проведена опытно-исследовательская работа.
База исследования: спортивный клуб «Ратибор» (г. Советский ХМАО – Югры).
Выборка: 20 молодых спортсменов - легкоатлетов, из них 10 юношей и 10 девушек. Средний возраст атлетов 19 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…4
1. Влияние занятий легкой атлетикой на физическую выносливость подростков……7
1.1. Анатомо - физиологические основы развития выносливости……….......7
1.2. Средства и методы развития выносливости и особенности воспитания специфических типов выносливости…14
1.3. Методика развития специальной выносливости в легкой атлетики….…23
1.4.Физические упражнения по принципу Пилатес………………………...…30
2. Задачи, методы и база исследования…35
2.1. Особенности тренировочного процесса для развития специальной выносливости у легкоатлетов………………………...…………………………35
2.2. Задачи, методы и база исследования…39
3. Эффективность методик развития специальной выносливости легкоатлетов……45
3.1. Результаты формирующего эксперимента..…….…………………………45
3.2. Результаты контрольного этапа и сравнение результатов констатирующего и контрольного этапа……………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
База исследования: спортивный клуб «Ратибор» (г. Советский ХМАО – Югры).
Выборка: 20 молодых спортсменов - легкоатлетов, из них 10 юношей и 10 девушек. Средний возраст атлетов 19 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…4
1. Влияние занятий легкой атлетикой на физическую выносливость подростков……7
1.1. Анатомо - физиологические основы развития выносливости……….......7
1.2. Средства и методы развития выносливости и особенности воспитания специфических типов выносливости…14
1.3. Методика развития специальной выносливости в легкой атлетики….…23
1.4.Физические упражнения по принципу Пилатес………………………...…30
2. Задачи, методы и база исследования…35
2.1. Особенности тренировочного процесса для развития специальной выносливости у легкоатлетов………………………...…………………………35
2.2. Задачи, методы и база исследования…39
3. Эффективность методик развития специальной выносливости легкоатлетов……45
3.1. Результаты формирующего эксперимента..…….…………………………45
3.2. Результаты контрольного этапа и сравнение результатов констатирующего и контрольного этапа……………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
Легкая атлетика – это циклический вид спорта, который входит в программу Олимпийских игр и является одним из самых массовых видов, культивируемых в сфере спорта Российской Федерации. В среднем на подготовку начинающего спортсмена к званию мастера спорта уходит от 5 до 10 лет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наметившаяся тенденция омоложения сборных команд, а также развитие конкуренции среди молодых спортсменов, выдвигает новые требования к поиску эффективных методов тренировки. Высокие спортивные результаты в легкой атлетики являются результатом хорошо продуманного тренировочного процесса и зависят от таких факторов, как психологическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Особое внимание в этом виде спорта следует уделять развитию выносливости, как в целом, так и в частных ее проявлениях.
Выносливость представляет собой физическое качество человека, которое проявляется через умение осуществлять противостояние утомлению физического типа в ходе реализации деятельности мышечного характера. Данная способность имеет огромное значение в ходе оптимизации процесса жизнедеятельности. Кроме того, в рамках деятельности спортивного характера выносливость является некоторой предпосылкой развития иных физических навыков. Также необходимо отметить, что вся физкультурно-спортивная деятельность, а точнее показатель ее успешности находится в зависимости от показателя успешности развития выносливости к определенного индивида в ходе занятий спортом или физкультурой [13, стр. 78].
Большое количество публикаций, а также источников литературы содержат данные о том, что с той целью, чтобы развить такое физическое качество, как выносливость в период подготовки, необходимо применять специальное средство, которое именуется как лыжероллеры. Однако, большое количество тренеров по легкой атлетики, отдают предпочтение применять метод, который опирается на подготовку имитационного характера. Это обусловлено тем, что она является довольно несложной в применении, вероятность получения травмы снижена до нуля, и такой вид подготовки считается наиболее уместным в ряде спортивных образовательных организаций, в которых отсутствуют все необходимые условия для использования метода, который опирается на подготовку с помощью лыжероллеров.
Становится очевидным, что на сегодняшний день нет общего мнения о методах тренировки, которые направлены на развитие специальной выносливости у подростков – легкоатлетов.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность методики развития выносливости легкоатлетов 16 - 20 лет в подготовительный летний период.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть общие характеристики выносливости и проанализировать наиболее эффективные средства и методы по развитию выносливости у легкоатлетов в возрасте 16 - 20 лет;
- разработать комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости у легкоатлетов;
- обосновать эффективность предложенной методики.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по легкой атлетики.
Предмет исследования – средства и методы развития специальной выносливости легкоатлетов 16 - 20 лет в летний подготовительный период.
Основной метод исследования - метод изучения и анализ литературных источников, учебников, научных журналов и статьей, справочные данные сети Internet -сайтов, а также метод наблюдения и анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых и специалистов в области физической культуры, а также других авторов, чьи работы затрагивают изучаемый вопрос.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что предлагаемая методика подготовки может быть использована в спортивных школах и секциях.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наметившаяся тенденция омоложения сборных команд, а также развитие конкуренции среди молодых спортсменов, выдвигает новые требования к поиску эффективных методов тренировки. Высокие спортивные результаты в легкой атлетики являются результатом хорошо продуманного тренировочного процесса и зависят от таких факторов, как психологическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Особое внимание в этом виде спорта следует уделять развитию выносливости, как в целом, так и в частных ее проявлениях.
Выносливость представляет собой физическое качество человека, которое проявляется через умение осуществлять противостояние утомлению физического типа в ходе реализации деятельности мышечного характера. Данная способность имеет огромное значение в ходе оптимизации процесса жизнедеятельности. Кроме того, в рамках деятельности спортивного характера выносливость является некоторой предпосылкой развития иных физических навыков. Также необходимо отметить, что вся физкультурно-спортивная деятельность, а точнее показатель ее успешности находится в зависимости от показателя успешности развития выносливости к определенного индивида в ходе занятий спортом или физкультурой [13, стр. 78].
Большое количество публикаций, а также источников литературы содержат данные о том, что с той целью, чтобы развить такое физическое качество, как выносливость в период подготовки, необходимо применять специальное средство, которое именуется как лыжероллеры. Однако, большое количество тренеров по легкой атлетики, отдают предпочтение применять метод, который опирается на подготовку имитационного характера. Это обусловлено тем, что она является довольно несложной в применении, вероятность получения травмы снижена до нуля, и такой вид подготовки считается наиболее уместным в ряде спортивных образовательных организаций, в которых отсутствуют все необходимые условия для использования метода, который опирается на подготовку с помощью лыжероллеров.
Становится очевидным, что на сегодняшний день нет общего мнения о методах тренировки, которые направлены на развитие специальной выносливости у подростков – легкоатлетов.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность методики развития выносливости легкоатлетов 16 - 20 лет в подготовительный летний период.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть общие характеристики выносливости и проанализировать наиболее эффективные средства и методы по развитию выносливости у легкоатлетов в возрасте 16 - 20 лет;
- разработать комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости у легкоатлетов;
- обосновать эффективность предложенной методики.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по легкой атлетики.
Предмет исследования – средства и методы развития специальной выносливости легкоатлетов 16 - 20 лет в летний подготовительный период.
Основной метод исследования - метод изучения и анализ литературных источников, учебников, научных журналов и статьей, справочные данные сети Internet -сайтов, а также метод наблюдения и анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых и специалистов в области физической культуры, а также других авторов, чьи работы затрагивают изучаемый вопрос.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что предлагаемая методика подготовки может быть использована в спортивных школах и секциях.
Главный социально-значимый результат физического воспитания – это физическое развитие и подготовка занимающихся, формирование здорового образа жизни, организации свободного времени, приобретение практических навыков, духовное оздоровление, а также физическая реабилитация и релаксация.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психологических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфическими закономерностями принципами и требованиями.
Для формирования личных ориентиров, обеспечения мотивационной готовности и ориентации на здоровый образ жизни большое влияние оказывает физическое воспитание. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Оказывает существенное влияние на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирование здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и релаксация.
С помощью физического воспитания представляется возможным разностороннее воздействие на формирование личности. Но, стоит отметить, что многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки юных спортсменов.
Физическая подготовленность только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из важнейших задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.
Выносливость – это способность противостоять физическому угнетению в процессе мышечной деятельности, а также дальнейшее развитие мастерства. В настоящее время известно более 20 типов специальной выносливости: скоростная, координационная и силовая в игровых видах спорта и т.д.
В ходе работы были рассмотрены пути повышения специальной выносливости спортсменов и рекомендации по планированию подготовки легкоатлетов старших разрядов в подготовительный летний период.
На основании последних публикаций и собственных исследований мы выбрали оптимальную методику развития специальной выносливости у легкоатлетов. Также в методику иммитационных тренировок были введены упражнения на основе принципа пилатеса и проведено сравнение данной методики с методикой на основе лыжероллерных тренировок для развития специальной выносливости у легкоатлетов 16-20 лет в подготовительном периоде.
В процессе математической обработки результатов исследования физической подготовленности легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп были выявлены достоверные различия (р<0,05) между группами по двум контрольным тестам, как среди юношей, так и среди девушек. Экспериментальная группа, которая занималась по методике, основанной на иммитационных тренировках, упражнениях по принципу Пилатеса, показала улучшение результатов по двум контрольным тестам.
Таким образом, выбранная методика развития специальной выносливости легкоатлетов способствует повышению уровня специальной подготовленности спортсменов и повышению уровня работоспособности. В ходе исследования были получены результаты, доказывающие его эффективность.
Были сделаны следующие выводы:
1.На основе проведенного эксперимента тренировка по методу Пилатес и имитационных упражнений для развития выносливости эффективна в своем применении, о чем говорят полученные результаты.
2.Уровень двигательной подготовленности легкоатлетов изменился, были замечены индивидуальные приросты показателей тестирования как юношей, так и девушек.
3. В результате таких тренировок можно добиться улучшения результатов деятельности легкоатлетов, а также укрепления здоровья спортсменов, сформировать потребность систематически заниматься спортом, добиваться успехов и вести здоровый образ жизни.
Рекомендации по итогам эксперимента и перспективные направления дальнейшего решения проблемы исследования:
- Для эффективного тренировочного процесса специальной выносливости легкоатлетов в тренировки необходимо включать скоростные упражнения максимальной и субмаксимальной мощности.
- Для повышения функциональных резервов организма легкоатлетов необходимо использовать максимально интенсивные нагрузки.
- Для сохранения достигнутого результата необходимы систематические тренировки и нагрузки, которые поддерживают уровень специальной выносливости.
- Результаты тренировочных нагрузок для увеличения специальной выносливости следует оценивать по максимальному результату индивидуально у каждого спортсмена.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что была выбрана оптимальная методика развития специальной выносливости у легоатлетов.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что предлагаемая методика подготовки может быть использована в спортивных школах и секциях.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психологических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Основная форма использования физической культуры и личностью, и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего самостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу и специфическими закономерностями принципами и требованиями.
Для формирования личных ориентиров, обеспечения мотивационной готовности и ориентации на здоровый образ жизни большое влияние оказывает физическое воспитание. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Оказывает существенное влияние на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирование здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и релаксация.
С помощью физического воспитания представляется возможным разностороннее воздействие на формирование личности. Но, стоит отметить, что многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки юных спортсменов.
Физическая подготовленность только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из важнейших задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.
Выносливость – это способность противостоять физическому угнетению в процессе мышечной деятельности, а также дальнейшее развитие мастерства. В настоящее время известно более 20 типов специальной выносливости: скоростная, координационная и силовая в игровых видах спорта и т.д.
В ходе работы были рассмотрены пути повышения специальной выносливости спортсменов и рекомендации по планированию подготовки легкоатлетов старших разрядов в подготовительный летний период.
На основании последних публикаций и собственных исследований мы выбрали оптимальную методику развития специальной выносливости у легкоатлетов. Также в методику иммитационных тренировок были введены упражнения на основе принципа пилатеса и проведено сравнение данной методики с методикой на основе лыжероллерных тренировок для развития специальной выносливости у легкоатлетов 16-20 лет в подготовительном периоде.
В процессе математической обработки результатов исследования физической подготовленности легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп были выявлены достоверные различия (р<0,05) между группами по двум контрольным тестам, как среди юношей, так и среди девушек. Экспериментальная группа, которая занималась по методике, основанной на иммитационных тренировках, упражнениях по принципу Пилатеса, показала улучшение результатов по двум контрольным тестам.
Таким образом, выбранная методика развития специальной выносливости легкоатлетов способствует повышению уровня специальной подготовленности спортсменов и повышению уровня работоспособности. В ходе исследования были получены результаты, доказывающие его эффективность.
Были сделаны следующие выводы:
1.На основе проведенного эксперимента тренировка по методу Пилатес и имитационных упражнений для развития выносливости эффективна в своем применении, о чем говорят полученные результаты.
2.Уровень двигательной подготовленности легкоатлетов изменился, были замечены индивидуальные приросты показателей тестирования как юношей, так и девушек.
3. В результате таких тренировок можно добиться улучшения результатов деятельности легкоатлетов, а также укрепления здоровья спортсменов, сформировать потребность систематически заниматься спортом, добиваться успехов и вести здоровый образ жизни.
Рекомендации по итогам эксперимента и перспективные направления дальнейшего решения проблемы исследования:
- Для эффективного тренировочного процесса специальной выносливости легкоатлетов в тренировки необходимо включать скоростные упражнения максимальной и субмаксимальной мощности.
- Для повышения функциональных резервов организма легкоатлетов необходимо использовать максимально интенсивные нагрузки.
- Для сохранения достигнутого результата необходимы систематические тренировки и нагрузки, которые поддерживают уровень специальной выносливости.
- Результаты тренировочных нагрузок для увеличения специальной выносливости следует оценивать по максимальному результату индивидуально у каждого спортсмена.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что была выбрана оптимальная методика развития специальной выносливости у легоатлетов.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что предлагаемая методика подготовки может быть использована в спортивных школах и секциях.
Подобные работы
- Совершенствование скоростно-силовых качеств спрингеров 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024



