Развитие регионального туристического рынка (Региональное управление и территориальное планирование, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Работа сделана на примере Оренбургской области.
Сделана оценка туристического рынка в Российской Федерации по 2022 год включительно.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма 6
1.1 Понятие «туризм» и его сущность 6
1.2 Классификация туризма 10
1.3 Оценка туристического рынка в Российской Федерации 16
Глава 2. Проблемы и перспективы развития туристского рынка в Оренбургской области 20
2.1 Характеристика Оренбургской области 20
2.2 Анализ туризма в Оренбургской области 22
2.3 Потенциал развития туризма в Оренбургской области 25
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение 35
Актуальность исследования. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) на отрасль туризма приходится порядка 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. В 2022 году число международных туристских поездок возросло до 1,6 млрд., а доходы составили порядка 2 трлн. долл. в год .
Система организации туристического бизнеса в России и других странах мира формировалась не одно десятилетие с давними традициями, высокоразвитой инфраструктурой туризма, квалифицированными кадрами и организацией их подготовки.
Актуальность темы определена, во-первых, тем, что Оренбургская область, обладающая определенными туристскими ресурсами, еще не достигла уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям.
Во-вторых, сложность современной социально-экономической обстановки отражается на развитии отечественной индустрии туризма. Эффективному развитию туризма в Оренбургской области, как и России в целом, препятствует несовершенство механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти, отсутствие мотивации для частных инвестиций в туристские рынки, востребованность туристских объектов вследствие неразвитости инфраструктуры туристских услуг, отсутствие эффективных методов экономического анализа туристского комплекса регионов, включая Оренбургскую область.
Объект исследования – туристический потенциал Оренбургской области.
Предмет исследования – перспективы развития туризма в Оренбургской области.
Целью данной работы является выявление перспектив развития туризма в Оренбургской области.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность туризма;
2) дать классификацию туризму;
3) исследовать состояние туризма в России;
4) охарактеризовать Оренбургскую область с точки зрения развития туризма;
5) проанализировать туристские ресурсы в Оренбургской области;
6) дать рекомендации по использованию потенциала Оренбургской области для развития внутреннего туризма.
Степень разработанности проблемы. Повышение конкурентоспособности туристского рынка региона является предметом гуманитарных и естественных наук.
Однако вопросы конкурентоспособности туристского рынка регион на данный момент не получили достаточного развития. Значительный вклад в разработку данного направления внесен следующими исследователями различных сфер знаний: Морозов В.А., Никитин С.И., Гаврильчау И.Н. (туризм в России), Новиков А.С. (инновации в туризме), Чудновский А.Д. (управление индустрией туризма в России), Шарафанова Е.Е. (стратегические тенденции формирования развития туризма в России).
Теоретико-методологической базой послужили труды следующих исследователей: Блохин Ю.И., Гаврильчак И.Н., Дроздов А.В., Косолапов А.Б., Биржаков М.Б. (внутренний туризм), Волошин Н.И. (правовое регулирование туристической деятельности) и др.
Информационная база исследования: законодательные акты и нормативно-правовые документы Российской Федерации и международных туристских организаций, федеральные программы, регулирующие функционирование отрасли, статистические данные, тематические Интернет-ресурсы.
Методы исследования в данной курсовой работе включает в себя: теоретическое – анализ и синтез, сравнение и обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, эмпирические – изучение научных статей, документаций, нормативно-правовой базы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Изучение теоретических основ туризма позволил дать понятие термину «туризм» с различных позиций:
– характеризуя туризм в качестве разновидности рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), системы и формы проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности;
– форма миграции населения, путешествия, преодоления пространства и показатель статистики туризма;
– туризм как сложное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений.
Проведенная оценка туристического рынка Российской Федерации показала, что с введением санкций со стороны западных стран, стал развиваться внутренний туризм во многих российских регионах. И статистика подтверждает данный факт. Оренбургская область не стала исключением.
Оренбургская область – административно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации на правах ее равноправного субъекта. Оренбургская область – одна из самых крупных областей России.
Экономико-географическое положение Оренбургской области можно считать выгодным и благоприятным для населения, несмотря на выявленные минусы.
Область расположена преимущественно в зоне степей, леса занимают около 4% территории. Климат Оренбургской области благоприятен для развития многих отраслей растениеводства, садоводства, но из-за засух и буранов многие культуры погибают, и в связи с этим остро стоит вопрос сохранения почвенного покрова, повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Область богата разнообразными полезными ископаемыми. Особое значение имеют топливные ресурсы и месторождения химического сырья.
В качестве предложений по развитию туристской отрасли Оренбургской области предложена реализация комплекса мероприятий по полному и своевременному информированию населения Российской Федерации о предлагаемых туристических турах, организованных, как для взрослых, так и для организованных групп детей. Хорошим подспорьем должны стать средства массовой информации.
Также в данной работе предложено дальнейшее развитие таких проектов, как маршрут «Горизонт открытий», так и железнодорожный туризм.
1. Федеральный Закон РФ 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // ИПС «Консультант Плюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2023).
2. Приказ Минкультуры России от 27.06.2012 № 666 (ред. от 07.09.2016) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания» // ИПС «Консультант Плюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2023).
Книги
3. Александрова, А.Ю. Стратегии развития туризма в странах и
регионах мира : учебник / Александрова А.Ю., Аигина Е.В. –
Москва : КноРус, 2020. – 300 с
4. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – Ростов-н/Д. – 2018. – С. 8.
5. Безрукова, Н. Организация туристической деятельности:
круизный рынок : учебное пособие / Безрукова Н. – Москва :
КноРус, 2020. – 415 с.
6. .Гладилин, В.А. Организация и менеджмент в туризме : учебно-
практическое пособие / Гладилин В.А. — Москва : Русайнс, 2021.
— 119 с
7. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
8. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе : учебное пособие / М.А. Жукова. – Москва : КноРус, 2022. – 192 с.
9. Зайцева, Н.А. Безбарьерный туризм : учебное пособие / Зайцева
Н.А., Шуравина Д.Б. — Москва : КноРус, 2020. — 176 с.
Статьи
10. Богданов, Е.И. Туристская дестинация и спрос на туризм как основа построения регионального прогноза его развития / Е.И. Богданов // Проблемы современной экономики. – 2018. – №3-4. – С.310-314.
11. Королев Н.В. Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса России // Вестник университета. – 2018. – N 9. – С.69.
12. Неуструева А.С. Анализ российского рынка туристских услуг: текущее состояние и перспективы развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. - №1(51). – С.114-118.
13. Николенко П.Г., Терехов А.М. Анализ состояния туристской отрасли в России и направления ее развития // Статистика и экономика. – 2022. - №4. – С. 57-70.
14. Пак Е.С. Обвал российского фондового рынка в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных трудов 3-й Международной научной конференции. – 2020. – С. 58-61.
15. Силова Е.С. Анализ развития индустрии туризма в России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – № 7(429). – С. 110–117.
Электронные ресурсы
16. Всемирная туристская организация [Электрон. ресурс]: Статистика – Электронные данные. – Мадрид, Испания – URL: https://www.unwto.org/ newsru/annual-reports (дата обращения 20.01.2023).
17. Государство. Бизнес. Технологии // Официальный сайт. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 20.01.2023).
18. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на товарных рынках Оренбургской области в 2021 году. URL: https://investinorenburg.ru (дата обращения 20.01.2023).
19. Интерактивная туристская карта Оренбургской области. URL: http://orensteppe.org/article/karty-orenburgskoy-oblasti (дата обращения 20.01.2023).
20. Минэкономразвития России // Официальный сайт. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения 20.01.2023).
21. Оренбургская область: природа, промышленность, достопримечательности. URL: http://www.orenobl.ru (дата обращения 20.01.2023).
22. Официальный сайт Всемирной туристской организации ВТО. URL: http://www2.unwto.org (дата обращения 20.01.2023).
23. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. URL: russiatourism.ru (дата обращения 20.01.2023).
24. Портал Правительства Оренбургской области. – URL: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Main.html
25. Ростуризм // Официальный сайт. URL: https://tourism.gov.ru
26. Система обмена туристской информацией. URL: https://nbcrs.org/regions/orenburgskaya-oblast/sightseeings/ (дата обращения 20.01.2023).