Аннотация 2
Введение 5
1 Анализ современного состояния восстановления деталей машин типа «распределительный вал» 7
1.1 Описание конструкции распределительного вала и условий его работы 7
1.2 Сведения о материале для изготовления распределительных валов 11
1.3 Обоснование выбора способа восстановления распределительных валов 12
1.4 Формулировка задач выпускной квалификационной работы 17
2 Проектная технология плазменного нанесения покрытия при восстановлении распределительного вала 19
2.1 Повышение эффективности плазменной обработки вала 19
2.2 Выбор параметров режима и материалов для плазменного нанесения покрытия 23
2.3 Описание установки для плазменного нанесения покрытия 24
2.4 Описание операций технологического процесса плазменного нанесения покрытия 27
3 Безопасность и экологичность проектного технологического процесса 30
3.1 Технологическая характеристика объекта 30
3.2 Идентификация профессиональных рисков 32
3.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 34
3.4 Обеспечение пожарной безопасности 36
3.5 Обеспечение экологической безопасности 38
4 Оценка экономической эффективности проектной технологии 40
4.1 Исходная информация для выполнения экономической оценки предлагаемых технических решений 40
4.2 Расчёт фонда времени работы оборудования 42
4.3 Расчет штучного времени 43
4.4 Заводская себестоимость базового и проектного вариантов технологии 45
4.5 Капитальные затраты по базовому и проектному вариантам технологии 49
4.6 Показатели экономической эффективности 52
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 56
Дополнительным резервом для развития промышленности Российской Федерации является повышение эффективности использования имеющегося фонда оборудования. Это, в первую очередь, предусматривает увеличение его эксплуатационной надёжности, повышение качества ремонта и улучшение снабжения запасными частями [6], [13], [25].
Как показала многолетняя практика эксплуатации и ремонта деталей машин, порядка 75 % выбраковываемых деталей могут быть успешно восстановлены с получением исходных свойств. При этом современные технологии реновации позволяют не только восстановить свойства деталей до исходного состояния, но и существенно повысить их [6], [25].
Проведение ремонта деталей машин вместо их полной замены экономически более целесообразно. Ремонт детали требует меньших затрат времени и материалов, чем изготовление новой детали и её поставка потребителю. В связи с этим, следует признать, в качестве приоритетного направления энергосбережения и ресурсосбережения именно восстановление деталей машин.
Складывающаяся международная и внутриполитическая обстановка требует постоянного поддержания в готовности парка специальной техники, в ближайшее время эксплуатация которой может значительно усилиться. В связи с этим необходимо расширять и совершенствовать базу ремонтных предприятий.
Типовой деталью автомобиля, требующей восстановления, является распределительный вал. Кулачки распределительного вала имеют сложную форму, зависящую от механизма взаимодействия с толкателем. Воспринимаемые распределительным валом нагрузки в процессе эксплуатации могут достигать предельно-допустимых нагрузок для материала вала, что приводит к интенсивному износу поверхностей, которые работают в условиях трения качения или трения скольжения.
Применение для этого методов газотермического напыления [9], [18] ограничено, так как высокая стоимость материалов существенно повышает себестоимость восстановления, «которая может достигать 50...60 % от цены нового вала. Также следует учитывать, что покрытие, полученное газотермическим напылением, обладает низкой когезионной и адгезионной прочностью. Это приводит к снижению усталостной прочности нанесённого покрытия» [12].
Одним из перспективных способов восстановления деталей машин может считаться лазерное нанесение покрытия и упрочнение. Этот способ позволяет достигать получать поверхностный слой с высоким качеством и эксплуатационными свойствами. Однако лазерные технологии не находят широкого применения из-за низкого коэффициента полезного действия процесса.
Перспективным также считается восстановление деталей машин с применением плазменных технологий, которые позволяют использовать порошковые износостойкие сплавы, что существенно повышает срок эксплуатации деталей машин [18], [23].
Плазменная наплавка обладает высокой универсальностью, при этом различные сочетания наплавочных порошков позволяют получать наплавленные поверхности с различными свойствами. При этом способе восстановления деталей машин достигается минимальное воздействие на основной металл детали, что позволяет сохранить и даже её повысить работоспособность [23].
На основании вышеизложенного следует признать актуальной цель выпускной квалификационной работы – повышение производительности и качества восстановления распределительных валов на примере вала автомобиля "Урал-4320".
Достижение поставленной цели должно быть основано на изучении современных источников научно-технической информации о применении перспективных способов восстановления.
В настоящей выпускной квалификационной работе поставлена цель – повышение производительности и качества восстановления распределительных валов на примере вала автомобиля "Урал-4320".
Анализ конструкции распределительного вала, условий его работы и статистических данных по величине и характеру износа позволил заключить, что внедрение технологии восстановления распределительных валов должно будет экономически эффективно.
Анализ альтернативных способов восстановления деталей машин выполнен с рассмотрением таких способов, как вибродуговая наплавка, наплавка в углекислом газе, газопламенное напыление, плазменное напыление и плазменная наплавка. В качестве способа для построения проектной технологии выбрана плазменное нанесение покрытия.
На основании анализа источников научно-технической информации по вопросу повышения эффективности плазменного нанесения покрытий при восстановлении деталей машин предложен способ импульсного плазменного напыления и оборудование для его осуществления.
Составлена проектная технология плазменного нанесения покрытия при восстановлении распределительного вала. Приведены описания операций технологического процесса, параметры режима обработки и оборудование для осуществления проектной технологии.
Изучение особенностей технологического процесса сборки и сварки позволило идентифицировать опасные и вредные производственные факторы. На основании этих выделенных факторов предложен ряд стандартных средств и методик, позволяющих устранить опасный фактор или уменьшить его влияние на персонал до приемлемого уровня.
Годовой экономический эффект при внедрении проектной технологии составляет 1,7 млн. рублей. Вышеизложенное позволяет сделать вывод достижении цели.
1. Авторское свидетельство No 1813790 СССР, МКИ С23С4/12. Способ
напыления порошковых покрытий / Киселев Л. А., Мокрышев А. И.,
Голыш В. А., Блохин В. В. –No 4910920/26, завл. 11.11.90; опубл. 07.05.93,
Бюл. No 17. 2 с.
2. Авторское свидетельство No 2135630 СССР, МКИ С23С4/12. Способ
плазменного покрытия электропроводных материалов / Чибирков В. К.,
Волокитин Г. Г., Шишковский В. И., Дедюхин Р. О. –No 4091638/25,
завл. 26.05.86; опубл. 07.07.93, Бюл. No 25. 2 с.
3. Беленов А. С., Шестаков А. И. Восстановление высоконагруженных
коленчатых валов сверхзвуковым плазменным газовоздушным напылением //
Пленки и покрытия – 2001 (Труды 6-й междунар. Конференции «Пленки и
покрытия», 1998. С. 473–476.
4. Белов С. В. Охрана окружающей среды. М. : Машиностроение, 1990. 372 с.
5. Бурдо Н. А., Гуров Е. А., Федорищев А. А. Оценка локальной
приварки тонкостенной ремонтной втулки к восстанавливаемой шейке
коленчатого вала // Технологии ремонта, восстановления и упрочнения
деталей машин, механизмов, оборудования, инструмента и технологической
оснастки от нано до макроуровня: в 2 ч. Часть 1: Материалы 13-й
Международной научно-практической конференции. СПб. : Изд-во
Политехн. ун-та, 2011. С. 72–74.
6. Ельцов В. В. Восстановление и упрочнение деталей машин: учебное
пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014.
7. Зяблов О. К. Применение лазерной технологии при ремонте
коленчатых валов судовых двигателей : диссертация на соискание учёной
степени кандидата технических наук. Нижний Новгород, 2000.
8. Кадырметов А. М. Теоретические основы и технологическое
обеспечение качества плазменного нанесения и упрочнения покрытия
модуляцией электрических параметров : дисс. на соискание уч. степени
доктора технических наук, Воронежский государственный технический
университет, 2013.
9. Камкин С. В., Возницкий И. В., Большаков В. Ф. Эксплуатация
судовых дизельных энергетических установок. М.: Транспорт, 1996. 422 с.
10. Краснопевцева И. В. Экономическая часть дипломного проекта :
метод. указания. Тольятти: ТГУ, 2008. 38 с.
11. Кудинова Г. Э. Организация производства и менеджмент: метод.
указания к выполнению курсовой работы. Тольятти: ТГУ, 2005. 35 с.
12. Лиджи-Горяев Р. А. Исследование и совершенствование технологии
восстановления шеек коленчатых валов судовых дизелей плазменным
напылением проволокой из марганцовистой стали: диссертация на соискание
учёной степени кандидата технических наук. Астрахань : АТГУ, 2006.
13. Машиностроение. Энциклопедия / Ред. совет.: К. В. Фролов (пред.)
[и д.р.] – М.: Машиностроение. – Измерения, контроль, испытания и
диагностика. Т. III-7 / В. В. Клюев [и д.р.]; под общ. Ред. В. В. Клюева – 1996, 464 с.
14. Новиков В С., Очковский Н. А., Тельнов Н. Ф. Проектирование
технологических процессов восстановления изношенных деталей :
методические рекомендации к курсовому и дипломному проектированию.
М. : МГАУ, 1998. 52 с.
15. Патент No 2211256 РФ, МКИ С23С4/12. Способ нанесения покрытия
/ Станчев Д. И., Кадырметов А. М., Винокуров А. В., Бухтояров В. Н. –
No 2001115118/02, завл. 04.06.2001; опубл. 27.08.2003, RU2211256. 6 с.
...