Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эффективности применения здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детей 6-7 лет

Работа №117408

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 10
1.1. Понятие «здоровьеформирующие технологии» в современных теоретических концепциях 10
1.2. Особенности психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Общая характеристика физического здоровья детей старшего дошкольного возраста 22
1.4. Современные подходы в реализации здоровьеформирующих технологий с детьми дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 49
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 50
3.1. Изучение уровня физического здоровья детей 6-7 лет до педагогического эксперимента 50
3.2. Обоснование применения здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детей 6-7 лет 51
3.3. Определение эффективности воздействия здоровьеформирующих технологий на физическое здоровье детей 6-7 лет 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список используемой литературы 69

Актуальность. Ускоренный темп развития информационных технологий, а вместе с тем и современного общества, с каждым днем предъявляет все более серьезные требования к современному человеку и состоянию его здоровья.
Здоровье является главным фактором счастья и благополучия человека, а также важным условием развития любого государства в экономическом и социальном плане. Согласно конвенции по правам ребенка (статья 6.2): «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».
Развитие здорового будущего поколения - стратегически важное направление социальной политики в России. Данное направление регулируется и обеспечивается различными нормативными актами, в том числе законом «Об образовании в Российской федерации» (ст. 41 п.1).
В 2012 году вступил в силу приказ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В документе описаны необходимые для развития здоровья семьи и ребенка меры, в числе которых внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, необходимость ведения профилактики заболеваемости с ранних лет. Стратегия предусматривает оказание квалифицированной медицинской помощи в различных ситуациях.
В России разработаны и внедряются программы развития на различных уровнях. Федеральные программы «Дети России», «Здоровые дети»; областная программа «Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014 - 2021 годы». На уровне муниципалитета реализуются проекты «Здоровье», «Здоровое поколение» и различные программы развития всех образовательных организаций города Тольятти, где сохранение и развитие здоровья детей является главным критерием качественного образования.
Однако, несмотря на социальную политику государства, с каждым годом растет количество детей, имеющих различные отклонения состояния здоровья. Согласно официальной статистике за 2017-2018 годы численность детей инвалидов выросла на девятнадцать тысяч. Данная тенденция требует усиленного внимания на государственном уровне, поскольку за 10 лет число детей инвалидов выросло до шестьсот пятидесяти пяти тысяч. Увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в здоровье. Вследствие чего лишь каждый пятый первоклассник страны является здоровым. Статистика выпускников школ более пессимистична, 97,5 % выпускающихся детей имеют проблемы со здоровьем, 70% из которых - носители хронических заболеваний.
Эти цифры свидетельствуют о необходимости внедрения профилактических мероприятий по сохранности здоровья в дошкольных учреждениях.
Причины ухудшения состояния здоровья детей связаны с различными социальными проблемами: неэффективной системой здравоохранения, неблагополучным социально-психологическим климатом в семьях, плохой экологией, некачественным питанием. Также в последние годы отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества семей, ведущих малоподвижный образ жизни, рост количества семей с различными отклонениями в состоянии физического и психического развития.
Статистические данные научного института «Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи» свидетельствуют об ухудшении общего состояния детей. За последние десять лет увеличилось количество детей с отклонениями в здоровье (с 61% до 68%); количество детей с хроническими заболеваниями выросли с 16% до 17%, а показатель абсолютно здоровых детей снизился с 23% до 15% [32, с. 53]. Прогнозы относительно здоровья поколения в будущем неутешительны. Известно, что состояние взрослого человека на 75% складывается из условий, заложенных в детстве.
Анализ научно-методической литературы и педагогического опыта позволил выявить противоречие между потребностью повышенного внимания к вопросу физического здоровья детей дошкольного возраста и недостаточным описанием применения здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях.
Устранение данного противоречия возможно в процессе разрешения поставленной нами проблемы.
Проблема исследования заключается в поиске и выборе программ по использованию здоровьеформирующих технологий, улучшающих физическое здоровье дошкольников.
Отсюда вытекает тема диссертационного исследования - «Исследование эффективности применения здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детей 6-7 лет».
Анализ эмпирической базы по теме диссертационного исследования, показал, что в современном обществе актуален социальный заказ на формирование здорового поколения детей. А значит, проблема качества здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детского дошкольного учреждения является актуальной.
Актуальность исследования обусловлена тенденцией роста заболеваемости и инвалидизации детей в нашей стране, и недостаточностью реализуемых программ по сохранению и формированию здоровья детей, пропаганде здорового образа жизни.
Цель магистерской диссертации заключается в исследовании эффективности применения здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детей 6-7 лет.
Объектом исследования является образовательный процесс детей 6-7 лет в дошкольных учреждениях с применением здоровьеформирующих технологий.
Предмет исследования - комплексная программа по использованию здоровьесберегающих технологий, направленная на улучшение физического здоровья детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение комплексной программы по использованию здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детей 6-7 лет будет способствовать улучшению уровня их физического здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень физического здоровья детей 6-7 лет.
2. Разработать комплексную программу по использованию здоровьеформирующих технологий, направленную на улучшение физического здоровья детей 6-7 лет.
3. Оценить эффективность воздействия комплексной программы по использованию здоровьеформирующих технологий на уровень физического здоровья детей 6-7 лет.
Для достижения цели, в рамках диссертационного исследования были применены методы:
1. Метод критического изучения источников (определение степени разработанности темы, достаточности уровня осмысления объекта исследования);
2. Эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, тестирование, эксперимент);
3. Метод формализации (для ведения математической статистики).
Методологической основой исследования являются философские концепции о всеобщей связи и взаимодействии; дидактический метод познания; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
В научной литературе вопрос сохранения и формирования здоровья семьи и ребенка рассмотрены достаточно широко. Теоретико-методологической базой нашего исследования стали работы, посвященные анализу отличий оздоровительных программ в единой системе дошкольного образования. Мы опирались на исследования М. И. Бакуниной, М. Ю. Стожаровой, Е. В. Гончаровой, Т. Л. Богиной, Л. В. Гаврючиной и др.
Научные теории обучения, образования, воспитания средствами здоровьеформирующих технологий представлены в трудах И. А. Анохиной, В. К. Бальсевич, И. О. Матынюк, М. Я. Виленского, Г. П. Аксенова и др.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе детского сада №2 «Золотая искорка» в г. Тольятти.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с сентября 2017г. по май 2019 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап. С сентября по декабрь 2017 году была собрана и изучена научно-методическая литература по теме исследования, определена цель исследования, поставлены задачи. Мы также сформулировали гипотезу исследования и определили методологическую базу.
На втором этапе (январь-май 2018 г) было проведено исходное контрольное тестирование для определения уровня физического здоровья детей 6-7 лет в детском саду №2 «Золотая искорка». Полученные результаты тестирования позволили разработать комплексную программу по использованию здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детей 6-7 лет.
На третьем этапе (сентября 2018г. по май 2019г.) был проведен педагогический эксперимент; апробирована экспериментальная программа; проведено контрольное тестирование уровня физического здоровья детей 6-7 лет. Полученные данные представлены в III главе диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и внедрена в образовательный процесс ДОУ комплексная программа по использованию здоровьеформирующих технологий, направленная на улучшение физического здоровья детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении научных данных в области педагогики знаниями о средствах здоровьеформирующих технологий в дошкольных учреждениях; о влияние применения здоровьеформирующих технологий на улучшение уровня физического здоровья детей 6-7 лет.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования положительного опыта применения комплексной программы по использованию здоровьеформирующих технологий для улучшения уровня физического здоровья детей 6-7 лет в образовательном процессе ДОУ. А также в масштабировании данной программы для работы методистов, инструкторов в детских развивающих учреждениях.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и сформулированных выводов исследования обеспечены исходными методологическими исследованиями; теоретическим и эмпирическим методами исследования, отвечающими целям, задачам, объектам и логике проведения исследования. Данная работа сочетает качественное и количественное изучение результатов экспериментальных данных; отвечает репрезентативностью выборки испытуемых. Также необходимо отметить личное участие автора исследования на всех этапах и положительной оценкой проведенного эксперимента практикующими специалистами.
Апробация и внедрение результатов исследования. Все вынесенные на защиту положения и результаты проведенного исследования обсуждались на педагогическом совете образовательной организации; заседаниях кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма Тольяттинского государственного университета; научно-методических семинарах; научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования были опубликованы статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
Образовательный процесс в ДОУ не выполняет запрос общества по воспитанию здоровой и развитой личности.
Внедрение комплексной программы по использованию здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс ДОУ позволит повысить уровень физического здоровья детей 6-7 лет.
Результаты, полученные в исследовании, доказывают целесообразность внедрения в образовательный процесс комплексной программы по использованию здоровьеформирующих технологий как одного из эффективных средств гармоничного, физического развития детей дошкольного возраста.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, который содержит 41 (источник). Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Для профилактики простудных заболеваний в период повышенной заболеваемости желательно совместно с медицинским работником проводить закаливающие процедуры, дыхательную гимнастику, витоминотерапию и фитотерапию.
2. Результаты положительного влияния музыкального сопровождения, выполнения заданий с глиной на предупреждения агрессии и непредсказуемого поведения детей в период повышенной возбудимости позволяют рекомендовать в образовательном процессе детей 6-7 лет музыкотерапию и глинотерапию.
3. В образовательном процессе при использовании здоровьеформирующих технологий следует руководствоваться общепедагогическими принципами: доступности; систематичности; последовательности; наглядности; динамичности; дифференциация.
4. Для эффективности использования закаливающих процедур рекомендуется соблюдать следующие условия: контроль температурного режима помещения; соблюдение круглогодичного режима прогулок (4-5 часов в день); сон при открытых окнах; хождение босиком в группе и на улице по траве; использование одежды для прогулок, соответствующей погодным условиям.
5. В образовательном процессе детей 6-7 лет перед непосредственной тренировкой речевого аппарата рекомендуется выполнения приемов самомассажа для лица и для шеи.
6. Результаты положительного влияния на развитие двигательных способностей детей позволяют рекомендовать в физкультурно-оздоровительных занятиях использование упражнений, направленных на развитие гибкости, быстроты, ловкости и силы и увеличения количества занятий по физической культуре до 4 раз в неделю, оздоровительных пробежек во время утренних прогулок до 2 раз.
7. В образовательном процессе детей 6-7 лет особенно благоприятное влияние на развитие двигательных способностей и расширения круга представлений об окружающем мире оказывают подвижные игры, что позволяет рекомендовать эти занятия не менее 4 раз в день по 15-20 минут.
8. Результат анализа уровня заболеваемости показывает, что дети, активно занимающиеся физической культурой, регулярно закаливающиеся в детском саду и в выходные дни с родителями болеют реже, отмечается уменьшение количества дней пребывания на больничном листе.
9. Для проведения успешной работы по использованию здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе детского дошкольного учреждения рекомендуется регулярное сотрудничество с родителями.
В нашей работе мы попытались приблизиться к решению, указанной нами проблемы поиска и выбора программ по использованию здоровьеформирующих технологий, улучшающих физическое здоровье дошкольников. После внедрения предложенной комплексной программы в образовательный процесс дошкольного учреждения мы достигли главной цели улучшения показателей физического здоровья детей.
Однако исследование, которое мы провели, не исчерпывает все стороны данной проблемы. Мы полагаем, что возможны дальнейшие исследования в этой области, такие как: определение необходимых условий для формирования здорового образа жизни, пополнение образовательного процесса дошкольных организаций инновационным методами и формами, обеспечивающими улучшение здоровья детей.


1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ [Текст] / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2004. - № 17. - С. 5 - 20.
2. Анохина, И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - С. 3
3. Анохина, И. А. Интегрированный подход в работе с родителями по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста - Ульяновск УИПКПРО 2012 г. - С. 29
4. Ахметов, А. М. Теоретический курс по дисциплине «Физическая культура» [Электронный ресурс] : лекции / А. М. Ахметов. - Набережные Челны : РИО НИСПТР - 2013. - 213 с.
5. Ашмарин, И. П. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов / И. П. Ашмарин, Н. Н. Васильев. - Л.: Изд- во Ленинградского ун-та, 1984. - 76 с.
6. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 с.
7. Бикеева Т. В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 468-471. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39201/ (дата обращения: 23.10.2018).
8. Бакунина, М. И. Основы здорового образа жизни. - М.: Гостехиздат, 2015. - 924 с.
9. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : метод. пособие / Л.П. Банникова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.
10. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина // Методическое пособие. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 122 с.
11. Вайцеховский, С. М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1970.
12. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. / Л. В. Гаврючина - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 160 с.
13. Гончарова, Е. В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности / Е. В. Гончарова, Т. Л. Кузнецова // Педагогические науки. - 2007. - №3 (25). - с. 159-168
14. Голицина, Н. С. Воспитание здорового образа жизни у малышей [Текст] / Н. С. Голицина, И. М. Шумова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 120 с.
15. Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство» [Текст] : учеб.метод. пособие / В. А. Деркунская. - М. : ТЦ «СФЕРА», 2012. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ