Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие межличностных отношений младших школьников средствами психологического тренинга (Мордовский Государственный Педагогический Университет)

Работа №117393

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Ужовская средняя общеобразовательная школа» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области.
Выборка: 32 ученика младшего школьного возраста.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………… 8
1 Теоретические аспекты исследования развития межличностных отношений младших школьников …………………………………………..11
1.1 Исследование межличностных отношений в психолого-педагогической литературе………………………………………………11
1.2 Психологические особенности межличностных отношений младших школьников ………16
1.3 Характеристика психологического тренинга как средства развития межличностных отношений……20
2 Опытно-экспериментальное исследование развития межличностных отношений младших школьников средствами психологического тренинга………………………………………26
2.1 Исследование и анализ исходного уровня развития межличностных отношений младших школьников ……………………26
2.2 Проектирование и апробация программы психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников.36
2.3 Динамика развития межличностных отношений младших школьников ………42
Заключение…………………………………………………………………... 52
Список использованных источников……54
Приложение А «Индивидуальные данные испытуемых на констатирующем этапе исследования»……………………………………..61
Приложение Б «Фрагмент программы психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников»……………64
Приложение В «Индивидуальные данные испытуемых на контрольном этапе исследования»…66
Приложение Г «Подсчет эмпирического значения Т-критерия Вилкоксона в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента»………………69

Актуальность работы. Современный человек не может жить без общения. Жизнь человека представляет собой постоянный поток информации, построения межличностных связей, развития благоприятных взаимоотношений. Не один вид человеческой деятельности не обходится без общения и взаимодействия с другими людьми. После поступления ребенка в начальную школу сфера межличностных контактов расширяется и происходит активное развитие новых форм и навыков общения. Становление человека в системе межличностных отношений зависит от большого количества показателей: особенностей взаимодействия со сверстниками, положение в коллективе, личных особенностей.
В отечественной психологии проблема межличностных отношений в младшем школьном возрасте была предметом исследования в работах А. А. Акопян [2], Т. В. Безродных [7], И. В. Дуда [17], Е. В. Евтушенко [18], Е. А. Манакова [36], Е. В. Царева [49] и других ученых. Влияние психологического тренинга на развитие межличностных отношений изучали И. С. Бухарова [12], В. В. Галкина [15], Д. В. Жуина [21] и др.
Таким образом, на сегодняшний день одной из наиболее важных проблем является изучение межличностных отношений младших школьников и их развитие с использованием психологического тренинга.
Объект исследования – межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования – развитие межличностных отношений младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать программу психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему исследования межличностных отношений в психолого-педагогической литературе;
2) охарактеризовать особенности межличностных отношений младших школьников;
3) выявить возможности психологического тренинга для развития межличностных отношений младших школьников;
4) подобрать методики и осуществить диагностику межличностных отношений младших школьников;
5) разработать программу психологического тренинга, направленную на развитие межличностных отношений младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие межличностных отношений младших школьников будет эффективным, если спроектировать программу психологического тренинга, обеспечивающую развитие навыков межличностного взаимодействия.
Методологической основой нашего исследования являются подходы к изучению межличностных отношений (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Н. В. Казаринова, В. Н. Куницина и др.); современные исследования межличностных отношений младших школьников (А. А. Акопян, Т. В. Безродных, Е. В. Евтушенко, П. А. Жукова и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ и обобщение психологической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» (Т. В. Безродных), методика «Социометрия» (Дж. Морено), методика «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» ‒ адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой);
3) методы статистической и математической обработки данных: Т-критерий Вилкоксона.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «Ужовской средней общеобразовательной школы» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, в количестве 32 человека.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обобщении психолого-педагогических источников по проблеме исследования межличностных отношений, а также в возможностях использования психологического тренинга в развитии межличностных отношений младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа психологического тренинга может быть использована педагогами-психологами различных образовательных организаций для развития межличностных отношений младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время наблюдается рост работ по вопросам межличностных отношений.
В период младшего школьного возраста происходит заложение фундамента в возможности строить позитивные отношения. Наибольшее воздействие на будущее развитие ребенка оказывает его место и позиция в коллективе сверстников. Именно в этом возрасте ребенок осознанно чувствует потребность в общении.
Содержание термина «психологический тренинг» определяется как одно из самых эффективных методов, реализуемых для осуществления развития межличностных категорий взаимоотношений между учениками младших классов, позволяющее при этом ребенку на самостоятельной основе формировать различные навыки и умения в области создания отношений, а также осуществлять анализ возникающих в жизни ситуаций как со своей точки зрения, так и с точки зрения партнера. Также различные виды тренингов позволяют активировать способность, которая помогает развивать познание и понимание себя, а также других членов общества в процессе осуществления ими различных категорий деятельности.
По результатам проведенной диагностики исходного уровня развития межличностных отношений младших школьников на базе МБОУ «Ужовской средней общеобразовательной школы» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области, в которой приняли участие 32 человека, была разработана программа психологического тренинга, направленная на развитие межличностных взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста.
Для оценки значимости произошедших изменений были сравнены индивидуальные показатели младших школьников экспериментальной группы до и после проведения программы психологического тренинга. Результат математической обработки данных с помощью Т-критерий Вилкоксона.
Полученное эмпирическое значение (Тэмп. =3) по методике «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» (Т. В. Безродных), по методике «Социометрия» (Дж. Морено) и по методике «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» ‒ адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой), подтверждают изменения, произошедшие в результатах младших школьников экспериментальной группы после формирующего эксперимента, на 1‒% уровне статистической значимости.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, состоящая в предположении о том, что межличностные отношения младших школьников можно успешно развивать в условиях образовательной среды, если спроектировать и реализовать программу психологического тренинга, обеспечивающую развитие навыков межличностного взаимодействия, подтвердилась. Цель исследования была достигнута, все задачи решены.



1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Михайлова, 2014. – 379 с. – ISBN 5-8016-0034-5. – Текст : непосредственный.
2. Акопян, А. А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А. А. Акопян, М. А. Абелян. – Текст : непосредственный // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 7(30). – С. 69–72.
3. Алиева, М. Б. Исследования межличностных отношений в психологии / М. Б. Алиева, А. Канаматова. – Текст : непосредственный // Развитие правового сознания в образовательном пространстве : материалы 6-й Международной научно-практической конференции, в 4 -х частях, Махачкала, 22 февраля 2019 года / Ответственный редактор Д. М. Даудова. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. – С. 235–240.
4. Ананьев, Б. Г. / Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с. – ISBN 978-5-49807-869-4. – Текст : непосредственный.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2013. – 364 с. – ISBN 78-5-7567-0274-3. – Текст : непосредственный.
6. Анцыферова, Л. И. Принцип развития в психологии / Л. И. Анцыферова. – Москва : Наука, 2007. – 370 с. – ISBN 5-89779-086-7. – Текст : непосредственный.
7. Безродных, Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика / Т. В. Безродных. – Новосибирск : ЦРНС, 2009. – 311 с. – Текст : непосредственный.
8. Бережная, А. М. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / А. М. Бережная, Е. С. Лукьяненко. – Текст : непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. – № 11. – С. 61–70.
9. Бодалев, А. А. Психология общения. Избр. психолог. труды / А. А. Бодалев. – Москва : Просвещение, 1996. – 255 с. – Текст : непосредственный.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Москва: МПСИ, 2001. – 349 с. – ISBN 5-87224-086-4. – Текст : непосредственный.
11. Брижатая, О. А. Современный подросток: межличностные контакты и агрессивность / О. А. Брижатая, В. В. Игнатова. – Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 720–727.
12. Бухарова, И. С. Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей младшего школьного возраста / И. С. Бухарова, К. В. Лачкова. – Текст : непосредственный // Исследователь года 2020 : Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 05 апреля 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 35–42.
13. Войтеховская, И. А. Социально-педагогическая диагностика межличностных отношений в детском коллективе / И. А. Войтеховская. – Текст : непосредственный // VIII Машеровские чтения : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 16–17 октября 2014 года / Главный редактор И.М. Прищепа. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2014. – С. 254–255.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Национальное образование, 2016. – 80 с. – ISBN 978-5-17-050057-4 . – Текст : непосредственный.
15. Галкина, В. В. Развитие межличностных взаимоотношений младших школьников со сверстниками / В. В. Галкина, Е. Г. Лазарева // Будущее науки – 2019 : сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 25–26 апреля 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 73–76.
16. Дуда, И. В. К вопросу о межличностных отношениях в младшем школьном возрасте / И. В. Дуда, Л. А. Дударева. – Текст : непосредственный // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 8–14.
17. Дюсимбиева, С. А. Развитие межличностных отношений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / С. А. Дюсимбиева. – Текст : непосредственный // Новые технологии в образовании : материалы XXIV международной научно-практической конференции, Таганрог, 25 ноября 2016 года / Центр научной мысли. – Таганрог: Перо, 2016. – С. 22–25.
18. Евтушенко, Е. В. Межличностные отношения как фактор социального развития младших школьников / Е. В. Евтушенко. – текст : непосредственный // Совершенствование методологии познания в целях развития науки. – Уфа: Агенство международных исследований, 2018. – С. 57–60.
19. Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений современных младших школьников / И. Г. Емельянова. – Текст : непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 7-10. – С. 35–38.
20. Жуина, Д. В. Диагностика межличностных отношений в младшем школьном возрасте / Д. В. Жуина, Н. А. Лобанова. – Текст : непосредственный // Материалы VII Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых. 8 ноября 2017. – Саранск, 2017. – С.45–48.
21. Жуина, Д. В. Игра как метод коррекции межличностных отношений младших школьников / Д. В. Жуина, Н. А. Лобанова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 41–48.
22. Жукова, П. А. Социально-педагогическое исследование межличностных отношений младших школьников / П. А. Жукова. – Текст : непосредственный // Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика : материалы II Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 марта 2020 года. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2020. – С. 207–210.
23. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 49(183). – С. 424–426.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Москва : Просвещение, 2000. – 384 с. – ISBN 978-5-9770-0518-0 . – Текст : непосредственный.
25. Ивасева, О. В. Исследование межличностных отношений младших школьников со сверстниками / О. В. Ивасева, Г. О. Давыдова. – Текст : непосредственный // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Казань, 03 июня 2017 года. – Казань: ОМЕГА САЙНС, 2017. – С. 70–75.
26. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Ильин Е.П. –Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 576 с. – Текст : непосредственный.
27. Казанцева, В. А. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко. – Текст : непосредственный // Успехи современной науки: научно-исследовательский журнал. – 2016. – Т. 1, №3. – С. 75–80.
28. Казаринова, Н. В. Межличностное общение / Н. В. Казаринова. – Санкт-Петербург : издательство В. А. Михайлова, 2010. – 62 с. – ISBN 5-8046-0173-3. – Текст : непосредственный.
29. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. – Москва : Эксмо, 2007. – 416 с. – ISBN 5-699-13698-3. – Текст : непосредственный.
30. Карамаева, Л. А. Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Л. А. Карамаева; Самарский государственный социально-педагогический университет. – Самара, 2005. – 27 с. – Текст : непосредственный.
31. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 2001 – 239 с. – Текст : непосредственный.
32. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 544 с. – 441 с. – ISBN 5-8046-0173-3. – Текст : непосредственный.
33. Малахова, Ю. А. Особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками / Ю. А. Малахова, Л. А. Бабаянц. – Текст : непосредственный // Наукосфера. – 2021. – № 2-1. – С. 34–37.
34. Манакова, Е. А. Межличностные отношения младших школьников / Е. А. Манакова. – Текст : непосредственный // Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2014. – С. 124–147.
35. Мокина, Я. А. Особенности межличностных отношений младших школьников / Я.А. Мокина. – Текст : непосредственный // Вестник Науки и Творчества. 2016. – С.118–122.
36. Морено, Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. –Москва : Академический проект, 2001. –384 с. – Текст : непосредственный.
37. Нагорнова, А. Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2015. – С. 38–42.
38. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2005. – Т. 3 – С. 47– 53. – ISBN 978-5-406-05031-6. – Текст : непосредственный.
39. Никифорова, Е. С. Особенности межличностных отношений младших школьников / Е. С. Никифорова. – Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-3(63). – С. 69–71.
40. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. – Москва : Просвещение, 2014. – 151 с. – ISBN 5-897939-086-7. – Текст : непосредственный.
41. Павлова, А. Б. Притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Проблемы и решения / А. Б. Павлова. – Текст : непосредственный // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3(48). – С. 433–436.
42. Поминова, А. М. Диагностика межличностных отношений в коллективе младших школьников / А. М. Поминова, Л. В. Мамедова. – Текст : непосредственный // Перспективы развития научных исследований в 21 веке : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, Махачкала, 29 октября 2017. – Махачкала: Апробация, 2017. – С. 104–106.
43. Попова-Денисова, С. В. Развитие межличностных отношений у младших школьников / С. В. Попова-Денисова. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 109–113.
44. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – Москва: Эксмо-Пресс, 2011. – 366 с. – ISBN 5-01-004150-2. – Текст : непосредственный.
45. Фельдштейн, Д. И. Проблемы формирования личности / Д. И. Фельдштейн. – Москва. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО МОДЭК, 2011. – 352 с. – ISBN 5-87224-086-4. – Текст : непосредственный.
46. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва : Просвещение, 2012. – 488 с. – ISBN 5-89939-086-7. – Текст : непосредственный.
47. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – Москва : Азбука-Аттикус, 2015. – 480 с. – ISBN 978-5-8323-0425-0. – Текст : непосредственный.
48. Халитова, С. А. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в социальной психологии / С. А. Халитова. – Текст : непосредственный // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2022. – № 4(64). – С. 268–275.
49. Царева, Е. В. Характеристика и развитие межличностных отношений младших школьников / Е. В. Царева, Т. Ю. Павленко, М. Э. Зубанова. – Текст : непосредственный // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 15–16 апреля 2021 г. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2021. – С. 29.
50. Цветкова, Н. И. Особенности межличностных отношений младших школьников / Н. И. Цветкова. – Текст : непосредственный // European reserch : Сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Пенза, 07 июня 2020 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 152–154.
51. Юлдашева, Р. М. Понятие межличностных отношений в психологии / Р. М. Юлдашева. – Текст : непосредственный // Развитие современной науки: тенденции, проблемы, перспективы : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 21 апреля 2018 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – София, Болгария: Мир науки, 2018. – С. 469–472.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ