Развитие межличностных отношений младших школьников средствами психологического тренинга (Мордовский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Ужовская средняя общеобразовательная школа» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области.
Выборка: 32 ученика младшего школьного возраста.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………… 8
1 Теоретические аспекты исследования развития межличностных отношений младших школьников …………………………………………..11
1.1 Исследование межличностных отношений в психолого-педагогической литературе………………………………………………11
1.2 Психологические особенности межличностных отношений младших школьников ………16
1.3 Характеристика психологического тренинга как средства развития межличностных отношений……20
2 Опытно-экспериментальное исследование развития межличностных отношений младших школьников средствами психологического тренинга………………………………………26
2.1 Исследование и анализ исходного уровня развития межличностных отношений младших школьников ……………………26
2.2 Проектирование и апробация программы психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников.36
2.3 Динамика развития межличностных отношений младших школьников ………42
Заключение…………………………………………………………………... 52
Список использованных источников……54
Приложение А «Индивидуальные данные испытуемых на констатирующем этапе исследования»……………………………………..61
Приложение Б «Фрагмент программы психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников»……………64
Приложение В «Индивидуальные данные испытуемых на контрольном этапе исследования»…66
Приложение Г «Подсчет эмпирического значения Т-критерия Вилкоксона в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента»………………69
База исследования: МБОУ «Ужовская средняя общеобразовательная школа» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области.
Выборка: 32 ученика младшего школьного возраста.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………… 8
1 Теоретические аспекты исследования развития межличностных отношений младших школьников …………………………………………..11
1.1 Исследование межличностных отношений в психолого-педагогической литературе………………………………………………11
1.2 Психологические особенности межличностных отношений младших школьников ………16
1.3 Характеристика психологического тренинга как средства развития межличностных отношений……20
2 Опытно-экспериментальное исследование развития межличностных отношений младших школьников средствами психологического тренинга………………………………………26
2.1 Исследование и анализ исходного уровня развития межличностных отношений младших школьников ……………………26
2.2 Проектирование и апробация программы психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников.36
2.3 Динамика развития межличностных отношений младших школьников ………42
Заключение…………………………………………………………………... 52
Список использованных источников……54
Приложение А «Индивидуальные данные испытуемых на констатирующем этапе исследования»……………………………………..61
Приложение Б «Фрагмент программы психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников»……………64
Приложение В «Индивидуальные данные испытуемых на контрольном этапе исследования»…66
Приложение Г «Подсчет эмпирического значения Т-критерия Вилкоксона в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента»………………69
Актуальность работы. Современный человек не может жить без общения. Жизнь человека представляет собой постоянный поток информации, построения межличностных связей, развития благоприятных взаимоотношений. Не один вид человеческой деятельности не обходится без общения и взаимодействия с другими людьми. После поступления ребенка в начальную школу сфера межличностных контактов расширяется и происходит активное развитие новых форм и навыков общения. Становление человека в системе межличностных отношений зависит от большого количества показателей: особенностей взаимодействия со сверстниками, положение в коллективе, личных особенностей.
В отечественной психологии проблема межличностных отношений в младшем школьном возрасте была предметом исследования в работах А. А. Акопян [2], Т. В. Безродных [7], И. В. Дуда [17], Е. В. Евтушенко [18], Е. А. Манакова [36], Е. В. Царева [49] и других ученых. Влияние психологического тренинга на развитие межличностных отношений изучали И. С. Бухарова [12], В. В. Галкина [15], Д. В. Жуина [21] и др.
Таким образом, на сегодняшний день одной из наиболее важных проблем является изучение межличностных отношений младших школьников и их развитие с использованием психологического тренинга.
Объект исследования – межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования – развитие межличностных отношений младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать программу психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему исследования межличностных отношений в психолого-педагогической литературе;
2) охарактеризовать особенности межличностных отношений младших школьников;
3) выявить возможности психологического тренинга для развития межличностных отношений младших школьников;
4) подобрать методики и осуществить диагностику межличностных отношений младших школьников;
5) разработать программу психологического тренинга, направленную на развитие межличностных отношений младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие межличностных отношений младших школьников будет эффективным, если спроектировать программу психологического тренинга, обеспечивающую развитие навыков межличностного взаимодействия.
Методологической основой нашего исследования являются подходы к изучению межличностных отношений (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Н. В. Казаринова, В. Н. Куницина и др.); современные исследования межличностных отношений младших школьников (А. А. Акопян, Т. В. Безродных, Е. В. Евтушенко, П. А. Жукова и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ и обобщение психологической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» (Т. В. Безродных), методика «Социометрия» (Дж. Морено), методика «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» ‒ адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой);
3) методы статистической и математической обработки данных: Т-критерий Вилкоксона.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «Ужовской средней общеобразовательной школы» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, в количестве 32 человека.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обобщении психолого-педагогических источников по проблеме исследования межличностных отношений, а также в возможностях использования психологического тренинга в развитии межличностных отношений младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа психологического тренинга может быть использована педагогами-психологами различных образовательных организаций для развития межличностных отношений младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В отечественной психологии проблема межличностных отношений в младшем школьном возрасте была предметом исследования в работах А. А. Акопян [2], Т. В. Безродных [7], И. В. Дуда [17], Е. В. Евтушенко [18], Е. А. Манакова [36], Е. В. Царева [49] и других ученых. Влияние психологического тренинга на развитие межличностных отношений изучали И. С. Бухарова [12], В. В. Галкина [15], Д. В. Жуина [21] и др.
Таким образом, на сегодняшний день одной из наиболее важных проблем является изучение межличностных отношений младших школьников и их развитие с использованием психологического тренинга.
Объект исследования – межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования – развитие межличностных отношений младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать программу психологического тренинга развития межличностных отношений младших школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему исследования межличностных отношений в психолого-педагогической литературе;
2) охарактеризовать особенности межличностных отношений младших школьников;
3) выявить возможности психологического тренинга для развития межличностных отношений младших школьников;
4) подобрать методики и осуществить диагностику межличностных отношений младших школьников;
5) разработать программу психологического тренинга, направленную на развитие межличностных отношений младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие межличностных отношений младших школьников будет эффективным, если спроектировать программу психологического тренинга, обеспечивающую развитие навыков межличностного взаимодействия.
Методологической основой нашего исследования являются подходы к изучению межличностных отношений (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Н. В. Казаринова, В. Н. Куницина и др.); современные исследования межличностных отношений младших школьников (А. А. Акопян, Т. В. Безродных, Е. В. Евтушенко, П. А. Жукова и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ и обобщение психологической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» (Т. В. Безродных), методика «Социометрия» (Дж. Морено), методика «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» ‒ адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой);
3) методы статистической и математической обработки данных: Т-критерий Вилкоксона.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «Ужовской средней общеобразовательной школы» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, в количестве 32 человека.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обобщении психолого-педагогических источников по проблеме исследования межличностных отношений, а также в возможностях использования психологического тренинга в развитии межличностных отношений младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа психологического тренинга может быть использована педагогами-психологами различных образовательных организаций для развития межличностных отношений младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В настоящее время наблюдается рост работ по вопросам межличностных отношений.
В период младшего школьного возраста происходит заложение фундамента в возможности строить позитивные отношения. Наибольшее воздействие на будущее развитие ребенка оказывает его место и позиция в коллективе сверстников. Именно в этом возрасте ребенок осознанно чувствует потребность в общении.
Содержание термина «психологический тренинг» определяется как одно из самых эффективных методов, реализуемых для осуществления развития межличностных категорий взаимоотношений между учениками младших классов, позволяющее при этом ребенку на самостоятельной основе формировать различные навыки и умения в области создания отношений, а также осуществлять анализ возникающих в жизни ситуаций как со своей точки зрения, так и с точки зрения партнера. Также различные виды тренингов позволяют активировать способность, которая помогает развивать познание и понимание себя, а также других членов общества в процессе осуществления ими различных категорий деятельности.
По результатам проведенной диагностики исходного уровня развития межличностных отношений младших школьников на базе МБОУ «Ужовской средней общеобразовательной школы» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области, в которой приняли участие 32 человека, была разработана программа психологического тренинга, направленная на развитие межличностных взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста.
Для оценки значимости произошедших изменений были сравнены индивидуальные показатели младших школьников экспериментальной группы до и после проведения программы психологического тренинга. Результат математической обработки данных с помощью Т-критерий Вилкоксона.
Полученное эмпирическое значение (Тэмп. =3) по методике «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» (Т. В. Безродных), по методике «Социометрия» (Дж. Морено) и по методике «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» ‒ адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой), подтверждают изменения, произошедшие в результатах младших школьников экспериментальной группы после формирующего эксперимента, на 1‒% уровне статистической значимости.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, состоящая в предположении о том, что межличностные отношения младших школьников можно успешно развивать в условиях образовательной среды, если спроектировать и реализовать программу психологического тренинга, обеспечивающую развитие навыков межличностного взаимодействия, подтвердилась. Цель исследования была достигнута, все задачи решены.
В период младшего школьного возраста происходит заложение фундамента в возможности строить позитивные отношения. Наибольшее воздействие на будущее развитие ребенка оказывает его место и позиция в коллективе сверстников. Именно в этом возрасте ребенок осознанно чувствует потребность в общении.
Содержание термина «психологический тренинг» определяется как одно из самых эффективных методов, реализуемых для осуществления развития межличностных категорий взаимоотношений между учениками младших классов, позволяющее при этом ребенку на самостоятельной основе формировать различные навыки и умения в области создания отношений, а также осуществлять анализ возникающих в жизни ситуаций как со своей точки зрения, так и с точки зрения партнера. Также различные виды тренингов позволяют активировать способность, которая помогает развивать познание и понимание себя, а также других членов общества в процессе осуществления ими различных категорий деятельности.
По результатам проведенной диагностики исходного уровня развития межличностных отношений младших школьников на базе МБОУ «Ужовской средней общеобразовательной школы» поселка Ужовка Починковского района Нижегородской области, в которой приняли участие 32 человека, была разработана программа психологического тренинга, направленная на развитие межличностных взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста.
Для оценки значимости произошедших изменений были сравнены индивидуальные показатели младших школьников экспериментальной группы до и после проведения программы психологического тренинга. Результат математической обработки данных с помощью Т-критерий Вилкоксона.
Полученное эмпирическое значение (Тэмп. =3) по методике «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» (Т. В. Безродных), по методике «Социометрия» (Дж. Морено) и по методике «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» ‒ адаптированный вариант И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой), подтверждают изменения, произошедшие в результатах младших школьников экспериментальной группы после формирующего эксперимента, на 1‒% уровне статистической значимости.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, состоящая в предположении о том, что межличностные отношения младших школьников можно успешно развивать в условиях образовательной среды, если спроектировать и реализовать программу психологического тренинга, обеспечивающую развитие навыков межличностного взаимодействия, подтвердилась. Цель исследования была достигнута, все задачи решены.



