Проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: 62 человека, возраст от 25 до 40 лет, среди них 30 мужчин, 32 женщины. Это люди, окончившие высшее учебное заведение, имеющие опыт работы от 3-х лет и работающие на должностях, среди которых: продавцы-консультанты, работники офиса и индивидуальные предприниматели.
Введение……………………………………………………………………….…..4
Глава I. Толерантность к неопределенности как фактор успешности профессиональной деятельности специалиста – теоретический аспект…..…..7
1.1. Исследования толерантности к неопределенности в современных психологических исследованиях……7
1.2. Факторы успешности трудовой деятельности и критерии их оценки………….27
Выводы к главе I…………………43
Глава II. Экспериментальное исследование успешности работников с разным уровнем толерантности к неопределенности……….44
2.1. План исследования и описание экспериментальной группы…………….44
2.2. Описание хода и результатов исследования толерантности к неопределенности..47
Выводы к главе II………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы…………………………………………………. 57
Актуальность данного исследования заключается в неизбежном столкновении человека в области трудовой деятельности с неожиданными и нестандартными ситуациями, которые требуют новых решений и подходов. Такие ситуации порождают феномен неопределенности, на который сотрудники могут реагировать по-разному. Реакцию на неопределенность зачастую характеризует понятие толерантности к неопределенности.
Толерантность к неопределенности может рассматриваться на разных уровнях: как личностная черта, как установка, которая имеет отношение к ситуации, как навык, который можно натренировать. В контексте успешности в профессиональной сфере толерантность к неопределенности могут рассматриваться все три уровня.
Существуют некоторые работы ученых, которые посвящены теме толерантности к неопределенности. В рамках возрастной психологии ситуацию неопределенности рассматривали ученые Ф. Райс, И. С. Кон; зарубежные ученые рассматривали ситуацию неопределенности как ситуацию, которая подразумевает трудности контроля ситуации (П. Хабман, П. Бордиа). Отечественный социальный психолог Е. П. Белинская выделила признаки ситуации неопределенности, среди которых: недостаток информации, несовместимость когниций, сложность контроля, существующий риск при принятии решений, многовариативность выбора.
На данный момент существует недостаточно исследований взаимосвязи уровня толерантности к неопределенности и успешности работников, а также нехватка понимания, какие психологические характеристики отражают успешность работников.
Цель научной работы: выявить психологические характеристики работников и их уровень толерантности к неопределенности.
Задачи исследования:
- теоретический анализ современных психологических исследований понятия толерантности к неопределенности.
- теоретический анализ факторов успешности трудовой деятельности и критерии их оценки.
- исследование успешности работников с разным уровнем толерантности к неопределенности.
Объект исследования: толерантность к неопределенности.
Предмет исследования: психологические характеристики успешных работников.
Методы исследования:
- шкала толерантности к неопределенности, IAS (Баднер)
- тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов)
- анкета успешности работников.
Гипотеза 1: работники, обладающие толерантностью к неопределенности, имеют высокий уровень силы воли и высокий уровень удовлетворенности трудом.
Гипотеза 2: работники, обладающие интолерантностью к неопределенности, имеют слабый уровень силы воли и низкий уровень удовлетворенности трудом.
Гипотеза 3: существуют общие психологические характеристики работников, обладающих толерантностью и интолерантностью к неопределенности. Теоретическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть применены при дальнейших исследованиях и научных разработок по теме толерантности к неопределенности. Результаты исследования также могут служить теоретической базой для исследования успешности работников.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут служить основой при проведении тестирования работников различных предприятий с целью определения эффективности их деятельности.
В начале исследования была поставлена проблема, которая заключалась в том, что на данный момент существует недостаточно исследований взаимосвязи уровня толерантности к неопределенности и успешности работников, а также нехватка понимания, какие психологические характеристики отражают успешность работников. В связи с этим была поставлена цель научного исследования: выявить психологические характеристики работников и их уровень толерантности к неопределенности. На основании цели предстояло решить следующие задачи: теоретический анализ современных психологических исследований понятия толерантности к неопределенности; теоретический анализ факторов успешности трудовой деятельности и критериев их оценки; исследование успешности работников с разным уровнем толерантности к неопределенности. Объектом исследования являлась толерантность к неопределенности, предметом исследования – психологические характеристики успешных работников.
Теоретическая часть научного исследования основывалась на решении таких задач как теоретический анализ современных психологических исследований понятия толерантности к неопределенности и теоретический анализ факторов успешности трудовой деятельности и критериев их оценки. В первом параграфе теоретической части работы нами были рассмотрены исследования толерантности к неопределенности в современных психологических исследованиях. Во втором параграфе теоретической части исследования мы изучили факторы успешности трудовой деятельности и критерии их оценки. На основании теоретического исследования был сделан вывод о том, что толерантность к неопределенности может быть как личностной чертой, так и приобретенным навыком, который можно развивать. Успешность сотрудника может зависеть от разных факторов, благодаря которым можно определить толерантность или интолерантность к неопределенности. Таким образом, для дальнейшего эмпирического исследования было необходимо определить личностные факторы успешных работников.
В эмпирической части исследования осуществлялась реализация следующей задачи: исследование успешности работников с разным уровнем толерантности к неопределенности и их психологических характеристик. Были использованы следующие методы исследования: шкала толерантности к неопределенности, IAS (Баднер); методика Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); авторская методика «Анкета успешности работников». Исследование было направлено на проверку следующих гипотез: 1. работники, обладающие толерантностью к неопределенности, имеют высокий уровень силы воли и высокий уровень удовлетворенности трудом. 2. работники, обладающие интолерантностью к неопределенности, имеют слабый уровень силы воли и низкий уровень удовлетворенности трудом. 3. существуют общие психологические характеристики работников, обладающих толерантностью и интолерантностью к неопределенности.
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть применены при дальнейших исследованиях и научных разработок по теме толерантности к неопределенности. Результаты исследования также могут служить теоретической базой для исследования успешности работников.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут служить основой при проведении тестирования работников различных предприятий с целью определения эффективности их деятельности; результаты исследования могут быть применены в сфере труда в рамках проектной деятельности с целью формирования или корректировки у работников психологических характеристик, которые будут способствовать их толерантному отношению к неопределенности. Осуществление данных пунктов предположительно повысит уровень успешности и уровень удовлетворенности трудом у работников различных предприятий.
1. Алашеев С.Ю. Поведенческие практики профессионального самоопределения в условиях неопределенности рынка труда // Профессиональное образование и рынок труда. – 2022. – № 1. – С. 68–87.
2. Антонова Н.В. Особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 53. – С. 9–17.
3. Басаргина Е.В. Сравнительный анализ профессиональной успешности мужчин и женщин нет данных // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2021. – №6. – С. 54-70.
6. Бустубаева С.М. Ситуации неопределенности профессиональной среды: признаки и характеристика // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2020. – №5. – С. 15-21.
7. Виндекер О С. Исследование структуры мотивации достижения в связи с отношением к неопределенности и стрессу (на примере студенческой выборки) // Известия Уральского федерального университета. – 2019. – №2 – С. 40-43.
8. Гусейнов Ш.А. Толерантность к неопределенности как регулятор субъектной активности личности // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 12. – С. 67.
9. Дворецкая М.Я. Психология успешности: методические рекомендации для начинающих руководителей: для слушателей программ профессиональной подготовки и повышения квалификации управленческих кадров // М. Я. Дворецкая, А. Б. Лощакова. – Мурманск : Изд-во Мурм. гос. техн. ун-та, 2020. – С. 73
10. Евтух Т.В. Особенности толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2021. – № 8 – С. 10
11. Едиханова Ю.М. Формирование мотивации достижения успеха персонала организации посредством психологического тренинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 – С. 16-21
12. Ерыгина А.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности // Экономический вектор. – 2021. – №2(25). – С. 45-56.
13. Закирова А.Ф. Удовлетворенность трудом как составляющая качества трудовой жизни // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2020. – № 4(25). – С. 16-19.
14. Залевский Г.В. К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 34. – С. 7−11.
15. Зинина Ю.М. Толерантность к неопределенности в условиях нестабильной ситуации в обществе // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – №1. – С. 125-132.
16. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 3-20.
17. Иванова Т.Ю. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 85–121.
18. Исаева Н.И. Толерантность к неопределенности и креативность: обзор зарубежных корреляционных исследований // Тенденции развития науки и образования : Научный журнал «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева». – 2021. – № 4(58). – С. 216-221.
19. Карапетян Л.В. Эмоционально-личностное благополучие как предиктор субъективной успешности трудящихся // Организационная психология. – 2021. – Т.11. – № 1. – С. 65–92.
20. Караулов В.А. Связь социально-психологических характеристик и рефлексивности у сотрудников агропромышленного холдинга в зависимости от их отношения к неопределенности // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник». – 2020. – №1(14). – С. 56-62.
22. Кондрашихина О.А. Вербальная и невербальная креативность и толерантность к неопределенности студентов-психологов // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2020. – №1. – С. 46-52.
23. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопросы психологии. – 2012. – №6. – С. 23-31.
24. Коршиков Б.Н. Современные зарубежные исследования феномена успешности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т.27. – № 4. – С. 189–193.
25. Костина А.К. Доверие к миру как смысложизненный конструкт, формирующий толерантность к неопределенности // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2020. – № 3. – С. 251-254.
26. Кресова Н.Ю. Толерантность к неопределенности в структуре личностной составляющей ситуаций педагогических затруднений // Научный журнал «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева». – 2021. – №4(58). – С. 28.
27. Кроповницкий О.В. Взаимосвязь копинг-стратегий и социально-психологических характеристик личности руководителя // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – № 1. – С. 187–196
28. Куликова Е.А. Психологические аспекты сопротивления изменениям в организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – №10. – С. 9-17.
29. Лазюк И.В. Когнитивные стили и толерантность к неопределенности как факторы адаптации студентов к обучению в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т.9. – № 4(33). – С. 343-348.
30. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. – 2014. – №4. – С. 43–51.
31. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2018. – №4. – С. 43 – 52.
32. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. – 2015. – №40(8). – С. 34-41.
33. Леонтьев Д.А. Неопределенность как центральная проблема психологии личности // Mobilisinmobili: личность в эпоху перемен. М.: Изд. дом ЯСК. – 2018. – С. 40–53.
34. Лифинцев Д.В. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 98-105.
35. Минкина А.О. Карьера и факторы ее успешности // Colloquium-journal : СМИ (медиа) и массовые коммуникации. – 2020. – № 19(71). С. 216-217.
36. Мохов В.А. Роль экзистенциального опыта в переживании ситуации неопределенности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2022. – №5. – С. 16.
37. Мусаэлян И.Э. Психология предпринимательства - новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1995. – №1. – С. 3-7.
38. Наумова Д.В. Личностные характеристики молодых людей, толерантных и интолерантных к неопределенности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2021. – № 6. – С. 142-156.
38. Неяскина Ю.Ю. Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста) // Вестн. КемГу. – 2017. – № 3 (71). – С. 143-152.
39. Панова В.С. Взаимосвязь толерантности к неопределенности со смысложизненными и ценностными ориентациями // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021. – №10. – С. 21-26.
40. Плотницкая М.Р. Толерантность к неопределенности как фактор формирования образа мира личности // Вестник КамчатГТУ. – 2018. – №28. – С. 105-114.
42. Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2021. – Т.27. – № 2. – С. 61–65.
43. Салихова А.Б. Реализуемость личностных ценностей при разном уровне толерантности к неопределённости // Вестник Удмуртского университета: Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – № 2(30). – С. 156-161.
44. Семенов Д.С. Психологические предикторы прогнозирования профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С. 478.
45. Соколова О.И. Понятие «неопределенность» в контексте взаимодействия субъекта и объекта научного познания // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т.6. – №2. – С. 28-34.
46. Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью в современной России: модели взаимосвязей // Вестник Омского университета. Экономика. – 2018. – С. 138-152.
47. Титова О.И. Толерантность к неопределенности как фактор отношения к деловому взаимодействию в контексте развития общекультурных компетенций студентов вуза // Сибирский психологический журнал. – 2018. – №68. – С. 131-142.
48. Уварова Н.Н. Психологические особенности российского предпринимателя // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №5. – С. 24-35.
49. Фомицкая Г.Н. Механизмы взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций в ситуации неопределенности // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2021. – Т.18. – №4. – С. 21-35.
51. Ханова З.Г. Стратегии поведения успешных предпринимателей в кризисных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ханова Зоя Гаджиалиевна. – Ставрополь, 2005. – 23 с.
52. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. – 2014. – №3(40). – С. 44-51.
53. Шияневская И.А. Стратегии копинг-поведения руководителей с различным уровнем успешности совместной управленческой деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 3. – С. 10.
54. Юртаева М.Н., Глуханюк Н.С. Потенциал исследования конструкта «толерантность к неопределенности» в современной психологии // Известия Уральского федерального университета. – 2017. – № 1(159). – С. 74-80.