ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТЕ 6
1.1. Идеомоторика в подготовке спортсменов 6
1.2. Физиологический механизм идеомоторного акта 6
1.3. Идеомоторика в спортивной деятельности 9
1.4. Коэффициент валидности: допускаемая трансформация двигательных
способностей, нормальность распределения 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Организация исследования 27
2.3. Методика использования идеомоторной тренировки и настройки в
процессе обучения спортивным упражнениям и действиям 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. .31
3.1. Идеомоторная подготовка в период обучения 31
3.2. Идеомоторная настройка в период соревнований 42
3.3. Идеомоторная подготовка в переходном периоде подготовки 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. Успех любой человеческой деятельности определяется, прежде всего, степенью осознанности ее выполнения [М.М. Боген, 2002].
В теории физической культуры и спорта принцип сознательного обучения двигательным действиям занимает одно из доминантных мест. В свое время П.Ф. Лесгафт отмечал, «что одна из важных задач физического образования заключается в том, чтобы приучить человека сознательно относиться к своим действиям и работать с возможно минимальной потери энергии...».
Некоторые исследователи [8,14,17] считают, «что принцип сознательности и активности предполагает не только сознательное и активное отношение спортсмена к двигательному процессу, но и сознательное, осмысленное освоение двигательных действий, что немыслимо без формирования способности тонко ощущать свои движения, синтезировать их и осмысленно управлять ими, то есть создать образное представление.».
Однако до сих пор, как показывает практика, многие спортсмены не всегда осмысливают свои действия перед непосредственным их исполнением. В процессе освоения техники физических упражнений и совершенствования двигательного действия используется большой объем разминочных попыток, в которых часто двигательное действие выполняются непроизвольно, систематическими погрешностями. Нередко спортсмен, доведя выполнение техники физических упражнений до автоматизма, то есть до формирования двигательного навыка успокаивается на этом и забывает о сложностях, поджидающих его на соревнованиях. Очевидно, формировать двигательное умение успешно выступать в любой соревновательной ситуации можно только при целенаправленной работе на тренировках.
А.В. Белкин [1995] считает, «что одним из таких методических приемов является идеомоторная подготовка, сущность которой заключается в формировании способности спортсменов создавать и синтезировать двигательно-мышечные представления о двигательном образе, вносить коррекции и на основе этого управлять действием...».
Объект исследования. Идеомоторная тренировка и настрой в спорте.
Предметом исследования - вступает идеомоторное воспроизведение движений и действий.
Цель исследования. Совершенствование эффективности методов идеомоторной подготовки в тренировочном и соревновательном процессах.
Задачи исследования.
1. Изучить идеомоторной настройки в период спортивных состязаний.
2. Определить эффективности сочетания приемов идеомоторной настройки с разным количеством пробных движений и выявить возможности подготовки спортсмена успешно исполнять упражнения.
3. Разработать методику идеомоторного воспроизведения движений и действий и, проверить ее эффективность на практике.
Гипотеза. Предполагаем, что умелое планирование приемов идеомоторной подготовки и чередование их с другими методами обучения дают возможность за более короткий срок и при значительно меньшем количестве повторений овладеть спортивным действием.
Новизна. Полеченные данные будут способствовать правильной, научно обоснованной организации непосредственной подготовки к тренировочной и соревновательной попытке и, главное, помогут в составлении идеомоторных программ и проверке их тренирующей эффективности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Разработанные принципы идеомоторной подготовки и изложенные ниже методические указания по ее применению могут широко использоваться тренерами и спортсменами в ходе учебно-тренировочных занятий, подготовки и участия в соревнованиях.
В результате проведенного педагогического исследования пришли к следующим выводам:
1. Результаты исследования показали, что испытуемые всех групп за период эксперимента освоили контрольные упражнения. Правда, на начальной стадии обучения предварительные представления о движении в большинстве случаев не сопровождались тренирующим эффектом. Можно полагать, что причина этого - значительное уменьшение количества повторений (втрое) и непривычные задания, связанные с идеомоторной тренировкой. Однако через 5-6 дней двигательно-мышечные представления начали приобретать большую отчетливость, а следы их сохранялись и хорошо усваивались наряду с восприятиями от выполнения движений в новых условиях.
2. Анализ абсолютных величин тестовых листов каждого спортсмена указывал на тесную корреляцию между признаками (САН) «самочувствие», «активность», «настроение». При этом после длительных и утомительных тренировок всегда отмечалось увеличение разницы между средними оценками трех признаков, а после изменения режима тренировок и проведения аутогенных, идеомоторных и других приемов психопрофилактики и саморегуляции все три категории оценивались близкими цифрами.
3. Наши исследования по выявлению эффективности идеомоторного метода в переходном периоде тренировки с целью восстановления сложных двигательных навыков показали, что хорошо освоенный навык лучше сохраняется и быстрее восстанавливается после одно-двухмесячного перерыва в первые дни занятий у тех спортсменов, которые систематически, хотя бы один раз в день выполняли задания по идеомоторной тренировке в переходном периоде.
1. Абельская, Р.С. Об осмыслении движений в процессе овладения прыжком в высоту с разбега. - В кн.: Вопросы психологии спорта. М., 2007. 152 с.
2. Алексеев, А.В. О гипноидеомоторной тренировке. Научн. Труды ВНИИФКа, 2000. 5-9 с.
3. Атаев, З.М. Изометрическая гимнастика при лечении переломов
трубчатых костей. М., 2013. - 108 с.
4. Белкин, А.А. Формы специальной разминки. - // Теория и практика физической культуры, №4. - 2009. - С. 17-19.
5. Белкин, А.А. Эффект идеомоторной настройки укрепления психологической устойчивости спортсмена. - /Ж: Теория и практика физической культуры //2012. №/2. с. 23-28.
6. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. - М., 2002. - 179 с.
7. Буйлин, Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М., ФиС, 2009. - 119 с.
8. Вишнева, Л.В. Роль опережающего отражения в формировании гимнастических навыков // Теория и практика физической культуры, №/10. -2013.- С. 48-53.
9. Волков, В.М. Динамика восстановительных процессов по данным работоспособности, вегетативным функциям и электрической активности мышц //Теория и практика физической культуры. №7. - 2008.- С. 41-43.
10. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: 2007. - с. 241.
11. Гиппиус, С. Гимнастика чувства. Л. - М., 2006. - с. 168.
12. Егупов, Л.Ф. Запоминание слаломной трассы. - В кн.: Вопросы психологии спорта. М., 2008. - с. 534.
13. Зациорский, В.М. Физическое качество спортсмена. М., ФиС, 2009. - 199с.
14. Коц, Я.М. Спортивная физиология. М., ФиС, 1987. - с. 411.
15. Ротенберг, В.С., Бондаренко, С.М. Мозг обучение здоровье. М. «Просвещение». - 2003. - с. 219.
16. Сурков, Е.Н. Психомоторика спортсмена. М., ФиС, 2014. - с. 176.
17. Смирнов, Ю.И. Теория и методика спортивной подготовки. // Теория и практика физической культуры. - №2. - 2003.- С. 19-21
18. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М, ФиС, 2008. - С. 165.
19. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., ФиС, 2009. - С. 122.
20. Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. М., ФиС, 2004. - С. 67-73.
21. Шапошникова. В.И. Биоритмы - часы здоровья. М.. 2005. - С. 365.