Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком 6
1.1. Понятие мотивации обучения 6
1.2. Средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком 11
1.3. Метод провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком 17
Выводы по главе I 22
Глава II. Реализация метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком 23
2.1. Анализ УМК для 10-11 классов на предмет наличия упражнений, связанных с применением метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком 23
2.2. Разработка фрагмента урока с применением метода провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком 38
Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список использованной литературы 53
В настоящее время главной целью обучения иностранным языкам является всестороннее формирование и развитие языковой личности учащегося в процессе иноязычной коммуникации. Реализация этой цели сочетается, прежде всего, с формированием у учащегося ряда коммуникативных навыков: понимание и создание иноязычных высказываний в определенных ситуациях общения, осуществление своего коммуникативного поведения в соответствии с правилами общения и национальными особенностями и т. д.
Для достижения поставленной цели необходимо находить современные подходы и способы обучения для успешного образовательного процесса. Именно поэтому в настоящее время актуализируется проблема повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
Существуют различные подходы к повышению мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком, однако они не позволяют выработать единого подхода к повышению мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
При этом зачастую опускается мотивационная сфера учащегося, которую можно задействовать в процессе обучения посредством применения различных манипуляторных приемов, среди которых одним из инновационных является метод провокации, не нашедший отражения в отечественных научных трудах. Именно поэтому представляется необходимым рассмотреть теоретические и практические основы изучения метода провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
Актуальность настоящего исследования обусловлена:
1. повышенным интересом исследователей к проблеме мотивации обучения;
2. отсутствием научных работ по изучению метода провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
Объект исследования– мотивация обучения.
Предмет исследования– метод провокации как средство повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
Цель исследования состоит в изучении теоретических и практических аспектов мотивации обучения и реализации метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком. Поставленная в данной работе цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. рассмотреть понятие мотивации обучения;
2. изучить средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком;
3. изучить дидактические возможности метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком;
4. провести анализ УМК для 10-11 классов на предмет наличия упражнений, связанных с применением метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком;
5. разработать фрагмент урока с применением метода провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматриваетсяметод провокации как средство повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
Гипотеза исследования состоит в том, что применениеметода провокации на занятиях иностранным языком будет способствовать повышению мотивации обучающихся.
Методология настоящего исследования включает анализ научной литературы по теме исследования, контент-анализ УМК по обучению английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, результаты исследования могут быть использованы в преподавании иностранного языка в 10-11 классах.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы приводится список основной использованной литературы и приложения.
Во введении сформулированы цели, задачи данного исследования, названы актуальность, объект и предмет исследования, указывается гипотеза и методики, научная новизна исследования, определена практическая значимость исследования.
В рамках первой главы «Теоретические основы изучения провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком» рассматривается понятие мотивации обучения. Также описываются средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком и дидактические возможности метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
Вторая глава «Реализация метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком» посвящена анализу УМК для 10-11 классов на предмет наличия упражнений, связанных с применением метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком. Также разрабатывается фрагмент урока с применением метода провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
В заключении обобщаются полученные результаты и подводятся итоги данного исследования.
Список использованной литературы включает 45 источников использованной справочной и методологической литературы по теме исследования.
Настоящее исследование посвящено методу провокации как средству повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком. В рамках данного исследования была достигнута поставленная цель и выполнена все исследовательские задачи, а именно: рассмотрено понятие мотивации обучения, изучены средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком, дидактические возможности метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком, проведен анализ УМК для 10-11 классов на предмет наличия упражнений, связанных с применением метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком и разработан фрагмент урока с применением метода провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком.
В первой главе данного исследования были рассмотрены теоретические основы изучения провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком, которые показали, что вопросамимотивации обучения в педагогике и психологии занимались Л. И. Божович, П. И. А. Зимняя, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, А.Н. Сиднева, В. А. Сластенин, В. П. Каширин и др. При этом провокативной педагогике посвящены труды таких ученых, как Е.М.Галанова,И.Дзялошинский, Р.Жолудь, А.В.Енин, Г.М.Анохина, О.С.Иссерс и др.
Рассматривая вопрос мотивации обучения, ученые соглашаются с тем, что она является одним из ключевых факторов успешности образовательного процесса, указывая на то, что для формирования учебной мотивации следует применять разные методы, средства и приемы стимулирования, среди которых отмечается метод провокации, пришедших в педагогическую среду из психологии. Одним из таковых является метод провокации, который начинает набирать популярность в зарубежной педагогике и постепенно перенимается отечественными педагогами для повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком. Тем не менее, специфика применения метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком до сих пор мало изучена, поэтому во второй главе был проведен анализ УМК для 10-11 классов на предмет наличия упражнений, связанных с применением метода провокации в повышении мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком. Материалом исследования выступили следующие УМК:
1. Spotlight для 10 классов;
2. Spotlight для 11 классов;
3. Starlight для 10 классов;
4. Starlight для 11 классов;
5. Rainbow English для 10 классов.
Проведенный анализ данных УМК позволил установить недостаточное наличие упражнений, связанных с применением метода провокации, что не позволяет в полной мере использовать его в образовательных целях для повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком. При этом имеющиеся упражнения носят косвенный или частичный провокативных характер, который может быть успешно реализован при правильном подходе учителя к ним на занятиях иностранным языком. В связи с этим былразработан фрагмент урока, представляющий собой урок-суд, в котором учувствуют все стороны, отстаивающие свою точку зрения в вопросе преимуществ и недостатков Интернета и социальных сетей. Данная тема является актуальной и интересной для учащихся, что повышает их заинтересованность в участии в судебном процессе. Провокативный компонент заложен в выступлениях защиты, обвинения и свидетелей с обеих сторон, чьи позиции поддаются сомнению, а, следовательно, возникает необходимость их отстаивания. Все это способствует вовлечению учащихся в образовательных процесс, их поисковым действиям, познавательной активности и мотивации обучения с тем, чтобы доказать преимущества использования Интернета и социальных сетей, прибегая к аргументации и критическому мышлению.
Дальнейшие перспективы исследования видятся в более глубоком изучении метода провокации как средства повышения мотивации обучающихся на занятиях иностранным языком с применением расширенного инструментария для уточнения результатов исследования и апробации предложенного фрагмента урока на занятиях иностранным языком.
1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
2. Божович,Л. И.Личностьиееформирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
3. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебник. – СПб., 2000. – 304 с.
4. Воронова, О.В.Игровые технологии как средство профессиональной самореализации студентов в процессе обучения иностранному языку // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 3 (49). – С. 46-51.
5. Галанова, Е.М. Провокационные вопросы: основные типы и особенности функционирования [Электронный ресурс]// МНИЖ. – 2021. – №5-3 (107). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/provokatsionnye-voprosy-osnovnye-tipy-i-osobennosti-funktsionirovaniya (дата обращения: 02.01.2023).
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: «Гнозис», 2000. – 261 с.
7. Горошко, Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента: монография[Электронный ресурс]/ Е. И. Горошко. – М., 2001. – 320 с.– Режим доступа: http://www.textology.ru/razdel.aspx?ID=38(дата обращения: 02.01.2023).
8. Дзялошинский, И., Жолудь, Р. Провокация в системе коммуникационных технологий // Коммуникации. Медиа. Дизайн. – 2017. – Т. 2, № 2. – С. 62-81.
9. Енин А.В. Психология «провокативной педагогики»: некоторые аспекты теории и методики // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. № 2 (70). С. 252-255.
10. Енин А.В. Анохина, Г.М. Философские и психологические аспекты «Провокативной педагогики» // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 14. С. 179-186.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
12. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с.
13. Иссерс, О.С. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге // Русский язык в научном освещении. – 2009. – № 2 (18). – С. 92-104.
14. Козлов, А.Е., Саженин, И.И. Провокативный дискурс как объект лингвистического анализа // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5 (27). – С. 142-155.
15. Лозовский, А.В. История возникновения негативной коннотации термина «провокация» в русском языке // София: электронный научно-просветительский журнал. – 2018. – № 2. – С. 8-12. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36475867(дата обращения: 02.01.2023).
16. Майкова, Н.С. Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок учащихся в обучении математике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 17, № 43-2. – С. 152-157.
17. Малышкина, И.Г. Метод провокаций в исследованиях взаимоотношений аудитории и средств коммуникации / И. Г. Малышкина [Электронный ресурс] // Молодежь и медиа. Экология медиапростран-ства: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции «Молодежь и медиа. Экология медиапространства». Москва, 27-29 ноября 2012 г / Сост. И. В. Жилавская, С. И. Августевич М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова. 496 с. – Режим доступа: http://mic.org.ru/index(дата обращения 13.12.2022)
18. Маркова, А. К.Формированиемотивацииучениявшкольномвозрасте.– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
19. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
20. Назарова, Е.А. Провокация в СМИ и их восприятие молодежной аудиторией// Коммуникология. – 2017. – Том 5.– №3. – С.159-167.
21. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 368 с.
22. Провокация: сферы коммуникативного проявления: сб. ст. / А.В. Дмитриев, А.В. Глухова, И.Е. Задорожнюк и др. – М.: Русайнс, 2016. – 160 с.
23. Сиднева, А.Н. Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 6.– С. 56-67.
24. Сластенин, В. А., Каширин В. П.Педагогика и психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 480 с.
25. Сташ, А.В. Каузальность как компонент категориального поля аргументации (лингвистический аспект):автореф. ... канд. филол. наук. – Краснодар, 2011. – 27 с.
26. Столяренко, А. М. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 423 с.
27. Степанов, В.Н. Провокативные речевые жанры как инструменты непрямой коммуникации: лингвистические признаки и анализ // Теория и практика судебной экспертизы. – 2014. – № 4 (36). – С. 89-99.
28. Степанов, В.Н. Провокативный дискурс массовой коммуникации // СМИ и проблемы формирования массового сознания. – М., 2009. – С. 233-235.
29. Сюзева, Н.В. Провокативные приемы при формировании антикоррупционного сознания // Образование и наука. – 2013. – № 3 (102). – С. 46-57.
30. Штеба, А.А. Лингвистические признаки провокации [Электронный ресурс]// Litera. – 2017. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-priznaki-provokatsii (дата обращения: 02.01.2023).
31. Фридман, Л. М., Волков, К. Н.Психологическаянаука – учителю.– М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
32. Шарко, М. И. Провокативные приемы в обучении студентов и условия их применения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева [сайт]. – 2020. – №2 (52). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/provokativnye-priemy-v-obuchenii-studentov-i-usloviya-ih-primeneniya
33. Шарков, Ф.И. Коммуникативная провокация или провокация в теории и практике коммуникации (размышления о коммуникативной составляющей провокации) // Коммуникология. – 2017. – Т. 5, № 4. – С. 167-177.
34. Boivin,M. Intrinsic, Identified, and Controlled Types of Motivation for School Subjects in Young Elementary School Children. British Journal of Educational Psychology / F. Guay, J. Chanal,C.F.Ratelle,H.W.Marsh,S.Larose,M.Boivin[сайт].– 2010. – Режим доступа:http://dx.doi.org/10.1348/000709910X499084
35. Buss, D.M. Tactics of Manipulation // Journal of Personality and Social Psychology. – 1987. – Vol. 52, № 6. – P. 1219-1229.
36. Daviesa, D., Jindal-Snapeb, D., Colliera, C., Dig-bya, R., Haya, P., Howea, A. Creative learningenvironments in education – A systematic literature review // Thinking Skills and Creativity. – 2013. – No. 8. – Р. 80-91[сайт]. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2012.07.004
37. Mills, J. Better Teaching through Provocation // College Teaching [сайт]. – 1998. – Vol. 46, No. 1 (Winter, 1998). – pp. 21-25.– Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/27558870
38. Penkauskiene, D. A pedagogical provocation and rethinking of learning: an experience of university studies // Researchgate. Net[сайт]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/332112972
39. Silvestrini, N., Gendolla, G.H.E. Affect and cognitive control: Insights from research on effort mobilization // International Journal of Psy-chophysiology. – 2019. – № 143. – P. 14-125 [сайт]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2019.07.003
40. Tumskiy, S. Provocation in social interaction: precursors, phenomenon, and areas of application // Researchgate.net. [сайт]. – Режим доступа: https://www.re-searchgate.net/publication/335857808