Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 18 учащихся начальной школы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Особенности внеурочной деятельности по математике в условиях смешанного обучения в начальной школе 6
1.2 Программа внеурочной деятельности по математике в условиях смешанного обучения 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1 Анализ результатов эксперимента 24
2.2 Рекомендации для учителей по организации внеурочной деятельности по математике в условиях смешанного обучения в начальной школе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложения
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие
«внеурочная работа». Ее основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
В начальной школе внеурочная работа занимает важное место. Ориентирование на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей и познавательного интереса, организация социальной деятельности школьников, в этом заключается актуальность проблемы внеурочной работы. В современной школе очень важно заинтересовать учащихся преподаваемой дисциплиной, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности, вот почему внеклассная работа была и есть важное звено в учебно-воспитательном процессе.
Реформа школы требует усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам, в частности, по математике.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность [1].
В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса, но ее четкого определения в стандарте не дается. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Следует также добавить, что в настоящее время широко набирают развитие разнообразные современные цифровые технологии обучения, чему поспособствовала высокая доступность компьютеров и других различных гаджетов. Из этого следует отметить, что на данный момент мы можем наблюдать высокий уровень внедрения интернета и расширения его каналов. Благодаря чему во время образовательного процесса совершенно легко можно передавать обучающимся не только текст, но и видео высокого качества, различные обучающие ролики и специальные учебные материалы, работать на различных образовательных платформах. Таким образом, при помощи внедрения современных информационных технологий в образование, можно говорить о таком развивающемся понятии, как смешанное обучение. Смешанное обучение на сегодняшний день является очень актуальной темой. Стоит также отметить, что очень важно привлечь внимание педагогов к необходимости изучения и освоения современных информационных технологий, а также расширенного изучения приемов, средств и методов их использования.
Цели внеурочной работы по математике:
Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Цель исследования: составить программу внеурочной деятельности по математике в начальной школе с учетом различных форматов смешанного обучения.
Задачи:
-раскрыть особенности внеурочной деятельности по математике в условиях смешанного обучения в начальной школе,
-описать программу кружка по математике в условиях смешанного обучения в начальной школе,
-провести констатирующий этап педагогического эксперимента,
-разработать методические рекомендации по применению программы организации кружка по математике в начальной школе в практической деятельности.
Объект исследования: внеурочная деятельность по математике в начальных классах
Предмет: формы организации внеурочной деятельности (кружок) по математике в начальной школе
Гипотеза: внеурочная деятельность по математике в начальной школе будет эффективна, если ее организовать в виде кружка по математике.
Методы, используемые в научно-исследовательской работе:
-теоретические,
- анализ литературы,
-систематизация,
-моделирование.
Эмпирические методы исследования:
-тестирование,
-констатирующий эксперимент,
- статистическая обработка данных.
База исследования: МОУ СОШ.
Структура работы: введение, 2главы, заключение, список используемых источников.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. На наш взгляд, такой эффективный педагогический инструментарий есть — системно-деятельностный метод, который успешно используется во время проведения внеурочных занятий. Деятельностный метод способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Если раньше ученик шёл в школу за знаниями, сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без движения вперёд, знания подобны камню, лежащему на пути ручья, несущим эти самые знания. Без усилий воли, без личного участия камень не сдвинуть, из «ручья знаний» не напиться. Мы считаем, что внеурочная
деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по математике даёт возможность детям:
• вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию;
• анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях;
• способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Мы обращаем особое внимание на реализацию принципа минимакса, обеспечивающего разноуровневый подход во время проведения внеурочных занятий. Для нас очень важно, чтобы каждый ребёнок получил от проведения занятий значимый результат, не испытывая при этом перегрузок, как в эмоциональной сфере, так и в умственной. В соответствии с принципом минимакса каждый ребенок выбирает собственную образовательную траекторию: для кого-то достаточен минимум, а другие, по желанию, идут дальше.
1. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 415 с.
2. Блинова Т.Л, Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018.- 100 с.
3. Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева // Молодой ученый. – 2018. - № 8. - С. 309 - 312.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
5. Долгая Т.И. Мультимедийные технологии в коллективной форме работы учащихся при обучении физике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2019. 304 с.
6. Зенина Л.Е. Организация внеурочной деятельности по математике в малокомплектной школе // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2016. – Т. 9. – С. 36–40.
7. Курбатова Н.Н. Программа внеурочной деятельности по математике
«Математика после уроков» // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 343- 351.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва: Просвещение, 2019. - 786 c.
9. Логачев А.Е. Математическая игра как форма внеклассной работы по математике // Концепт. 2019. №1. С. 61–65.
10. Лозовая, В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности / В. И. Лозовская - Москва: Просвещение, 2019 - 38 с.
11. Маклаева, Э. В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач
/ Э. В. Маклаева // Молодой ученый. – 2019. - №14. - С.629-633.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 720 с
13. Сарычева Н.И. Внеурочная деятельность в малокомплектной школе как способ повышения интереса к математике // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 17. – С. 91–95.
14. Семенова И.Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019.- 241 с.
15. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 368 с
16. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб.пособие.- М.: Логос, 2018. —
304с.
17. Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в
средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М.: Просвещение, 2020. – 80 с.
18. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России №2 – 2019 – С. 200-201.
19. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал Науковедение. 2019. №1 (20) С.105.
20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действий к мысли. Система заданий / под редакцией А.Г. Асмолова. — Москва «Просвещение» 2019. – 201 с.
21. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.,2019. – 259 с.
22. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2018. – 128 с.
23. Чен И.В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии // Искусство. Все для учителя. 2019. №0. –С. 6–10.
24. Шадрина, И. В. Методика преподавания начального курса математики / И. В. Шадрина. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 279 с
25. Швецова, Р. Ф. Развитие самостоятельности на уроках математики / Р. Ф. Швецова // Начальная школа. – 2019. - №11. – С. 47-50.
26. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – Москва: Изд-во Московского социального института, 2018. – 392 с.
27. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – 2020. – Вып. 7.
28. Яковлева Т.П. Становление ценностно-личностной ориентации будущего учителя математики: монография. — КамГУ им. Витуса Беринга, 2020. — 220 с.
29. Ялчынская Н. Математический страх у учеников и способы его преодоления // Инновационная наука. 2019. №4. –С. 235–239.