Объект исследования - ООО «Центр-Сервис Ярославль» (Ярославская область, Ярославский район, пос. Нагорный).
Основной вид деятельности - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Проведен анализ финансового состояния за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Текст работы имеет размер 12 пунктов.
Введение 4
1. Теоретико-методологические основы формирования, использования и распределения прибыли предприятия 6
1.1. Понятие прибыли, ее функции и сущность управления повышением прибыли на предприятии 6
1.2. Методика анализа прибыли 12
1.3. Процесс и этапы формирования и распределения прибыли предприятия 19
2. Анализ системы формирования и использования прибыли на примере ООО «Центр-Сервис Ярославль» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии 30
2.3. Анализ эффективности использования прибыли 35
3. Рекомендации по совершенствованию формирования и использования прибыли на предприятии ООО «Центр-Сервис Ярославль» 41
3.1. Проблемы и мероприятий по повышению прибыли предприятия 41
3.2. Экономическая эффективность разработанных мероприятий по повышению прибыли предприятия 48
Заключение 56
Список использованных источников 60
Список приложений 64
Результативность хозяйственной деятельности экономического субъекта в современных условиях в значительной степени зависит от анализа формирования и использования прибыли.
Целью функционирования любой организации является получение ею прибыли в размерах, который удовлетворяет потребности владельцев. Одновременно прибыль занимает центральное место в рыночной экономике, является существенным стимулом для организации как можно эффективнее использовать имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
Прибыль является количественным и качественным критерием эффективности (неэффективности) существующего менеджмента, технологий, производительности труды, уровня производственных затрат на производство и т.д.
Уровень прибыли, полученной предприятием является основным отражением всех производственно-хозяйственных процессов, которые имеют место во время его функционирование. Финансовый результат является количественным и качественным критерием эффективности существующего менеджмента, технологий, производительности труды, уровня производственных затрат на производство и т.д.
Эффективность деятельности экономического субъекта во многом зависит от того, насколько быстро и правильно он ориентируется в рыночных отношениях. Анализ прибыли приобретает при этом особое значение и необходимость, поскольку эффективность деятельности предприятия выступает основой его развития на конкурентном рынке и обеспечивает стабильность.
На основании сказанного, следует сделать вывод об актуальности и значимости рассматриваемой темы выпускной квалификационной работы.
Теоретическим и практическим аспектам методики анализа прибыли посвящены работы отечественных ученых М.И. Баканова, М.А. Вахрушиной, В.В. Ковалева, Л.В. Донцовой, Н.П. Любушина, Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета.
В трудах О.В. Ефимовой, Л.В. Донцовой, Л.Т. Гиляровской, Д.А. Ендовицкого, А.Ф. Ионовой, Э.А. Маркарьян, М.В. Мельник, Н.С. Пласковой, А.Д. Шеремета. подробно рассмотрен порядок формирования и практического применения показателей финансовых результатов.
В связи с вышеизложенным, целью выпускной работы является разработка мероприятий по оптимизации и совершенствованию процесса формирования и управления прибылью экономического субъекта по итогам теоретического и практического исследования анализа прибыли.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
исследовать сущность и экономическое содержание прибыли;
раскрыть процесс формирования и распределения прибыли;
раскрыть методические основы анализа и оценки прибыли;
провести анализ состава, структуры и динамики прибыли экономического субъекта;
разработать мероприятия по оптимизации и совершенствованию процесса формирования и использования прибыли экономического субъекта.
Объектом исследования выступает прибыль ООО «Центр-Сервис Ярославль».
Предмет исследования – экономические отношения возникающие в результате формирования и использования прибыль в организации.
Информационной базой исследования послужили внутренние документы организации и бухгалтерская финансовая отчетность экономического субъекта (объекта исследования) за 2019-2022 годы
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определена исследованием экономической сущности, нормативной базы регулирование учета и методической составляющей анализа прибыли.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов проведенного исследования руководителями организации при обосновании решений по совершенствованию процесса формирования и использования прибыли в практической деятельности ООО «Центр-Сервис Ярославль».
В исследовании используется комплексная система методов: наблюдение, трактовка, анализ, синтез, системный подход, группировка, интерпретация результатов, табличный и сравнительный метод.
Структурно работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа формирования, распределения и использования прибыли. Во второй главе проведен анализ формирования, распределения и использования прибыли на примере коммерческого предприятия. В третьей главе даны рекомендации по выявлению факторов роста прибыли на примере объекта исследования и рассчитан экономический эффект от их внедрения.
В работе было проведено исследование формирования, распределения и использования прибыли в организации
В экономическом анализе результаты хозяйственной деятельности можно оценить с помощью аналогичных показателей с точки зрения объемов производства, продаж, доходов. Однако значений этих показателей недостаточно, чтобы дать представление об итогах работы. Это связано с тем, что эти показатели являются абсолютными характеристиками предприятия, и правильная интерпретация может быть сделана только в сочетании с другими показателями, указывающими на прибыльность организации. Следовательно, для определения общей эффективности экономических показателей необходимо проводить анализ прибыли.
Прибыль – разница между доходами (выручки) и затратами на производство или приобретение и сбыт товаров и услуг.
Уровень прибыли, полученной предприятием, является основным отражением всех производственно-хозяйственных процессов, которые имеют место во время его функционирование. Финансовый результат является количественным и качественным критерием эффективности существующего менеджмента, технологий, производительности труды, уровня производственных затрат на производство и т.д.
Совокупность этих факторов определяют эффективность производства и создают положительный финансовый результат (прибыль), который выступает основным источником экономического и социального развития предприятия.
Эффективность деятельности экономического субъекта во многом зависит от того, насколько быстро и правильно он ориентируется в рыночных отношениях. Анализ финансовых результатов приобретает при этом особое значение и необходимость, поскольку эффективность деятельности предприятия выступает основой его развития на конкурентном рынке и обеспечивает стабильность.
Показатель рентабельности отражает взаимосвязь прибыли организации с ее основными показателями деятельности. Бухгалтерские отчеты позволяют рассчитывать множество показателей рентабельности для выявления проблемных моментов и определения путей улучшения и обеспечения оптимальной эффективной деятельности.
Для повышения достоверности расчетов рентабельности рекомендуется прогнозировать не только на длительный период - один год и, но и на более короткий период для внутренних целей - один месяц, квартал.
Поиск источников для получения прибыли, а также повышение эффективности использования существующих источников - важнейший вопрос любой экономической деятельности. Определение и практическое использование этих ресурсов основано только на тщательном финансово-экономическом анализе.
Анализ финансовых результатов организации - важная часть финансово-экономического анализа. Основными показателями, определяющими эффективность работы, являются прибыль и рентабельность.
В современных экономических условиях прибыль становится основным источником социально-экономического развития коммерческих организаций. Чистая прибыль организаций - это сумма средств, направляемых на создание социальных фондов, производственного и социального развития, средств, используемых для реализации материальных потребностей.
Организация должна быть спроектирована так, чтобы способствовать созданию условий для более эффективного использования средств на развитие с учетом механизмов распределения прибыли, показателей уровня капитала и энергообеспеченности, конверсии оборотных средств, производительности труда.
Природа экономико-математической модели в планировании прибыли позволяет найти качественное описание взаимосвязи между выгодами и факторами, которые ее определяют. Экономико-математическая модель - это математическое описание экономического процесса (заработка), т.е. описание факторов, определяющих преимущества.
Во второй главе был проведен анализ прибыли ООО «Центр-Сервис Ярославль». Предприятие «Центр-Сервис Ярославль» занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств и предлагает широкий спектр продукции для разных автотранспортных средств. Современное оборудование, квалифицированные специалисты, уникальная технология обслуживания и строгие требования к качеству- основные принципы работы предприятия. ООО «Центр-Сервис Ярославль» прибыль не распределяет, а направляет ее на финансирование текущей деятельности в составе нераспределенной прибыли.
С марта 2022 года с начала военной спецоперации изменились условия работы компании. В первую очередь компания переориентировалась на продажу и установку запчастей отечественного производства, зарубежные поставки при этом сократились. ООО «Центр-Сервис Ярославль» перешла с 1 марта 2022 года на полную предоплату услуг по техническому обслуживанию. Также с зарубежными представителями организация перешла на расчеты в рублях, при этом из за сложностей логистики сократила объемы их поставок. А на зарубежные поставки запчастей, которые компания продолжает реализовывать наценка выросла на 60%.
ООО «Центр-Сервис Ярославль» все больше раскрывает имеющийся сбытовой потенциал, так как объем выручки увеличился, что свидетельствует о качественном выполнении маркетинговой функции. Рост денежного потока от реализации товаров и услуг c 253 460 тыс. руб. до 740 484 тыс. руб. (на 192,15%) обеспечивает возможность сократить долю постоянных расходов в каждом рубле продаж. В течение 2019 – 2021 гг. сформировалась положительная динамика более высокого темпа роста выручки (на 292,15%) по сравнению с себестоимостью (на 291,64%). Значительный рост выручки связан с тем, что в 2021 году организация помимо оказания услуг по техническому обслуживанию начала реализацию подержанных авто.
В целом производственная деятельность и деятельность по предоставлению услуг ООО «Центр-Сервис Ярославль» была эффективной по результатам 2021 г., так как в конечном итоге организации удалось сформировать положительный валовый результат (140 557 тыс. руб.). Это означает, что создается определенный остаток средств после осуществления производственных расходов, который может быть использован для стимулирования продаж, повышения управленческих расходов, своевременного ответа по процентным обязательствам.
ООО «Центр-Сервис Ярославль» сформировало положительный результат от продаж (81 019 тыс. руб.), что указывает на взвешенную операционную деятельность. Ведь после осуществления расходов на производство, управление компанией, маркетинг и сбыт товаров и услуг, остается определенный объем денежных средств, которые можно направить на решение других задач, например, на обслуживание финансовых обязательств, осуществление несистемных расходов, выполнение обязательств перед государством по налогу на прибыль. Соответствующая сумма выросла в 2019 – 2021 гг., а именно на 104,45%
В 2019-2021 гг., деятельность предприятия можно характеризовать как успешную в связи со значительным ростом прибыли. Однако предприятие применяло свои ресурсы неэффективно, о чем свидетельствует снижение показателей рентабельности.
Таким образом, возникает необходимость разработки мероприятий по повышению прибыли. В качестве мероприятий для ООО «Центр-Сервис Ярославль» можно предложить:
1. Увеличение путем закупки новых автомобилей автовозом через параллельный импорт через Казахстан. Также закупка автомобилей тех, ближайших дилерских центров, которые пострадали в результате санкции и попали под закрытие, и которые распродают автотранспортные средства значительно дешевле других салонов. Параллельный импорт — это ввоз и растаможка товара без разрешения владельца бренда. Товар закупается не у производителя, а у посредника в другой стране и законно ввозится в Россию. Положительный момент в параллельном импорте — сохранить ассортимент товаров, у которых в стране нет альтернатив. К Apple это не относится, а вот поставки медицинского оборудования могут спасти жизнь. Ну и главный плюс для рядового потребителя — выгодная стоимость. Покупая внедорожник через Казахстан или Армению, можно сэкономить до 2 миллионов рублей. Таким образом, спрос на автотранспортные средства, ввозимые через параллельный импорт, будет только расти, за счет такой существенной разницы в ценах, что соответственно позволит повысить прибыль ООО «Центр-Сервис Ярославль».
2. Увеличение прибыли за счет открытия дилерского центра по продаже китайской марки Omoda. На данный момент они пользуются спросом. Omoda фастбек-кроссовер C5, приобрести можно пока только в максимальном исполнении Ultimate. Во всех трех версиях — Joy, Lifestyle и Ultimate он будет доступен с февраля 2023 года. Данные автотранспортные средства не уступают топовым маркам, при этом ввоз их в Россию официальный, и не влияет на цену реализации.
Также в качестве мероприятий можно предложить организации снизить расходы, что в свою очередь также приведет к росту прибыли. В качестве рекомендаций можно предложить:
снижение расходов на топливо, которые возникают в процессе доставки, осуществляемой при поставках запчастей до заказчиков, путем внедрения программы полного контроля расхода топлива. Предложено внедрить систему контроля топлива, перемещения автомобилей, в целом работу водителей. Предприятие снизит нецелевое использование топливно-смазочных материалов, а также сведет к нулю нецелевое использование собственного автопарка;
повышение прибыльности за счет реинвестирования ее в деятельность. Предложено реинвестировать чистую прибыль обратно в деятельность предприятия, что позволит наращивать объем собственного капитала и финансировать за его счет 75,64% активов предприятия в 2023 году. Это обеспечит повышение доверия к предприятию со стороны поставщиков, кредиторов, прочих сторон финансово-хозяйственной деятельности ООО «Центр-Сервис Ярославль».
Расчет экономического эффекта от внедрения мероприятий показал снижение расходов и повышение прибыли, что говорит о качественном улучшении структуры финансовых результатов, и соответственно повышения прибыльности компании.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145–ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
6. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)
II. Специальная литература
7. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика. 2019. – 529 с.
8. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие / Под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 352 с.
9. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб.пособие / (Е. И. Бородина и др.); под ред. О. В. Ефимовой и М. В. Мельник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2019. — 451 с.
10. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л. Н. Чечевицына. — Изд. 5-е, доп. и перераб. — Ростов н / Д: Феникс, 2018. — 378 с.
11. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб.пособие / (Бариленко В. И. и др.); под ред. В. И. Бариленко. — М.: Издательство «Омега-Л», 2019. — 414 с.
12. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст]: учеб.пособие – М.: «Дашков и К», 2018. – 562 с.
13. Берзон, Н.И. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие для вузов специальности «Финансы и кредит», «Менеджмент», - М.: Издательский центр «Академия», 2018. –336 с.
14. Бланк, И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. [Текст]: учеб.пособие – К.: Ника – Центр, 2019. – 496с.
15. Бочаров, В.В. Финансовый анализ [Текст]: – СПб.: Питер, 2019, 240 с.
16. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ – М: КНОРУС, 2020 – 544 с.
17. Герчиков, М.В. Менеджмент [Текст]: учебник, - М.:ЮНИТИ, 2019, 314 с.
18. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 615с.
19. Дыбаль С.В., Финансовый анализ: теория и практика – СПб: Бизнес-пресса, 2018 – 304 с.
20. Казак, А. Ю., Марамыгин М.С., Веретенникова О.Б. Денежное хозяйство предприятий: Учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2019, 464 с.
21. Канке, А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: - М.: ИНФРА-М, 2018, 280 с.
22. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2018. – 424 с.
23. Колчина, Л.М. Финансы предприятий [Текст]: учебное пособие для вузов, 3-е изд. перераб. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2018. – 447 с.
24. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ООО «Новое знание», 2019- 210 с.
25. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент – М: «Дело и сервис», 2020 – 321 с.
26. Кудаков А.С. Финансы предприятий: Текст лекций.- СПб.: СПбГИЭУ, 2020. – 312 с.
27. Лиференко Г.Н., Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие – М: Экзамен, 2020 – 156 с.
28. Лытнев, О.А. Основы финансового менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов, Калининград.: ИНФРА – М, 2019. – 336 с.
29. Любушкин Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 471 с.
30. Пласкова, Н.С. Экономический анализ [Текст]: учеб.пособие – М.: Эксмо, 2019, 704 с.
31. Поршнева, А.Г. Управление организацией [Текст]: учебное пособие для вузов 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. - 279 с.
32. Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учебник /С.М. Пястолов. – М.: Академический Проект, 2020. – 576 с.
33. Родионова, В.Н., Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием [Текст]: Учеб.пособие. М.: РИОР, 2019, 374 с.
34. Рудак, Н.А., Стражев В.И., Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: – М.: Высш. шк., 2018, 398 с.
35. Руди, Л. А., Глущенко М. Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: Учебное пособие. – Омск: ОГИС. – 2019. – 101 с.
36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО «Новое знание», 2020. – 687 с.
37. Савицкая Г.В. Экономический анализ – 12 издание – М: Новое знание, 2019. – 679 с.
38. Санин, А.Г. Управление предприятием [Текст]: учебное пособие для вузов, М.: ИНФРА-М, 2018. – 321 с.
39. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 479 с.
40. Стоянов, Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия [Текст]: М.: Перспектива. 2018. – 286 с.
41. Управление дебиторской задолженностью. Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2020. – 480 с.
42. Федотова М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия // Финансы. - №6. - 2019. – с. 15.
43. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. – 408 с.
44. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебное пособие / А. И. Положенцева, Т. Н. Соловьева, А. П. Есенкова; под общ. Ред. Т. Н. Соловьевой. — М.: КНОРУС, 2020. — 208 с.
45. Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 686 с.
46. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: — М.: ИНФРА-М, 2020. — 415 с.
47. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст]: учебник /А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 456 с.
48. Шеремет, А.Д., Сайфулин М. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: М.: Перспектива. 2018. – 322 с.
49. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: учеб. пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. – 95 с.
III. Электронные средства информации
50. Официальный сайт ООО «Центр-Сервис Ярославль»