Работа сделана на примере города Кондрово (Калужской область).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1. Система и источники земельного права 5
1.2. Виды земельных правоотношений 18
2. ОСОБЕННОСТИ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Виды и категории земель 32
2.2. Общие сведения о кадастровой деятельности 45
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КОНДРОВО В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 53
3.1. Особенности формирования землепользования линейных объектов 53
3.2. Технико-экономическое обоснование установления границ землепользований линейных объектов на примере города Кондрово в Калужской области 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
В настоящее время правовое регулирование линейных объектов вызывает достаточно большое количество вопросов в градостроительном, лесном и земельном законодательстве Российской Федерации. Актуальность выбранной темы определяется тем, что в связи с отсутствием единого и эффективного нормативно-правового регулирования и складывающейся на его основе единообразной судебной практики существенно затрудняется благоустройство территории и ее инвестиционное развитие, уровень которого способствует снижению негативной нагрузки на окружающую среду. Перед субъектами хозяйственной деятельности, занимающимися строительством и эксплуатацией линейных объектов, стоит множество вопросов, возникающих на разных этапах размещения данных объектов.
В силу своих технических особенностей и, как правило, большой протяженности, линейные объекты размещаются на достаточно большом количестве земельных участков, которые могут относиться к разным категориям земель и принадлежать разным собственникам. Эти объекты могут размещаться на местности в виде прямых, кривых, изогнутых и ломаных линий. Общая протяженность линейных объектов на сегодняшний день не определена, она может достигать десятки и сотни тысяч километров. В связи с такой масштабной протяженностью открытым остается вопрос о недостаточной разработанности определения линейного объекта и наличия пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих при размещении и эксплуатации линейных объектов.
Имея в виду значительную роль линейных объектов, которая заключается в обеспечении жизненно необходимых потребностей населения, требуется разработать четкую правовую регламентацию и урегулировать нормы поведения участников, заинтересованных в эксплуатации линейных объектов для дальнейшего развития ключевых отраслей экономики.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема земельно-имущественных отношений существует для всех объектов недвижимости, в частности линейных сооружений инфраструктуры. Неизбежное строительство новых линейных объектов и реконструкция существующих нарушает земельно-имущественные отношения уже сложившейся структуры землепользования, в виде построенных зданий и сооружений. А также устанавливает обременения, создавая неудобства правообладателям земельных участков.
Объектом исследования земельные участки города Кондрово, Калужской области.
Целью работы изучение особенностей формирования и образования земельных участков в городе Кондрово, Калужской области
Задачами работы является:
1) Изучить систему и источники земельного права, и виды земельных правоотношений;
2) Проанализировать и изучить виды и категории земель;
3) Знать общие сведения о кадастровой деятельности;
4) Уметь разрабатывать технико-экономическое обоснование установления границ землепользований.
Методологическую основу магистерской диссертации составили общенаучные методы исследования: синтеза, системного анализа, индукции, и дедукции, а также специальные научные методы: технико-юридический, структурный, исторический и другие методы, применяемые в гуманитарных науках.
Структура диссертации определена изложенными выше целью, задачами и предметом диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Повышение качества правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных правоотношений позволит избежать тех случаев, когда возникают неопределенности при их реализации. Думается, что решение данных проблем должно осуществляться с использованием современных технологий, достижений науки и техники, а также рационального определения потребностей граждан, органов местного самоуправления и окружающей среды
Заключим, что характер земельно-имущественных отношений обуславливает особенности их правовой регламентации и, в первую очередь, нормативно-правового регулирования, как основного источника права в Российской Федерации. Данная отрасль включает в себя как нормы гражданского и земельного законодательства, так и других отраслей, в первую очередь градостроительной и экологической. Специфика земли как основы всех видов хозяйственной деятельности человека обуславливает влияние на земельно-имущественные отношения норм и других отраслей законодательства.
Данная сфера нормативно-правового регулирования характеризуется выраженным комплексным характером, что, в свою очередь, обуславливает существование многочисленных коллизий норм и иных сложностей правоприменения.
Наиболее противоречивыми являются отношения норм гражданского и земельного законодательств, выражающих две разнонаправленные тенденции по поводу правового регулирования земельно-имущественных отношений – рассмотрение земли (и, как следствие, связанных с ней объектов) как недвижимого имущества и предмета гражданского оборота или как природного объекта, подлежащего охране и рациональному использованию. Несмотря на то, что данное противоречие формально разрешено провозглашением примата в земельных и земельно-имущественных отношениях публичных интересов над частными, представляется рациональным консолидировать нормы земельного и земельно-имущественного права в одном нормативном правовом акте – Земельном кодексе Российской Федерации.
Отметим, что одной из целей административной реформы, является систематизация правовых норм, совершенствовании административной ответственности в сфере земельно-имущественных отношений.
Разграничивая виды наказуемых правонарушений и рассмотрения споров, остается не урегулированным и не ясным вопрос «единого» правоприменителя, законодатель в аспекте реализации контрольно-надзорной деятельности, оставил все попрежнему, распределив ее между: прокурорской, правоохранительной (в т.ч. Россреер, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) и судебной системой.
Необходимо также отметить, что в законопроекте не отражен целый ряд абсолютно новых видов имущественных земельных правоотношений, которых ранее правовая система России не знала: обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности; использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута; сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и другие, в части обеспечения единства применения административно-правоприменительной практики.
Представляется, что тенденция развития института административной ответственности в сфере земельных отношений имеют перспективу и позитивную динамику развития, поскольку они в значительной степени зависят как от дальнейших решений законодателя, так и от путей развития судебной практики.
Хочется верить, что в обозримом будущем законопроект КоАП РФ будет подготовлен и принят, и он станет эффективным инструментом регулирования административно-земельной реформы и не приведут к ухудшению ситуации в этой области отношений.
При исследованиях можно заметить, что принцип, который определяет целевое назначение использования земель, в реальности не всегда может быть соблюдён в полной мере. Например, данный изъян заметен на землях лесного фонда.
Категория земель у лесов способна быть изменена по причине того, что данные леса могут признать как природоохраняемые территории. Различные пересечения и спорные вопросы по границе и площадям (которые могут достигать миллиона гектар) каждого участка лесного фонда не позволяют проводить уточнения его границ. И это способно продолжаться несколько лет.
Также из-за существования достаточно большой суммы пересечений земель лесного фонда с землями, которые относятся к другим категориям, достоверность информации ЕГРН не может быть в полной мере обеспечена.
Проблема, описанная в данной работе, является очень актуальной в современном мире, мире современных технологий, который не терпит промедлений, все процессы автоматизируются и процессы регистрации имущества тоже должны усовершенствоваться, а незначительная ошибка, допущенная, кадастровым инженером может очень сильно затормозить этот процесс.
На данный момент границы территориальных зон муниципальных образований отражены схематически и возникают сложности в определении территориальной зоны земельного участка. Однако, в соответствии с п.7 ст.11.9 Требований к образуемым и изменяемым земельным участкам Земельного кодекса – образуемые земельные участки не должны пересекать границы территориальных зон. Следовательно, возникает противоречие, а именно с одной стороны земельные участки не должны пересекать границы территориальных зон, с другой же стороны координаты данных зон в большинстве случаях не установлены.
Таким образом, необходимо скорейшее установление координат территориальных зон и отражение их на публичных ГИС. Данные изменения приведут к более рациональному землепользованию, а также:
1. Повысят сроки постановки на государственный кадастровый учет земельных участков;
2. Позволят сократить расходы бюджетных средств;
3. Приведут в порядок базу ЕГРН.
Создание и утверждение документации по планировке территории для размещения линейных объектов является необходимым, поскольку на данном этапе в совокупности учитываются социальные, экономичные и экологичные факторы, и ограничения, которые показывают эффективность размещения любых объектов планировочной инфраструктуры и последующую роль их размещения в развитии населенного пункта или системы расселения.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 No6-ФКЗ, от 30.12.2008 No7-ФКЗ, от 05.02.2014 No2-ФКЗ, от 21.07.2014 No11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ//Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ//Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 16
4.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 No 136-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, No 44, ст. 4147
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
6.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 No 188-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, No 1 (часть 1), ст. 14
7.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 No 200-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, No 50, ст. 5278
8.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 No 51-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, No 32, ст. 3301
9.Закон РФ от 21.02.1992 No 2395-1 «О недрах» // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, No 10, ст. 823
10.Федеральный закон от 14.03.1995 No 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.1995, No 12, ст. 1024
11.Федеральный закон от 18.06.2001 No 78-ФЗ«О землеустройстве» // «Собрание законодательства РФ», 25.06.2001, No 26, ст. 2582.
12.Федеральный закон от 24.07.2007 No 221-ФЗ«О кадастровой деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, No 31, ст. 4017
13.Федеральный закон от 13.07.2015 No 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»// «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, No 29 (часть I), ст. 4344.
14.Указ Президента РФ от 27.10.1993 No 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 01.11.1993, No 44, ст. 4191
15.Указ Президента РФ от 07.12.1993 No 2118 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 13.12.1993, No 50, ст. 4861. / Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 03.04.2002 No 311
16.Указ Президента РФ от 07.03.1996 No 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» // «Собрание Законодательства РФ», 11.03.1996, No 11, ст. 1026. / Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 No 250
17.Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 г. No 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // «Собрание законодательства РФ», 01.06.2009, No 22, ст. 2752
18.Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2009 г. № А32-14104/2008-41/231. – СПС «Консультант Плюс»».
19.Проекты опубликованы на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов // URL: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения 10.08.2022)
Научная и учебная литература
20.Агансон Г. И. Нормативно-правовой договор как источник права в российской федерации //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – No. 7. – С. 53-54.
21.Атаманов С. А. Альтернативный взгляд на погрешности в кадастре недвижимости [Электронный ресурс] // Кадастр. Москва. – 2020. – Режим доступа: https://кадастр.москва/news/424 (14.09.2022).
22.Белякова А. В. «Судебный прецедент» – источник права в современной России? //Черные дыры в Российском законодательстве. – 2021. – No. 1. – С. 12-16.
23.Бакулин В.В. География Тюменской области: учебное пособие / В.В. Бакулин, В.В. Козин. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996. – 168 с.
24.Будзалов М.И. Земельный оборот как условие эффективной системы аграрных отношений / М.И. Будзалов // АПК: экономика и управление. – 2017. – No10. – С. 6.
25.Барсукова Г.Н., Юрченко К.А. Региональные особенности земельных ресурсов Краснодарского края // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020. № 6 (185). С. 29-33.
26.Вершинин, В. В. Роль землеустройства при размещении линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения / В. В. Вершинин, М. В. Сидоренко // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2021. – № 2(380). – С. 10-13.
27.Гатина Н.В., Студенова К.В., Кадетова Т.А., Козина М.В. вопросы управления строительством объектов инженерной инфраструктуры в условиях значительных изменений в градостроительном и земельном законодательстве // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 536-539.
28.Герцев А. Ю. Виды правовых актов президента Российской Федерации и их соотношение друг с другом //Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – No. 6. – С. 480-485.
29.Горюнова О.И. Анализ ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами при подготовке документов/ Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития:. мат-лы междунар. науч.практ. конф. Часть 2. Наука: опыт, проблемы, перспективы развития / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2019. С.10-13.
30.Гатина Н. В. Особенности размещения линейных объектов на территории г. Томска / Н. В. Гатина, К. В. Студёнова // Проблемы геологии и освоения недр,— Томск : Изд-во ТПУ, 2017. — Т. 1. — [С. 597-598].
31.Демидова В. К. Прецедент в российской правовой системе: правовой анализ //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – No. 2 (54).
32.Диесперов В. С. Использование земельных ресурсов сельских территорий / В. С. Диесперов / / экономика АПК.– 2014.– №11.– С. 48–58.
33.Емельянова Т. А. Развитие землеустройства и показатели оценки экономической эффективности организации северных территорий / Т. А. Емельянова, А.В. Донцов // Московский экономический журнал, № 5 (1). – 2018. – С. 28-38
34.Жуков В.Д., Сидоренко М.В. Земельная реформа в Российской Федерации и роль землеустроительной службы в ее реализации на Кубани // Современные проблемы и перспективы развития земельно-имущественных отношений: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2019. С. 323-334.
35.Жариков Ю.Г. Земельное право России. М., 2006. 477 с.
36.Жулидов А.В. Ретроспективный анализ и современные аспекты осуществления органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных правоотношений // Modern Science. 2020. № 7-2.
37.Козлов Д.В. Соотношение понятий «земля» и «земельный участок» в современном российском праве // Вопросы российского и международного права. 2016. No 2. С.127–139.
38.Каретин Л.Н. Почвы южной части Тюменской области: учебное пособие / Л.Н. Каретин. – Омск, 1974. – 213 с.
39.Караваева Я. Н. Обычай как источник правового регулирования отношений собственности в Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. – 2021. – No. 6 (127). – С. 114-122.
40.Квитка. Г. Опыт землевладения: аграриям объединенной Европы очень тесно хозяйствовать/ Г. Квитка // Землеустроительный вестник. – 2019. – № 8. – С. 40–46
41.Леонтьев И.А. Комментарий к Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
42.Макарова Ю. А. Проблема определения места и роли юридического прецедента в системе источников права (на примере Российской Федерации) //Проблемы становления гражданского общества. – 2020. – С. 27-30.
43.Мировой опыт аренды земель / А. Е. Данкевич // Экономика АПК. – 2017. – № 3. – С. 138–142.
44.Полунин Г.А. Особо ценные сельскохозяйственные угодья европейской части Российской Федерации. Механизмы регулирования межотраслевого перераспределения земель сельскохозяйственного назначения: учебное пособие / Г.А. Полунин, В.В. Алакоз, С.И. Носов [и др.]. – Mосква, 2018. – 148 с. – Текст: непосредственный.
45.Пылаев И.А., Мамонтова С.А. Формирование единого недвижимого комплекса на современном этапе // Московский экономический журнал. 2019. No 6. С. 8.
46.Подшивалова A. С., Cтепанова Е. А. Современные представления о кадастровых работах // Роль молодых ученых и исследователей в решении актуальных задач АПК : материалы междунар. науч.практ. конф. молодых ученых и обучающихся. – СПб. : Санкт-Петербургский государственный аграный университет, 2020. – С. 183–186.
47.Романова О.А. Развитие земельного законодательства: вопросы теории и практики // Lex russica. 2020. N 6. С. 132 145.
48.Сидоренко, М. В. Проблемы размещения линейных объектов на сельскохозяйственных землях / М. В. Сидоренко // Современные проблемы и перспективы развития земельно-имущественных отношений : Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 23 апреля 2021 года / Отв. за выпуск Е.В. Яроцкая. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. – С. 329-331.
49.Салтык И.П., Гранкин В.Ф., Ванин Д.Е., Хозеева И.Г. Эффективность российского птицеводства сквозь призму зарубежного опыта материального стимулирования труда // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. No 7. С. 16-21.
50.Современная земельная политика / А. Д. Юрченко, Л. Д. Греков, А. М. Мирошниченко, А.В. Кузьмин. – 2019.– С. 260.
51.Стрижова, Е. П. Современные подходы к проектированию линейных объектов / Е. П. Стрижова // Студенческий форум. – 2021. – № 20-2(156). – С. 37-39.
52.Семенов, Д. Ю. Актуальные проблемы земельно-кадастровых работ при постановке на учет линейных объектов, на примере автомобильных дорог / Д. Ю. Семенов // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2021. – № 2-2.
53.Томсон П. Кому принадлежит земля в Великобритании? / П. Томсон / / Предложение. – 2016. – № 5. – С. 8.
54.Тихонова, К.В., Козинченко, Я.А. Специфика процесса размещения линейных объектов и предложения по его совершенствованию // Экономика и экология территориальных образований. - Ростов н/Д : Рост. гос. строит. ун-т. - 2016. - № 1.
55.Чупрова А. Ю. От Конституции РФ к приказу: особенности ведомственного нормотворчества в здравоохранении //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2021. – No. 2 (90). – С. 70-76.
56.Хабарова И.А., Хабаров Д.А. Обоснование наиболее эффективного использования объекта недвижимости // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. No12. С. 46-48
57.Федотова О.В., Бондарь М.И. Генезис конституционно-правового регулирования земельных правоотношений в России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 3
58.Федотова О.В., Демичева Т.С. Загрязнение земель твердыми коммунальными (бытовыми) отходами как проблема XXI века // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 2.
59.Якушев М., Пугинский С., Старилов Ю., Есаков Г., Травкина Н., Рябов А. Реформа КоАП: каким быть новому кодексу? // Закон. 2020. N 7.
60.Vershinin V.V., Fedorinov A.V., Dontsov A.V. (2019). The use of соvariance matrices in laboratory processing of geo-environmental data of fi eld survey for development projects of land use planning. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, vol. 350, 012073
61.Dunning, J.H. Multinational Enterprises and Global Economy / Dunning.//Economy Paperback – 30 May 200
62.Hymer, Stephen H. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment / Hymer, Stephen H. – (MIT Press)., 1976. – 253 р.