Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование естественных монополий

Работа №117191

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий 8
1.1 Понятие естественных монополий и их государственного
регулирования 8
1.2 Особенности деятельности естественных монополий в России на
современном этапе 18
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования естественных
монополий 23
Глава 2 Анализ государственного регулирования естественных монополий в
РФ 33
2.1 Принципы государственного регулирования естественных монополий в
РФ 33
2.2 Анализ положений нормативно-правовых актов в сфере регулирования
естественных монополий в РФ 39
2.3 Система государственных органов, осуществляющих контроль и
надзор за деятельностью естественных монополий в РФ и анализ их правоприменительной деятельности 47
Глава 3 Предложения по усовершенствованию государственного регулирования естественных монополий 55
3.1 Предложения по усовершенствованию нормативно-правового обеспечения регулирования естественных монополий в РФ 55
3.2 Предложения по усовершенствованию правоприменительной деятельности государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью естественных монополий 66
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 80

Актуальность темы. Естественные монополии исторически имеют важное значение для нашей страны. К сферам естественных монополий относится широкий перечень важных видов хозяйственной деятельности: транспортировка веществ трубопроводами; передача и распределение электрической энергии; пользование железнодорожными путями, централизованное водоснабжение и водоотвод; централизованное снабжение тепловой энергии; специализированные услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и тому подобное.
Продукция предприятий - естественных монополистов используется во всех без исключения производственных процессах, и удовлетворяет первоочередные потребности населения. Предприятия - естественные монополисты не склонны к внедрению инноваций, повышению качества и увеличения объемов продукции. Именно поэтому сфера функционирования рынков природных монополий требует государственного регулирования.
Для надежного функционирования субъектов естественных монополий необходима стабильная правовая база, которая будет поддерживать их развитие и создавать стимулы для повышения эффективности. Однако, поскольку действующая законодательная база регулирования деятельности субъектов естественных монополий является неполной и противоречивой, нет четкой концепции правового регулирования, отсутствует действенная система контроля за этой деятельностью, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, в современных условиях реформирования естественных монополий в контексте их рыночной адаптации с позиции необходимости создания фундаментальной базы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий вопрос существенного совершенствования отечественного законодательства, регулирующего отношения в сфере естественных монополий, приобретают возрастающее значение. Указанное обуславливает актуальность темы данного исследования.
Степень научной разработки. Вопросы государственного регулирования деятельности естественных монополий исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, в частности: В.Н. Архангельский, Д.Ф. Вильсон, И.А. Гольденберг, Г. П.Жемчужникова, В.С.Загорский, А.Ф.Мельник, И.М. Петрович, Ж.В. Поплавская, Н.Т.Сапожникова, Ю.И.Стадницкий, В.И.Фейгин, Г.М. Филюк, А.В. Щеголев и др. К весомым достижениям перечисленных ученых следует отнести разработку стратегий совершенствования деятельности естественных монополий, исследования специфики функционирования предприятий-естественных монополистов в различных сферах хозяйственной деятельности и др.
Несмотря на сравнительно большое количество научных исследований, касающихся понятия естественной монополии и государственного регулирования деятельности естественных монополий, следует указать на отсутствие целостного исследования проблемы, а также на недостаточность научной проработки ряда отдельных вопросов, правильное решение которых является важным для совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий. Это касается, прежде всего, вопросов контроля и правового регулирования естественных монополий России.
Целью данной работы является исследование государственного регулирования естественных монополий.
В соответствии с поставленной целью, нами очерчен следующий круг задач:
1. Исследовать теоретические характеристики деятельности естественных монополий в России.
2. Осуществить анализ государственного регулирования естественных монополий в РФ
3. Сформулировать предложения по усовершенствованию
государственного регулирования естественных монополий в РФ.
4. Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере государственного регулирования естественных монополий.
Предметом данного исследования является государственное регулирование естественных монополий в РФ.
Методы исследования. Исследование основывается на комплексе общенаучных и специальных методов научного познания. При написании работы применялись такие методы научного исследования:
1) сравнительно-правовой (с целью учета мирового опыта регулирования деятельности субъектов естественных монополий проведен сравнительный анализ законодательства о естественных монополиях зарубежных стран);
2) абстрагирования (определение и уточнение основных понятий в сфере естественных монополий);
3) формально-логический (анализ современного состояния
законодательства о естественных монополиях, разработка предложений относительно путей усовершенствования этого законодательства и практики его применения);
4) системно-функциональный (исследование основных аспектов правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в частности уточнения правового статуса этих субъектов).
Научная новизна полученных результатов состоит в том, что впервые было проведено комплексное исследование государственного регулирования естественных монополий с учетом актуального законодательства, на основе анализа зарубежного опыта предложены направления совершенствования системы контроля и регулирования естественных монополий в России.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования полученных автором результатов и разработанных рекомендации для совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий, а эффективная политика государственного регулирования деятельности естественных монополий будет способствовать улучшению инвестиционного климата и устойчивому экономическому росту.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования, следует сформулировать следующие выводы:
1. Проведённое исследование показало, что естественные монополии играют огромную роль в экономике государства, определяя в зависимости от собственной выбранной стратегии и антимонопольной политики страны не только цены и тарифы на производимые товары и услуги, но также и качество предлагаемых продуктов.
2. Сформулировано определение государственного регулирования естественных монополий, под которым следует понимать совокупность закрепленных в законодательстве мер экономического, правового, организационного влияния государства на особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на данном товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги). Главная задача государственного регулирования естественного монополизма состоит в том, чтобы не допустить необоснованного повышения цен или ограничения объема продукции со стороны фирм, которые имеют целью использовать преимущества монополиста в ущерб потребителям. Именно поэтому государственное регулирование имеет целью улучшить результаты деятельности монополиста с точки зрения общества, поскольку позволяет одновременно снизить цену, обеспечить необходимый объем производства и уменьшить экономические прибыли монополии. Но государственное регулирование деятельности естественных монополий на сегодня в России проводится неэффективно, поэтому применение принципа строгого государственного администрирования является общепринятым и необходимым в процессе дальнейшего построения государственной политики по регулированию деятельности естественных монополий.
3. Установлено, что мировой опыт свидетельствует, что при создании органов регулирования естественных монополий используются следующие подходы: специализация по одной отрасли промышленности, когда для каждой отрасли (электроэнергетика, газовый сектор, телекоммуникации, водоснабжение) существует отдельный орган регулирования; специализация в более широком секторе (например, энергетика или транспорт); многосекторные, когда существует один орган регулирования для всех или большинства инфраструктурных отраслей.
4. Выявлено, что специфика правового регулирования естественных монополий является отражением дифференцированного подхода к монопольным рынкам как одного из важнейших принципов конкурентной политики. Естественные монополии из-за их специфики требуют особых форм государственного, в том числе правового регулирования. В частности, здесь применяются административные методы государственного регулирования, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции и т. п. Это особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Наделение тех или иных отраслей статусом естественной монополии и соответствующее специальное правовое регулирование деятельности их субъектов - это одно из направлений целенаправленного специального государственного регулирования, что распространяется на специальных субъектах - субъектов естественных монополий.
5. Предложено предусмотреть в Федеральном законе «О естественных монополиях» такие принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, как принцип взаимной ответственности субъектов естественной монополии, их должностных лиц и органов регулирования их деятельности, принцип судебного контроля за регулированием в сфере естественных монополий, принцип публичности и др., а также указать методы такого регулирования.
6. Проведенный анализ позволил выделить систему нормативно- правовых актов в сфере регулирования естественных монополий в РФ, к которым можно отнести:
- Конституцию Российской Федерации, в соответствии с положениями которой регулируются вопросы, касающиеся основ ценовой политики, которые относятся к предмету ведения Российской Федерации;
-Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно ст. 15 которого «Правительство РФ наделено полномочиями разрабатывать и осуществлять меры по проведению единой политики цен»;
- комплексно-отраслевые акты, регулирующие, в том числе ценовое регулирование.
Важнейшим законодательным актом конкретно в сфере регулирования функционирования и развития естественных монополий является Федеральный Закон «О естественных монополиях» № 147 с
последующими дополнениями и поправками.
При этом основными недостатками системы нормативно-правовых актов в сфере регулирования естественных монополий в РФ является ее внутренняя несогласованность и определенное несоответствие мировым стандартам. Несовершенство правового регулирования деятельности субъектов хозяйствования на соответствующих рынках приводит также к тому, что на сегодня в ряде сфер естественных монополий отсутствуют органы государственного регулирования, а определенные регулирующие функции осуществляются органами исполнительной власти. Проблемным остается вопрос регулирования деятельности ряда субъектов хозяйствования, которые в соответствии с целями их создания подпадают под определение субъектов естественных монополий, субъектов, осуществляющих деятельность на смежных рынках, занимают монопольное положение на соответствующем рынке, но фактически не осуществляют соответствующей деятельности, подлежащей регулированию, а только выполняют управленческие функции.
7. Установлено, что государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью естественных монополий в РФ, является Федеральная антимонопольная служба. При этом органы местного самоуправления формально не обладают непосредственными полномочиями по контролю и государственному регулированию естественных монополий. На практике их возможность, определенная в части первой ст. 2 ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,
участия в отношениях, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации, сводится лишь к возможности обращения в соответствующие органы (ФАС России и ее территориальные органы, ФСТ РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов) с информацией о нарушении антимонопольного законодательства. Основными методами государственного регулирования естественных монополий в России являются ценовой метод (установление цен и тарифов) и антимонопольный метод (определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме).
8. С целью совершенствования системы нормативно-правовых актов в сфере регулирования естественных монополий в РФ нами предложена Концепция их усовершенствования, которая бы определила принципы, основные направления и средства совершенствования механизма правового регулирования естественных монополий в РФ. Необходимость принятия Концепции обусловлена тем, что, несмотря на рассмотренное в работе значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие в соответствующих сферах деятельности субъектов хозяйствования, до сих пор так и не внедрена эффективная модель правового регулирования в данной сфере. Реализация Концепции должна обеспечить существенное повышение эффективности государственного регулирования деятельности на рынках природных монополий, способствовать получению потребителями качественных товаров, услуг в необходимом объеме по экономически обоснованным ценам, защите прав и охраняемых законом интересов потребителей товаров, дальнейшему укреплению экономического потенциала государства и повышению его международного авторитета.
9. Предложено также создать отдельные самостоятельные комиссии в сферах связи, транспорта (воздушный, морской и железнодорожный), энергетики (электроэнергия, нефть, природный газ, централизованное теплоснабжение), коммунальных услуг (централизованное отопление, водоснабжение и водоотведения). Основной задачей комиссий должно быть осуществления государственного регулирования деятельности на рынках естественных монополий и смежных рынках.
10. Предложено внести изменения в ФЗ «О естественных монополиях», закрепив в нем, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.
11. Проведенный анализ деятельности ФАС России в сфере контроля и надзора за естественными монополиями за последние несколько лет, показал положительную тенденцию. Была усовершенствована законодательная база, проведена работа по пресечению нарушений. Однако на сегодняшний день остается еще много задач, требующих решения. В частности, необходимо ликвидировать пересечение зон ответственности или недостаточно четкое определение критериев эффективности регулирующих органов ФАС, федеральных отраслевых министерств, региональных властей. Для этого предложено нормативно разграничить полномочия ФАС, федеральных отраслевых министерств, региональных властей в следующих сферах:
- контроль за инвестиционными расходами естественных монополий;
- обеспечение качества, надежности и доступности услуг естественных монополий;
- обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре и услугам естественных монополий;
- обеспечение поведенческих правил для участников рынков инфраструктурных отраслей;
- развитие конкуренции в инфраструктурных и смежных отраслях; регулирование скорости открытия естественно-монопольных рынков (выделения конкурентных сегментов);
- координация развития инфраструктурных отраслей.
Необходимо актуализировать имеющиеся нормативно-правовые акты в сфере государственного регулирования естественных монополий, в том числе внести изменения в ФЗ «О естественных монополиях», которыми ликвидировать законодательную презумпцию о доминировании естественных монополий, снизить количество естественных монополий, выведя из-под регулирования рынок связи.



1. Анализ ключевых направлений деятельности ФАС России по итогам 2015 года при участии некоммерческого партнерства «Объединение Корпоративных Юристов» [Электронный ресурс]. Москва. 2016 г. URL.: fas.gov.ru. (дата обращения: 24.05.2020).
2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2009. - 432 с.
3. Борисенко С. Государственное регулирование естественных монополий // Управление современным городом. 2002. - № 7-9. - С. 96¬106.
4. Бутыркин А. Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах запада и России / А. Я. Бутыркин. - М. : Новый век, 2004. - 298 с.
5. Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики. — 1995. № 11. С. 80.
6. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
[Электронный ресурс]. URL.:
https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml (дата обращения: 24.05.2020).
7. Галица И. А. Развитие нетрадиционной (искусственной) конкуренции как одна из мер детенизации экономики // Хозяйственно-правовые средства детенизации и декриминализации экономики: Об. пауч. тр. — Донецк, 1998. С. 104.
8. Добровольская В. Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности / В. Добровольская // Предпринимательство и право. 2005. - № 8. - С. 54-57.
9. Ижаева З.Н. Государственное регулирование здравоохранения в условиях социальных реформ: дис. на получение науч. степени канд. социол. наук: спец. 22.00.08 "Социология и управление". Москва, 2009. - 226 с.
10. Иванов И. Д. Современные монополии и конкуренция: (Формы и методы монополистической практики). М.: Мысль, 1980. - 254 с.
11. Карибов А.П. Эволюция теоретических взглядов на природу естественных монополий во второй половине ХХ века // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Волгоград, 2009. № 2. - C. 170-175.
12. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 2. - С. 49-56.
13. Королькова Е. И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий / Е. И. Королькова // Экономический журнал ВШЭ. 1999. Т. 3. № 2. С. 238-264.
14. Монополизм и экономические интересы: Монография. / Под ред.
B. М.Юрьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 397 с.
15. Нельговский И. Е. Пути совершенствования административно¬правового режима естественных монополий // Юрист. 2002. - № 10. - C. 37-41.
16. Положение о Федеральной антимонопольной службе (утв.
постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331)
[Электронный ресурс] URL.:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48611/ (дата
обращения: 24.05.2020).
17. Попондопуло В. Ф. Коммерческое право. М.: Юристъ, 2003. 668 с.
18. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольные регулирование. - Мн.: 1997. - 94 с.
19. Смирнова Е.М. Финансовое регулирование финансирования инвестиций: содержание и необходимость совершенствования / Е.М. Смирнова // Экономика и социум: электронное научно-практическое периодическое издание. № 3 (8) (июль — сентябрь, 2013). С. 46-48.
20. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю. 2005. - 1150 с.
21. Тотев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): Учебник. М.: Изд-во РДЛ, 2000. - 352 с.
22. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре
федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] URL.: https://rg.ru/2012/05/22/struktura-dok.html (дата обращения:
24.05.2020).
23. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных
монополиях» [Электронный ресурс] URL.:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2214 29&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd=0.15138016890220463#0916906490 9584992 (дата обращения: 24.05.2020).
24. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4159.
25. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (последняя
редакция) [Электронный ресурс] URL.:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/(дата обращения: 24.05.2020).
26. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые основы
государственного регулирования экономики специальность: автореф. дис. на получение науч. степени доктора юридических наук: спец. 12.00.03 «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» / С.Н. Шишкин. Москва, 2013. - 20 с.
27. German Federal Budget Regulations [Электронный ресурс] URL.: https://www.bundesfinanzministerium.de> Laws (дата обращения: 24.05.2020).
28. Depoorter B. W.F. Regulation of Natural Monopoly// World Bank Policy Research Working Papers 2001.
29. Baumol W.J., Bailey E.E., Willig R.D. Weak invisible hand theorems on the sustainabilily of prices in a multiproduct natural monopoly/ American Economic Review Vol. 67. No. 3. P. 350-65.
30.Shepherd W. С The economics of industrial organization. //3rd edn. Prentice Hall., 1.
31. Posner R. A. Natural Monopoly and its regulation. Stanford Law Review, 1969, vol. 21, p. 548-643.
32. Posner R. A. Theories of economic Regulation. — Bell Journal of Economics, 1974, vol. 5, p. 335-358.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ