Введение 7
Глава 1 Понятие и сущность исполнительного производства 14
1.1 Характеристика исполнительного производства в системе права 14
1.2 Общий порядок совершения исполнительных действий 23
Глава 2 Особенности организации деятельности службы судебных приставов 34
2.1 Административно-правовой статус Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов 34
2.2 Взаимодействие судебных приставов с другими государственными должностными лицами и органами государственной власти 47
2.3 Особенности процедуры применения обеспечительных мер в административном судопроизводстве 61
Глава 3 Актуальные вопросы исполнительного производства 68
3.1 Проблемы правового регулирования исполнительных действий 68
3.2 Ответственность судебных приставов за неисполнение служебных обязанностей 83
Заключение 89
Список используемой литературы и использованных источников 93
Объектом исследования является законодательство в области исполнительного производства.
Предметом исследования являются нормы гражданско- процессуального законодательства и административного права, регламентирующие организацию исполнительного производства в РФ.
Целью исследования является комплексный анализ административноправового регулирования исполнительного производства.
Описанная цель исследования предопределила конкретные задачи работы:
- обобщение существующих мнений относительно места исполнительного производства в системе права, определить его сущность и выявить его понятие;
- изучить общий порядок совершения исполнительных действий;
- провести классификацию субъектов исполнительного производства для наиболее полного и комплексного изучения их правового положения;
- изучить пути повышения эффективности реализации административной ответственности в исполнительном производстве;
определить проблемы правового регулирования исполнительных действий.
В результате проведенного диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам:
Исполнительное производство - самостоятельная отрасль права. Обоснованием самостоятельности являются: особый предмет и метод регулирования общественных отношений, складывающиеся по поводу исполнения судебных актов; специальные принципы присуще исполнительному производству; законы, регулирующие деятельность судебных исполнителей и иных участников исполнительного производства; круг участников, которые отличаются от субъектов гражданского процесса, как по составу, так и по функциям, которые они выполняют.
Рассмотрен порядок совершения исполнительных действий, который проходит поэтапно и состоит из следующих стадий:
- вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства;
- подготовительные действия к принудительному исполнению;
- стадия принудительного исполнения актов судов и иных органов;
- распределение сумм, взысканных с должника;
- окончание исполнительного производства.
Эффективность действия закона во многом зависит от уровня доступности к праву граждан на справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, включая право на исполнение судебных актов. Вопрос о роли судебных приставов в реализации доступа граждан к правосудию вытекает из прямой обязанности таковых по обеспечению осуществления правосудия по гражданским делам и исполнению судебных решений.
Структура ФССП как органа исполнительной власти содержит свои особенности и характерные черты, в частности: это федеральный орган 89
исполнительной власти, государственная служба, иерархичность системы органов, законность, своевременность совершения исполнительных действий.
Внутри ФССП есть разделение на два основных подразделения, в зависимости от возложенных функций:
1) судебные приставы - сотрудники, обеспечивающие в основном безопасность и соблюдение процессуальных норм во время судебных заседаний, охрану здания суда и явку лиц, уклоняющихся от судебного заседания;
2) судебные приставы-исполнители, главной обязанностью которых является контроль за исполнением судебных решений (взыскание денежных средств, объявлять должника в розыск, арестовывать имущество должника и т.д.).
В законодательстве Российской Федерации, основными источниками правового регулирования деятельности судебных приставов являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации, ФЗ «О судебных приставах», ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О государственной гражданской службе», ФЗ «О системе государственной службы» и иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.
Однако данные ФЗ содержат ряд недостатков, таких как отсутствие дефиниций «судебный пристав», «судебный пристав-исполнитель», также отсутствие закрепления единой цели деятельности судебных приставов. Кроме того, наличие данных ФЗ представляется недостаточным для правового регулирования целой отрасли исполнительного производства по гражданским делам, что влечет за собой необходимость в создании единого кодифицированного нормативно-правового акта.
Проанализировав цели деятельности и полномочия судебных приставов, приходим к выводу, что есть ряд оснований, позволяющий отнести должность судебного пристава к должностям сотрудников правоохранительных служб. Полагая, что такой подход к определению целей деятельности судебных приставов, мог бы обеспечить более прочное административно-правовое регулирование правоотношений, в которых, одной из сторон, выступает судебный пристав.
Социальная защита судебных приставов-исполнителей в законодательстве отражена посредственно, в данной сфере законодательные акты требуют дополнения, так представляется необходимым дополнение главы четыре ФЗ «О судебных приставах» положениями об охране здоровья судебных приставов, согласно которым им необходимо проходить врачебную комиссию при поступлении и увольнении со службы, а также ежегодную врачебную комиссию, фиксирующую состояние здоровья судебного пристава.
Также необходимо внести изменения в Уголовный кодекс РФ касательно наличия в нем определения «судебный пристав-исполнитель», внести данную дефиницию в статьи о защите государственных служащих.
До настоящего времени остается не решенной проблема приведения в соответствие с другими процессуальными сроками срока подачи заявления в суд об оспаривании постановлений, действий (бездействий) судебных приставов, который составляет 10 дней: «Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов». И в то же время, срок подачи заявления в суд для оспаривания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего составляет три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
Рассмотрев возможности по совершенствованию законодательства, в результате проведенной работы, нами предложено:
- вывести ФССП РФ из ведения Министерства юстиций в отдельную правоохранительную структуру;
- ввести административную ответственность должника за нарушение прав взыскателя по исполнительному документу (дополнить КоАП ст. 5.70);
- урегулировать порядок предъявления исполнительных документов о взыскании административных штрафов (внести дополнения в ст. 32.2 КоАП);
- наделить судебного пристава-исполнителя полномочиями по отмене вынесенных им постановлений при установлении их противоречащими законодательству Российской Федерации (внести изменения в п. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
1. Агапов, Е.В. Особенности исполнительного производства российского и зарубежного законодательства // Молодой ученый. 2019. № 51 (289). - С. 51-54.
2. Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах. - М.: Норма, 2017. – 448 с.
3. Валеев, Д.Х. Лица, участвующие в исполнительном производстве: Монография. - Казань: Унипресс, 2007. – 193 с.
4. Валеев, Д.Х. Исполнительное производство. - СПб.: Питер, 2008. - 178 с.
5. Васильева, Т.А. Институт службы судебных приставов и использование информационных ресурсов сети «Интернет» в их работе // Молодой ученый. 2016. № 23.1 (127.1). - С. 15-18.
6. Вопросы Федеральной службы судебных приставов: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 (ред. от 29.01. 2018) //СЗ РФ. -2004. - № 42. -Ст. 4111
7. Выпирахин, А.В. Частный судебный пристав: необходимость, реальность, перспективы / А.В. Выпирахин, Н.В. Головка. - М.: Юрист, 2017. - 332 с.
8. Гепп, Ю.В. Участники исполнительного производства: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.15. / Ю.В. Гепп. Саратов, 2002. - 139 с.
9. Герасимова, Ю. Права и обязанности судебных приставов // Служба судебных приставов: история, современность и перспективы развития: материалы республиканской научно-практической конференции (15 мая 2009 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С. 90-93.
10. Глущенко, Д.В. Эффективность исполнения судебных решений Федеральной службой судебных приставов: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). - С. 114-116.
11. Гурвич, М. А. Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / М.А. Гурвич. - М.: Инфра, 2017. - 427 с.
12. Гуреев, В.А, Исполнительное производство: учебник / В.А. Гуреев, В.В. Гущин. - М.: Эксмо, 2016. - 352 с.
13. Долгов, Б.В. На пристава и суда нет/Б.В. Долгов. – Московский бухгалтер, 2013. - № 11. - С. 26
14. Ерофеев, К. Г. Управление бюджетными средствами в Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации и пути его совершенствования // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). - С. 339-341.
15. Ерофеев, К.Г. Вопросы совершенствования федеральных органов принудительного исполнения // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). - С. 313- 315.
...