Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие ручной умелости у младшего школьника на уроках технологии

Работа №117052

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы развития ручной умелости у учащихся начальной школы 8
1.1 Проблемы развития ручной умелости у младшего школьника в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия развития ручной умелости у младших школьников на уроках технологии 13
Глава 2. Методика организации обучения ручной умелости у младших школьников 23
2.1 Диагностика первоначального уровня развития ручной умелости у младших школьников 23
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию ручной умелости у младших школьников на уроках технологии 35
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию ручной умелости у младших школьников 42
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 57

Формирование и развитие ручной умелости у детей младшего школьного возраста лежит в основе не только развития физических способностей и качеств, но также и психического развития. Однако данный факт остается неизвестным для родителей и некоторых педагогов. В тоже время, психологические исследования показывают, что отставание в двигательном развитии у детей часто ведет за собой и отставание в развитии психических функций.
К началу младшего школьного возраста у детей уже сформировано умение выполнять мелкие движения с предметами. В 6-7 лет заканчивается созревание определенных зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Однако с поступлением в школу перестает уделяться пристальное внимание развитию мелкой моторики, однако на данном этапе это необходимо как никогда. От развития мелкой моторики рук зависит развитие полноценного навыка письма. В этом и выражается актуальность нашего исследования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования прописаны предметные результаты освоения основной образовательной программой, одним из которых выступает овладение письменной речью. Однако, нельзя говорить о сформированности навыков письменной речи, если отсутствуют навыки ручной умелости.
Актуальность данного исследования определяется тем фактом, что у большинства современных детей отмечается, как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если много лет назад родителям вместе с детьми приходилось очень многое делать руками: стирать, полоскать, вязать, вышивать, штопать, чистить, подметать, готовить, плотничать и мастерить, работать в поле и еще многое другое, то в настоящее время труд людей облегчают машины, кухонные комбайны и пылесосы, что абсолютно не развивает ручную умелость. Детям перестали давать в руки пластилин и краски, не разрешают трогать предметы на прогулке, чтобы не испачкать руки. Цветные карандаши, которые «заставляют трудиться» детскую руку, плавно заменили яркими фломастерами. Все это самым непосредственным образом отражается на ручной умелости, на развитии детей в целом и, особенно на развитии мелкой моторики.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем при выполнении мелких движений кистями и пальцами рук. Ручная умелость - способность выполнять руками определенные движения по самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых действий, рукоделию и ручному труду, изобразительной деятельности, письму и т.д.
По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Проблемой изучения мелкой моторики рук и ручной умелости у детей Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Т.С. Комарова, И.П. Павлов, Э. Сеген, Г.Е. Сухарева, Е.И. Чарушин и др. Недостаточная скоординированность движений, особенно тонких движений пальцев, приводит к наличию лишних движений, повышенной резкости, неумению рационально распределять усилия, сложности в установлении нужной амплитуды и временных параметров.
Для таких детей характерна неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление, забывают. Эти дети своевременно не овладевают предметными действиями. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыками письма, самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие игровой деятельности.
В конечном счёте, все эти нарушения в развитии моторики, отрицательно сказываются не только на физическом развитии ребенка, но и на социализации его как личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей социальной адаптации.
По нашему мнению, уроки технологии являются одной из самых эффективных форм организации процесса развития ручной умелости у детей. Именно уроки технологии открывают для ребенка мир творчества.
Цель работы: определить и экспериментальным путём проверить эффективность условий, способствующих развитию ручной умелости у младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: условия и приёмы (методы) развития ручной умелости у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: процесс развития ручной умелости на уроках технологии будет эффективен, если:
• внедрять в образовательный процесс инновационные техники работы (оригами, сминание бумаги, пуантализм, пластилиновая живопись).
• использовать пальчиковую гимнастику с целью развития мышц руки для работы с мелкими деталями и повышения мотивации к обучению.
На основе цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были определены задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития ручной умелости у младших школьников.
2. Определить группу методов и форм, направленных на формирование ручной умелости у учеников начальной школы.
3. Определить первоначальный уровень сформированности ручной умелости у младших школьников.
4. Выявить и экспериментально доказать эффективность разработанной методики, направленной на развитие ручной умелости младших школьников.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• педагогическое наблюдение и анализ продуктов деятельности младших школьников;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в разработке методики, направленной на повышение уровня развития ручной умелости у детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения «Школа №74» г.о. Тольятти в 1 «Г» и 1 «Д» классах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основе анализа психолого-педагогической литературы было определено понятие ручной умелости как своеобразной сложной сенсорной способности, формирование которой начинается в дошкольном возрасте и развивается на протяжении обучения в начальной школе. Так, ручная умелость определяется как способность выполнять руками определенные движения по самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых действий, рукоделию и ручному труду, изобразительной деятельности, письму и т.д.
2. В ходе работы над исследованием, было выяснено, что уроки технологии являются основным компонентом в развитии базовых и творческих способностей ребенка. Нами были разработан комплекс из 12 уроков технологии, реализация которых предполагала использование различных техник работы: оригами, сминание бумаги, квиллинг, лепка из пластилина, лепка из соленого теста. Все уроки данного комплекса имели четкую структуру.
3. С целью изучения уровня развития ручной умелости у младших школьников нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного учреждения «Школа №74» г.о. Тольятти. На основе выделенных критериев ручной умелости (координация, гибкость, автоматизированность, выносливость и быстрота мышц руки) были подобраны диагностические методики:
1. Методика «Квадрат и круг».
2. Мотометрический тест.
3. Методика «Ладошка» Н.В. Нижегородцевой,В.Д. Шадрикова.
4. «Домик» Н.Н. Гуткиной.
5. «Теппинг-тест».
По результатам пяти диагностических методик были получены следующие данные: Большинство учеников экспериментальной и контрольной групп находятся на среднем уровне, имеют показатели 40% - экспериментальная группа и 44% - контрольная группа. Низкий уровень преобладает в экспериментальной группе - 36%, в контрольной группе составляет 28%. На высоком уровне находится 24% испытуемых экспериментальной группы и 28% контрольной.
4. Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, подтвердили поставленную гипотезу. Низкий уровень развития ручной умелости в экспериментальной группе снизился на 28%, средний уровень увеличился на 4%, а высокий уровень вырос на 24%.Испытуемые контрольной группы не подверглись радикальным изменением. Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанный комплекс, направленный на развитие ручной умелости, является эффективными.


1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л. В. Антакова-Фомина. - М. : Просвещение, 1974. - 228 с.
2. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет / М.М. Безруких / Дошкольное образование. - М.: ИД «Первое сентября», 2002. - №6. - С.41-56.
3. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей / М.М. Безруких. - М.; Дрофа, 2000. - 256 с.: ил
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М., 1966. - 349 с.
5. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М., 1990. - 219 с.
6. Бим-Бад, Б.М. Джон Дьюи как педагог [Электронный ресурс] http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=206
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368с.
8. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль: Академия Развития, 2000. - 95 с.
9. Гимальдинова, З.Р. Пальчиковая гимнастика как метод развития моторики рук в начальной школе / З.Р. Гимальдинова // Наука и современность. - Новосибирск: ООО ««Центр развития научного сотрудничества», 2013. - №24. - С.101-106.
10. Гуровец, Г.В. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. - М., 1985. - С. 112-118.
11. Денисова, Л. Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс] // http://www.rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html
12. Дудьев, В.П. Мозговая организация психомоторики / В.П. Дудьев. - Барнаул: Изд-во.: БГПУ, 2002.- 124с.
13. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев. - М.: Владос, 2008. - 366 с.
14. Дудьев, В.П. Развитие моторики детей раннего возраста / В.П. Дудьев // Сибирский учитель. - Новосибирск, 2015. - №5 (102). - С.56-61
15. Дудьев, В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи / В.П. Дудьев // Сибирский учитель. - Новосибирск, 2000. - №5 (9). - С. 34-44.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ