Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений 12
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет краеведческих представлений 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет краеведческих представлений 16
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений 25
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет краеведческих представлений 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 43
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений.
Исходя из цели и поставленной гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет краеведческих представлений.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений.
Таким образом, в данной работе была теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений.
На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
«Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой родине. Ценностное отношение к малой родине - это значимый компонент дошкольного образования». [20, с. 24] Краеведческие представления у детей 6-7 лет - это возникающие в памяти ребенка конкретные образы родного края, его растительном и животном мире, полезных ископаемых родного края, которые он когда-то раньше воспринимал. «Краеведческая деятельность является одним из важных направлений в обучении детей 6 - 7 лет. С помощью нее дети могут получить знания о развитии своего города, области, края. При наличии таких знаний формируется готовность жить, трудится в своем городе, селе, области, крае, не уезжая в крупные города». [21] При проведении путешествий по Самарской Луке, ребенок знакомится с полезными ископаемыми, с растительным и животным миром, а также ее реках.
Во второй главе исследования была проведена экспериментальная работа по выявлению сформированности у детей 6-7 лет краеведческих представлений. Результаты констатирующего этапа показали, что высокий уровень знаний о родном крае был выявлен только у 15% детей, 50% показали средний уровень сформированности знаний и 35% - низкий уровень знаний.
Нами установлено, что процесс формирования у детей 6-7 лет краеведческих представлений возможно при следующих психологопедагогических условиях:
- отбора краеведческих знаний с учетом возрастных особенностей детей;
- разработки и внедрении путешествий с детьми по картам Самарской области;
- обогащении познавательного центра географическими картами, атрибутами для путешествий по родному краю.
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика сформированности у детей 6-7 лет краеведческих представлений по тем же самым диагностическим заданиям, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты контрольного этапа эксперимента: 40% детей на высоком уровне, 60% детей на низком уровне.
Следовательно, можно говорить о результативности разработанной программы, а значит, гипотезу, выдвинутую во введении данного исследования можно считать подтвержденной.