Аннотация 2
Введение 4
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Проблемы качества и перспективы развития услуг в системе сервиса 8
1.2 Сущность и взаимосвязь экономических категорий «эффективность» и «конкурентоспособность» 14
2. Анализ фактического состояния вопроса по конкурентоспособности АО «Торговый дом «Перекресток» 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ деятельности предприятия 29
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности дилерского центра на АО «Торговый дом «Перекресток» 42
3.1 Предложения по повышению эффективности управления конкурентоспособностью предприятия 42
3.2 Расчет экономической эффективности 44
Заключение 46
Список используемой литературы 52
В современном мире процесс взаимодействия между производителями товаров, организациями и компаниями, а также самими покупателями, которые являются частью целевого рынка предприятия, невозможно без реализации грамотного процесса построения отношений. В данном процессе одну из основных ролей играет возможные направления создания и реализации стратегического планирования торговой или производственной деятельности организации. Для того, чтобы данная стратегия имела эффект и была рентабельной для организации, способной обеспечить организации высокий уровень востребованности на рынке, она должна основываться на факторах, обеспечивающих конкурентоспособность организации и эффективность её работы в целом.
Для того, чтобы руководство организации и её специалисты могли получить более полную и объективную картину ситуации, сложившейся в отрасли на данный момент времени, целесообразнее всего, проводить оценку конкурентоспособности на основе общей ситуации, учитывая факторы воздействия внешней и внутренней среды. При этом для того, чтобы оценить общий уровень конкурентоспособности, специалисты, реализующие процесс оценки конкурентоспособности торгового предприятия, стремятся проводить процесс сравнения анализируемой организации с другими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.
Оптимальным исходом компании является разработка продуктовой линейки и продуктового предложения для того, чтобы внедрять их на рынок.
Осуществление выбора стратегии производственного характера предполагает выбор того, как функционирует организация. Разработка производственной процедуры предполагает то, что необходимо минимизировать все рисковые процедуры в рамках наличной производственной стратегии.
Основой для развития рынка любой организации является процесс изучения новых ниш рынка и реализация такого направления деятельности предприятия, которое сможет обеспечить наиболее полный процесс формирования удовлетворенности потребителей и целевой аудитории. За счёт чего, формируемся такой ассортиментный портфель предприятия, который способен создать благоприятные условия для роста и развития организации, формируя для неё широкие перспективы к повышению конкурентоспособности.
Следовательно, можно говорить о том, что реализация широкого ряда работ, направленных на формирование выгодного положения на рынке ля организации, занимающей определённую позицию на отраслевом рынке, является основной часть процесса формирования конкурентоспособности организации и её потенциала для удовлетворения запросов потенциальных и реальных потребителей.
Формирование высокого уровня качества в организации и поддержание заданные её производственным и стратегическим планом стандартов, позволяет руководству организации и её работникам обеспечивать высокую эффективность работы предприятия и её развитие, опирающиеся не только на внутренние факторы, которые находятся под контролем предприятия, но и внешних факторов. Это обеспечивается за счёт их постоянного мониторинга и изучения в рамках работы предприятия и изменений среды её функционирования.
Работа организации в направлении поддержания конкурентоспособности является особенно актуальной для торговой организации, это обусловлено тем, что в данной отрасли ведётся жёсткая борьба между компаниями, которые оказывают ряд аналогичных услуг, по предоставлению возможности потребителю купить определённые товары. По этой причине, предоставление возможностей по приобретению товаров с дополнительными преимуществами при этом (более высокий уровень качества, предоставление дополнительных услуг и т.д.), может оказать существенное влияние на выбор потребителя. Что повлечёт за собой увеличение уровня прибыли, конкурентоспособности и общего экономического эффекта в рамках оценки итогов деятельности торговой организации.
Тема дипломной работы является актуальной в следствии того, что формирование конкурентоспособного предприятия и процесса оказания услуг, является основой для роста экономического потенциала организации и уровня её рентабельности на рынке. Для того, чтобы данный процесс имел высокий уровень эффективности и мог давать возможности для реализации приведённых выше целей, необходимо проводить систематический и детализированный процесс изучения конкурентоспособности организации и факторов, которые оказывают влияние на данный критерий, способствуя или затормаживая уровень его роста. Это позволит руководству организации и ряду её специалистов, отвечающих за данный процесс, оперативно принимать меры для приспособления к внешней среде организации и ситуации, сложившейся на рынке. Формируя, при этом, для неё благоприятные условия, позволяющие не только «выжить» среди конкурентов, но и создать дополнительные возможности развития.
Кроме того, изучение процесса функционирования организации, в разрезе анализа основных факторов, влияющих на уровень её конкурентоспособности и развития, может обеспечить возможность формирование чёткой картины, которая позволит проанализировать причины и угрозы для роста объёмов развития рынка организации в настоящий момент времени. Это даст гарантию того, что сотрудники организации и её руководство, смогут провести процесс реорганизации определённого вида деятельности и стратегических планов, которые смогут обеспечить её успешное функционирование в условиях изменяющейся среды.
Работа организации и её специалистов в направлении анализа изменений уровня её конкурентоспособности поможет снизить уровень экономических потерь организации и избежать понижения уровня лояльности со стороны потребителей.
Основной целью данной работы, является рассмотрение уровня конкурентоспособности организации АО «Торговый дом «Перекресток» и разработка основных направлений, которые позволят обеспечить рост данного показателя работы компании в дальнейшем.
Для реализации данной цели, необходимо произвести процесс решения ряда следующих задач:
• изучение теоретических аспектов понятия конкурентоспособность организации и влияние на данное понятие качества продукции, реализуемой предприятием;
• проведение процесса анализа уровня конкурентоспособности организации АО «Торговый дом «Перекресток» в настоящий момент времени и определения факторов, которые оказывают на это непосредственное влияние;
• разработка направлений повышения ровня конкурентоспособности анализируемой организации на основе полученных данных.
Объектом исследования выступает непосредственно сама организация АО «Торговый дом «Перекресток». В то время как предметом анализа является уровень конкурентоспособности организации АО «Торговый дом «Перекресток» и факторы, которые участвуют в процессе его формирования.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы различные методы: наблюдения, анализ, сравнения, индукция и дедукция. В работе использовались научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Основным источником для проведения экономического анализа эффективности деятельности АО «Торговый дом «Перекресток» является бухгалтерская документация.
В современных реалиях рынка, происходит процесс постоянного соперничества между отдельными объектами отраслевой деятельности, которые осуществляют процесс оказания одинакового или схожего перечня услуг, формируя за счёт этого возможность поучения экономической прибыли, удовлетворяя ряд запросов и требований потребителей, существуй в рамках данного процесса. Так, можно говорить о том, что между экономическими единицами, существующими в рамках одной экономической среды, происходит процесс соперничества в ходе стремления к достижению схожих или одинаковых целей, в рамках какой-либо отрасли.
Так, организация стремится к достижению такого набора характеристик и качеств, которые смогут обеспечить ей возможность противостоять другим организациям, осуществляющим свою деятельность в данной отрасли, при этом поддерживая высокий уровень заинтересованности клиентов в оказываемых ею услугах или реализуемых ею товаров.
Чаще всего, на рынке, на котором функционируют организации, оказывающие одинаковы или обладающий высокой схожестью перечень услуг, основным фактором, который помогает поддерживать конкурентоспособность самого предприятия и его продукции или услуг, является высокий уровень качества.
Так, опираясь на вышесказанное, можно говорить о том, что именно фактор повышения влияния уровня качества на уровень прибыльности организации и рентабельности её работы, формирует высокий уровень интереса к вопросам его поддержания и формирования его развития в рамках процесса поддержания конкурентоспособности организации и оказываемого ею процесса сервисного обслуживания потребителей.
Говоря об эффективности работы предприятия и процесса оказания основных и дополнительных услуг её основным и потенциальным клиентам, необходимо учитывать факт того, что данное понятие состоит из общего анализа процесса работы организации, её структурных подразделений и отдельных сотрудников, реализующих процесс работы по выполнению её основного экономического назначения. Это обусловлено тем, что процесс эффективности работы организации складывается из эффективности работы её, взаимосвязанных между собой, структурных подразделений. Этот процесс, имеет достаточно специфические характеристики и направления его развития, обусловленные тем, что в ходе повышения уровня эффективности работы одного подразделения, необходимо проводить изучение того, какое влияние это окажет на остальные структурные единицы организации. При чём это влияние может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Что увеличивает значение процесса реализации данного анализа в ходе постоянной работы организации.
Стоит отметить факт того, что предприятие и его экономическая эффективность, считается одним из основных критериев, который позволяет оценить конкурентоспособность не только предприятия, но и более значительных сфер деятельности предприятия: отрасли, сферы деятельности, национальной экономики Российской Федерации в целом.
В современной практике анализа понятия конкурентоспособности продукции и изучения её уровня в рамках работы конкретного предприятия, используется процесс изучения качество продукции или услуг, уровень спроса на них со стороны целевой аудитории, а также непосредственно уровень обе рентабельности. Однако, данные критерии часто выступают ка основа для изучения и расчёта экономической эффективности работы организации и её продукции или услуг.
Кроме того, можно отметит факт того, что низкий уровень эффективности работы предприятия не всегда характеризует и обуславливает низкий уровень её конкурентоспособности. Если представители организации не заботятся о развитии экономической и производственной характеристики его работы, но создают барьеры для развития конкурентов, то можно говорить о том, что за счёт того, что уровень эффективности работы предприятий, функционирующих с анализируемым объектом в одной отрасли, будет её ниже чем у него, при низком уровне эффективности самого предприятия, оно всё равно моет считаться конкурентоспособным.
Однако, ведение такой политики экономической деятельности организации, чаще всего, может быть признано фактором ведения недобросовестных методов конкуренции и привести к применению к предприятию, осуществляющему её, ряда санкций. Это обуславливает факт того, что наиболее рационально для любого предприятия будет придерживаться стратегии повышения экономической эффективности, а не формирования препятствий для роста эффективности работы основных организаций-конкурентов.
Конкурентоспособность организации состоит из ряда факторов, которые включают в себя качество продукции, уровень оказываемых сервисных услуг и сервисного сопровождения работы предприятия, а также общий уровень экономической эффективности её работы.
Работа организации в направлении поддержания конкурентоспособности является особенно актуальной для торговой организации, это обусловлено тем, что в данной отрасли ведётся жёсткая борьба между компаниями, которые оказывают ряд аналогичных услуг, по предоставлению возможности потребителю купить определённые товары. По этой причине, предоставление возможностей по приобретению товаров с дополнительными преимуществами при этом (более высокий уровень качества, предоставление дополнительных услуг и т.д.), может оказать существенное влияние на выбор потребителя. Что повлечёт за собой увеличение уровня прибыли, конкурентоспособности и общего экономического эффекта в рамках оценки итогов деятельности торговой организации.
Одной из основных задач работы руководства организации и её сотрудников, которые несут ответственность за процесс реализации данного вида деятельности, является проведение систематического и структурированного анализа работы предприятия и его подразделений, которая призвана обеспечить, поддержать и повысить уровень конкурентоспособности организации. В раках данного процесса происходит изучение ряда внешних и внутренних факторов, которые способны показать эффективность работы предприятия по отношению к таким показателям как: ожидания клиентов, уровень развития отрасли, уровень развития организации, уровень развития основных организаций-конкурентов.
Реализация данного процесса в своей совокупности призвана поддержать и увеличить уровень удовлетворённости потребителей, что может повлечь за собой рост конкурентоспособности организации и уровня её экономической эффективности.
Федеральная розничная торговая сеть «Перекресток» представляют собой одну из первых сетей городских супермаркетов. Свою историю компания берет в 1995 году, когда был открыт первый магазин данной торговой сети, располагающийся в городе Москве.
По данным на 31 апреля 2021 года в торговую сеть «Перекресток» входило свыше 600 торговых объекта, находящихся в 126 населенных пунктах нашей страны. Торговая площадь магазинов «Перекресток» варьируется от 400 до 2000 квадратных метров, в то же время ассортимент состоит из более чем 15 000 наименований продукции. Работа логистов, сотрудников компании направлена на то, чтобы у покупателя сложилось впечатление, что во время совершения процесса покупок он попадает в своеобразное гастрономическое путешествие.
При существующем ассортименте продукции и ее выпуске прямой канал является наиболее эффективной сетью ОАО «Торговая компания «Перекресток». Прямой маркетинг позволяет вам сохранять контроль над торговыми операциями, лучше изучать рынок своей продукции и устанавливать долгосрочные отношения с основными потребителями.
ОАО «Торговая компания «Перекресток» очень чутко относится к лояльности клиентов. В сети «Перекресток» действует специальная программа лояльности «Клуб Перекресток», в которой есть «горячая линия». Существует также план «мы несем ответственность за качество», согласно которому люди, столкнувшиеся с нехваткой персонала, могут немедленно получить моральную и материальную компенсацию.
«Покупки на дому» - это основной стандарт позиционирования АО «Торговый дом «Перекресток», которое ставит перед собой задачу как можно проще обеспечить потребителей товарами самого высокого качества. Магазин «Перекресток» ориентирован на то, чтобы у потребителей была возможность приобрести необходимые продуктовые магазины рядом с их местом жительства.
Постоянное улучшение системы менеджмента качества обслуживания обеспечивается путем выполнения ежегодных программ качества, а также путем анализа и контроля со стороны руководства над выполнением этих программ и политики в области качества. Достижение улучшений системы менеджмента качества обеспечивается при планировании и осуществлении улучшений во всех видах деятельности системы менеджмента качества. Повышение результативности процессов обеспечивается также посредствам корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних и внешних проверок качества, анализа данных, с участием заинтересованных сторон.
Корректирующие действия предпринимаются по результатам рассмотрения и анализа несоответствий, включая претензии, жалобы, замечания и предложения потребителей продукции; определения, изучения и анализа причин несоответствий продукции. Они включают в себя определение действий, необходимых для устранения причин несоответствий, чтобы избежать их повторение в будущем, а также проведение контроля и анализа предпринятых действий для подтверждения их эффективности.
Предупреждающие действия могут осуществляться на всех уровнях и по разным направлениям деятельности АО «Торговый дом «Перекресток» как на уровне высшего руководства и формируются в виде планов, программ, так и на уровне отдельных подразделений (планы, протоколы, акты, приказы, распоряжения и др. документы). Ответственность за контроль над проведением предупреждающих действий возлагается на руководителей соответствующих отделов, общий контроль осуществляет директор и его заместители по направлениям и представитель руководства по качеству.
В результате проведенной оценки эффективности конкурентоспособности организации (предприятия) были обозначены следующие мероприятия по совершенствованию в АО «Торговый дом «Перекресток»:
• представить покупателям возможность заказа посредством мобильного приложения;
• осуществить найм дополнительной рабочей силы, ответственных за оформление заявок и доставку товаров.
Для надстройки приложения и обеспечения возможности доставки продуктов из магазина воспользуемся услугами по программированию компании СКБ Контур.
1 Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина. - Ульяновск: УлГТУ, 2018. - 259 с.
2 Агапова, М. А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 81-84.
3 Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова. - М.: Ника-Центр, -2017. - № 9. - С.35-38.,
4 Альпидовская, М. Л., Цикин А. М. Конкурентоспособность национальной экономики: вопросы теории: монография / М. Л. Альпидовская, А. М. Цикин. - Тверь: Твер. гос. ун-т. - 2017. - 170 с.
5 Андреева, А. Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А. Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития. - 2017. - № 3. - С. 25-28.
6 Андреева, А. Е. Развитие конкурентоспособности предприятия на основе повышения эффективности применения методов менеджмента качества: автореф. дис. на соис. степ. к. э. н. / А. Е. Андреева; СПб:ФГУБОУ «СПБГЭУ», 2017. - 24 с.
7 Афанасьева О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: монография / О.Г. Афанасьев. - Москва: ИНФРА. - 2017 - 118 с.
8 Балгабаев, А. К. Особенности конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей / А. К. Балгабаев // Аль-Пари. - 2017. - № 3 - С.65-74.
9 Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы./ В.Л. Белоусов./М.:Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - №5. - С.25-28
10 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 с.
11 Березов, Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. - М.: Ника- Центр, 2018. - 768 с.
12 Бунько, С. А. Управление конкурентоспособностью города на основе маркетинговых технологий (на примере г. Бреста): автореф. на соиск. науч. степ. к. э. н. / С. А. Бунько; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГУ», 2019. - 29 с.
13 Быковская, Е. В. Стратегическое управление технологической конкурентоспособностью промышленного предприятия (на примере промышленных предприятий Тамбовской области): монография / Быковская Е.В. - Москва: Русайнс, 2017. - 96 с. - ISBN 978-5-4365-2267-8. - Режим доступа: https://book.ru/book/927845. - Дата доступа: 05.01.2021.
14 Быковская, Е. В. Стратегическое управление технологической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе мобилизации внутрихозяйственных резервов: дис. на соиск. уч. степ. д. э. н. / Е. В. Быковская. - Курск: ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», 2019. - 301 с.
15 Бланк, И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. - М.: Ника- Центр, 2018. - 528 с.
...