Развитие цифровой грамотности младших школьников на уроках технологии
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития цифровой грамотности младших школьников 8
1.1 Специфика развития цифровой грамотности младших школьников 8
1.2 Критерии развития цифровой грамотности младших школьников 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию цифровой грамотности младших школьников 26
2.1 Диагностика уровня развития цифровой грамотности у младших
школьников 26
2.2 Реализация работы по развитию цифровой грамотности младших
школьников на уроках технологии 39
2.3 Контрольная диагностика развития цифровой грамотности
младших школьников 46
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп .... 64
Приложение Б Методика Н. В. Пехотиной «Времена года» 66
Приложение В Методика Н. В. Пехотиной «Зима» 67
Приложение Г Методика Н .В. Пехотиной «Кошки»
Глава 1 Теоретические основы развития цифровой грамотности младших школьников 8
1.1 Специфика развития цифровой грамотности младших школьников 8
1.2 Критерии развития цифровой грамотности младших школьников 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию цифровой грамотности младших школьников 26
2.1 Диагностика уровня развития цифровой грамотности у младших
школьников 26
2.2 Реализация работы по развитию цифровой грамотности младших
школьников на уроках технологии 39
2.3 Контрольная диагностика развития цифровой грамотности
младших школьников 46
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп .... 64
Приложение Б Методика Н. В. Пехотиной «Времена года» 66
Приложение В Методика Н. В. Пехотиной «Зима» 67
Приложение Г Методика Н .В. Пехотиной «Кошки»
Сегодня, когда абсолютно все в этом мире подвержено изменениям, система образования не должна оставаться в стороне, и подвергается различным преобразованиям и модификациям. Мы вступили на порог данных перемен и считаемся участниками становления современной системы образования - системы цифрового образования. «Цифровое образование (digital education)- образование, которое осуществляется в условиях сетевого общества, посредством применения дистанционного обучения, электронных учебников, различных веб - ресурсов, социальных сетей, блогов и с помощью современных устройств (смартфоны, интерактивные доски)» [11, с.58].
Изъясняя о цифровом образовании, следует подчеркнуть, что оно должно содействовать формированию конкретного навыка - цифровой грамотности.
Как утверждает Е.А. Кашина: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [12, с.43].
Цифровая грамотность означает способность человека находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах. Она оценивается по грамматике, композиции, навыкам набора текста и способности создавать текст, изображения, аудио и дизайн с использованием технологий.
Цифровую грамотность младших школьников можно развивать на уроках труда, ОБЖ, информатики и технологии. Мы считаем, что уроки технологии наиболее благоприятны для развития цифровой грамотности.
В сегодняшнем обществе уроки технологии содействуют все большему воздействию на содержание и систему предметной подготовки. В настоящий момент назрела потребность в разработке эффективных способов применения средств уроков технологии в преподавании отдельных предметов начальной школы, в том числе в трудовом обучении (технологии).
Применение уроков технологии на стадии начального образования способствует более качественно новой обстановке в технологической подготовке младших школьников. Реорганизация работы педагогов под воздействием «электронного инструментария» сопровождается интеграционными процессами. Сочетание средств уроков технологии с классическими средствами обучения способствует сочетанию трудового обучения младших школьников с информационным.
Дидактические проблемы включения уроков технологии в процесс обучения школьников раскрыты Я.А. Ваграменко, M.JI. Левицким, Б.С. Гершунским, Б.Ф. Ломовым, Г.Ф. Фроловой А.П. Ершовым, Е.И. Машбицем, В.Г. Житомирским, и др. К ним также относятся вопросы роли компьютера в учебном процессе, задачи учителя в осуществлении цифрового обучения, проблемы работы учащегося с цифровыми технологиями, характеристика преобразований в содержании и средствах обучения, возможностей цифровых технологий как способе обучения и др.
Новые исследования А.В. Хуторского, Н.В. Апатовой, Ю.Л. Хотунцева, А.В. Смирнова, А.А. Дикой, В.Д. Симоненко, Г.В. Рубиной, А.Ю. Кравцовой, И.В. Роберт, А.А. Кузнецова, Панюковой, М.А. Э.И. Кузнецова, И.В. Марусевой, B.C. Леднева, С.В. Щербакова и др. посвящены обнаружению дидактических свойств процесса образования с использованием цифровых технологий; исследованию требований, способствующих реализации возможностей данных технологий; совершенствованию дидактических принципов образования; разработке средств и организационных моделей обучения; объяснению и разработке содержания образовательного процесса, содержащего о современные уроки по технологии.
Психолого-педагогические исследования подтверждают необходимость формирования фундамента информационного образования и цифровой грамотности детей в начальной школе. Это указывают в своих работах Л.Д. Чайнова, М.Г. Гаазе-Рапопорт, И.А. Терских, Т. Гергей, Е.Д. Маргулис, О.В. Доронина, JI.K. Леонова, Е.И. Машбиц, Г.И. Дацюк, В.В. Рубцов и др., кроме этого, ученые, работающие над исследованиями в области образования и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Л.П. Гурьева, Т.О. Брусенцова, Ю.М. Горвиц, В.И. Варченко, Е.Д. Глушкова и др. [4, с.76].
Цель исследования состоит в разработке содержания уроков технологии, способствующих развитию цифровой грамотности младших школьников и проверки их эффективности в ходе экспериментальной деятельности.
Объект исследования: развитие цифровой грамотности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Предмет исследования: развитие цифровой грамотности младших школьников на уроках технологии с использованием компьютерной техники.
Изучение и анализ психолого-педагогической, педагогической и методической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что процесс формирования компьютерной грамотности младших школьников будет более успешным, если разработать и провести уроки по технологии с использованием компьютерной техники с детьми 8-9 лет.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для выявления уровня развития цифровой грамотности у младших школьников.
3. Разработать комплекс уроков по технологии для развития цифровой грамотности у младших школьников и реализовать его в учебной деятельности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы об эффективности использования уроков технологии для развития цифровой грамотности обучающихся начальной школы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования);
- эмпирические (педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий, контрольный этапы; диагностика развития цифровой грамотности, педагогическое наблюдение);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения младших школьников на уроках технологии.
База исследования: МБУ «Школа № 25» г. Тольятти». В исследовании приняли участие 20 учеников 2 «В» класса (экспериментальная группа) и учащиеся 2 «А» класса, в количестве 25 учеников (контрольная группа). Возраст испытуемых: 8-9 лет.
Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 10 рисунками.
Изъясняя о цифровом образовании, следует подчеркнуть, что оно должно содействовать формированию конкретного навыка - цифровой грамотности.
Как утверждает Е.А. Кашина: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [12, с.43].
Цифровая грамотность означает способность человека находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах. Она оценивается по грамматике, композиции, навыкам набора текста и способности создавать текст, изображения, аудио и дизайн с использованием технологий.
Цифровую грамотность младших школьников можно развивать на уроках труда, ОБЖ, информатики и технологии. Мы считаем, что уроки технологии наиболее благоприятны для развития цифровой грамотности.
В сегодняшнем обществе уроки технологии содействуют все большему воздействию на содержание и систему предметной подготовки. В настоящий момент назрела потребность в разработке эффективных способов применения средств уроков технологии в преподавании отдельных предметов начальной школы, в том числе в трудовом обучении (технологии).
Применение уроков технологии на стадии начального образования способствует более качественно новой обстановке в технологической подготовке младших школьников. Реорганизация работы педагогов под воздействием «электронного инструментария» сопровождается интеграционными процессами. Сочетание средств уроков технологии с классическими средствами обучения способствует сочетанию трудового обучения младших школьников с информационным.
Дидактические проблемы включения уроков технологии в процесс обучения школьников раскрыты Я.А. Ваграменко, M.JI. Левицким, Б.С. Гершунским, Б.Ф. Ломовым, Г.Ф. Фроловой А.П. Ершовым, Е.И. Машбицем, В.Г. Житомирским, и др. К ним также относятся вопросы роли компьютера в учебном процессе, задачи учителя в осуществлении цифрового обучения, проблемы работы учащегося с цифровыми технологиями, характеристика преобразований в содержании и средствах обучения, возможностей цифровых технологий как способе обучения и др.
Новые исследования А.В. Хуторского, Н.В. Апатовой, Ю.Л. Хотунцева, А.В. Смирнова, А.А. Дикой, В.Д. Симоненко, Г.В. Рубиной, А.Ю. Кравцовой, И.В. Роберт, А.А. Кузнецова, Панюковой, М.А. Э.И. Кузнецова, И.В. Марусевой, B.C. Леднева, С.В. Щербакова и др. посвящены обнаружению дидактических свойств процесса образования с использованием цифровых технологий; исследованию требований, способствующих реализации возможностей данных технологий; совершенствованию дидактических принципов образования; разработке средств и организационных моделей обучения; объяснению и разработке содержания образовательного процесса, содержащего о современные уроки по технологии.
Психолого-педагогические исследования подтверждают необходимость формирования фундамента информационного образования и цифровой грамотности детей в начальной школе. Это указывают в своих работах Л.Д. Чайнова, М.Г. Гаазе-Рапопорт, И.А. Терских, Т. Гергей, Е.Д. Маргулис, О.В. Доронина, JI.K. Леонова, Е.И. Машбиц, Г.И. Дацюк, В.В. Рубцов и др., кроме этого, ученые, работающие над исследованиями в области образования и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Л.П. Гурьева, Т.О. Брусенцова, Ю.М. Горвиц, В.И. Варченко, Е.Д. Глушкова и др. [4, с.76].
Цель исследования состоит в разработке содержания уроков технологии, способствующих развитию цифровой грамотности младших школьников и проверки их эффективности в ходе экспериментальной деятельности.
Объект исследования: развитие цифровой грамотности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Предмет исследования: развитие цифровой грамотности младших школьников на уроках технологии с использованием компьютерной техники.
Изучение и анализ психолого-педагогической, педагогической и методической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что процесс формирования компьютерной грамотности младших школьников будет более успешным, если разработать и провести уроки по технологии с использованием компьютерной техники с детьми 8-9 лет.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для выявления уровня развития цифровой грамотности у младших школьников.
3. Разработать комплекс уроков по технологии для развития цифровой грамотности у младших школьников и реализовать его в учебной деятельности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы об эффективности использования уроков технологии для развития цифровой грамотности обучающихся начальной школы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования);
- эмпирические (педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий, контрольный этапы; диагностика развития цифровой грамотности, педагогическое наблюдение);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения младших школьников на уроках технологии.
База исследования: МБУ «Школа № 25» г. Тольятти». В исследовании приняли участие 20 учеников 2 «В» класса (экспериментальная группа) и учащиеся 2 «А» класса, в количестве 25 учеников (контрольная группа). Возраст испытуемых: 8-9 лет.
Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 10 рисунками.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по теме развития цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии позволяет сделать вывод о том, что цифровая грамотность - это умение находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах. В повседневной жизни, в учебе, в профессиональной деятельности цифровая грамотность выполняет следующие функции:
- обеспечение безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета;
- оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей обучающихся.
Младший школьный возраст богат неограниченными возможностями развития и педагогу важно способствовать поддержанию этих возможностей. У детей в этом возрасте закладывается, а затем культивируется фундамент цифровой грамотности. Если при поступлении в школу для детей в большей степени характерно неграмотное и не безопасное использование цифровых технологий, то при организации педагогом систематических уроков по технологии цифровая грамотность детей постепенно развивается, они понимают правила пользования цифровыми технологиями.
Для развития цифровой грамотности у детей на уроках технологии педагогу важно соблюдать систематичность и последовательность уроков. Это условие является обязательным для достижения положительного результата.
Суть цифровой грамотности состоит в том, чтобы развивать у детей такие умения, как искать информацию в интернете, осознавать, анализировать и преобразовывать её. Предполагая, что уроки по технологии могут стать эффективным способом развития цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста, вторую главу мы посвятим диагностике таких критериев, как поиск информации, осмысление информации, анализ и преобразование информации во время уроков по технологии.
Экспериментальная работа проводилась на базе «МБУ Школа № 25», городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «В» класса в составе 20 человек, составившие экспериментальную группу. В качестве контрольной группы определен 2 «А» класс в количестве двадцати пяти человек. Список детей из экспериментальной и контрольной групп представлен в приложении А.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было проведение диагностики уровня развития цифровой грамотности детей младшего школьного возраста.
Диагностика цифровой грамотности у детей проводилась по следующим критериям:
- поиск информации,
- осмысление информации,
- анализ информации,
- преобразование информации.
Подводя итоги диагностики по четырём заданиям мы можем сделать следующий общий вывод по выполнению заданий обучающимися экспериментальной и контрольной групп:
- дети в обеих группа работали с интересом, однако количество ошибок, допускаемых обучающимися контрольной группы, всегда превышало количество ошибок у обучающихся экспериментальной группы;
- выполняя задания, обучающиеся экспериментальной группы легче справлялись с поиском информации, выполняли задание последовательно, начиная выполнять задание не задавали дополнительных вопрос;
- после выполнения четырёх заданий обучающие экспериментальной группы не проявляли признаков общего утомления или усталости, после небольшого перерыва они были готовы к дальнейшей работе, тогда как обучающимся контрольной группы после выполнения четырёх заданий, выполняемых, с определенным перерывом, требовался значительное время для отдыха.
На основании анализа итогов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выбору о верности избранного направления в работе по развитию цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Мы можем констатировать, что:
- в целом организация уроков по технологии с использованием цифровых технологий эффективна;
- уроки по технологии являются эффективным организационно-методическим подходом в процессе развития цифровой грамотности детей младшего школьного возраста;
- разработанный комплекс уроков показал достаточно высокую эффективность и может применяться как комплексная методика развития цифровой грамотности в процессе уроков по технологии.
В результате цель была достигнута, поставленные задачи решены, и гипотеза доказана.
- обеспечение безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета;
- оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей обучающихся.
Младший школьный возраст богат неограниченными возможностями развития и педагогу важно способствовать поддержанию этих возможностей. У детей в этом возрасте закладывается, а затем культивируется фундамент цифровой грамотности. Если при поступлении в школу для детей в большей степени характерно неграмотное и не безопасное использование цифровых технологий, то при организации педагогом систематических уроков по технологии цифровая грамотность детей постепенно развивается, они понимают правила пользования цифровыми технологиями.
Для развития цифровой грамотности у детей на уроках технологии педагогу важно соблюдать систематичность и последовательность уроков. Это условие является обязательным для достижения положительного результата.
Суть цифровой грамотности состоит в том, чтобы развивать у детей такие умения, как искать информацию в интернете, осознавать, анализировать и преобразовывать её. Предполагая, что уроки по технологии могут стать эффективным способом развития цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста, вторую главу мы посвятим диагностике таких критериев, как поиск информации, осмысление информации, анализ и преобразование информации во время уроков по технологии.
Экспериментальная работа проводилась на базе «МБУ Школа № 25», городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «В» класса в составе 20 человек, составившие экспериментальную группу. В качестве контрольной группы определен 2 «А» класс в количестве двадцати пяти человек. Список детей из экспериментальной и контрольной групп представлен в приложении А.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было проведение диагностики уровня развития цифровой грамотности детей младшего школьного возраста.
Диагностика цифровой грамотности у детей проводилась по следующим критериям:
- поиск информации,
- осмысление информации,
- анализ информации,
- преобразование информации.
Подводя итоги диагностики по четырём заданиям мы можем сделать следующий общий вывод по выполнению заданий обучающимися экспериментальной и контрольной групп:
- дети в обеих группа работали с интересом, однако количество ошибок, допускаемых обучающимися контрольной группы, всегда превышало количество ошибок у обучающихся экспериментальной группы;
- выполняя задания, обучающиеся экспериментальной группы легче справлялись с поиском информации, выполняли задание последовательно, начиная выполнять задание не задавали дополнительных вопрос;
- после выполнения четырёх заданий обучающие экспериментальной группы не проявляли признаков общего утомления или усталости, после небольшого перерыва они были готовы к дальнейшей работе, тогда как обучающимся контрольной группы после выполнения четырёх заданий, выполняемых, с определенным перерывом, требовался значительное время для отдыха.
На основании анализа итогов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выбору о верности избранного направления в работе по развитию цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Мы можем констатировать, что:
- в целом организация уроков по технологии с использованием цифровых технологий эффективна;
- уроки по технологии являются эффективным организационно-методическим подходом в процессе развития цифровой грамотности детей младшего школьного возраста;
- разработанный комплекс уроков показал достаточно высокую эффективность и может применяться как комплексная методика развития цифровой грамотности в процессе уроков по технологии.
В результате цель была достигнута, поставленные задачи решены, и гипотеза доказана.



