Введение
Глава 1 Структура привлечения к административной ответственности
1.1Понятие и виды юридических лиц в Российской Федерации
1.2Особенности регулирования ответственности на региональном уровне
1.3Правовые проблемы привлечения виновного юридического лица к административной ответственности
Глава 2 Порядок назначения наказания при привлечении к административной ответственности
2.1Понятие индекса административного давления
2.2Предложения по дальнейшему совершенствованию системы контроля
и надзора
Глава 3 Порядок привлечения юридического лица к ответственности в рамках административного права
3.1Особенности привлечения юридического лица к ответственности за
отдельные административные правонарушения
3.2Порядок осуществления административного производства с участием
юридических лиц
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
На актуальность темы представленного исследования указывает тот
факт, что в настоящее время в России в условиях стремительного развития рыночных отношений постоянно появляются новые юридические лица различной организационно-правовой формы. Они осуществляют
экономическую деятельность и участвуют в различных правоотношениях.
В этой связи требуется установление со стороны государства надежных гарантий защиты интересов всех хозяйствующих субъектов, а также подхода к такой защите надзорными и правоохранительными органами.
Свобода экономической деятельности и ослабление роли государства в ее регулировании порождает совершение юридическими лицами многочисленных нарушений в налоговой, таможенной, антимонопольной сфере.
Как показывает статистика, число совершаемых юридическими лицами административных правонарушений с каждым днем все более возрастает, а значит, растет количество возбужденных в отношении них административных производств.
Согласно данных по работе мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции в 2019 году Тюменской области наглядно видно, что привлечение к административной ответственности не уменьшается, а возрастает. Так судами рассмотрено за прошедший год 68030 административных дел. Из них мировыми судьями - 56103 дела, районными судьями - 1991 дело. Это на 6,8 % больше по сравнению с 2018 годом.
Основным регулятором общественных отношений является институт юридической ответственности, который также служит предупреждению и профилактике административных правонарушений.
В современных условиях механизм государственного принуждения и применения мер ответственности к организациям за совершение ими правонарушений в любой области законодательства требует постоянного совершенствования.
С начала 90-х годов двадцатого столетия получил развитие институт административной ответственности юридических лиц. Его по праву можно назвать сравнительно новым и еще недостаточно урегулированным. Так, в законе не установлен порядок применения общих мер административной ответственности в отношении всех юридических лиц, что, зачастую, приводит к неправильной квалификации совершенного ими деяния и назначения соответствующей правовой меры.
Надо сказать, что вопрос об административной ответственности организаций носит дискуссионный характер. Многие теоретики считали, что данный институт не относится к правовому регулированию Кодексом об административных правонарушениях, поскольку разрушает цельность его предмета регулирования [26].
Дискуссионный характер данной правовой категории вытекает из самой сущности юридического лица, которое не обладает рассудком и не имеет психического отношения к совершаемым деяниям. Вследствие этого, к юридическому лицу невозможно применить вину в ее классическом понимании.
Этим объясняется отсутствие в советском законодательстве кодифицированного акта, регулирующего административную
ответственность организаций, применялись лишь отдельные нормативные акты, и как следствие, неизученность данной проблемы в теории административного права.
Современное российское законодательство решило вопрос о применении мер ответственности к юридическим лицам. Теперь они также являются субъектами административного права, как и физические лица. А значит, на них будут распространяться положения законодательства, закрепляющие порядок осуществления административного процесса и применения мер ответственности.
На сегодняшний день данному правовому институту уделяется много внимания со стороны различных ученых-теоретиков в области административного права, однако до сих пор многие вопросы применения мер административной ответственности в отношении юридических лиц остаются неизученными.
Актуальность изучения проблемы административной ответственности юридических лиц обусловлена многообразием научных взглядов по различным моментам привлечения к ответственности данных субъектов (понятие ответственности, ее содержание и мер принуждения).
Кроме того, заимствованы понятие и признаки юридического лица из гражданского законодательства, однако порядок их применения в рамках административного права до сих пор не разъяснен законодателем.
Среди различных ученых можно встретить много мнений и подходов к проблеме ответственности данных субъектов. Кроме того, отсутствует единообразное понимание правовых понятий, что приводит к появлению все более новых проблем. В этой связи необходимо проводить дальнейшие научно-теоретические исследования в данной области.
Таким образом, представляется необходимым проведение комплексного теоретического научного исследования проблем правового регулирования привлечения к административной ответственности с внесением ряда предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Степень научной разработанности
С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года стали появляться научные труды отдельных ученых, в которых затрагивались материально-правовые вопросы применения административной ответственности к юридическим лицам с учетом положений принятого Кодекса [15].
В научной литературе по рассматриваемой проблеме привлекают внимание труды таких теоретиков, как Д.Н. Бахрах, А.В. Брызгапин, В.И. Дымченко, Л. Иванов, JI. Кролис, Е.В. Овчарова и другие.
Отдельные вопросы административной ответственности юридических лиц раскрывают в своих работах К.Л. Бякишев, Р.Ф. Васильев, И.В. Гуськов, Е.В. Долин, В.М. Манохин, В.И. Попов и др.
Определенный вклад в разработку указанной темы внес Назаров И.В. В своем научном труде об ответственности юридических лиц, автор рассматривает статус организаций, предприятий и учреждений как субъектов административных отношений, а также раскрывает указывает на отличительные черты административной ответственности юридических лиц от других видов ответственности.
Предмет и объект исследования
Предмет исследования представляют нормы российского административного законодательства, регламентирующие ответственность организаций, соответствующая правоприменительная практика, а также имеющиеся научные представления о различных аспектах привлечения к данному виду ответственности указанных субъектов.
Объект исследования включают правоотношения, которые возникают по поводу совершения организацией административного правонарушения.
Цель и задачи исследования
Целью исследования следует указать изучение существующих правовых проблем института ответственности организаций (юридических лиц) как субъектов административного права, а также комплексный анализ и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной области.
Чтобы указанная цель была достигнута, в работе был поставлен ряд задач научного исследования:
1.Рассмотреть административной ответственности юридического лица в качестве обязательного элемента его правового статуса и как правовой институт.
2.Провести комплексный анализ правовой базы, относящейся к регулированию административной ответственности организаций, а также выработка предложений дальнейшего совершенствования законодательства в данной области.
3.Раскрыть понятие и составные элементы административного правонарушения, совершаемых юридическими лицами.
4.Рассмотреть существующие виды административных правонарушений организаций.
5.Раскрыть особенности применение к виновной организации принудительных мер административно-правового характера.
6.Указать на органы и должностные лица, наделенные полномочиями по возбуждению и осуществлению административного производства в отношении юридических лиц.
К теоретической основе исследования отнесены работы таких дореволюционных русских юристов-правоведов - Н.Ф. Плевако, В.Н. Герарда, Н.С. Суворова, так и современных ученых-теоретиков - И.А. Андреевой, Н.Г. Андрюхина, А.П. Алехина, Е.С. Беляева, Н.В. Галкиной, А.В. Гусева, М.К. Палибина, Ю.Н. Старилова и других.
Эмпирическую основу исследования составили материалы правоприменительной практики, научные взгляды отечественных правоведов по вопросам правового регулирования административной ответственности организаций. Для изучения данной темы была использована учебная литература, монографии, научные публикации, а также статистические данные органов юстиции.
Методологическую основу исследования составили общие и специальные методы. Так, в результате написания работы использовались метод анализа, синтеза, системно-структурный метод, сравнительноправовой метод, статистический и конкретно-социологический методы.
Научная обоснованность настоящей работы состоит в сравнительном анализе нормативных положений ранее действовавших нормативных актов и современного административного законодательства. Это требуется для проведения комплексного научного исследования в вопросах применения мер административной ответственности юридическому лицу, совершившему правонарушение.
К особенностям работы следует отнести анализ положений гражданского и других отраслей права, которые составляют правовую основу такого института, как юридическая ответственность.
Особое внимание было уделено исследованию вопроса административной ответственности организаций в качестве обязательного элемента правового статуса юридического лица.
Кроме того, в работе раскрыты особенности квалификации составов административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами, их классификации по различным видам; исследована установленная система административных мер принуждения в отношении данных субъектов. Наконец, в настоящем исследовании проведен анализ стадий административного производства в отношении юридического лица, а также процессуального статуса всех участников данного производства.
В результате выполнения поставленных были получены следующие результаты данного исследования:
-на основании всестороннего анализа различных научных взглядов о проблеме ответственности юридического лица как равноправного субъекта административного права;
-раскрыта правовая природа юридических лиц (организаций, предприятий), особенности его правосубъектности;
-детально проанализированы ранее действовавшие законодательные акты, в которых закреплялись отдельные нормы, регулирующие ответственности юридического лица;
-исследованы правовые нормы современного административного законодательства, в частности, региональных законов (на примере ряда областей);
- проведен комплексный анализ практики судов общей юрисдикции по вопросам привлечения к ответственности виновных организаций и назначения им соответствующего административного наказания.
Нормативная основа исследования включила Конституцию Российской Федерации, КоАП РФ, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в частности, законодательные акты Тюменской области, посвященные мерам по противодействию административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами.
Научная и практическая значимость исследования
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при преподавании курсов лекций по административному праву, а также при дальнейшем совершенствовании российского законодательства в области борьбы и предупреждения административных правонарушений, совершаемых организациями в нашем государстве.
В структуру работы согласно поставленной цели и задачам, включены структурные элементы, состоящие из введения, основной части (три главы и семь разделов), заключения и списка источников.
Российская Федерация находится на этапе новых преобразований, как в экономической, политической, так и общественной сферах.
Строятся новые взаимоотношения общества и государственной власти, развиваются новые направления в экономической сфере, закрепляется приоритет верховенства закона и защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.
Государство, являясь участником частноправовых и публичноправовых отношений, часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти интересы общества в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что довольно часто приводит к конфликту указанных интересов.
В отличие от других субъектов права государство самостоятельно, через соответствующие законы определяет предел его гражданской правоспособности и имущественный статус.
Действующие законы должны строго отражать интересы частных субъектов, общества и государства, защищать их права.
В послании Президента РФ в 2019 году сформулированы меры для развития конкурентного и честного бизнеса. Кроме того, главой государства указано на ряд проблем, которые требуют решения в административном законодательстве и правоприменительной практике, относительно осуществления предпринимательской деятельности.
Для того, чтобы эффективно осуществлялось правовое регулирование, меняющиеся процессы в предпринимательской сфере, требуется постоянное совершенствование законодательства, внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты, отмена устаревших законов.
Вследствие проведения в России демократических реформ и ослабления роли государства в экономической сфере экономики, вызванной развитием рыночных отношений, в последние годы наблюдаются многочисленные нарушения субъектами предпринимательской деятельности в области налогового, таможенного, валютного, антимонопольного законодательства.
Основным регулятором общественных отношений является институт юридической ответственности, который также служит предупреждению и профилактике административных правонарушений.
В современных условиях механизм государственного принуждения и применения мер административной ответственности к хозяйствующим субъектам за правонарушения в различных отраслях законодательства требует постоянного совершенствования. В связи с этим с начала 90-х годов двадцатого столетия получил развитие институт административной ответственности юридических лиц (организаций).
Современная российская правовая структура находится на стадии дальнейшего формирования. При этом должна быть должным образом разработанная теоретическая основа.
Состояние современного административного законодательства в части ответственности юридических лиц свидетельствует о том, что данная область отношений еще малоизучена, отсутствуют фундаментальные исследования по указанной проблематике.
Кроме того, в административном законодательстве не раскрываются особенности правового статуса органов юрисдикции и других субъектов производства по делам о правонарушениях юридических лиц, а также порядок назначения административного взыскания.
Таким образом, данный правовой институт по праву можно назвать сравнительно новым. На сегодняшний день пробелом административного законодательства является отсутствие четкого установления и применения общих в отношении всех юридических лиц мер административной ответственности, что, зачастую, приводит к неправильному и несправедливому привлечению к административной ответственности той или иной организации.
В последнее время появляется много публикаций по различным вопросам административной ответственности организаций, предлагаются различные подходы и решения по данной проблематике такими учеными, как Солдатовой Л.П., Бахрахом Д.Н., Колесниченко Ю.Ю., Овчаровой Е.В, Дымченко В.И., и другими.
В научной литературе по рассматриваемой проблеме привлекают внимание труды таких теоретиков, как А.В. Брызгапин, В.И. Дымченко, Л. Иванов, JI. Кролис, Е.В. Овчарова и другие.
Отдельные вопросы административной ответственности юридических лиц раскрывают в своих работах К.Л. Бякишев, Р.Ф. Васильев, И.В. Гуськов, Е.В. Долин, В.М. Манохин, В.И. Попов и др.
Определенный вклад в разработку указанной темы внес Назаров И.В.. В своем труде об ответственности юридических лиц автор рассматривает статус организаций, предприятий и учреждений как субъектов административных отношений, а также раскрывает указывает на отличительные черты административной ответственности юридических лиц от других видов ответственности.
О структурных элементах ответственности субъектов существует много различных научных взглядов и подходов. Вследствие отсутствия единого понимания указанных понятий, возникают те или иные практические проблемы. Поэтому требуются новые научно-теоретических исследования в данной области.
Таким образом, представляется необходимым проведение комплексного теоретического научного исследования проблем правового регулирования привлечения к административной ответственности с внесением ряда предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Предмет исследования представляют нормы российского законодательства, регламентирующие ответственность организаций (юридических лиц), соответствующая правоприменительная практика, а также имеющиеся научные представления о различных аспектах привлечения к данному виду ответственности указанных субъектов.
Объект исследования включают общественные отношения, возникающие в связи с совершением организацией административного правонарушения.
В теоретическую основу исследования автором включены работы, как дореволюционных русских юристов-правоведов:
-Н.Ф. Плевако,
- В.Н. Герарда,
-Н.С. Суворова
так и современных ученых-теоретиков:
-И.А. Андреевой,
-Н.Г. Андрюхина,
-А.П. Алехина,
-Е.С. Беляева,
-Н.В. Галкиной,
-А.В. Гусева,
-М.К. Палибина,
-Ю.Н. Старилова и других.
Эмпирическую основу исследования составили материалы правоприменительной практики, научные взгляды отечественных правоведов по вопросам правового регулирования административной ответственности организаций.
В процессе работы использовались учебная литература, различные монографии, научные публикации, а также статистические данные судебных органов.
Методами исследования в настоящей работе явились общие методы анализа и синтеза, системно-структурный метод, а также специальные методы - сравнительно-правовой, статистический и конкретносоциологический.
Научная новизна настоящей работы состоит в сравнительном анализе нормативных положений ранее действовавших нормативных актов и современного административного законодательства. Это необходимо для того, чтобы провести комплексное научное исследование в вопросах применения мер административной ответственности к юридическому лицу, совершившему правонарушение.
К особенностям работы следует отнести анализ положений гражданского и других отраслей права, которые составляют правовую основу такого института, как юридическая ответственность.
Действующее законодательство решило вопрос об административноправовом статусе юридического лица. Они являются субъектами ответственности, как и физические лица.
К организации может быть применена мера административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законами предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наряду с общими признаками административно-правовая ответственность обладает отличительными признаками, позволяющими выделять ее в самостоятельный вид юридической ответственности, заключающиеся в порядке правового регулирования данных отношений; специфике правового статуса субъектов административно-правовых отношений; юридической природе неправомерного поведения субъектов в данной сфере, а также в характере административных предписаний, на основании которых возникает указанный вид ответственности.
Как и любая иная юридическая ответственность, административноправовая ответственность выполняет карательную функцию по отношению к субъектам, допустившим нарушение правовых норм. Однако в отличие, например, от уголовной ответственности, которая направлена на наказание правонарушителей, главной целью административной ответственности является стимулирование позитивной деятельности субъекта, в частности, юридического лица.
При применении к юридическому лицу мер ответственности следует принимать во внимание его правовой статус в силу несовпадения административной и гражданской правосубъектности. Единство правоспособности и дееспособности присутствует во всех правоотношениях, где участником выступает юридическое лицо.
При возникновении ответственности юридического лица особую роль играют его органы управления, через которые реализуется право-и дееспособность любой организации.
При написании настоящей работы получены следующие результаты исследования:
1.Рассмотрен статус юридического лица как субъекта административных правоотношений: признаки, особенности правового статуса и признаки его как субъекта административной ответственности.
Законодательное определение юридического лица содержится только в гражданском законодательстве. К признакам данного субъекта относятся: наличие обособленного имущества, учредительных документов, организационно-правовой формы, правоспособности и способности отвечать своим имуществом по обязательствам. Поэтому юридическое лицо могут быть участником любых правоотношений, а соответственно, и привлекаться к ответственности, в том числе административной.
Однако постоянное увеличение числа вновь создаваемых организаций повлияла на необходимость внесения ясности на законодательном уровне в вопрос об административно-правовом статусе юридического лица. Требовалось разъяснение законодателя о том, какой должен быть порядок привлечения его к ответственности за допущенные административные правонарушения, которые совершены именно юридическим лицом, а не должностным лицом (как это было принято ранее).
Прежде всего, следует обратиться к самому определению юридического лица, под которым понимается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, обладает правом от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это определение содержится в статье 48 Гражданского кодекса РФ. Любое юридическое лицо имеет свою правосубъектность, то есть способность отвечать перед законом за совершенные действия или бездействия.
2.В работе раскрыты меры административного принуждения, применяемые к данным субъектам. Основанием применения указанных мер является наличие факта противоправного деяния. А для применения административного взыскания необходимо определить весь состав правонарушения.
Принуждение является признаком всех видов юридической ответственности. Оно представляет собой государственно-властный способ предотвращения негативных волевых стремлений субъектов. Цель принуждения - подчинить всех субъектов нормам права, чтобы не допустить совершения нарушений в дальнейшем.
Данный способ можно назвать гарантией защиты прав и законных интересов общества и государства от нежелательных посягательств на общественные отношения.
3.Административно-правовая ответственность - это правовой институт и обязательный признак статуса юридического лица.
Как институт права, она включает в себя совокупность процессуальных, и материальных норм административного права в области регулирования общественных отношений, связанных с применением уполномоченными органами и должностными лицами мер принуждения к виновному юридическому лицу.
Как правовой институт административная ответственность характеризуется через понятие административного правонарушения, виды наказания, систему органов юрисдикции, а также стадии производства по делам о правонарушениях.
Мотивом к совершению правонарушения юридическим лицом может служить его неорганизованная или скрытая деятельность либо отдельные действия самого коллектива. Таким образом, возможность совершения противоправного деяния имеется, как у должностного лица (например, в случае его халатных действий), так и у любого члена коллектива.
На основании изложенного, можно сказать, что цель применения мер административной ответственности к юридическому лицу заключается в осуществлении превентивной функции.
В результате может измениться организационная структура юридического лица, чтобы в дальнейшем не происходило подобных правонарушений.
Меры ответственности применяются к виновному лицу за правонарушение только, если у него была реальная возможность контролировать действия своих сотрудников.
Ответственное лицо должно быть вменяемым при осуществлении каких -либо действий и не причинять вред своей организации.
Административная ответственность - обязательный элемент правового положения любой организации, а также гарантия должного поведения и исполнения обязательств.
4.Представляется необходимым проведение единой кодификации
правовых норм, регулирующих ответственность юридических лиц на федеральном и региональном уровнях.
Кроме того, в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда № 5 от 24.03.2005 года, разъясняется, что, если в ходе рассмотрения дела установлена малозначительность административного правонарушения, судья может не применять к виновному лицу меры административной ответственности и ограничиться лишь устным замечанием. После чего суд прекращает производство по делу и выносит соответствующее постановление [21].
Однако сейчас стоит требуется унификация правовых норм, касающихся ответственности юридических лиц, которые должны быть включены в действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Отсутствие повторения тех или иных положений в законах облегчит применение их практике.
5.Исходя из положения п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что административное и административно-процессуальное законодательство относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Поэтому следует внести предложение о разграничении предметов их ведения в области ответственности организаций.
На федеральном уровне регулирования должны находится:
вопросы по установлению общих положений и принципов применения административных норм по правонарушениям,
определятся перечень административных взысканий и порядок их назначения,
устанавливаться административная ответственность за противоправные деяния, содержащиеся в федеральных законах,
закрепляться процесс рассмотрения дел о правонарушениях, устанавливаться процедура исполнения постановлений о применении административных взысканий.
К вопросам, которые могут находится в ведении регионов, в области правового регулирования административной ответственности следует относить:
установление видов и оснований административной ответственности за деяния, совершаемые на территории конкретного региона;
принятие соответствующих законов по вопросам правового регулирования ответственности субъектов;
определение территориальной подсудности и подведомственности дел, рассматриваемых органами юрисдикции региона.
6.Понятие правонарушения раскрывается посредством рассмотрения всех его составных элементов:
- объект,
-субъект,
-объективную сторону,
-субъективную сторону.
В настоящем исследовании предлагается определять административное правонарушение юридического лица, как противоправное, действие (бездействие), совершенное при наличии вины юридического лица. Объектом посягательства в данных правонарушениях являются:
-права и свободы граждан и других организаций,
-имущество субъектов,
-окружающая среда,
-государственный или общественный порядок,
-порядок управления.
Таким образом, из указанного определения можно выделить два критерия (или условия), при которых может быть установлена вина юридического лица:
1)возможность выполнения установленных правил и правовых норм,
2)субъект не совершил необходимые действия, которые мог бы совершить для предотвращения правонарушения.
Только при наличии указанных условий может говорить о вине юридического лица.
Важным моментом является заимствование законодателем гражданско- правовой формулировки вины. Лицо будет невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При рассмотрении вины юридического лица в совершении конкретного правонарушения в каждом случае следует определять, не совершало ли оно какого-либо действия (бездействия), которое, препятствовало соблюдению им установленных правил и норм, а также принятию всевозможных мер для недопущения нарушения требований закона.
В случае совершения юридическим лицом действий, при которых он не может выполнить требования закона, его вина действительна (к примеру, если организация скрыла достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды из-за плохой работы измерительного оборудования, которое требует срочный ремонт или замену).
В законе отсутствует четкое разграничение ответственности по форме вины, то есть были ли действия (бездействие) юридического лица совершены с умыслом или по неосторожности. Данный вопрос имеет большое практическое значение при определении размера соответствующего наказания (ч. 2 ст. 4.1 КоАП).
Кроме того, законодатель не систематизировал меры административного принуждения, применяемые к виновным юридическим лицам.
Когда разрабатывался Кодекс РФ об административных правонарушениях, законодатель планировал включить в него меры ответственности специально для организаций.
Основная идея, которой следует придерживаться в данном
исследовании, заключается в том, что административная ответственность организации будет основываться на нормах как частного, так и публичного права. В результате этого возникает много противоречий и правовых проблем в применении конкретных норм права в случае вины юридического лица.
Административная ответственность имеет ряд общих черт с уголовной, которая применяется в большей степени к физическому лицу.
Правовая природа юридического лица основывается на гражданско- правовом законодательстве. Поэтому у данного субъекта имеется много особенностей применительно к административной ответственности.
Вопрос о соотношении ответственности юридического лица и должностных лиц в российском законодательстве и правоприменительной практике имеет двоякий смысл.
Так, от административной ответственности освобождается должностное лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось при исполнении своих должностных обязанностей и предприняло все необходимые возможные меры для недопущения совершения правонарушения.
От ответственности также освобождается физическое лицо, которое в момент совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, при котором лицо не фактически не может осознавать противоправность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия либо другого болезненного состояния психики (ст. 2.8. КоАП РФ).
В ряде случаев действия должностного лица попадают под определение административного правонарушения либо уголовного деяния, в которых объект и объективная сторона схожи, как и административном правонарушении юридического лица. Субъект и субъективная сторона имеют самостоятельное значение.
В остальных случаях должностное лицо подлежит дисциплинарной ответственности, которая закрепляется в трудовом законодательстве. Здесь
происходит нарушение трудовых обязательств. То есть здесь присутствуют два самостоятельных состава правонарушения с различным правовым содержанием: правонарушение юридического лица и дисциплинарный
проступок, совершенный виновным лицом.
Противоправные деяния юридических лиц могут нарушать правовой порядок, порядок управления; либо совершаться в той или иной области государственного управления.
При этом все правонарушения юридического лица носят универсальный характер, поскольку оно может быть участников отношений в любой области государственного регулирования.
1.Меры административного принуждения, применяемые к юридическому лицу, могут подразделены в зависимости от сферы правового воздействия:
- меры воздействия на деловую репутацию компании,
-имущественно - правовые меры воздействия;
-меры организационно-правового воздействия.
Кроме того в зависимости от порядка применения той иной правовой санкции меры подразделяются на
-основные и дополнительные,
-обязательные и факультативные,
-безальтернативные и альтернативные.
Меры административного взыскания в отношении организаций применяются в виде:
-вынесения предупреждения,
-наложения штрафа,
-изъятия или конфискации предметов (орудий) совершения
правонарушений,
-лишения юридического лица определенного права, которым он распоряжался на основании лицензии,
ликвидации организации.
Важным полномочием мировых судей и судов общей юрисдикции является отмена постановления должностного лица или административного органа о применении мер ответственности организации. Нужно сказать, что зачастую виновные организации уклониться от ответственности и соответствующего наказания. В частности, на сегодняшний день проблемой является нарушение права граждан на тишину и покой в установленный промежуток времени различными организациями общественного питания (барами, кафе, ресторанами), которые, в большей степени, расположены на первом этаже многоквартирного дома.
9.Рассмотрено производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц, представляющее собой установленный в законе порядок и правовые формы осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению, пересмотру дел, а также исполнение постановлений.
10.В работе также рассматривались правовые принципы, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях юридических лиц.
К таковым следует относить:
-общие принципы законности и объективной оценки,
-принципы, обеспечивающие субъективные права и законные интересы юридических лиц в производстве по делам об административных правонарушениях (презумпция невиновности; равенство юридических лиц перед законом, обеспечение права на защиту, гарантий неприкосновенности имущества и имущественных прав; охрана деловой репутации юридического лица);
-конституционно-правовые принципы (состязательность и равноправие сторон; ведение производства на государственном языке; гласность производства; независимость судей и иных органов административной юрисдикции при принятии решения по делу);
-основополагающие начала судебного процесса - публичность; непосредственность и устность производства; ответственность должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях);
-специальные принципы административного процесса.
Так, при привлечении к административной ответственности должен неукоснительно соблюдаться принцип презумпции невиновности. Его сущность состоит в том, что подозреваемое лицо не должно доказывать свою невиновность. Любые сомнения вины будут толковаться в пользу лица.
Поэтому юридические лица уклоняются от предоставления должностным лицам, которые составляют административные протоколы, необходимых документов (договоры, решения, приказы, графики, должностные инструкции и т.д..). Тем самым указанные субъекты препятствуют доказыванию их вины.
10. Проведен анализ порядка осуществления стадий производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц: возбуждение, рассмотрение дела по существу; пересмотр дела; исполнительное производство.
На основании проведенного исследования можно выделить следующие черты, характерные для производства по делам об административных правонарушениях:
Во-первых, это специфическая процедура по рассмотрению дела с целью применения конкретного административного наказания.
Во-вторых, каждая стадия административного производства
завершается принятием постановления.
В-третьих, данное производство охраняет определенные отношения, регулируемые административным правом, обособленность и завершенность которых определяется с момента возникновения дела об административном правонарушении до момента его разрешения.
Российское законодательство до принятия нового КоАП РФ не содержало понятия вины юридического лица. Это обстоятельство можно объяснить самой сущностью юридического лица, не имеющего рассудка и психического отношения в совершаемым им действиям.
Однако постоянное увеличение числа вновь создаваемых организаций повлияла на необходимость внесения ясности на законодательном уровне в вопросе административно-правового статуса юридического лица как субъекта ответственности. Требовалось разъяснение законодателя о том, какой должен быть порядок привлечения его к ответственности за допущенные административные правонарушения, которые совершены именно юридическим лицом, а не должностным лицом (как это было принято ранее).
Анализ рассмотрения судами жалоб по постановлениям органов по делам об административных правонарушениях позволил выявить ряд нарушений, допускаемых лицами, уполномоченными на составление протоколов при применении норм административного законодательства.
Допущенные за рассматриваемый период ошибки и недоработки оказали существенное влияние на принятые судебные решения, вынесенные не в пользу административных органов.
На основании изложенного, следует предложить внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд дополнений:
1.В Главу II включить статью, в которой раскрывался бы статус юридического лица как субъекта административной ответственности с указанием признаков, которые отличали бы его от коллективных субъектов административного права.
В частности, таким признаком может являться государственная регистрация в порядке, предусмотренным законом.
2.Указать в качестве отдельной нормы об исключении применения ответственности к органам государственной власти и местного самоуправления, а только к их должностным лицам.
3.Исключить из КоАП РФ нормы о привлечении к ответственности новых юридических лиц в порядке правопреемства. По сути, они не имеют никакого отношения к совершенному предыдущей организацией правонарушению.
Состояние современного административного законодательства в части ответственности юридических лиц свидетельствует о том, что данная область отношений еще малоизучена, отсутствуют фундаментальные исследования по указанной проблематике.
Кроме того, в административном законодательстве детально не определены подробности правового положения органов юрисдикции и других участников производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, а также порядок назначения наказаний.
При разработке предложений по совершенствованию исполнительного законодательства следует также опираться на гражданско-правовые нормы, нормы действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях, гражданско-процессуальные нормы.
В настоящий момент наблюдается тесная взаимосвязь между порядком привлечения к ответственности юридического лица и деятельностью судебных приставов-исполнителей.
Конечно, требуется слаженная работа между исполнительными органами и органами, уполномоченными привлекать к ответственности и назначать меры административного принуждения.
В этой связи хотелось следует иметь ввиду следующие моменты:
5.Наличие пробелов в исполнительном законодательстве, двойственный характер некоторых правовых норм, направленных на упорядочение экономических отношений и исполнительное производство;
6.Незащищенность участников исполнительного производства и самих судебных приставов-исполнителей;
7.Неприменение правовых норм государственными органами принудительного исполнения, в результате чего подрывается авторитет государственной власти и закона, увеличивается криминализация рыночных отношений, и как результат, снижается уровень безопасности хозяйствующих субъектов;
8.Злоупотребление правом слабой стороны в экономическом споре на защиту, которое выражается в произволе со стороны силовых структур, фальсификации документов, введении в заблуждение и обмане судебных органов, других участников исполнительного производства;
На наш взгляд, следует в законе конкретизировать понятие «исполнительного производства» как общего правового института, включающего в себя комплекс правовых норм, а также процессуальные действия мировых судьи, судов общей юрисдикции и арбитражного суда, органов принудительного исполнения, и всех лиц, участвующих в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других юрисдикционных органов.
Надо сказать, что в настоящее время административно-правовое регулирование ответственности юридических лиц осуществляется на основании «отраслевого» признака. На это указывает более шестидесяти действующих федеральных законов, относящихся к данной области регулирования. Нельзя не отметить и наличие так называемого ведомственного регулирования отдельных вопросов ответственности юридических лиц, в отраслях промышленности, транспортной сфере, сфере охраны труда, ввиду отсутствия соответствующих норм в законодательных актах.
Особое внимание было уделено исследованию вопроса административной ответственности организаций в качестве обязательного элемента правового статуса юридического лица.
Кроме того, в работе раскрыты особенности квалификации составов административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами, их классификации по различным видам; исследована установленная система административных мер принуждения в отношении данных субъектов. Наконец, в настоящем исследовании проведен анализ стадий административного производства в отношении юридического лица, а также процессуального статуса всех участников данного производства.
Результаты данного исследования получены в соответствии с поставленными задачами:
-на основании всестороннего анализа различных научных взглядов о проблеме ответственности юридического лица как равноправного субъекта административного права;
-раскрыта правовая природа юридических лиц (организаций, предприятий), особенности его правосубъектности;
-детально проанализированы ранее действовавшие законодательные акты, в которых закреплялись отдельные нормы, регулирующие ответственности юридического лица;
-исследованы правовые нормы современного административного законодательства, в частности, региональных законов (на примере ряда областей);
-проведен комплексный анализ практики судов общей юрисдикции по вопросам привлечения к ответственности виновных организаций и назначения им соответствующего административного наказания.
Полученные результаты настоящей работы могут быть использованы при разработке предложений по совершенствованию положений российского законодательства и расширению правоприменительной практики в области ответственности организаций.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп., вступ. в силу (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета.- 25.12.1993.- № 237 (853).
2.Гражданский кодекс (часть первая) РФ от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020)// Российская газета. 08.12.1994. № 238-239.
3.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 31.07.2020)// Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018)// Собрание законодательства РФ. -1996. -№ 25. - Ст. 2954.
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. -2002. -№ 1 (часть I). Ст. 1.
6.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 24.03.2020) // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
7.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ.03.08.1998.№ 31. Ст.3824.
8.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ (ред от 27.10.2020) // Собрание законодательства РФ.03.01.2005. № 1. Ст. 14.
9.Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. № 14.ст.1650.
10.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
11.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018)// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
12.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2008 года «О
противодействии коррупции» (измен. от 31.07.2020)// Собрание законодательства РФ.9.12.1998. № 52 (часть 1), Ст. 6228.
13.Кодекс Тюменской области об административной ответственности» от 27.12.2007 № 55 (с измен. от 02.10.2020) // Газета «Тюменские известия».28.12.2007., № 242 (4502).
14.Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 322 «Об
административных комиссиях в Тюменской области» (с измен. от 23.03.2020 г)// Газета «Тюменские извести» от 29.12.2004, № 280-281.
15.Постановление Правительства Тюменской области от 11.08.2015 N 373-П «Об утверждении Порядка создания в Тюменской области комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности» (с измен. от 03.07.2020 г.)// опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), опубликование № 7200201508130001 от 13.08.2015 г...